Презентация «…Меня спасало вдохновенье…» к муниципальному творческому конкурсу, посвященному 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова « Он душу младую в объятиях нес для мира печали и слез…»


«…Меня спасало вдохновенье…» М.Ю.ЛермонтовПрезентацию к муниципальному творческому конкурсу, посвященному 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова « Он душу младую в объятиях нес для мира печали и слез…» подготовила учащаяся 9 классаВеселова Ксения (руководитель – учитель русского языка и литературы Зубкова Т.Ю.) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Подсосенки» Балаковского района Саратовской области2014 год Лермонтов Михаил Юрьевич ( родился в ночь со 2 на 3(15).10. 1814, Москва )Природа и родители наделили будущего поэта талантами, страстями и пылким воображением: трех лет он плакал на коленях у матери от песни, которую она певала ему; рисовать начал раньше, чем писать стихи; полюбил впервые в возрасте десяти лет; был удивительно музыкален –сочинял музыку на собственные стихи ( по сей день сохранилась Лермонтовская «Казачья колыбельная песня»). По материнской линии происходил из богатого дворянского рода Столыпиных Мать Мария Михайловна Арсеньева (1795—1817). Бабушка поэта Елизавета Алексеевна (по мужу Арсеньева) — родная сестра Д.А. Столыпина, внук которого Председатель кабинета министров П.А. Столыпин приходился троюродным братом Михаилу Юрьевичу Лермонтову.«Моя душа, я помню с детских лет, чудесного искала...» С отцом Лермонтова разлучили рано, но его мудрые заветы отца поэт помнил всю жизнь: «...Ты одарен способностями ума, — не пренебрегай ими... Это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет богу! ...Ты имеешь, мой сын, доброе сердце, — не ожесточай его даже и самою несправедливостью и неблагодарностью людей, ибо с ожесточением ты сам впадешь в презираемые тобою пороки. ….». Отец поэта - Юрий Петрович Лермонтов. Акварель М.Ю. Лермонтова. 1828 г.Герцог Лерма (холст, масло; 1832—33). Лермонтов увидел образ своего предка во сне и написал его портрет. В живописной манере поэта заметно влияние творчества Рембрандта: темные сгущенные тона, попытка применить рембрандтовские приемы светотени. Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты. По отцовской линии род Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта (Шотландия). Находясь на службе у польского короля, в 1613 году, при осаде крепости Белой, Георг Лермонт был взят в плен и перешел на сторону русских, сражался в чине офицера в отряде Д. Пожарского и за хорошую службу царю получил грамоту в 1621 году на владение землей в Галическом уезде Костромской губернии. Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов является восьмым коленом от прибывшего в Россию шотландского воина. Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю души великого творца и понять его как человека.Природа щедро одарила Михаила Юрьевича удивительной музыкальностью – он играл на скрипке, на фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. Не много рождалось поэтов, которые бы так «слышали» мир и могли показать его во всей красе: динамичным, объемным, красочным. В этом Лермонтову-поэту помогал талант художника. Его картины, акварели, зарисовки достались нам в наследство. Живописные произведения Лермонтова имеют только им присущую гамму красок, своеобразный аспект восприятия природы, подлинных зрительных впечатлений поэта.М.Ю.Лермонтов . Крестовый перевал. Масло.1837—38 г. Условно-романтическое видение природы, истории и людей преобладает в ранних работах Лермонтова. Из знаменитого стихотворения" Парус": «Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..» Глазами Лермонтова мы можем увидеть места, которые особо дороги поэту, например Пятигорск, изображенный в «Герое нашего времени»Лермонтов М.Ю. Вид Пятигорска. Масло.1837 г. Любая кавказская панорама Лермонтова - это как бы малый фрагмент вселенной, тем не менее выразивший всю бесконечность мироздания. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Из «Мцыри»: «Однажды русский генералИз гор к Тифлису проезжал;Ребенка пленного он вез…»М.Ю.Лермонтов. Вид Тифлиса.Масло.1837 г. «Немного лет тому назад,Там, где, сливаяся, шумят,Обнявшись, будто две сестры,Струи Арагвы и Куры,Был монастырь. Из-за горыИ нынче видит пешеходСтолбы обрушенных ворот,И башни, и церковный свод…»«Кавказский вид с саклей». (Военно-Груз. дорога близ Мцхеты; 1837—38; картон, масло, ИРЛИ). Поступила в Лермонтовский музей в 1890 от наследников А. А. Краевского. Авторство Лермонтова засвидетельствовано неоднократно разными лицами. Потомки Краевского писали в сопроводит. дарственном письме: «Еще жив и здравствует Д. В. Григорович, свидетельствующий о подлинности этих художественных произведений Лермонтова». Одна из лучших картин поэта.Изображает слияние рек Арагвы и Куры и монастырь Джвари — место действия поэмы «Мцыри». «Вид горы Крестовой» (1837—38; картон, масло; Музей Лермонтова в Пятигорске). На обороте надпись: «Эта картина рисована поэтом Лермонтовым и подарена им мне при последнем его отъезде на Кавказ. Она представляет Крестовую гору — место его смерти. Кн. В. Одоевский» (ошибка Одоевского: Лермонтов убит в Пятигорске). Картина изображает панораму, к-рая открывается от начала подъема на Крестовую (описана в повести «Бэла»). Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год - гибель Пушкина. За знаменитым стихотворением "Смерть поэта" последовала ссылка на Кавказ - прежде романтическое восприятие Кавказа было проверено и дополнено фактами собственной судьбы. На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова - и поэта, и художника. На Кавказе в последние месяцы жизни Лермонтов написал свои лучшие стихи — «Родина», «Утёс», «Спор», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Последнее произведение поэта — «Пророк».Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами). Масло.1837—38 г.Авторство Лермонтова подтверждено экспертизой. Воспоминания о Кавказе. Картина М. Ю. Лермонтова. Масло. 1838 г.В 1837 году, на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создает свой автопортрет на фоне кавказского пейзажа (бумага, акварель.) На поэте мундир Нижегородского драгунского полка. На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим рисованный». Автопортрет, в котором поэт запечатлел собственное представление о себе. Черкесы - Лермонтов М.Ю.1828:«Повсюду стук, и пули свищут;Повсюду слышен пушек вой;Повсюду смерть и ужас мещетВ горах, и в долах, и в лесах;Во граде жители трепещут;И гул несется в небесах.Иный черкеса поражает;Бесплодно меч его сверкает…»М.Ю.Лермонтов. Перестрелка в горах Дагестана. Масло.1840—41 г. Рисунки и акварели Лермонтова в наибольшей мере выражают романтическую сущность его искусства. Лермонтов, подобно Байрону, воплотил в себе идеал романтической личности - трагической и гениальной. Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы художественное творчество поэта, не оборви его жизнь 15 июля 1841 года дуэльный выстрел у подножия горы Машук. Лермонтов М.Ю.Тамань. Домик над морским обрывом, 1837 г.Лермонтов М.Ю. Дуэль. Перо, чернила.1832—34 г.Лермонтов М.Ю.Юнкер Л.Н. Хомутов. Карандаш.1832—34 г.Лермонтов М.Ю. Конногренадер.Перо, чернила.1832 г. Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых. На представленной акварели Столыпин А. А. (Монго) в костюме курда. Двоюродный брат матери поэта. Лермонтов изобразил его в костюме курда и описал в шутливой поэме «Монго»:«Монго — повеса и корнет,Актрис коварных обожатель,Был молод сердцем и душой…»Акварель М.Ю. Лермонтова. 1841 г.Эмилия, героиня драмы «Испанцы» (В.А. Лопухина?). Акварель М.Ю. Лермонтова.1830—31 г.Запечатлел Михаил Юрьевич и своих прекрасных дам.Лопухина В.А. (в замужестве Бахметева). Акварель М. Ю. Лермонтова.1835—38 г.Первая любовь 1830-31 В ребячестве моем тоску любови знойнойУж стал я понимать душою беспокойной;На мягком ложе сна не раз во тьме ночной,При свете трепетном лампады образной,Воображением, предчувствием томимый,Я предавал свой ум мечте непобедимой.Я видел женский лик, он хладен был как лед,И очи -- этот взор в груди моей живет;Как совесть душу он хранит от преступлений;Он след единственный младенческих видений.И деву чудную любил я, как любитьНе мог еще с тех пор, не стану, может быть. Автор: Лермонтов Михаил ЮрьевичНазвание: Княгиня ЛиговскаяГод написания: 1838Из романа Княгиня Лиговская:«В комнате ее стоял рояль, но никто не слыхал, чтоб она играла... танцовать она выучилась на детских балах... романы она начала читать как только перестала учить склады... и читала их удивительно скоро... между тем отец ее получил порядочное наследство, вслед за ним хорошее место - и стал жить открытее... 15 лет ее стали вывозить, выдавая за 17-летнюю, и до 25 лет условный этот возраст не изменялся...»К прекрасному полу Лермонтов питал особую страсть, читаем в его дневнике:"Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушки, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9. Я её видел там. Я не помню, хороша была она или нет. Но её образ и теперь ещё хранится в голове моей". (запись Лермонтова от 8 июля 1830 года) Использованные источники:Литература 1.Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.- М.: «Современник», 1987.2.Лермонтов М.Ю. Сочинения в 4-х томах. Т.1 /Вступ. Статья и комм. Г.П. Макагоненко. – М.: Правда, 1986. – 384 с.3.Лермонтов М.Ю. в воспоминаниях современников./ Редкол.: В. Вацуро, Н.Гей, Г. Елизаветина и др.; Сост. подгот. текста и коммент. М. Гиллельсона и О. Миллер; вступ. Статья М. Гиллельсона. – М.: Худож.лит., 1989.(Литературные мемуары)4.Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.5.Полн. собр. соч. Лермонтова под ред. Б.М.Эйзенбаума, «Academia», М. – Л., 1935-1937.6.Розанов И.Н. Литературные репутации. – М.: Советский писатель, 1990.7.ФЭБ: Нольман. Лермонтов и Байрон. – 1941 (текст).http://feb –web.ru/10.Сборник "М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современ-ников", изд. "Худож. литература", 1964. (стр. 249-250)Интернет-ресурсы:1.Владимир Лермонтов – официальная страница писателя: http://www.vlermontov.ru2. Род Лермонтовых. htth://www.lermontov. N.M.ru3. dugward.ru. Lermotov. В творчестве Лермонтова тесно переплелись гражданские, философские и субъективные, глубоко личные мотивы.«Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и беспощадным проницательным умом. Поэта гениального итак рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого», - писал И. Андронников. Отвечая насущным потребностям духовной жизни русского общества и освободительного движения, поэзия и проза Лермонтова подготавливали новый расцвет отечественной литературы. Его драматургия сыграла значительную роль в развитии театрального искусства. Наследие Лермонтова нашло многообразную интерпретацию в живописи, театре, кинематографе. Его стихи обогатили русскую музыку, послужив основой для оперного («Демон» А.Г. Рубинштейна), симфонического («Утёс» С.В. Рахманинова, «Три пальмы» А.А. Спендиарова) и романсного (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев) творчества, стали народными песнями («Выхожу один я на дорогу..»).