Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми, имеющими нарушение зрения
Подготовила Румянцева Татьяна Васильевна
Воспитатель МДОУ № 28
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ
2016 год
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
1. Дети с низкой остротой зрения занимают первые места.
2. При светобоязни нужно посадить ребенка так, чтобы не было прямого раздражающего попадании света в глаза.
3. При расходящемся косоглазии место ребенка на занятиях в центре.
4. При разной остроте зрения обоих глаз ребенка необходимо посадить лучше видящим глазом к центру.
5. Рабочая поверхность при расходящемся косоглазии должна быть горизонтальной, а при сходящемся –вертикальной, при миопии, глаукоме – вертикальной.
6. Расстояние от глаз ребенка до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см.
7.Темп занятий должен быть снижен.
8. Обязательно проводить специальную гимнастику для глаз, физкультминутки и минуты отдыха.
9. Во время занятий использовать специальную наглядность.
10.При демонстрации цветных изображений использовать яркие, насыщенные, натуральные цвета.
11.Учитывать контрастность фона (чёрно-белый, зелёный, коричневый или оранжевый)
12. Поверхность пособий должна быть матовой (чтобы не было бликов от света)
13.Ограничивать непрерывную зрительную работу соответственно возрасту и зрительным возможностям.
14. На прогулке ребенка с низкой остротой зрения ставить в паре с лучше видящим ребенком: при разной остроте зрения глаз ребенка ставить так, чтобы его держали за руку со стороны хуже видящего глаза; ребенку со светобоязнью – солнцезащитные очки обязательны.
15.Занятия с детьми, имеющими нарушение зрения проводятся по подгруппам и индивидуально, в подвижной деятельности, что помогает чередовать умственную, речевую и зрительную нагрузку с двигательной.
16. Обязательным этапом на занятиях, являются гимнастики для глаз, игры и упражнения на развитие зрительных функций, цветоощущение, цветовосприятие и др.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОСОБИЯМ
Важно:
Соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов;
Соотношение с реальным цветом объектов и высокий цветовой контраст (80 – 95 %);
Чёткое выделение ближнего, среднего и заднего планов.
Дети лучше различают черные объекты на белом фоне, лучше воспринимают заполненные фигуры, чем контурные.
Величина картинок определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей с учетом офтальмолога.
Сложный фон сюжетных картинок должен быть свободен от лишних деталей.
Располагать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, а хорошо выделялись по отдельности.
В цветовой гамме желательны желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Необходимо помнить, что для детей с нарушением зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов.
Величина раздаточного материала:
Острота зрения - Размер пособий 0,4 и выше - 2 см 0,2-0,3 - 23 см 0,05-0,1 - 3-4 см 0,01-0,04 - 4-5 см
На математике размер предметов-до 15 см. Размер используемой натуры-20-25 см.
При рассматривании картины рекомендуется рассадить детей таким образом:
-в 2-3 ряда, соблюдая окклюзию глаз
-полукругом
-«каре»
- параллельно - справа и слева от воспитателя по одному ряду детей (расходящееся косоглазие - в центре, сходящееся косоглазие .-по краям +соблюдение остроты зрения)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28 «ХРУСТАЛИК» РМЭ г. Волжск
15