Выступление на методическом совещании по воспитательной работе Реализация комплексной программы воспитания в системе образования Республики Казахстан в КГУ ОСШ №24 Экологическое воспитание
Творческий отчет классного руководителя 3 – Б класса Ульбашевой Лейли Алиевны,
по экологическому воспитанию за 1 полугодие 2014-15 уч.годаЭкологическое образование и воспитание в школе ставит своей целью формирование бережного отношения человека к окружающей его среде, воспитание у школьников экологической культуры в процессе практической, созидательной деятельности.
Основные задачи экологического воспитания – это:
Сформировать убеждения учащихся о бережном отношении к родному краю, к окружающей среде;
Стимулировать заинтересованность школьников к активной творческой деятельности по охране окружающей среды;
Развивать способности научного, эстетического, нравственного, правового суждений по экологическим вопросам;
Воспитывать чувства личной ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие людей с ними.
В целях использования экологических знаний и экологической культуры как эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения, а так же совершенствуя формы и методы экологической работы и прививая практические навыки экологической работы в классе за 1 полугодие 2014-2015 учебного года была проделана следующая работа:
1).Ежемесячно проводились:
беседы: «Планета заболела», «Вода-источник жизни!», «Почему снег грязный»,
«Поможем природе»;
интеллектуальные игры: «Загадки природы», «Цветы – лекари»;
классные часы: «Наши пернатые друзья», «Загрязнение окружающей среды»
конкурсы: кроссвордов и ребусов «Твои соседи по планете», плакатов – призывов «Живой мир ждет
твоей помощи».
2).Принимали участие в акциях «Добро и согласие между Человеком и Природой», «Мой чистый
дом», «Помоги птицам зимой»;
3).Посещение краеведческого музея, экскурсии с целью наблюдения.
Во внеклассной работе и на уроках по русскому языку, математике, литературному чтению и трудовому обучению учащиеся получали теоретические и практические навыки экологической работы.
Экологическое образование – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Передо мной стоит задача помочь ученикам раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе.
Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашем классе я постаралась создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у школьника элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью в классе была создана экологическая лаборатория, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, которые далее фиксируют в «Дневнике наблюдений».
Еще одной из интересных форм работы с детьми является акция. У нас в классе за данный период разработаны и проведены следующие экологические акции:
«Добро и согласие между Человеком и Природой» - дети совместно с родителями рисовали
плакаты экологического содержания. Рисунки показывали пример положительного отношения к природе, отражали своё видение состояния и сохранения природы, воспевали ее красоту;
Цель акции «Мой чистый дом» донести до сознания детей народную мудрость «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят»;
Помоги птицам зимой» - цель акции: помочь зимующим птицам пережить холодный период; привлечь внимание детей и родителей к судьбе пернатых друзей.
Для систематизации полученных знаний я использую чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций. Просмотр фильмов. Все это помогает ученикам вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней.
Учащиеся стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личность. Учащиеся охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта, умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, что, безусловно, приводит к развитию личности.
И хотя сделано по экологическому воспитанию школьников немало во втором полугодии мы продолжим запланированную экологическую работу и реализуем ее с использованием интересных методов и форм воспитания и обучения.