Доклад Жизненные компетенции как результат специального образования

Жизненные компетенции как результат специального образования

Для любого общества проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших. Концепция модернизации российского образования определяет одной из приоритетных задач школы – обеспечение успешной социализации ребенка. Основная цель специального образовательного учреждения- подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду, обеспечивая тем самым условия их социализации и интеграции в общество. Однако решение этой проблемы затрудняют особенности психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные нарушениями центральной нервной системы.
В январе 2009 года была опубликована концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ, которая предусматривает 2 (два) компонента результата образования: академический компонент и компонент жизненных компетенций.
Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни.
Специальное образование в МСКОУ школе-интернат VIII вида способствует формированию жизненных компетенций путем организации работы со школьниками:
- через урочную форму. Педагоги школы используют коррекционно- развивающий потенциал каждого урока (чтения и развития речи, русского языка и математики, биологии, трудового обучения, СБО и т.д) для формирования жизненных компетенций путем овладения первоначальными представлениями о социальной жизни, об истории своей большой и малой Родины, об обязанностях и правах самого ребенка, его роли ученика и растущего гражданина своего государства.
- Например, на уроках чтения и развития речи через ознакомление с различными произведениями и их героями, мы учимся анализировать и оценивать поступки главных героев, с учащимися делаем вывод о взаимоотношениях и поведении героев произведений, что заставляет невольно задумываться каждого ученика о своем собственном поведении. Используя воспитательный потенциал произведения, учим детей доброте, трудолюбию, честности, отзывчивости, воспитываем чувство уважения к старшим и сострадания к пожилым.
Всестороннее развитие личности детей с ОВЗ и максимальная подготовка к труду и жизни в социуме – задачи, над решением которых работает весь коллектив школы во всех сферах своей деятельности. Полученные знания, на уроках профессионально – трудового обучения, социально- бытовой ориентировки учащиеся должны уже в процессе учебы применять для изготовления изделий, приготовления пищи и самообслуживания.
В трудовых мастерских мальчики с удовольствием изготавливают сувениры и поделки, под руководством опытных педагогов Фахретдинова Д.Ш. и Юлмухаметова К. Ш. Девочки шьют костюмы и декорации ко всем праздникам с талантливым педагогом Байбулатовой А.А.
Кроме того дети помогают и на благоустройстве школьной территории, участвуют на субботниках, помогают на сборке новой школьной мебели, выполняют мелкий ремонт старой мебели. На уроках социально- бытовой ориентировки дети учатся готовить пищу и выполнять работу по дому, ухаживать за собой и оказывать первую медицинскую помощь.
Для организации внеурочной деятельности по формированию жизненных компетенций в школе созданы все необходимые условия для проявления творческой активности и развития познавательной деятельности учащихся, что также способствует успешной социальной адаптации детей.
Школьная жизнь насыщена различными мероприятиями, в которых активное участие принимают все учащиеся и педагоги. Формы проведения мероприятий разнообразные: сценки, конкурсы, состязания, игры, спортивные соревнования и т.д.
Исключительно интересно и познавательно проводятся тематические недели по различным школьным предметам. Благодаря предметным неделям учащиеся получают дополнительную информацию о предметах, повторяют пройденный материал.
В прошлом учебном году в нашей школе прошло совещание директоров на районном уровне. Все директора школ района смогли посетить открытые уроки учителей, которые в свою очередь показали свое мастерство в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. А в завершении совещания был организован концерт с участием ребят, во время, которого Хусаинов Р. (ученик 9 класса) прочитал стихотворения собственного сочинения. Ни один из наших гостей не остался равнодушным к творческим способностям наших детей.
Нельзя не отметить еще одних гостей, которые также впервые посетили нашу школу – это работники районных библиотек. Библиотекарем Еганшиной А.Р. было показано открытое занятие на тему «Дивные сказы Бажова», на котором наши ребята выступили в ролях главных героев сказов уральского писателя. Гостями также было отмечено высокое мастерство и подготовка к мероприятию.
При организации внеурочной деятельности по формированию жизненных компетенций важно способствовать развитию понимания непосредственного социального окружения, способствовать практическому освоению социальных ритуалов и навыков, соответствующих возрасту и полу ребенка. Проводя различные мероприятия, педагоги нашей школы учат детей контролировать свои поступки, прислушиваться к мнению взрослых, товарищей, родителей, проигрывают различные жизненные ситуации, что способствует не только развитию коммуникативных навыков, но и развивается самосознание, расширяется социальный и личный опыт.
Особое внимание уделяется отношению «взрослый-ребенок», которые строятся по принципу сотрудничества, очень важным является создание чувства защищенности в интернате. Для этого мы формируем чувство причастности к большой интернатской семье, где старшие подростки помогают воспитателям, младшие дети выполняют поручения старших.
С целью обогащения и расширения социального опыта воспитанников, были организованы поездки в с. Кулуево в модельную библиотеку, где для наших детей подготовила и провела интересное мероприятие, посвященное 200-летию Бородинского сражения Флюра Кимовна. Во время посещения музея с. Кулуево Каримова Райса Мустафьевна, познакомила нас с бытом и традициями башкирского народа.
Благодаря спонсорской помощи министерства промышленности и администрации РУО выезжали в г. Челябинск в молодежный театр на спектакль «Божественная комедия» и сказку «О золотом петушке», также они нам подарили учебные пособия, развивающие игры, спортивный инвентарь, игрушки.
Ежегодно учащиеся нашей школы под руководством учителя физической культуры Юлмухаметова Р. Ш. принимают активное участие в Специальной Олимпиаде России для детей с ограниченными возможностями здоровья, откуда они всегда возвращаются только с призовыми местами, обыгрывая многие городские школы. В прошлом учебном году ребята ездили на соревнования по мини - футболу в г. Озёрск, где в двух возрастных группах (12-15 лет) и (16-21 лет) заняли первые места. По результатам зональных соревнований учащиеся ездили на областные соревнования по мини-футболу в г. Златоуст и заняли там также почётное 3 место. Это говорит о том, что активное занятие спортом помогает им в достижении таких результатов. Помимо Специальной Олимпиады ежегодно в школе проводятся соревнования по лёгкой атлетике, весёлые старты, ежедневная утренняя зарядка, физминутки на уроках и внеклассных занятиях. Необходимо отметить, что все учащиеся не имеют вредной привычки – курение.
- Формирование жизненных компетенций происходит также и при выполнении режимных моментов важно учить детей выполнять распорядок дня, правила поведения в школе, учить детей преодолевать трудности и управлять своим поведением, развивать вкус к участию в общественной жизни, способность к творческому сотрудничеству в коллективе.
В этом учебном году детей ждет новая детская площадка, это подарок еще одного нашего спонсора депутата Законодательного собрания Людмилы Николаевны Зыкович.
Коллектив школы сравнительно молодой и дружный, который работает плодотворно и сплоченно благодаря умелому руководству директора и завуча школы.
Однако на данный момент есть некоторые проблемы, решение, которых не в наших силах:
1. Школа находиться в приспособленном помещении, (бывший интернат Березовской школы) у нас нет собственного пищеблока, нет спортивного зала, актового зала, изолятора, не хватает спальных и классных комнат, что не позволяет охватить всех детей района, нуждающихся в специальном коррекционном образовании. Более того ежегодно надзорные органы наказывают и штрафуют нас, что никак не способствует решению проблемы, а наоборот усугубляет наше положение. Пользуясь случаем, хотелось бы обратиться к руководству района с просьбой о помощи.
2. В нашем районе нет постоянно действующего ПМПК, что не позволяет вовремя выявлять и обучать всех детей по соответствующей программе, только раннее выявление и своевременная коррекционная помощь в дошкольном и раннем школьном возрасте помогут исправить ситуацию.
3. И еще одна проблема, из-за которой страдает в конечном итоге будущее ребенка с нарушением интеллекта и его семья. Это дети, которым определена программа обучения VIII вида, но они продолжают обучаться в общеобразовательных школах и не получают коррекционного воздействия. Из-за непонимания родителей, а иногда и самих педагогов мы теряем то драгоценное время, когда еще можно помочь ребенку, и предотвратить вторичные отклонения в его развитии. Или же направляют к нам в старших классах, когда ребенок становится педагогически запущенным и неуправляемым, и все возможности коррекционного обучения упущены.
В конце своего доклада хотелось бы отметить, что выпускники нашей школы продолжают обучение, получают технические профессии (в г. Челябинске- Государственный промышленно-гуманитарный техникум, Уральский государственный колледж, ПУ- интернат №1 для инвалидов, Аргаяшский аграрный техникум, ПУ №18 в г. Касли и т. д.) строитель, швея, столяр, повар, слесарь и т.д). Все они создают семьи, воспитывают и обучают своих детей, не забывают свою школу, своих педагогов и часто приезжают в гости.
Развитие «проблемного» ребенка только при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания, открывает ему возможность занять активную жизненную позицию в обществе, и достичь максимально доступного ему уровня жизненной компетенции.



Доклад подготовил социальный педагог МСКОУ школы-интернат VIII вида Сафина Г.А.
























15