Сценарий внеклассного мероприятия Доброта творит чудеса
Классный час по духовно-нравственному воспитанию для учащихся начальных классов "Доброта творит чудеса"
Цель: Довести до сознания детей, что доброта – одно из лучших качеств человека.Задачи:1. Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: добро, уважение, любовь. 2. Способствовать развитию сочувствия, сопереживания.3. Раскрыть понятие «Доброта», мотивировать детей на добрые поступки.4. Воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.5. Развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитывать навыки культуры речи;Оборудование: компьютер, проектор, экран, магнитофон, символическое сердечко со «стрелами», игрушечные весы, бусинки, символизирующие капельки, нарисованное дерево, символизирующее доброту, карточки с записью хороших и плохих поступков.Музыкальное сопровождение: фонограмма песни «Если добрый ты» из мультфильма «Приключения кота Леопольда», запись песни Шуры «Твори добро», песня «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот» в исполнении детей.Подготовительная работа: подобрать пословицы о доброте; найти высказывания философов, писателей о доброте; найти стихотворения о доброте, отрывки из детских сказок, мультфильмов, в которых герои совершали добрые поступки; сделать компьютерную презентацию к мероприятию. Ход классного часа.1. Сообщение темы занятия: «Доброта творит чудеса!»
Учитель - Здравствуйте, ребята! . Я предлагаю вам самим определить, о чём пойдёт речь на нашем классном часе.
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
Эпиграфом к нашему занятию станет пословица: «Жизнь дана на добрые дела».
Звучит запись песни «Если добрый ты» из мультфильма про кота Леопольда.2. «Открытие» темы классного часа
У. Да, сегодня мы будем говорить о доброте. Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?
Доброта... Добро... Что же это такое?-Что такое доброта, добро для вас? Что скрывается за этим словом? (Работа со словарями) (По Ожегову 1) Добрый 2) Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)
Доброта - Это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление совершать хорошие поступки.
Добро- нечто положительное, хорошее, полезное.
-Доброта-. отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное. Добрый человек - значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта? это всё хорошее, доброе, красивое. Это весна, солнце, улыбка, мама-А что такое зло?Зло -Это нечто плохое, дурное, вредное, противоположное добру: беда, несчастье, горе, всё плохое. -Как вы думаете, чего на Земле больше: добра или зла?- Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит и люди могут творить не только добрые, но, к сожалению, и злые дела.Великий русский писатель Л.Н. Толстой утверждал:“Из всех наук, которые должен знать человек, главная наука есть о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра”. - К чему призывал нас писатель? Если это наука, значит должны в ней быть свои правила.
Есть у вас правила доброго человека?
Какая же наша задача на сегодняшнюю работу? (Вывести правила доброго человека и включить их в кодекс чести нашего класса)Для чего нужна вам доброта? Поразмышляйте в группе. ( доброта и забота согревают людей. Каждый человек должен оставить добрый след на земле.)
Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил дерево и воспитал ребенка”. 3. «Строительство» Дома Доброты.
Мы попробуем построить Дом Доброты. Для этого предстоит всем приложить немало сил.
Команды готовы. Теперь каждая команда – отдельный коллектив.
Алгоритм построения дома.
- Как вы думаете, в какой последовательности вы будете строить дом?
Вид работы
Порядок выполнения
Поставить крышу
Изготовить окно
Сделать фундамент
Изготовить и поставить сруб на фундамент
Строительство фундамента.
Строительство дома начинается конечно же, с фундамента. А для фундамента нужно выбрать кирпичи. У вас на столе лежат кирпичи. Выберите нужные качества, которые сопутствуют доброте.
Слова: взаимовыручка, злость, понимание, ссоры, зависть, забота, уважение, любовь, предательство, терпение, помощь, конфликт, вежливость, безразличие, преданность, грубость, честность, чуткость, отзывчивость, милосердие.
-Какие качества вы не выбрали и почему?
Фундамент у нас готов.Изготовить сруб и поставить на фундамент.
Продолжим наше строительство. На фундамент ставят сруб. А сейчас послушайте стихотворение и догадайтесь какое первое бревнышко в нашем срубе (Читает учащийся)
Первое бревнышко Дома Доброты...... – добрые слова.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может, не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнесли в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Первый шаг к доброте - это доброе слово.
В русском языке много добрых слов и выражений. Некоторые из них начинаются со слова добро. Вспомните и назовите такие слова. (Встречая гостей, мы говорим:(добро пожаловать); провожая гостей : доброго пути; утром:(доброе утро); вечером:(добрый вечер): и т. д.
Доброе слово надо уметь сказать вовремя. Зачем нужны добрые слова? Разве без них нельзя? (дети отвечают, рассуждают)
Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Отразили это в пословицах.
-Выберите пословицу, подтверждающую ваши высказывания и обоснуйте
Путем зла не доходят до добра.Мир не без добрых людей.Доброе слово человеку, что дождь в засуху.*Худо тому, кто добра не делает никому.Доброе слово железные ворота отопрёт.*Без добрых дел нет доброго имени.
Задание: "Восстановите пословицу".У вас на столах лежат пословицы разбитые на части. Вам нужно из частей собрать пословицу, приклеить ее на лист, а затем пояснить как вы её понимаете. Не одежда красит человека, а его добрые дела. Жизнь дана на добрые дела. Доброе слово лечит, а злое калечит. Доброе слово лучше богатств. А часто ли вы употребляете добрые слова?
-Эти слова называют ещё волшебными. Как вы думаете, почему?- Вы хорошо знаете добрые слова! Но вот в чем сила добрых слов? ( Зависит от того, как именно они сказаны, каким тоном, голосом - спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо они перестают быть волшебными и нести доброту. И, конечно же, добрые слова должны призноситься от души, с улыбкой на лице. От этого поднимается настроение. Как поётся в песне, от улыбки станет всем теплей)
-В народе говорят, что слово лечит. Но слово может и очень обидеть, ранить человека.Стихотворение Татьяны Дашкевич “Обидное слово”. Обидное слово, обидное слово!Как больно ударить умеет оно!Змеёй ядовитой ужалить готово,Ужалит – и станет на сердце темно.И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,Хотя миновала уж ссоры гроза,Молчат и не смотрят друг другу в глаза.Послушай совета, мой милый ребёнок,Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,Хорошее только старайся творитьИ слов унизительных не говорить.
Коммуникативная игра «Волшебный стул»-Давайте поучимся говорить добрые слова друг другу. Поиграем в игру «Волшебный стул» в группе.Посередине круга ставится стул. На него садится один ученик.»Волшебство стула заключается в том, что тот человек, который на него садиться, становится хорошим, без каких- либо недостатков. Но он забывает всё, когда сидит на этом стуле. Давайте скажем сидящему на стуле человеку добрые слова, расскажем ему обо всех его достоинствах, которые мы знаем. Вы можете рассказать ему, что вам нравится в его поведении, внешности, характере; что доброго и хорошего он сделал для кого-то из вас.(вызываются желающие)-Сказанное слово, словно семя, попадает в сердце человека. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.
Какие правила вывели, после того как пожили первое бревно в дом?
*Говорить добрые и ласковые слова
*Не обижать словами
*Быть приветливыми и вежливыми
- Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только наши уста, но и наши помыслы и мысли.
Следующий кирпичик Дома Доброты..... – добрые мысли.
О доброте говорили всегда и, прежде всего, высказывали свои мысли великие философы, писатели.
Выберите то высказывание, которое считаете самым важным для себя и объясните свой выбор.«Делать добро – самое истинное счастье, какое только может быть ведомо человеческому сердцу» (Жан Жак Руссо).«Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях» (Блез Паскаль).«Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием». (Конфуций).«Добро творишь -себя возвышаешь, зло творишь- себя унижаешь». (Соломон).«Чтобы поверить в добро, надо его делать». (Л. Толстой)
«Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе». (Вильям Шекспир)
Видите, как по-разному мы представляем это понятие.
Что добавим в правила?
*Выражать добрые мысли и чувства
А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться? Следующий кирпичик Дома Доброты – добрые поступки. -Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете совершить сами: в классе, на улице, дома, в транспорте, на природе?
Ситуация 1: «Твой друг заболел и давно не был в школе. Что ты можешь сделать для друга?»
Ситуация 2: «Твоя подруга забыла дома цветные карандаши, которые нужны для урока рисования. Твои действия».
Ситуация 3 : «Вы нашли котенка, но родители вам не разрешают взять его домой. Как вы ему поможете?»
Ситуация 4 : « Девочка упала и разбила коленку. Как ты сможешь ей помочь?»
Заботиться о близких
Утешить плачущего
Выручать ближнего
Спасать братьев меньших
- Почему вы без затруднения совершили добрые дела?
Вы понимаете, что такое хорошо, а что такое плохо и стараетесь совершать хорошие поступки. Вас этому учат родители, учат в школе.-Я думаю, что каждый из Вас уже совершил добрый поступок, а может быть и не один!
Создание дерева доброты-А сейчас выберите карточки в виде листьев с записанными на них добрыми делами для Дерева Доброты. Будьте внимательны! Карточки с записью плохих поступков брать не надо. помогать родителям по дому; навести порядок в школьном дворе; накормить бездомную собаку; подготовить концерт для пожилых людей ; помочь детям сиротам и инвалидам; сделать кормушки птицам зимой; сделать скворечники весной; помочь пожилому человеку нести сумку; идя по улице с мамой, помочь нести ей тяжелую сумку; уступить место в трамвае, автобусе пожилым людям; защищать девочек, маленьких детей; не допускать грубости; стараться во всем помочь ближним; участвовать в школьном мероприятии; чтение книги; играть с малышами; говорить добрые слова окружающим; помогать старым и больным; помогать товарищу в учебе.Не будем брать карточки с записями: обидеть маму; поссориться с товарищем; равнодушно пройти мимо плачущего малыша; замахнуться палкой на собаку; не покормить домашнего питомца; не позаботиться о младшем братике или сестрёнке; подраться с мальчиками; не позаботиться о пожилой бабушке. -Как вы думаете, легко ли быть добрым?-Что для этого нужно иметь?-Для этого нужно иметь доброе сердце, добрую душу.Послушайте отрывок из стихотворения А. Л. Барто «Вовка- добрая душа»(читает ученик)Добрым быть совсем, совсем не просто,Не зависит доброта от роста,Не зависит доброта от цвета.Доброта- не пряник, не конфета.Доброта с годами не стареет,Доброта от холода согреет,Если доброта, как солнце, светитРадуются взрослые и дети.
Правила?
*Делай только добрые дела
*Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.-Ребята, а как вы думаете, могут ли в одном человеке уживаться и добро, и зло?-Нет, не может. Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. «Каждый кувшин изливает то, что содержит». Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.
Весы- Как вы думаете, чего же на Земле всё-таки больше: добра или зла? Может быть нам помогут в этом весы? На одну чашу весов мы будем класть «зло» ( листочки с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь, Лень)- А что нужно сделать, чтобы победить зло?-Нужно, чтобы чаша весов с «добром» перевесила. А это зависит от каждого из нас. Давайте на вторую чашу положим по капельке добрых дел, которые каждый из вас сделал в своей жизни.( Дети подходят к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (бусинку). Вскоре чаша «добра» перевешивает чашу «зла».)-Вот видите, ребята, как можно победить зло. Добрыми поступками, делами.Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки-в реку, реки-в море добра. Хорошо, когда человек после себя оставляет добрый след.Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.Доброе дело – это то, что дарит радость другому человеку. Нужно проявлять живой, искренний интерес к окружающим людям. О том же говорит и Библия: «Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя». Делайте добро! Это принесет вам счастье. А на вершине этого дома-крыша - счастье.
Вот мы и построили Дом Доброты.
-Но вот дом доброты готов. Согласитесь, получился
Хороший дом, большущий дом
На все четыре стороны,
И заживут ребята в нём
Удобно и просторно.
Пусть над вашим домом дружбы, который мы сегодня с вами вместе построили, всегда светит солнце, которое будет согревать вас и ваших близких.
Ученик читает стихотворение.
Как бы жизнь ни летела – Дней своих не жалей,Делай доброе делоРади счастья людей.Чтобы сердце горело,А не тлело во мгле,Делай доброе дело –Тем живём на земле.
Звучат слова поэта А. Чепурова:(читает ученица)Давайте поклоняться доброте!Давайте с думой жить о доброте.Вся в голубой и звёздной красотеЗемля добра: она дарит нас хлебом,Живой водой и деревом в цвету.Под этим вечно неспокойным небомДавайте воевать за доброту.
Какие же правила вы вывели из сегодняшней беседы?
- Каждый ваш хороший поступок - это частица, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее. Помните, что в жизни, как и в сказке, добро всегда должно побеждать зло!
Добрые слова - корни
Добрые мысли - цветы
Добрые дела - плоды
Добрые сердца - сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми деламиТвори добро на всей земле,Твори добро другим во славу,Не за красивое спасибоУслышавшего тебя рядом.Звучит запись песни Шуры «Твори добро».
Чтобы земля не была покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце засияло ярко-ярко. Не случайно народная мудрость гласит: Доброта это солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Вы мне будете помогать. Я буду называть хорошие качества человека, а вы называйте эти качества одним словом (ученики по ходу добавляют карточки в Дом Доброты).
Человек, на которого всегда и во всём можно положиться :(добропорядочность)
Человек, у которого доброе сердце :(добросердечность)
Человек, который желает другим добра: (доброжелательность)
Человек с доброй душой и мягким характером: (добродушие)
Человек, обладающий добрым, хорошим нравом: (добронравие)
- Дом построен, давайте окружим его цветами (ребятам раздаются листы с нарисованными цветами)
- Ребята, напишите на Цветке Добра, какие добрые дела вы могли бы сделать уже сегодня.
Добрым быть совсем, совсем не просто,Не зависит доброта от роста,Не зависит доброта от цвета.Доброта- не пряник, не конфета.Доброта с годами не стареет,Доброта от холода согреет,Если доброта, как солнце, светитРадуются взрослые и дети.
Как бы жизнь ни летела – Дней своих не жалей,Делай доброе делоРади счастья людей.Чтобы сердце горело,А не тлело во мгле,Делай доброе дело –Тем живём на земле.