Здоровье сберегающие технологии. Статья о сохранении здоровья детей в условиях школы.
У кого есть здоровье, есть надежда,
У кого есть надежда – есть все.
(арабская пословица)
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
В настоящее время здоровьесберегающим технологиям в школе уделяется все больше внимания. Это связано с тем, что количество здоровых школьников составляет чуть более 10% от общего числа обучающихся.
Задача начальной школы помочь медикам и родителям сформировать у детей осознанное отношение к здоровью, здоровому образу жизни. Два – три урока физкультуры в неделю не смогут выработать у детей привычку сохранять свое здоровье. Поэтому эта работа должна продолжаться на всех уроках. Младший школьник способен проявлять работоспособность в течение 15-20 минут. А значит, необходимы физминутки, динамические паузы, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться.
Здорового ребенка невозможно представить себе неподвижным, хотя сейчас, к сожалению, малоподвижных детей можно часто встретить среди школьников. При этом, если дефицит двигательной активности у взрослых приводит постепенно к ухудшению здоровья, то для детей двигательная активность жизненно важна. Движение способствует развитию физиологических систем ребенка и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Поэтому, для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья внедряются здоровьесберегающие технологии:
различные виды гимнастик (пальчиковая, дыхательная, зрительная);
физминутки на уроках;
подвижные перемены;
Говоря об этом, хочется остановиться на внедрении компьютерных технологий в обучение. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, презентации улучшают образно-художественное представление об изучаемом материале. Задача педагогов, используя преимущества компьютера, освободить учебный процесс от его негативных сторон.
В начале учебного года, при наборе первого класса, всесторонне изучаются документы учащихся. В результате выявляются дети, которым необходима дополнительная помощь в плане оздоровления, с проблемами опорно-двигательного аппарата, дыхания, зрения.
В моем классе выявлены дети с речевыми нарушениями (все) и проблемами зрения (3). Известно, что у детей, иеющих речевые нарушения, отмечается ряд особенностей процесса дыхания. Прежде всего, это поверхностное дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких. Следствием этого является односложность и стандартность построения фраз. На уроках использую игры и упражнения, напрвленные на развитие речевого дыхания:
задуй свечу;
имитация звуков (пароход, комар, ветер);
летят снежинки;
покатай карандаш;
Для укрепления зрения использую гимнастику для глаз. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонапрвленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергитизацию организма.
В своей работе я использую различные упражнения:
разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами :«мимические упражнения» (на картинках нарисованы рожицы с различными выражениями. Дети их копируют):общеукрепляющие упражнения для глаз;
серия музыкальных презентаций в игровой форме;
Внедряя в работу школы здоровьесберегающие технологии можно надеяться, что здоровье детей в школе если не улучшится, то хотя бы не будет ухудшаться.
Сейчас хочу предложить вашему вниманию небольшую музыкальную паузу (разминка для глаз).
Изучая материалы по здоровьесбережению, встретила интересную информацию:
Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга. Обратите внимание на то, как большой палец возвышается над другими, когда они сжаты в кулак, – как голова над нашим туловищем. Это поможет вам запомнить связь большого пальца с головным мозгом. Массаж указательного пальца улучшает работу желудка; среднего пальца - кишечника и позвоночника, безымянного – печени, а массаж мизинца помогает работе сердца. Зная это, вы сможете помочь себе в некоторых ситуациях.
Например, на контрольной работе тщательно помассируйте большой палец. Мозг будет лучше работать и поможет вам быстрее найти правильное решение.
Если вы плотно пообедали или поужинали, помассировав указательный палец, вы улучшите работу желудка. Ему будет легче переваривать пищу, он быстрее справится со своей работой.
Когда ваше сердце учащённо бьётся после сильного эмоционального напряжения или физических нагрузок, помассировав мизинец, вы поможете сердцу быстрее успокоиться и начать работать в привычном ритме.
После массажа встряхните кисти рук, словно сбрасываете с них капельки воды. Делайте дома такой массаж в свободное время и оздоравливайте свой организм.
Помогают сохранить здоровье ребёнка в школе цветовые круги, выставленные на классной доске (диаметр - 30 см). Каково же их назначение?
* Жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку.
* Синий круг - тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике.
* Красный круг - активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.
* Зелёный круг - для успокоения, если дети расшумелись.
* Оранжевый круг - цвет творчества, будит фантазию.