Мастер-класс Экологическая сказка Человек и Золотая рыбка

МБОУ «СКОШ для обучающихся с ОВЗ»







Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию учащихся в рамках группы продленного дня








Воспитатель: Угрина Л.В.






2015 г.
В школе я выполняю две социальные роли:
- являюсь классным руководителем 4 класса;
- воспитателем группы продлённого дня.
Одним из блоков программы развития класса является экологическое воспитание школьников, которое направлено на формирование познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
Хороший опыт по данному направлению я получила от своего наставника, коллеги Синициной Риммы Викторовны и в своём классе я продолжила данную деятельность.
Я представляю вам мастер-класс на тему "Экологическая сказка "Человек и Золотая рыбка".
Форма проведения - классный час. Каждый урок начинаю с эмоционально-положительного настроя на работу.
Предлагаю вам побыть в роли учеников, а я буду вашим классным руководителем. Я уверена, что это время мы проведём с пользой.
Уважаемые друзья, послушайте отрывок из стихотворения С.В. Викулова.
- Услышу ль сосен шум в полдневный час.
Журчанье струй средь камушков у брода,-
О, люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна, по имени ПРИРОДА.
- Как вы думаете, дети, о чём пойдёт сегодня разговор? (о природе)
- Почему природу называют матерью? (кормит нас)
М.О. Наш разговор сегодня будет о том, как сохранить окружающую нас красоту.



На этапе актуализации знаний, опираясь на жизненный опыт учащихся, я задаю детям вопросы, связанные с темой "Экология" подобного плана:
- Что такое экология?
- Почему у природы возникают проблемы?
Следуя принципам коррекционной педагогики на уроках необходима смена видов деятельности. В нашей школе дети в основном визуалы. Поэтому на уроках часто использую презентации, ролики.
Друзья, внимательно посмотрите ролик и подумайте:
ПРОСМОТР РОЛИКА.
Друзья, почему происходит ухудшение экологии?
- Как этого можно было избежать? (не вырубать леса, не загрязнять реки)
- А что вас восхищает в природе? (красота...)
М.О. Каждый человек, взрослый или ребёнок, должен чувствовать ответственность за свою планету. Мы дышим чистым воздухом, пьём родниковую воду. Пусть все, кто будет жить после нас, почувствуют красоту и щедрость природы.
Коллеги, далее я предлагаю детям послушать сказку доктора педагогических наук, эколога Натальи Александровны Рыжовой "Человек и Золотая рыбка", составленной по мотивам сказки А.С.Пушкина "Сказка о золотой рыбке".
Послушайте, как может звучать сказка в наше время.








3.СКАЗКА "ЧЕЛОВЕК И ЗОЛОТАЯ РЫБКА"
Жил на свете Человек, не высокий и не низкий. Не толстый и не худой, не умный и не глупый. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом чистым дышал, воду родниковую пил.
Вот однажды ловил человек рыбу в речке и поймал рыбку не простую, а золотую.
- Ты кто? – Человек тихонько спрашивает?
- Да рыбка я золотая! Мне желание исполнить, как хвостом вильнуть.
Задумался Человек: отпустишь Рыбку без ужина останешься, а съешь ее всю жизнь жалеть будешь. Да и маленькая она какая-то даже на уху, пожалуй, не хватит. «Ладно, говорит, отпущу я тебя. А первое желание у меня таким будет: надоело мне жить в этой избенке деревянной. Хочу дом каменный, да с электричеством и центральным отоплением. Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостом вильнула.
Вернулся Человек домой, а на месте его избушки дом стоит белокаменный. Деревьев вокруг правда поменьше стало, зато столбы с проводами появились.
В доме все чистотой блестит, мебель красивая по углам стоит. Вода из крана течет. Обрадовался человек, ходит по комнатам и любуется, даже по лесу стал реже гулять.
Далее в сказке речь идёт о том, как Человек просит машину, просит вырубить лес, построить завод
– «Будет тебе завод, – вильнула хвостом Рыбка, – но знай, что это желание последнее. Не обратил Человек внимания на эти слова, а зря.
Возвратился Человек и видит – стоит возле его дома завод огромный, труб – видимо-невидимо. Одни клубы дыма в воздух выпускают, другие потоки грязной воды в речку льют. Шум, грохот.
- «Ничего, – думает Человек, – привыкну, главное – разбогатеть побыстрее». Заснул он в тот день счастливым Человеком и приснился ему странный сон: будто стало все вокруг по-старому: лес шумит, птицы поют. Ходит Человек по лесу, со зверюшками общается, цветы нюхает, ягоды собирает, водой родниковой умывается. И так хорошо ему стало во сне, так спокойно.
Проснулся Человек утром с улыбкой, а вокруг – дым, копоть, вздохнуть невозможно. Закашлялся Человек, подбежал к крану водички попить. Глядь – вода-то из крана грязная идет. Вспомнил Человек о роднике своем с хрустальной водой. Побежал в лес. Бежит, через горы мусора перебирается, на каждом шагу спотыкается, через ручейки грязные перепрыгивает. Еле отыскал родничок. Смотрит – а вода в нем мутная, запах у воды неприятный. «Как же так? – удивился Человек. – Куда же водичка моя прозрачная пропала?» Вспомнил Человек свой сон. «Что же это я наделал? – думает. – Как жить теперь буду?» Побежал к речке Рыбку искать. Звал-звал – не плывет Рыбка. Только пена по грязной реке плывёт. Вдруг около самого берега что-то блеснуло. Кинулся Человек – а это и впрямь Рыбка золотая, только неживая уже, кверху брюшком плывёт. Мёртвая рыбка по мертвой реке.
Уважаемые коллеги, после прослушивания сказки мы беседуем по содержанию.
Ни один урок не обходится без динамических пауз, поэтому я предлагаю вам встать и выполнять упражнение вместе со мной.

4.Физминутка.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом,
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
И на место приземлились.

5.Проектная деятельность.
На уроках я использую элементы проектной деятельности и такая работа была предложена ученикам на классном часе.
Для решения проблем экологии создана международная общественная природоохранная организация ГРИНПИС – «Зелёный мир», которая занимается защитой окружающей среды. В России тоже действует отделение ГРИНПИС.
Я думаю, что вы тоже, уважаемые коллеги, желаете нашей планете процветания и предлагаю вам создать листовки на тему: «Здоровье планеты».
Для этого необходимо объединиться в микрогруппы.
Задание: к картинке нужно придумать призыв и подумать над тем, где бы вы хотели поместить свою листовку или с кем хотели бы поделиться.

Защита листовок в форме рассказа. (листовки помещаются на доску)
М.О.
Молодцы. Я увидела вашу заинтересованность в проблеме сохранения природы.
6. Рефлексия.
Всех, кому не безразлична тема охраны природы, я приглашаю заглянуть на сайт ГРИНПИС.
Я предлагаю вам визитные карточки этой организации.
М.О.
Наше занятие подходит к концу.
Благодаря людям, оберегающим природу, есть и будут такие места на земле (ролик «Я приглашаю вас в леса»).
15