Рекомендуемый список литературы для самостоятельного и семейного чтения летом учащимися 1 – 4 классов
Рекомендуемый список литературы для самостоятельного и семейного чтения летом учащимися 1 – 4 классов
Бойкина Марина Викторовна,
старший преподаватель кафедры начального образования СПб АППО,
соавтор курса «Литературное чтение» УМК «Школа России», УМК «Перспектива»
Основные понятия:
Самостоятельное чтение – это вид читательской деятельности, которая обеспечивает индивидуальную форму общения ребенка с книгой, с текстом.
Семейное чтение – это совместная читательская деятельность в условиях творческого общения ребенка с родителями.
Уважаемые педагоги и родители!
Предлагаем Вашему вниманию возможный рекомендательный список детских книг для чтения во внеурочное время. Для того чтобы им воспользоваться, необходимо соблюдать следующие правила по воспитанию у ребенка потребности в чтении и книге.
Правило 1.
Помните, что книга – это не наказание. Нельзя прерывать игру ребенка указанием срочно прочитать книгу, потому что её задали прочитать в школе. Важно, чтобы сам ребенок хотел читать. Для этого родители или педагоги во внеурочное время используют различные приемы. Например, начинает читать взрослый – просит продолжить чтение ребенка; просит прочитать небольшой текст под картинкой, остальной текст читает взрослый; читают книгу всей семьёй (начинает папа, продолжает мама, заканчивает ребенок).
Правило 2.
Для того чтобы ребенок хотел читать сам, нужно как можно больше ему читать взрослым. Установите правила в семье: перед сном взрослый обязательно полчаса читает интересную книгу.
Правило 3.
Устраивайте дома (в семье) обсуждение прочитанных книг (кто что прочитал, о чем, что заинтересовало, удивило, готов поделиться). В этих обсуждениях важно участвовать и ребенку.
Правило 4.
В длительных поездках (на автомобиле, поезде, самолёте) предложите ребенку послушать аудиокнигу. Обсудите с ним, кто из героев ему понравился, хотел бы он (она) еще послушать книгу этого автора.
Правило 5.
Приведенный ниже список книг является рекомендательным. Только родитель может знать предпочтения своих детей, поэтому вправе воспользоваться данным списком или дополнить его своими книгами, которые с удовольствием прочитает ваш ребенок.
Желаем вам успехов и приятного чтения!
1 класс.
В. Сутеев. Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Ёлка. Кот-рыболов. Мешок яблок. Разные
А. Прёйсен. Про козлёнка, который умел считать до десяти. Весёлый Новый год.
Л. Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.
А. Балинт. Гном Гномыч и Изюмка.
Э. Блайтон. Знаменитый утёнок Тим.
Н. Носов. Живая шляпа. Фантазёры. Затейники.
В. Бианки. Первая охота. Как муравьишка домой спешил. Чей нос лучше. Лесные домишки. Сова. Кто чем поёт? И другие рассказы.
М. Пляцковский. Солнышко на память.
М. Зощенко. Умные животные. Показательный ребёнок.
В. Кротов. Как Игнатий играл в прятки. Как червячок Игнатий чуть не стал драконом.
Д. Биссет. Всё кувырком.
Ф. Хитрук. Топтыжка.
Г. Остер. Зарядка для хвоста.
Г. Цыферов. Паровозик из Ромашково.
Е. Чарушин «Тюпа», «Томка и сорока».
С. Михалков. Три поросенка.
Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья.
Русские народные сказки. Петушок и бобовое зёрнышко. Теремок. Волк и лиса. Морозко.
Домашнее задание!!!!! (Если очень хочется.).
Предложите детям нарисовать иллюстрации к тем книгам, которые прочитали. Перед тем, как они начнут рисовать, попросите их найти страничку в тексте (книге), фрагмент которой хотелось бы изобразить в иллюстрации. Посоветуйте детям сделать подписи под рисунком (возможно, заголовок, или предложение из текста).
Если ваш ребенок любит лепить, то предложите изобразить наиболее понравившийся или запомнившийся фрагмент с помощью пластилина и природных материалов (шишек, веточек, колосков). Предложите подписать работу.
Учителям!
Начните первый урок литературного чтения в новом учебном году с выставки, прочитанных летом книг, выставки рисунков, поделок, созданных учащимися. Предложите им распределить книги, рисунки, поделки по темам: о природе, о животных, о детях, сказки, рассказы и т.д.
Помогите им составить рассказ о представленных ими на выставке «продуктах», пользуясь опорными словами и предложениями, или планом:
Я прочитал (а) книгу (автор, название).
В ней рассказывается о (природе, животных, детях).
Особенно мне понравился (или запомнился) такой случай, герой.
Я советовал (а) бы прочитать эту книгу (мальчикам, девочкам, всем).
2 класс.
Т. Александрова. Домовёнок Кузька.
С. Михалков. Праздник непослушания.
С. Козлов. Трям! Здравствуйте!
А. К. Вестли. Папа, мама, бабушка восемь детей и грузовик.
Э. Хогарт. Мафин и его весёлые друзья.
М. Мокиенко. Как Бабя – Яги сказку спасли.
Э. Шим. Лесные сказки.
В. Постников. Карандаш и Самоделкин в стране пирамид.
С. Могилевская. Марка страны Гонделупы.
Э. Успенский. Школа клоунов.
В. Голявкин. Боба и слон.
О. Перовская. Ребята зверята.
Э. Рауд. Муфта, Полботинка и Моховая борода.
Б. Житков Рассказы о животных.
Б. Заходер Остров Гдетотам.
А. Милн Вини-Пух и все-все-все.
Н. Носов. Веселая семейка.
А. Толстой Золотой ключик, или Приключения Буратино.
Э. Успенский Дядя Фёдор, пёс и кот.
В. Бианки Первая охота. Лесные домишки. Чей нос лучше? Хвосты. Лупленый Бочок. Лесной колобок – Колючий бок. Паучок-пилот .
А. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди.
Русские народные сказки. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Терёшечка. Гуси – Лебеди.
Домашнее задание!!!!! (Если очень хочется.).
Предложите детям сделать рисованный мультфильм по прочитанным произведениям, сделайте подписи под слайдами. Или предложите им дополните содержание прочитанного текста: изменить начало и записать его в виде рисунков, знаков, придумайте другое окончание текста, изобразите его с помощью рисунков, записей.
Возможно, вы вместе с ребятами создадите мультфильм по прочитанному произведению. Для этого, выберите одно из произведений, перечитайте его еще раз, определите, какие фрагменты текста войдут в мультфильм, вылепите героев мультфильма, сделайте много фотографий, озвучьте.
Учителям!
Начните первый урок литературного чтения в новом учебном году с выставки, прочитанных летом книг, выставки диафильмов, самостоятельно созданных книг (новый конец, новое начало). Предложите им распределить книги, мультфильмы по темам: о природе, о животных, о детях, сказки, рассказы и т.д.
Помогите им составить рассказ о представленных ими на выставке «продуктах», пользуясь опорными словами и предложениями, или планом:
Я прочитал (а) книгу (автор, название).
В ней рассказывается о (природе, животных, детях).
Особенно мне понравился (или запомнился) такой случай, герой.
Я советовал (а) бы прочитать эту книгу (мальчикам, девочкам, всем).
Перескажите на основе диафильма текст прочитанного произведения.
Предложите учащимся просмотреть мульфильмы, оценить результат проделанной работы по критериям, выработанным совместно с учителем (соответствует содержанию произведения, правильно подобрана музыка, интересно представлены герои),
3 класс.
Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома.
А. Линдгрен. Мадике и Пимс из Юнибаккена.
С. Прокофьева. Астрель и хранитель леса. Ученик волшебника. Приключения жёлтого чемоданчика.
И. Акимушкин. Следы невиданных зверей.
Д. Сабитова. Цирк в шкатулке.
Т. Крюкова. Чудеса не понарошку.
И. Токмакова. Маруся еще вернётся.
Ю. Алешковский. Кыш и два портфеля.
В. Голявкин. Мой добрый папа.
В. Чаплина. Питомцы зоопарка.
П. Ершов. Конёк-Горбунок.
Б. Житков. Что бывало.
С. Козлов. Ёжик в тумане.
Т. Янсон. Муми-тролль и другие.
Е. Левитан. Сказочные приключения маленького астронома.
В. Курчевский. Быль-сказка о карандашах и красках.
В. Дуров. Мои артисты. Мои звери.
Г. Пивоварова. По страницам занимательной географии.
А. Чехов. Белолобый.
Я. Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали.
С. Алексеев. Рассказы о Суворове и русских солдатах.
Г. Черненко. Путешествие в страну роботов.
Ю. Коваль Приключения Васи Куролесова.
В. Крапивин Оруженосец Кашка.
А. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Домашнее задание!!!!! (Если очень хочется.).
Предлагаем информацию, прочитанную в произведениях, книгах представить в форме «бортового журнала», «двухчастного дневника», синквейна.
Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
Что мне известно по данной теме? (тема о природе, о животных, об авторе, по названию).
Что нового я узнал из текста? Что мне запомнилось? Что меня удивило?
Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.
Двухчастный дневник.
Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.
Цитата
Комментарии
Можно предложить детям написать отзыв на прочитанную книгу с помощью «синквейна».
Учителям!
Начните первый урок литературного чтения в новом учебном году с выставки, прочитанных летом книг, выставки диафильмов, самостоятельно созданных книг (новый конец, новое начало). Предложите им распределить книги, мультфильмы по темам: о природе, о животных, о детях, сказки, рассказы и т.д.; рассказать о наиболее понравившейся книге.
Возможно, на первом уроке организовать работу в группе, представить свои бортовые журналы, синквейны, двухчастные дневники. Выбрать наиболее понравившееся выступление, представить его в классе.
4 класс.
Эдит Патту. Восток.
В. Брагин. В стране дремучих трав.
А. Усачёв. Великий могучий русский язык.
С. Прокофьева. Тайна хрустального замка.
Л. Гераскина. В стране невыученных уроков.
К. Булычёв. Сто лет тому вперёд. Девочка с Земли. Тайна Третьей планеты.
В. Крапивин. Мушкетёр и фея. Мальчик со шпагой.
Ю. Ситников. Возвращение кота.
Т. Ломбина. Дневник Пети Васина и Васи Петина.
Р. Погодин. Дубравка.
Д. Даррел. Зоопарк в моем багаже.
В. Зарапин. Опыты на воздухе. Весёлые научны опыты для детей и взрослых.
Л. Мальмузи. Неандертальский мальчик в школе и дома.
Я. Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали.
В. Медведев. Баранкин! Будь человеком!
С. Алексеев. Идёт война народная. Ради жизни на земле.
Е. Велтистов. Приключения Электроника.
Л. Кэрролл. Алиса в Стране Чудес.
Ю. Олеша. Три толстяка.
Б. Зубков. Как построили небоскрёб. Из чего все машины сделаны?
М. Константиновский. О том, как устроен атом. О том, как работает автор.
Г. Шторм. Подвиги Святослава. На поле Куликовом.
А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Руслан и Людмила.
Ф. Зальтен. Бемби.
Домашнее задание!!!!! (Если очень хочется.).
Предложите детям записать «тонкие и толстые вопросы» по прочитанному произведению.
Толстые вопросы
Тонкие вопросы
Дайте 3 объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему Вы думаете ...?
Почему Вы считаете ...?
В чем различие ...?
Предположите, что будет, если... ?
Что, если ... ?
Кто ?
Что ?
Когда ?
Может ..?
Будет ...?
Мог ли ... ?
Как звать ...?
Было ли ...?
Согласны ли Вы ...?
Верно ли ...?
Выберите те вопросы, на которые вам хотелось бы ответить письменно. Напишите ответ на эти вопросы.
Воспользуйтесь для осмысления прочитанного текста «таблицей – синтезом».
Перед чтением текста ребятам можно предложите записать в первый столбик таблицы ключевые слова, словосочетания, которые, каким кажется будут опорными в тексте. Затем предлагается сделать записи во время чтения текста (выписать заинтересовавшие цитаты, слова, высказывания). После прочтения текста в третий столбик сделать собственные пояснения, размышления.
Ключевые слова (до прочтения текста)
Выписки из текста (цитаты)
Почему эта цитата важна для меня (мысли, рассуждения).
Можно предложить детям написать отзыв на книгу.
Учителям.
Начните первый урок литературного чтения в новом учебном году с выставки, прочитанных летом книг, выставки диафильмов, самостоятельно созданных книг (новый конец, новое начало). Предложите им распределить книги, мультфильмы по темам: о природе, о животных, о детях, сказки, рассказы и т.д.; рассказать о наиболее понравившейся книге.
Возможно, на первом уроке организовать работу в группе, представить свои таблицы, отзывы. Выбрать наиболее понравившееся выступление, представить его в классе.