Сценарий литературной игры За семью печатями


Сценарий открытого мероприятия
Литературная игра «За семью печатями»
6-ые классы
Цели урока: Воспитывающая: воспитывать бережное отношение учащихся к русскому языку как национальной ценности и важному средству общения;
прививать интерес к русской классической литературе.
Обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу литературы 19 века за 6-ой класс;
связать полученный теоретические знания с их практическим применением.
Развивающая: формировать навыки работы с отрывками из произведений и иллюстраций к ним;
продолжить работу по развитию связной речи;
работать над аргументированностью устного ответа.
Форма мероприятия: Литературная викторина.
Оборудование: Компьютер и интерактивная доска, таблички с указанием команд, бумага и ручки для фиксации ответа, жетоны.
Участники: Команды формируются из четырех участников, учеников одного класса 6-ой параллели.
Ход игры.
Добрый день, уважаемые игроки, болельщики и гости! Начинаем нашу литературную игру. Задача игроков угадать имя известного литературного героя, знать факты из его биографии, сокрытые «за семью печатями».
Представление игроков.
Начинаем нашу игру. Перед каждым участником лежит незаполненный бюллетень, в который нужно вписать ответы на вопросы викторины. Уважаемое жюри будет оценивать ответы игроков, ставить за правильный ответ печать. Тот, у кого к концу игры будет больше печатей, выигрывает. Если участники игры не смогут правильно ответить на вопрос, им помогут болельщики. За правильный ответ своего болельщика игрок также имеет право получить печать. И мы начинаем!..
Наш герой родился в дворянской семье, но мать его вскоре умерла. Герой остался только с отцом. Отец отправил его на воспитание в Петербург. Так поступали многие дворяне того начала XIX века. Образование он получил в кадетском корпусе, затем служил в гвардии корнетом.
Служил в гвардии корнетом и один известный русский поэт, также рано осиротевший и воспитанный бабушкой Е.И.Арсеньевой. Гвардейская служба была очень тяжела. С ней, например, был связан один из несчастных случаев в жизни поэта: на занятиях в манеже одна из лошадей расшибла ему до кости ногу ниже колена. Преданность своему народу этот человек смог доказать, побывав не один раз на Кавказе и посвятив ему много стихотворений.
Итак, вопрос первой печати. О каком поэте идет речь?
М.Ю.Лермонтов был «сослуживцем» нашего героя, но служба его намного проще лермонтовской.
«Отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать, - пишет автор. – Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». Все бы ничего, но пришло герою заветное письмо с просьбой срочно вернуться на родину. Женщина, написавшая это письмо, занимала в доме такую должность, которая была в любой дворянской семье. Так А.С.Пушкин писал о своей:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
Итак, вопрос второй печати. Кому посвящено стихотворение А.С.Пушкина?
Стихотворение посвящено няне А.С.Пушкина Арине Родионовне. И нашего с вами героя была столь же любимая им няня, которая молила его вернуться в родительский дом.
Вернувшись в дом своего детства, герой находит его сильно обветшалым. Сильно болен его отец, обреченный на неожиданную смерть, такую же неожиданную, которая постигла еще один известный литературный персонаж.
Он неудачно чихнул в опере и забрызгал лысину впереди сидящего генерала. Долго ходил и извинялся, но неожиданно, придя домой, он умер.
Итак, вопрос третьей печати. Как назывался рассказ, повествующий о комичной кончине боязливого человека.
Этим героем был Червяков из «Смерти чиновника» А.П.Чехова, неожиданно умерший от неперенесенных угрызений совести. Так же неожиданно скончался отец нашего главного героя.
После смерти нашему герою суждено остаться нищим – все его имущество и крепостные крестьяне должны были отойти соседу в результате судебных махинаций. Наш герой всеми способами пытался этому противиться. Большую помощь в этом ему оказывали приближенные крестьяне, с которыми у него сложились на редкость доброжелательные отношения, чего не имели остальные. О подобных взаимоотношениях между барином и крестьянами написал еще один автор в своем рассказе. «Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг тех огней, за гуртовщиков, - рассказывает писатель. – Это были просто крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днем мухи и оводы не давали бы им покоя».
Итак, вопрос четвертой печати. О каком произведении какого автора ведется речь?
Об удивительных взаимоотношениях барина и крестьянских ребятишек поведал нам И.С.Тургенев в рассказе «Бежин луг».
Так же и наш герой имел доверительные отношения со своими крепостными и вскоре добился от них поддержки. Вместе они пытались отстоять отцовскую усадьбу, но, не добившись правосудия, вынуждены были сжечь ее дотла. Начатое судебное дело зашло тупик, так как главные подозреваемые, в т.ч. и наш герой, бесследно пропали.
Но недалеко от места происшествия появилась банда лесных разбойников, которая грабила богатых людей и помогала бедным.
Итак, вопрос пятой печати. По заветам какого героя старинных английских легенд действует наш персонаж, главарь разбойничьей банды?
Действительно, это известный всему миру благородный разбойник Робин Гуд, который очень похож на нашего с вами героя.
Разбойничья банда все не унималась: грабила и разоряла всех богатых, только с главным своим обидчиком наш герой собирался расправиться по-особому. Для этого был придуман хитроумный план. Подобный план был осуществлен еще одним литературным персонажем. Вот как об этом говорит писатель: «На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово. Она примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась. Одно затрудняло ее: она пробовала было пройти по двору босая, но дерн колол ее нежные ноги, а песок и камушки показались ей нестерпимы».
Итак, вопрос шестой печати. О какой героине идет речь?
Речь идет о Лизе Муромской, героине повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка», которая, чтобы привлечь внимание возлюбленного, переодевается в крестьянку. Так же и наш герой частью своего хитроумного плана сделал представление с переодеванием.
Наш герой переодевается французом-гувернером, чтобы проникнуть в дом своего врага. Там влюбляет в себя его дочь. Но вскоре герой был вынужден раскрыт свое настоящее имя и снова примкнуть к разбойникам. Удачных отношений с возлюбленной у него не получилось, она была обвенчана с другим, а нашему герою пришлось навсегда переехать за границу.
Посчитайте свои печати. Команда, набравшая большее количество печатей, имеет право открыть седьмую – назвать героя сегодняшней игры.
Итак, вопрос седьмой печати. Назовите героя сегодняшней игры.
Это Андрей Владимирович Дубровский, герой одноименного романа А.С.Пушкина.
Награждение
Время игры подошло к концу. До свидания!