Тезисы выступления на педагогических чтениях Проектная деятельность
ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ
учителя биологии МБОУ Кайдаковская СОШ
ДУБОВИКОВОЙ ЗОИ ИВАНОВНЫ
"ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В БИОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ."
(педагогические чтения)
"Урок – это зеркало
общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции".
В.СухомлинскиВсе, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира. В сфере обучения, особенно с появлением операционной системы winDows, открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучающимся и улучшить ее понимание. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.Основой обучения должно быть активное участие самих школьников в процессе приобретения информации, их самостоятельное мышление, постепенное формирование способности самостоятельно применять знания.Электронные материалы реализуют три компонента учебного процесса, активизирующие учебно-познавательную деятельность учащихся:
– получение информации;
– практическое применение информации;
– проверка полученных знаний и умений.
Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий.К основным моделям ИКТ относятся:
выступление с опорой на мультимедиа презентацию;
компьютерное тестирование;
использование электронных сборников-тренажёров;
работа с электронными энциклопедиями;
Использование ИКТв проектной деятельности на уроках биологиипозволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее.
Задачами использования ИКТ в биологии является:
создание банка учебных Программ, которые можно использовать на уроке;
осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику;
передача нагрузки по проверке знаний учащихся с учителя на компьютер;
сведение к минимуму вероятность формирования у учащихся «комплекса неполноценности»;
повышение качества обучения.
Традиционные методы обучения биологиис использованием ИКТ включают следующие этапы: передача информации (объяснение), тренинг (закрепление), аттестация (контроль) и проектная деятельность. Для каждого из этих этапов есть свои дидактические полиграфические материалы.Одной из форм организации учебной деятельности на уроках биологии является проектная деятельность, в ходе которой создаются условия, при которых учащиеся самостоятельно получают информацию из различных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями, развивают исследовательские навыки. Предлагаю вашему вниманию примерный урок по проектной деятельности на тему: «Многообразие насекомых».
Описание методической разработки.
Урок на тему: «Многообразие насекомых» проводится по окончании изучении темы «Тип Членистоногие. Класс Насекомые».
Процветание класса насекомых совершенно не сравнимо ни с какой другой группой животного мира по обилию и многообразию его форм. Разве можно вообразить себе, что число видов насекомых превышает один миллион. Материал данной темы является благодатным для проектной деятельности.
Описание проекта. Для начала, за неделю до урока, класс был поделён на две группы. Целью данного проекта было создание условий, при которых учащиеся самостоятельно получают информацию из различных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями, развивают исследовательские навыки. Учатся выдвигать проблему, анализировать собранный материал, отрабатывать навыки работы на компьютере. По доминирующей деятельности проект учащихся классифицируется как информационный (направлен на сбор информации); по компетентности — монопроект; по продолжительности — краткосрочный. Итоговым продуктом должна стать презентация.
Для выявления поставленной проблемы урок начинался с просмотра минутного ролика «Планета насекомых», демонстрирующий великое многообразие класса шестиногих». Перед просмотром фильма, классу даётся задание: назвать виды, семейства насекомых.
Целью демонстрации было выявления проблемы, её уточнения. В ходе работы пригодилисьфотоматериалы и коллекции по местной энтомофауне, собранный мною в прошлые полевые сезоны, и оформленный в виде фотоматериалов и коллекций, что позволило разнообразить информационную базу проекта, а также выявить и закрепить знания о насекомых нашей области, их роли в жизни природы и человека.В ходе реализации названного проекта у учащихся формируются базовые компетенции:
— общекультурные (опыт освоения учащимися научной картины мира);
— учебно-познавательные (овладениекриативными навыками продуктивной деятельности, рефлексия, самооценка, анализ, планирование, целеполагание);
— информационные (самостоятельно находить, отбирать, структурировать, сохранять и передавать информацию);
— коммуникативные (культура вербального и невербального взаимодействия);
— личностное самосовершенствование.
Сценарий урока.
В начале урока каждой группе даю памятку"Требования к содержанию презентации" и комментирую.
1)Название;
2)Характерные признаки отряда, представители;
3)Приспособления, позволяющие насекомым вашего отряда, остаться в живых и продолжить существование вида;
4)Редкие и охраняемые виды;
5)Значение в природе и для человека.
6)Презентация не должна превышать 5—6 слайдов.
Организационный этап:познакомить учащихся с содержанием программы на урок.
Мотивационная часть: Для выявления поставленной проблемы урок начинается с просмотра минутного ролика «Планета насекомых» и как продолжение - мой короткий рассказ: "Процветание класса насекомых, совершенно несравнимо ни с какой другой группой животного мира по обилию и многообразию его форм. Это обилие свидетельствует о господствующем положении насекомых. Многие особенности организации делают их приспособленными к жизни в самых различных средах, условиях существования. Ставлю перед классом проблемный вопрос:
— Вспомните, какие особенности организации насекомых позволили этому классу приспособиться к жизни в самых различных условиях существования?
Учащиеся:
1. Сочетание прочности и лёгкости наружного хитинового покрова;
2. Способность к полёту и передвижение по различным поверхностям;
3. Возможность использования самой разнообразной пищи;
4. Возможность осуществления сложных инстинктивных действий;
5. Возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных;
6. Усложнение многих систем организма (трахеи, ротовой аппарат и др.)
Итак, по данным характеристики Класса Насекомых переходим к практической части нашего занятия. И теперь нам предстоит повторить характеристики основных отрядов насекомых, и сделаем мы это в три этапа.
Этап первый. Сделаем виртуальную коллекцию насекомых. Для этого нам понадобится компьютер. Учащиеся рассаживаются по группам. Проводится жеребьёвка: группы учащихся получают название одного из отрядов насекомых. Определяю задачу: из папки «фото насекомых» перетащить картинки необходимых насекомых в папку «моя коллекция» (время выполнения 3 минуты). Затем поочерёдно по сети вывожу работы групп на экран для всеобщего обозрения. Проводится проверка полученных результатов на предмет соответствия заявленному отряду. Ошибочно занесённые в коллекцию насекомые выделяются (но не удаляются!). На этом первый этап завершается.
Этап второй. Работа с энтомологическими коллекциями.Обращаюсь к классу с вопросом: -На основе каких данных, вы отнесли насекомых к предложенным отрядам?
Учащиеся отвечают по группам. Группа подходят к коллекционному материалу. Ставлю задачу: продолжить задание первого этапа, собирать в пустую энтомологическую коробку насекомых выбранного отряда, при этом дать его характеристику. По окончании ответа исправляются ошибки. После окончания этого этапа работы переход к электронной версии и с учётом характеристики каждого отряда её исправления. (В случае обнаружения ошибок неправильные ответы удаляются). Далее комментируются выявленные ошибки. За несколько минут до конца урока пояснение к прохождению третьего этапа:создание и защита проекта об одном из отрядов насекомых. Для того чтобы лучше закрепить пройденный материал, группы учащихся меняются названиями отрядов насекомых, выпавших им в начале урока.Для создания простой презентации отводится 15—20 минут. Защита должна пройти за 3—4 минуты. Алгоритм демонстрации презентации:
1. Вывод презентации на экран;
2. Выступление (защита);
3. Самооценка;
4. Оценка класса;
5. Оценка учителя
В качестве итога предлагаю на основе знаний о признаках рассмотренных отрядов выделить признаки присущие всему классу насекомых.В итоге составляется следующая характеристика:
1) Тело расчленено на три отдела — голову, грудь и брюшко;
2) На грудном отделе 3 пары ног и обычно 2 пары крыльев;
3) Тело разделено на сегменты
4) На голове расположены крупные фасеточные глаза. К передней поверхности головы прикрепляются усики, которые могут иметь разную форму;
5) Грызущий ротовой аппарат;
6) Брюшко насекомых снабжено различными придатками, располагающимися на самом конце.
Предлагаю оценить значение насекомых для человека.
Полезные Вредные Переносчики заболеваний
Опылители растений — шмели, пчёлы, мухи;
Санитары леса — муравьи Вредители плодово-ягодных и овощных культур — яблоневая плодожорка, капустная белянка Переносчики малярии — малярийный комар;
Переносчик сонной болезни — муха цеце
Итоги урока:
Учитель: в ходе урока вы проявили необходимые знания по биологии, умение пользоваться ПК. Все оценки, полученные в ходе урока будут выставлены в журнал, а ваши проекты послужат материалом для работы над общим проектом «Тип Членистоногие".
Используемая литература:
Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности и его развивающие возможности // Школьные технологии. – 2002. - №2
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011
Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии.- М.: 2010
http://sch1552.edusite.ru/p32aa1.html