Статья Физическое воспитание-залог развития здорового,всесторонне развитого ребёнка
Физическое воспитание – залог развития здорового, всесторонне развитого ребёнка.
Кузьмина Зубайда Зариповнаучитель начальных классов,
Астраханская область, г. Камызяк,
МБОУ «Камызякская средняя общеобразовательная школа №4»
Функциональные возможности организма ребенка в большей степени связаны с двигательной активностью, являющейся биологической потребностью ребенка. Внедрение инновационных технологий обучения сопровождается интенсификацией обучения, увеличением недельной нагрузки, сокращением продолжительности перемен, увеличением количества времени выполнения домашних заданий. Это приводит к снижению уровня двигательной активности учащегося. Значительное снижение двигательной активности приводит к задержке роста развития, ухудшению состояния здоровья, уменьшению адаптационных возможностей организма школьника. Поэтому приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности.
Для обеспечения необходимого ежедневного объема двигательной активности каждому школьнику кроме уроков физической культуры нужен определенный комплекс внеурочных занятий, двигательный режим, направленные на повышение двигательной активности и улучшения состояния здоровья школьников.
В школьном возрасте ребенок должен не менее 1,5 часов в день заниматься активными физическими упражнениями. Это:
- утренняя зарядка;
- гимнастика до начала урока;
- проведение физкультминуток на уроках и физкультпауз в ГПД;
- организации динамических перемен;
- проведение уроков физической культуры на улице;
- проведение «Часа здоровья»;
- проведение Дней здоровья и спортивных соревнований;
- проведение спортивных каникул;
- занятия в секциях (лёгкая атлетика, спортивная гимнастика).
Гимнастика до учебных занятий, а также физминутки занимают по времени 5-6 минут
Главная цель пальчиковой гимнастики – стимулирование мозговой деятельности посредством развития мелкой моторики руки и подготовка руки к письму. Перед работой в тетрадях можно проводить небольшой массаж пальцев. Например:
На моей руке пять пальцев. (Сжимают и разжимают кулачки)
Пять хватальцев, пять держальцев,
Чтоб строгать и чтобы пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить,
Их не трудно сосчитать 1, 2, 3, 4, 5 (Сгибают и разгибают пальцы)
А также выполнение фигурок из пальцев («Дом», «Очки», «Флажок», «Лодка»)
Упражнения для предупреждения зрительной усталости:
«Солнышко» (мягкие движения носом по кругу с движением глаз)
- «Морковка» (поворот головы вправо влево, носом нарисовать морковку, сопровождая движением глаз)
Физминутка «Ах, как долго мы писали».
Ах как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать)
Посмотрели все в окно. (Посмотрели влево, вправо)
Ах, как солнце высоко! (Смотрим вверх)
Мы сейчас глаза закроем, (закрывают глаза ладошками)
В классе радугу построим.
Вверх по радуге пойдем (смотрят по дуге вверх, вправо и вверх-влево)
Вправо-влево повернем.
А потом скатимся вниз, (смотрят вниз)
Жмурься сильно, но держись! (Зажмурить глаза, открыть и поморгать)
Двигательные речевые физминуткиОни способствуют развитию громкой речи, тренируют память, снимают утомление. Дети произносят стихотворный текст и в соответствии с ним выполняют движения.
Топай мишка, хлопай мишка
Приседай со мной, братишка
Руки вверх, вперед и вниз
Улыбайся и садись.
Упражнения для профилактики нарушения осанки используются как перед началом урока, так и во время урока. При хорошей осанке внутренние органы находятся в правильном положении, что является одним из важных условий их нормальной работы.
Используются упражнения в речитативах
Дыхательную гимнастику можно использовать на уроках, например упражнение «Кошка»
И. п. встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, на вдохе делать полуприседания с одновременным поворотом туловища влево или вправо Спина прямая.
Полноценное развитие движений – необходимый этап и условие мыслительной деятельности и это должно обязательно учитываться при работе с детьми. Нужно добиваться, чтобы все упражнения ребенок выполнял легко, чтобы занятия приносили ему радость.
Здоровье – это не игрушка
Легко сломать, нельзя купить
Давайте лучше мы подумаем
Как его дольше сохранить.
Литература
Безруких М. М. «Здоровьесберегающая школа» - М.: - Московский психолого-социальный институт 2004 г.
«О формировании основ здорового образа жизни» // Воспитание школьников -2012 г - № 10/
«На весёлую зарядку» // Здоровье школьника – 2011 г - № 6
Каралашвили Е. А. «Физкультурная минутка динамические упражнения для детей 6 – 10 лет Москва – 2001 г Издательство «Творческий Центр Сфера»
Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в образовательных учреждениях //Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2008. - № 3