Родительское собрание Роль семьи в сохранении психического здоровья детей
«Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»Выполнила: учитель начальных классов КГБ ОУ «Алейская общеобразовательная школа-интернат»
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»Л.Н. Толстой
Показатели благоприятного психологического климата семьи:стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу;беседовать на интересующие всех темы;вместе выполнять домашнюю работу;подчеркивать достоинства и добрые дела каждого;открытость семьи, гостеприимство.
Портрет психологически здорового ребёнка.1.Возрастные «кризисы» проходят естественно, безболезненно, решаются закономерные возрастные проблемы.2.Ребёнок испытывает чувство привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей.3.Ребёнок реализует свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких людей и значимых для него лиц.4.Обладает устойчивым чувством «Я», адекватной самооценкой, уверен и активен, имеет соответствующий возрасту уровень притязаний и возможностей.5. Способен к сопереживанию.6.Не проявляет выраженных чувств ревности и зависимости при наличии чувства – доброжелательности к людям.7. Контактен и общителен, стремится к взаимодействию со сверстниками на равных.
Некоторые причины неблагоприятного психологического климата в семье:слабое физическое развитие; дефицит общения с родителями (с детьми не занимаются или дети живут с бабушкой); частые конфликтные ситуации в семье; пьющие родители;неполные семьи;и др. …
Факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребёнка.Факторы социально-культурного характера:ускорение темпа жизни;дефицит времени родителей;недостаток условий для снятия напряжения и расслабления;загруженность родителей и невротизация взрослых;неумение решать внутриличностные конфликты.
Социально-экономические факторы:неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;ранний выход матери на работу.
Социально-психологические факторы:дисгармония в семейных отношениях;дисгармония в семейном воспитании;нарушение в сфере детско-родительских отношений.
Признаки стрессового состояния: Частая усталость. Участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания). Участившиеся случаи невнимательности, рассеянности. Беспокойство, непоседливость. Частое проявление упрямства, капризов. Навязчивые привычки – сосание пальца, обгрызание ногтей, накручивание волос на палец. Стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание Стремление к уединению. Невротические проявления: моргание глазами, подергивание плеч, ног, дрожание рук. Дневное или ночное недержание мочи.
Тест для родителей «Меры заботы». "Категорически не согласен"-1 балл. "Я не спешил бы с этим согласиться"- 2 балла. "Это, пожалуй, верно"-3 балла. "Совершенно верно, я считаю именно так"- 4 балла.
Негативные установкиПоследствияПозитивные установкиГоре ты мое!Заниженная самооценка, чувство вины, отчуждение, конфликты.Радость ты моя!Нытик, плакса!Внутренняя озлобленность, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность.Поплачь, станет легче!Ты копия своего папочки!Неадекватная самооценка, упрямство, противоречивость, трудности в общении с родителями.Папа у нас замечательный!Мама у нас умница!Неумейка, откуда только у тебя руки растут!Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к деятельности.Попробуй ещё раз, и у тебя получится!Давай попробуем вместе!Ты обидел маму! Ты плохой, вот уйду от тебя к другому мальчику.Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушение сна.Я тебя всё равно люблю!Но мне очень неприятно – постарайся так больше не поступать!Займись чем -нибудь, отстань.Иди ко мне, давай подумаем, чем мы займёмся.Родительские установки.
Закончите предложения так, как, на ваш взгляд, закончил бы Ваш ребёнок:«Мне бывает очень радостно, когда…»«Я очень грущу, когда…»«Мне бывает страшно, когда…»«Я сержусь, когда…»«Мне бывает стыдно, когда…»Сравните Ваши ответы и ответы, данные вашими детьми (родителям раздаются анкеты детей). Степень совпадения ответов будет говорить о Вашей способности взглянуть на происходящее глазами ребёнка, о понимании его эмоционального состояния.
Пожелание детей в форме письма для своих родителей.«Мамочки и папочки, мне бы очень хотелось, чтобы вы ласкали и обнимали меня много-много раз в день. Вечером я хочу разговаривать и играть с вами, ведь это так весело. И ещё: если вы обещаете что-то, то выполняйте, а то я перестану верить вам. Если у вас неприятности и плохое настроение, скажите мне, и я поиграю один, а потом пожалею вас. Не говорите мне, что я плохой, а лучше скажите, что я хороший. Тогда мне будет спокойно, я буду любить тебя тоже».
Принципы общения с ребёнком.Безусловно, принимать ребёнка.Активно слушать его переживания и потребности.Бывать (читать, играть, занимать) вместе.Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.Помогать, когда просит.Поддерживать успехи.Делиться своими чувствами (значит доверять).Конструктивно решать конфликты.Использовать в повседневном общении приветливые фразы.10.Обнимать не менее 4, а лучше 8 раз в день.
Будьте счастливы!