Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Синонимичные словосочетания
Подготовка к ОГЭ
по русскому языку
Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании.
Синонимичные словосочетания
Словосочета́ние – это соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Согласование – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Например: липовая аллея – липовой аллеи, осенний сад – об осеннем саде, эта девушка – этой девушке.
При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например: в этой цветущей липовой аллее, этой цветущей липовой аллее.
Управление – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово (существительное или другая часть речи, употребляемая в значении существительного) ставится в определенном падеже по отношению к главному. Например: помочь маме (Д. п.), написать другу (Д. п.), рассказать о выставке (П. п.).
При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Например: рассказать другу (Д. п.), расскажу другу (Д. п.), расскажет другу (Д. п.).
Подсказка. Если перед нами словосочетание с предлогом, то эта связь – управление (например, дача около озера, уехать в отпуск).
Примыкание – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Например: постоянно заботиться, говорить улыбаясь.
При примыкании зависимое слово является неизменяемым.
Главное слово
Вид
(способ)
подчинительной связи
Зависимое слово Примеры
Самостоятельная часть речи
Согласование Прилагательное зимняя дорога;
талантливый врач
Причастие мерцающий свет;
улыбающийся ребенок
Порядковое числительное первый подснежник;
пятый урок
Местоимение, по форме сходное с ними каждый человек;
всякая игрушка
Управ-лениеСуществительное верность долгу;
забота о сестре
Местоимение, по форме сходное с ним выбрать из троих;
лучше всех
Примы-каниеНаречие двигаться быстро;
работать
по-новому
Деепричастие читал лёжа;
мечтал улыбаясь
Инфинитив (начальная форма глагола) желание отдохнуть;
стремление
учиться
Неизменяемые
прилагательные цвет хаки;
стиль барокко;
брюки клёш
Формы сравнительной степени прилагательного девушка повыше;
брюки покорочеНеизменяемые притяжательные местоимения её, его, их её игрушки;
его мнение;
их репутация
Алгоритм выполнения заданий в формате ОГЭ
1. Найти главное слово (то, от которого можно задать вопрос к зависимому), оставить его без изменения.
2. Найти зависимое слово (то, к которому задается вопрос от главного). Определить, какой частью речи оно выражено.
3. Прочитать в задании, какой тип связи необходимо получить.
4. Изменить способ связи зависимого слова с главным.
3. Проверить, является ли подобранное слово однокоренным к исходному слову.
4. Если просто поменять слова местами, то способ связи между ними не изменится.
Примеры выполнения заданий в формате ОГЭ
Задание 1. Замените словосочетание «еловые шишки» (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
(1)Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. (2)Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.
(3)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками — дочь лесника. (4)Она собирала еловые шишки и клала их в плетёную корзинку… (По К. Паустовскому)
Рассуждаем следующим образом:
1.Словосочетание «еловые шишки». Шишки (какие?) еловые. Главное слово – «шишки», оно остается без изменения.
2. Зависимое слово – «еловые». Это прилагательное. Зависимое слово следует изменить (это должно быть существительное или местоимение, по форме сходное с ним).
3. Необходимо получить связь управление.
4. При согласовании зависимое слово чаще всего находится перед главным, а при управлении – после главного. Подбираем к зависимому слову однокоренное (существительное «ели»). Записываем ответ: «шишки ели» (словосочетание со связью управление). Задание выполнено.
Задание 2. Замените словосочетание «флажки из бумаги» (предложение 15), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
…(14)Там, на Волге, ещё зимой шла война. (15)Каждое утро Анна Николаевна передвигала на карте в нашем классе красные флажки из бумаги, и прошлой зимой там, у самого Сталинграда, флажки застряли у какой-то преграды. (16)Анна Николаевна тогда приходила хмурая, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе… (По А. Лиханову)
Рассуждаем следующим образом:
1.Словосочетание «флажки из бумаги». Флажки (какие? Из чего?) из бумаги. Главное слово – «флажки», оно остается без изменения.
2.Зависимое слово – «из бумаги». Это существительное с предлогом. Зависимое слово следует изменить (это должно быть прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение, отвечающие на вопрос какие?)
3. Необходимо получить связь согласование.
4. При согласовании зависимое слово чаще всего находится перед главным, а при управлении – после главного. Подбираем к зависимому слову однокоренное (прил. «бумажные»). Записываем ответ: «бумажные флажки» (словосочетание со связью согласование). Задание выполнено.
Задание 3. Замените словосочетание «с удивлением посмотрел» (предложение 56), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
…(50) На первом этаже этого огромного дома горел свет, из приоткрытого окна лилась фортепьянная музыка.
— (51)Кто это там на фортепьяно играет? — спросил Костя.
— (52)Ты что, с луны свалился? (53)3десь художник живёт, знаменитый. (54) А на пианино его дочка играет, — сообщил Стёпка.
— (55)Дочка? — переспросил Костя.
(56)Стёпка с удивлением посмотрел на Костю… (По Т. Ш. Крюковой)
Рассуждаем следующим образом:
1. Словосочетание «с удивлением посмотрел». Посмотрел (как?) с удивлением. Главное слово – «посмотрел», оно остается без изменения.
2. Зависимое слово – «с удивлением». Это существительно с предлогом. Зависимое слово следует изменить.
3. Необходимо получить связь примыкание.
4. Подбираем к зависимому слову однокоренное (неизменяемое слово, отвечающее на вопрос как?). Это наречие «удивленно»). Записываем ответ: «удивленно посмотрел» (словосочетание со связью примыкание). Задание выполнено.
Задания для тренировки
Задание 1. Заменить предложенные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление
с предлогом:норковая шуба
плюшевая игрушка львиная грива
голубиное гнездо
деревянный домик
бетонная дорога
рисовая каша
стеклянная крыша
телефонный звонок
фарфоровая чашка без предлога:родительский дом
лисья нора
полковое знамя солнечное тепло земляничный запах ученический стол конская сбруя
охотничье ружье
радостный возглас
змеиная кожа
Задание 2. Заменить предложенные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование
снаряд для гимнастов тропинка в лес
кусты сирени уроки рисования
собака с гладкой шерстью дом в пять этажей юноша восемнадцати лет человек без совести вопрос по литературе костюм в полоску
ружьё с двумя стволами
каша из кукурузы
девушка с русыми волосами совет брата
Задание 3. Заменить предложенные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление
досадливо поморщиться
смело взглянул устало шагал
бесшумно подошел безразлично посмотрел уважительно посмотрел
осторожно наклонился
беззаботно напевал
бесстрашно кинулся
участливо выслушал
Задание 4. Заменить предложенные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание
выполнил с аккуратностью
с усердием копал
говорил с сочувствием рассказывал с гордостью
ожидал с тревогой
глядел со смущением