Проект на тему: «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города
Новосибирска «Детский сад № 5 комбинированного вида «Звездочка»», Калининский район, ул. Объединения 72/1, 272-08-70, 272-21-09
Факс 272-21-09, e-mail MDOY5 yandex.ruПроект
«Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Зыкова Маргарита Николаевна
воспитатель группы компенсирующей
направленности для детей
Новосибирск 2016г
Постановка проблемы
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для физического, интеллектуально-творческого, эмоционального развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешности ребенка в школе является развитие речи, коммуникативных навыков.
Такая помощь дошкольникам может состоять, например, в организации игры-театрализации, театрализованной деятельности, способствующей развитию речи, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков и развитию ребенка в целом. Ведь именно игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. Приведу высказывания педагогов об игре:«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития» (Д.В. Менджерицкая).
«Игра – это школа произвольного поведения» (Д.Б. Эльконин).
«Заставьте ребенка стоять смирно – он не простоит и двух секунд, но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните старинную припевку: «Море волнуется - раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Замри!» ведь замирают и стоят самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке» (С.В. Чиркова).Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его задерживает.
Театрализованная деятельность, к тому же, предполагает объединение взрослых (не только педагогов, но и родителей воспитанников) и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества. Поэтому очень важно на сегодняшний день — создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально-волевой сфере.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. В период адаптации ребёнка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, у других суетливость, т. е. у детей отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.
Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста проводить коллективные развивающие и специальные театральные игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрально – игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка с недостаточным развитием речи основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что театрализованная деятельность сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.
Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Отсюда тема проекта: «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности».
Цель проекта:
Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности в специально организованной развивающей предметно-пространственной среде группы.
Задачи проекта:
Изучить имеющийся опыт по развитию речи старших дошкольников с помощью театрализованной деятельности;
Развивать сенсорное, слуховое, моторно-двигательное внимание детей. Наблюдательность, фантазию, музыкальность, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу, выразительность движений, посредством театрализованной деятельности.
Способствовать повышению познавательного интереса у детей; развитию восприятия, памяти, мышления, речи (интонационная выразительность речи, монологическая и диалогическая речь, связность речи, звуковая культура речи, грамматический строй речи), творческого воображения;
Определить систему развивающего взаимодействия по проблеме с детьми и их родителями в рамках проекта;
Создание и совершенствование развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей развитие речи старших дошкольников.
Участники проекта: 1.Дети подготовительной группы (6-7 лет)
2. Родители
3. Воспитатели
Тип проекта: долгосрочный 01.09. 2015- 31.05. 2017 года.
Этапы реализации проекта
Вид деятельности Ответственные Место проведения Сроки
этап. Подготовительный
Определение цели и задачи, осуществляется сбор и уточнение информации. Проведение диагностики. (Приложение № 1) Составление плана работы. Воспитатели Группа Сентябрь, октябрь
этап. Основной.
Проведение родительского собрания, информирование о проекте. (Приложение № 2)
Воспитатели, логопед, родители Группа 2-я неделя ноябрь
Приобретение дидактического материала (игрушки, атрибуты, литературные произведения, театральные куклы и костюмы). (Приложение № 3) Воспитатели, родительский комитет. В течение года
Подбор различных дидактических игр, развивающие игры и упражнения на развитие пространственных отношений, мелкой моторики рук, артикуляционного аппарата, подвижные игры, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений, всех видов театра, сказка-терапия.
Воспитатели, родители В течение 3-х месяцев
Беседа с детьми «Что такое театр?»
(Приложение №4) Воспитатели, дети Группа 2-я неделя декабря
Беседа – диалог «Театральные профессии»
(Приложение №5) Воспитатели, дети Группа Февраль
«Книжки-малышки»
(Приложение №6) Воспитатели,
дети Группа Март
Техника речи
(Приложение № 7) Воспитатели,
дети, логопед Группа Апрель
Игровые упражнения на развитие артикуляционного аппарата. (Приложение № 8) Воспитатели,
дети Группа Май
Ритмопластика
(Приложение № 9) Воспитатели, муз.руководитель Муз.зал Сентябрь
Психогимнастика(Приложение №10) Воспитатели, дети, психолог Группа В течение
года
Консультация для родителей
«Посещение театра с детьми и обсуждение увиденного»
(Приложение №11) Воспитатели, родители Группа Октябрь
Экскурсия в Оперный театр Родители, дети Оперный театр Ноябрь
Работа над альбомом «Всё о театре» (Приложение №12) Воспитатели, родители Группа Декабрь
Ознакомление со сценарием сказки «Заяц портной» Родители, дети Группа В течение года
Распределение ролей Воспитатели, дети Группа Февраль
Репетиция, генеральная репетиция Воспитатели, дети Группа Апрель
Премьера: сказки «Заяц-портной»
(Приложение №13) Воспитатели, дети Муз.зал 1-я неделя мая
3 этап. Заключительный
Проведение диагностики. Родительское собрание. Обобщение опыта. (Приложение № 14) Старший воспитатель, воспитатели. Группа Апрель,
май
Бюджет проекта
№ Ресурсы Имеющиеся Необходимо приобрести
1. Методическая литература 1000 500
2. Ноутбук 20000 3. Принтер 7000 4. Интернет 400 5. Канцелярские товары 1000
6. Цифровой фотоаппарат 7000 7. Ткань 500 200
8. Ламинатор 3000 9. Картридж для копировального аппарата 400
Итого: 41000 рублей, из них 38000 рублей – имеющийся бюджет и 2100 рублей, необходимо приобрести для реализации данного проекта.
Ожидаемый результат:
разработана система развития речи детей через игру-театрализацию;
создана развивающая предметно-пространственная среда по теме проекта;
Повышение активности родителей в жизни группы.
Оценка эффективности проекта
положительная динамика в развитии речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей;
повысился интереса к художественной литературе, театрализованной деятельности;
обогатился игровой опыт детей;
повысилась активность родителей воспитанников, проявляющееся в участии в жизни детей в группе (сотрудничество, совместная подготовка к спектаклям, пошив костюмов, сопереживание, заинтересованность, понимание значимости развития речи и эмоционального мира детей); детско-родительские отношения оптимизировались, улучшилось качество воспитательного-образовательного процесса.
Наша личная заинтересованность и заинтересованность педагогов в продолжении данного проекта.
Список использованной литературы:1. Беседы и сказки о семье. А.Лопатина, М.Скребцова. Москва, Амрита-Русь, 2009 г.2. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.Д. Маханева. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.3. В гости к празднику. Сценарии, стихи, сказки, игры, шутки, загадки и поздравления. А.Лопатина, М.Скребцова. Москва, Амрита-Русь, 2007 г. 4. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. А.В. Щеткин. «Мозаика-Синтез», Москва, 2008 г.5. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Н.В. Краснощекова. Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 20086. Развивающие игры для детей от 4 до 9 лет. И. Коваль. Изд. «Клуб семейного досуга» Харьков, Белгород, 2010 г.7. От трех до семи. Семейный альбом. Л.Б. Фесюкова. Харьков «ФОЛИО», С-Пб., «КРИСТАЛЛ» 1996 г.8. Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. Н.А. Гурьева. С-Пб., «Паритет», 2006 г.Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. О.С. Рудик. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.9. Лепим нелепицы. Практическое пособие по ТРИЗ. Автор-составитель Б.Б. Финкельштейн. С-Пб., 1999 г.10. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ. п/ред. Б.Б. Финкельштейн. С-Пб., 1999г.11. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В.Гербова. Москва, «Просвещение», 1984 г.12. Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. Н.А. Гурьева. С-Пб., «Паритет», 2006 г.
Приложение №1
Диагностика речевых развитий у дошкольников.
Гистограмма данных обследования устной речи детей по методике Т. А. Фотековойв подготовительной логопедической группы МКДОУ №5.
Уровень успешности:
4 уровень- 100-80%
3 уровень- 79, 9-65%
2 уровень- 64, 9-45%
1 уровень- 44,9 и ниже.
Приложение № 2
Родительское собрание.
Тема: «Особенности развития детей от 5 лет до 7 лет (старший дошкольный возраст)»
Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли, игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования.В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, И воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца.Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников; воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться свойства внимания: объем, устойчивость, распределение, переключение. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я». В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа изображений и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях. У детей продолжает развиватьсявосприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной, работы у детей развиваются диалогическая речь и некоторые виды монологической речи.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Все это - обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм eгo воплощения. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группах старших дошкольников. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Приложение № 3
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Логопедический уголок.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2 . Музыкальные инструменты
Приложение№4 . Виды театра в группе.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Кукольный театр.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Теневой театр.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5. Пальчиковый театр.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6. Изготовление кукол.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 7. Костюмы.
Приложение № 4
Беседа с детьми: «Что такое театр?»
Цель: 1. Дать детям представление о театре.
2. Познакомить с видами театров: художественный, драматический, кукольный и др.
3. Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.
Ход беседы:
– Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна? Дети: – ТЕАТР! – А знаете ли вы, кто живет в этой стране? Дети: – Куклы, сказочные герои, артисты. – Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете? (Ответы детей) – А вы хотели бы стать артистами? Дети: – Да – У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные слова: –Раз, два, три — повернись И в артиста превратись! Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра! Впереди дети видят коробочку, а на ней лежит конверт, подписано от сказочника. – Ребята, для вас сказочник прислал письмо, прочитаем? Педагог достает из конверта листок и читает загадки про сказочных героев. Дети отгадывают и открывают коробочку. А в ней маски с эмоциями радости и печали. Дети рассказывают сначала о маске радости. – Когда у нас бывает радостное настроение? – Когда нам весело, когда что-то дарят и т.д. (Ответы детей). Затем дети рассказывают о маске печали, грусти. – Какая это маска, что она изображает? Когда нам бывает грустно? (Ответы детей). – Молодцы, ребята. Положим маски обратно в коробочку и продолжим свой путь. На пути стоит столик, на нем настольная ширма, а рядом лежит шкатулочка, стоят пенечки. – Ребята нам всем предлагают присесть. (Дети занимают места, а педагог садится рядом с ширмой, надевает деда-рукавичку и из-за ширмы говорит). – Здравствуйте, ребята! Я– забавный старичок А зовут меня — Молчок Мне, ребятки, помогите. Скороговорки расскажите. И увидите вы то, Что уж знаете давно. – Поможем дедушке, ребята? Знаете ли вы скороговорки? (Да). А как надо говорить скороговорки? (Быстро, чтобы было понятно). Каждый ребенок рассказывает по скороговорке и воспитатель тоже. Дедушка благодарит детей и разрешает им открыть шкатулочку. – Что же дед хранит в шкатулочке?
Приложение № 5
Беседа-диалог (с детьми): «Театральные профессии».
Предварительная работа:
Просмотр дома с родителями мультфильмов Буратино, Смешарики «Театр», «Кордебалет».
Цели:
расширять и конкретизировать представления о профессиях людей.
закреплять в речи существительное с обобщающим значением “профессии”.
уточнять и расширять словарный запас по данной теме.
развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога)
корригировать слуховое внимание, память, мышление.
развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения)
воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства.
Оборудование:
театральная сцена, оформленная в музыкальном зале.
ширма;
мешок с париками и масками;
костюм феи;
вешалка с театральными костюмами;
театральные шумы: стук в дверь, шум ветра, дождя, скрип снега и другое.
листы бумаги, фломастеры.
Ведущая:
Добрый день ребята.
Дома, вы вместе с родителями, посмотрели мультфильмы о театре. Посмотрели и надеюсь обсудили. Сегодня мы побываем с вами в импровизированном театре нашего детского сада и поговорим о театральных профессиях.
Скажите, вы бывали в театре? (ребята отвечают) А какие театры вы знаете? (ребята отвечают).
Вот сколько разных театров вы мне перечислили - это и кукольный, и драматический, и даже театр зверей. Все эти театры объединяет одно: театр создан для того, чтобы туда приходили зрители и смотрели представления.
Театр - удивительное место, где показывают спектакли, где танцуют и поют, рассказывают стихи; там можно поплакать и посмеяться, есть над чем задуматься и чему удивиться, бывает и страшновато, но чаще всего весело.
А знаете ли вы ребята, сколько людей театральных профессий работает над одним спектаклем? А кто в театре самый главный? (Ответы детей)
На эти и другие вопросы мы сегодня обязательно постараемся ответить.
Ведущая:
На сцене театра зритель видит великолепную игру актера и, наверное, думает, а чего проще стать актером: выходишь на сцену играешь роли, все тебе хлопают.
Так ребята? На самом деле актерский труд не из лёгких, актёрскому труду обучаются годами. А что должен уметь актёр? (ответы детей). Верно, актеры учатся владеть телом, красиво двигаться, петь и танцевать. Вот сейчас я проверю, кто из вас мог бы стать актером.
Вам нужно будет произнести очень быстро скороговорку,
Забавной обезьяне бросили бананы,Бросили бананы забавной обезьяне.
А теперь давайте попробуем произнести вот эту:
Соня - незнайка, А Зина - зазнайка.
А теперь ребята давайте встанем со своих мест и Изобразим животное. (ребята выполняют задания) Молодцы!
Ведущая: Увидев на сцене актера, зрители думают, что он и есть в театре самый главный. На самом деле, чтобы спектакль состоялся, над ним работает много других людей разных профессий. Гримёры, костюмеры, бутафоры декораторы, свето-звукооператоры и др.
Давайте заглянем в театральную гримёрную, здесь можно увидеть и понять, что же за работа такая - гримёр.
Гримёр - одна из интереснейших профессий. Он может использовать бороду, усы, даже носы, сделать морщинки на лице и из молодого человека получится старик или забавное животное, король или нищий т.д.
У меня в руках "волшебный" мешок, из которого я буду доставать различные парики и маски, ваша задача угадать, кому они принадлежат (Клоуну, старику, Бабе Яге, волку и др). (ребята отвечают) Молодцы!
Ведущая: Посмотрите ребята, к нам пришла гостья. Вы узнаете ее?
Не удивляйтесь, что наша Н.А. поменяла свою обычную одежду на костюм Феи. Н.А. побывала в театральном ателье, не удержалась и переоделась. Красиво? Там ещё много замечательных костюмов: и рыцарские доспехи, и солдатский мундир, и королевская мантия, и медвежья и волчья шкуры, и костюм Бэтмана.
Эскизы костюмов для будущего спектакля создаёт художник-постановщик, портные подбирают ткани и шьют такие замечательные костюмы. Посмотрите, какие красивые костюмы у нас на вешалках. Попробуйте отгадать, каким героям они принадлежат.
Сейчас я вам раздам маркеры и листы бумаги, и вы попробуете сделать эскиз к костюму Бабы- яги. Рисуем (ребята рисуют). Молодцы, у вас получились очень интересные работы, думаю глядя на них и костюмы можно сшить прекрасные!
Ведущая: "Бутафорий"- в переводе с итальянского означает "хлам". Бутафорией называют в спектакле поддельные предметы, которые заменяют настоящие. Делают их из легких и дешёвых материалов, которые ни чем не отличишь от настоящих. Изготавливают их в специальных бутафорских цехах.
Все остальные мелкие настоящие предметы называют реквизитом. В декорационных цехах художники расписывают задник, делают обивку мебели, могут из простой мешковины сделать богатую расшитую золотом мебель.
Театральные декорации должны быть легкими и разборными. Ведь выступления актеров предполагают переезды, значит всё должно быть ещё и прочным. А теперь я попрошу вас вспомнить и назвать бутафорию, реквизит и декорации, которые вы уже видели и знаете (ребята отвечают). Молодцы!
Ведущая: А почему не звучит музыка? И свет почему-то замигал на сцене? Кажется, догадалась. Я чуть ни забыла ещё об одной важной профессии, которая создаёт атмосферу спектакля. Это профессия свето- звукооператор. Только с помощью различных шумов и музыки можно переместиться во времени, оказаться в подземелье, в лесу, улететь на самолёте, открыть дверь в неизвестное. Я предлагаю вам ребята отгадать несколько театральных шумов, а поможет мне в этом человек по профессии звукооператор.
Пожалуйста, включите шумы (ребята отвечают). Молодцы!
Ведущая:Ребята, а еще создание спектакля сопровождает работа хореографа, он занимается созданием танцевальных номеров для кардебалета. И сейчас я всех вас прошу выйти на сцену и попробовать себя в этой роли, потанцевать под музыку.
Ведущая:Ребята, а кто же в театре главный? Кто всеми командует?
А командует всеми режиссёр. Он выбирает, какую сказку актеры будут показывать, распределяет роли, репетирует, работает с художниками-постановщиками, проверяет свет, музыку, грим, костюмы и ещё много другой работы выполняет. Всё ради того, чтобы выпустить спектакль, который долгое время будет радовать зрителей. Режиссёр должен быть творческой личностью, но так как спектакль дело общее, талантливыми должны быть все кто над ним работает!
Чтоб состоялась в театре премьера:Долго готовят её костюмерыИ осветители, и декораторы, И драматурги, и звукооператоры, Главный художник, кассир, бутафор,Плотник, рабочие, токарь, гримёр, А отвечает за всё режиссёр!
Сегодня мы познакомились с некоторыми театральными профессиями. Можете их перечислить? (ответы детей). Молодцы ребята!
До свидания до новых встреч!
Приложение № 6
"Книжки-малышки"
Приложение № 7
Техника речи
Цель:Учить пользоваться интонациями при произнесении фраз - грустно, радостно, сердито, удивлённо и т.д. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие.
Игра «Сочини предложение»
Цель игры: усвоение пространственных терминов.
В игре «Придумай предложение или рассказ» ведущий предлагает пару слов, например, «внизу» и «вверху». Ребенок составляет предложение или короткий рассказ с этими словами.
Игра «Давай поговорим»
Играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать... (пожарником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предложение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.
Игра «Фраза по кругу»
Выберем какую-нибудь простую фразу, например: «В саду падали яблоки». Теперь, начиная с первого игрока справа от экрана, начинаем произносить эту фразу все по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивительной, безразличной и т.д.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько (3—4) победителей. Итак, по удару гонга, все участники игры, начиная с того, кто сидит справа от экрана, произносят одну и ту же простую фразу, но с разной интонацией. Повторять интонации нельзя. Тот, кто не может придумать новую интонацию, выбывает из игры. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3—4 победителя. Может быть, она закончится и раньше, если никто из участников не сможет придумать ничего нового. Внимание, начали! Спасибо, поздравляем победителей.
Игра со свечей
Цель: Развивать правильное речевое дыхание
Ход игры : Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно "танцевать" пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струёй воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.
Игра: "Испорченный телефон"
Суть игры — в организации передачи устного сообщения по цепочке, состоящей из как можно большего количества людей, и выявлении искажений его исходного содержания.
Передача небольшого связного рассказа. Ведущий заранее готовит рассказ на какую-нибудь достаточно нейтральную и общепонятную тему, небольшого размера, так, чтобы его содержание можно было в основном запомнить с одного прочтения без больших затруднений (обычно не более чем на половину страницы печатного текста). Участники, (7 человек), выходят из помещения. Ведущий приглашает одного из участников и читает ему текст. Задача слушавшего передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди – слушают и передают полученную информацию. После завершения пересказов участникам зачитывается исходный текст.
1Приложение№ 8
Игровые упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
Задачи: 1.Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
2. Развивать дикцию.
3. Учить строить диалоги.
4. Воспитывать терпение и выдержку.
Упражнение «Мыльные пузыри»
Цель: сформировать произвольный выдох.
Ход занятия
Покажите детям, как надо выдувать мыльные пузыри. Для этого используйте прием выдувания мыльной пены из стаканчика: при опускании в стакан кончика трубочки и дутье в нее начинает интенсивно образовываться мыльная пена. Эта пена, скапливаясь, постепенно вытесняется из стаканчика, и мыльные пузыри разлетаются по воздуху. Дети могут потрогать мыльную пену, подставить ладошки и поймать мыльные пузыри, которые лопнут у них на ладони. Комментируйте свои действия, побуждая детей к игре с мыльными пузырями.
Речевые инструкции:
«Сейчас я опущу трубочку в стаканчик и подую в нее сильно-сильно. Вот так! И еще сильнее. Смотрите, это мыльные пузыри. Какие они красивые! Дую в трубочку еще раз! Мыльных пузырей еще больше! Они падают вниз! Ой! Лопнул! И еще один мыльный пузырь! Ваня, лови его! Ой, лопнул! Света, лови мыльный пузырь! И у Светы мыльный пузырь лопнул!»
«Оля, хочешь поймать мыльный пузырь?» Надо дождаться согласия ребенка, выраженного кивком головы, эмоциональным возгласом или словами «да», «еще». Игра возобновляется только после ответа ребенка, к которому обратились с вопросом. Аналогичный вопрос задаете еще нескольким детям и дожидаетесь от них утвердительного ответа. Самым смелым детям можно предложить подуть в трубочку первыми, а затем это действие выполняется и остальными детьми.
Затем спрашиваете у детей: «Заканчиваем игру? Не будем больше пускать мыльные пузыри?» Эти вопросы относятся к определенному типу вопросов, задаваемых маленьким детям, – это так называемые вопросы без вопросительного слова, наиболее простые и понятные малышам. В данной речевой ситуации эти вопросы обращены ко всем детям сразу, а не к одному конкретному ребенку. Если это вызовет значительные затруднения, то можно переформулировать вопрос в виде обращения к конкретному ребенку: «Ваня, ты хочешь закончить игру?» или «Ваня, закончить игру?». Желательно, чтобы ребенок прореагировал в ответ отрицательным жестом (покачал головой или отрицательно помахал рукой) или словом «нет». Если ребенок не сможет ответить или ответит неправильно, то обратитесь с этим вопросом к другому ребенку.
Если оба ребенка ответят неправильно (т.е. выразят согласие закончить игру), то надо обратиться к другим детям: «Ваня хочет закончить игру. А вы тоже хотите закончить игру?»
Сложность этой коммуникативной ситуации, специально созданной в процессе игры, состоит в том, что предыдущие вопросы требовали утвердительного ответа (ребенок должен был выразить свое согласие ловить мыльные пузыри), а последний вопрос требует, наоборот, отрицательного ответа (дети не хотят заканчивать новую игру, им нравится ловить мыльные пузыри).Маленькие дети не всегда следят за смыслом заданного вопроса и часто выражают свое согласие автоматически, потому что этого от них ждут взрослые. Созданная конфликтная ситуация позволит выявить тех детей, которые адекватно используют утвердительные и отрицательные жесты и слова, и тех, которые просто подражают окружающим, не вслушиваясь в сам вопрос.
Если дети не справятся с данной ситуацией, нецелесообразно акцентировать внимание на этой общей ошибке, надо переформулировать вопрос: «Вы будете ловить (пускать) мыльные пузыри?», а эту коммуникативную ситуацию отработать потом индивидуально с каждым ребенком.
Упражнение: «Веселый пятачок»
Цели: развитие гибкости и подвижности отдельных частей речевого аппарата; совмещение движений артикуляционного аппарата и кистей рук (биоэнергопластика).
Движение тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределения биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.
на счет “раз” сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет “два” губы растягиваются в улыбке, не обнажая зубы;
сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, вправо и влево;
пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, затем в другую.
(закончить упражнение – фыркнуть как лошадка.)
Упражнение: «Удивительный бегемот»
Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2 – 3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Широко открыли ротик –
Получился «бегемотик»,
А затем закрыли рот –
Игра "Что мы делаем не скажем"
Цель. Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.
Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.
1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.
2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.
3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.
4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.
ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ, НЕ СКАЖЕМ,НО ЗАТО МЫ ВАМ ПОКАЖЕМ!
Цель. Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.
Ход игры. Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки
«Дедушка и трое—пятеро внучат», с другой стороны — остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».
Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!
Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?
Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!
Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана неправильно, дети говорят верный ответ. И после слов «Раз, два, три - догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».
В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т.п.Приложение № 9
Ритмопластика.
Показ движений, обсуждение, поощрение, помощь (М. Глинка.Вальс «Фантазия»).
Цель: 1.Развивать у детей умение пользоваться жестами.
2.Развивать двигательные способности детей: гибкость, ловкость, подвижность.
3. Учить равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом.
Игра «Снежинки».*Муз. Композиция Сен-Санса «Карнавал животных»
Цель: 1. Начать отработку показа образов животных с помощью пластических движений.
2. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию.
3. Развивать творчество, воображение и фантазию.
*Показ и отработка движений зайца;* Показ и отработка движений лесных животных.
Цель: Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность.
Приложение № 10
Психогимнастика.
Упражнение: «Жадный медвежонок»
Играть и соревноваться в конкурс-игру «Жадный Медвежонок» можно на площадке во дворе и в просторном помещении. Эта игра для любого возраста.
Играющие детки делятся на команды и выбирают Жадного Медвежонка. Им может быть взрослый или кто-то из деток. Взрослый очерчивает (на улице) или обозначает (в помещении) территорию Медвежонка. Он не должен выходить за свою территорию.На этой территории располагаются различные игрушки, одна из которых символизирует «Банку Меда» и особо тщательно охраняется Медвежонком.
Смысл и ход игры:
По команде взрослого играющие детки по одному из своей команды пытаются забрать игрушку у Медвежонка, быстро забегая на его территорию. Медвежонок в свою очередь не дает игроку сделать этого и «пятнает» его (дотрагивается). «Запятнанный» игрок удаляется из игры.
Игра идет до тех пор пока:
* Медвежонок «запятнает» всех игроков;* Одна из команд заберет наибольшее количество трофеев;* Один из игроков добудет «Банку Меда» и тем самым принесет своей команде абсолютную победу.
Упражнение «Город эмоций»
Цель: Осмысление и обсуждение своих чувств, знакомство с эмоцией злости.
Задачи:
научить ребенка исследовать свои эмоции для того, чтобы лучше понимать себя и других и правильно выражать свои чувства;
развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.
развивать творческого воображения, социальное сотрудничество, эмоциональный интеллект детей.
развивать эмпатию.
Приложение № 11
Консультация для родителей
Тема: «ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРА С ДЕТЬМИ И ОБСУЖДЕНИЕ УВИДЕННОГО»
Дорогие родители! В жизни ваших детей много радостных моментов, но одним из судьбоносных, запоминающихся на долгие годы, будет поход в театр! Поэтому вы должны отнестись с большим вниманием и уважением к выбору спектакля, театра и самому процессу посещения театра. Сходить с ребенком в театр. Казалось бы, чего проще? Покупаем билеты, надеваем парадный костюмчик – и вот мы уже проникли в заветный мир и сидим на бархатных креслах партера... На самом деле все не так просто. Поход в театр для ребенка – огромный праздник, не частое, надолго запоминающееся событие, и надо постараться, чтобы он не был разочарован.
Перед посещением театра стоит рассказать детям немного о театре, о постановке. Вкратце (буквально в 2-х словах) содержание постановки. Это очень полезно детям, особенно если это их первый визит в театр. Более того будет отлично, если вы обсудите следующие пункты с детьми:
- Что такое театр? (место, где показывают театральные постановки, спектакли, пьесы).
-Чем отличаются театральные постановки в самом театре, от показа той же пьесы по телевидению (театральная постановка – это уникальное действие, событие, которое включает в себя актёров и зрителей; фильм – это копия постановки, она всегда абсолютно одинаковая)
- Какой театр? (Большой, маленький, старый молодой, музыкальный, оперный …)
- Как себя вести в театре (на этом пункте остановимся поподробнее ниже)
- Что можно рассматривать во время постановки (декорации, костюмы, свет, звук, саму игру, сцену и т.д.)
И вот вы определились с выбором. Обязательно привлеките ребенка к обсуждению своего выбора. Дайте ему возможность участия в окончательном решении. Не секрет, что любой родитель сможет грамотно подвести "свободный" выбор ребенка к тому, что выбрал сам. И здесь "игры в демократию" важны, но именно игры. С одной стороны ребенок проникнется важностью принятия решения, с другой вы сможете проконтролировать процесс. Но помните, что годам к пяти подобные "самостоятельно" принятые решения уже не получаться. Ваш ребенок к этому возрасту уже не будет столь управляем и наивен.Перед предложением выбора, вы должны быть очень подготовлены, чтобы суметь рассказать ребенку, о чем спектакль, что в нем будет и суметь ответить еще на десятки, порой очень неожиданных, вопросов.Когда выбор сделан, обязательно позвоните в театр и закажите билеты, лучше всего вместе с ребенком. Процесс заказа билетов по телефону придаст самому факту посещения театра важность в глазах ребенка. Вообще надо бы, всё связанное с первым посещением, театра сделать серьезно и торжественно. В дальнейшем, желательно, тоже. После того, как выбор сделан, билеты заказаны, обязательно найдите время, чтобы прочитать с ребенком произведение, по которому сделан спектакль. Обсудите с ним – все ли понятно, кто прав, кто нет, кто хороший, кто плохой. Еще раз расскажите про спектакль, про то, что там, в театре, будет много детей и взрослых.
Наиболее привлекательны театры, в которых идут небольшие музыкальные сказки. Ведь музыка, особенно красивая и запоминающаяся, позволит ребенку более ярко воспринять свой первый выход в театр. Если вы не можете выбрать посоветуйтесь со знающими знакомыми, вкусу которых доверяете.
Разузнайте о спектакле, который вы собираетесь посмотреть: стоит почитать рецензии, расспросить знакомых. Ребенок может запротестовать, увидев непривычную или слишком экстравагантную трактовку любимой сказки, а плохая игра актеров и безвкусные декорации на долгие годы могут привить неприязнь к театру. Не стоит водить совсем маленьких детей на слишком страшные спектакли. Даже самый жуткий мультик производит меньшее впечатление, чем вроде бы невинные театральные «страшилки», потому что они «живые». И, конечно же, не нужно вести взрослого ребенка на спектакль, который ему заранее не интересен и может вызвать неприязнь. Это касается спектаклей на «взрослые» темы (производственные, «скучно-философско-морализаторские» и т.п.). Ребенок – еще не взрослый человек, и не стоит требовать от него больше, чем он может воспринять в своем возрасте.
Собираясь с ребенком в театр, подумайте, к восприятию какой степени абстракции ваш ребенок готов. Лет до трех, возможно, стоит повременить со спектаклями – малыш, скорее всего, просто не поймет происходящее. Для самых маленьких лучше всего подойдет кукольный театр. В драматические театры с детьми можно ходить с четырех-пяти лет. При этом будет лучше, если вы выберете специальный детский театр. Если обязательно хочется отвести ребенка во «взрослый» театр, выберите лучше хорошую классическую комедию (Мольера, Шекспира, Кальдерона). Даже шести-семилетний малыш, а тем более школьник средних классов с радостью посмеется над нехитрыми перипетиями героев комедии положений, а великолепный язык и красочные декорации помогут вашему ребенку войти в мир высокой литературы.
Ваша задача – раскрыть для ребенка новые горизонты, поэтому будьте внимательны к выбору театрального жанра. Опера и балет намного сложнее для восприятия, чем драматические спектакли, поэтому приучать к ним ребенка нужно с гораздо большей осторожностью. Обязательно объясните ребенку, что такое опера или балет, расскажите про музыкальные инструменты, из которых состоит оркестр. Может, стоит начать не с полноценного спектакля, а с концерта из отдельных оперных и балетных номеров. В любом случае не делайте трагедии, если ребенку не нравится музыкальный театр. Возможно, он полюбит его через несколько лет, когда дорастет до шедевров Моцарта и Чайковского.
Во время обсуждения не стоит бояться, что вы будете обсуждать содержание пьесы или постановки. Главное, чтобы дети поняли суть пьесы и выводы из этого. Если это, например, историческая постановка, то поняли исторический контекст пьесы. Более того, стоит вернуться к некоторым моментам обсуждения после просмотра постановки. Во многих случаях такие обсуждения помогают более полно и глубоко понять увиденное действие.
Выбор спектакля.
После того, как вы определились с театром или списком театров, внимательно изучите отзывы о спектаклях, рекомендации критиков, анонсы и описания от самих театров. Если вы прочитаете, что в спектакле много спецэффектов, слишком ярких красок и подобных, казалось бы, положительных моментов, задумайтесь – как ваш ребенок отреагирует на них, не испугается ли…Лучше всего выбрать спокойный непродолжительный (от 45 минут до 1 часа 15 минут) спектакль по известному сюжету, с хорошими отзывами.
Позаботьтесь о том, чтобы ребенок был удобно одет. Подберите стильную, функциональную одежду, в которой малыш будет выглядеть элегантно, но которая не доставит много хлопот. Ведь главное – чтобы ребенку было удобно, и он сосредоточился на том, что происходит на сцене.
Рассчитайте время до начала спектакля. Можно зайти буфет, рассмотреть портреты актеров и найти, кто и кого сегодня играет. Обязательно посетить туалет.После первого, в крайнем случае, второго звонка, не торопясь, пройти в зал и сесть на место. До третьего звонка поговорите с ребенком об оформлении зала, сцены, занавесе, можно внимательно, вслух и негромко прочитать программку. Если, по каким то причинам, представление задерживается, можно вежливо вместе с ребенком похлопать.
Во время действия.Специфика первого посещения такова, что как бы хорошо вы не знали своего ребенка, вы не сможете полностью предсказать его реакцию. Он может испугаться, даже заплакать. Кроме того, есть вероятность необходимости отлучиться во время действия. Берите места для первого посещения рядом с проходом, чтобы при необходимости, ни кому не мешая, выйти и иметь возможность вернуться. На всякий случай выясните – принято ли в этом театре пропускать зрителей обратно в зал. И оговорите все эти вопросы до начала спектакля с ребенком. С собой в зале надо иметь маленькую бутылочку НЕГАЗИРОВАННОЙ воды. Что-то другое, включая соки или газированную воду, не говоря уже о продуктах питания, с собой иметь попросту неприлично.
Антракт. Антракт, как правило, длиться 15 минут. За это время надо успеть очень многое: обязательно сводить ребенка в туалет, еще раз посмотреть фотографии актеров – пусть ребенок сам найдет - кто в какой роли сегодня, обсудить с ребенком возникшие у него вопросы, может быть, посетить буфет.
Не сопротивляйтесь желанию ребенка непременно посетить театральный буфет. Вы можете сколько угодно объяснять ему, что он пришел приобщаться к искусству, – не поможет. Лимонад и пирожное – это тоже необходимая часть праздника. Если цены в буфете вам не по карману или очень неохота стоять в очереди, совсем нетрудно перехитрить вашего сладкоежку. Купите заранее сок и сладости, а потом, оставив ребенка в фойе, «сходите» за ними в буфет. Ребенок получит двойное удовольствие, т.к. вы купите не то, что оказалось в буфете, а то, что он любит.
Окончание спектакля. Аплодисменты, поклоны. Объясните ребенку, что если ему особенно понравился кто-то из актеров, то на его поклонах можно крикнуть "Браво", аплодировать надо до тех пор, пока актеры на сцене, если спектакль особенно понравился зрителям, то аплодисменты могут продолжаться и после ухода актеров и даже после включения света в зале. Выходить из зала допускается лишь по окончании аплодисментов и уходу актеров со сцены.
Выход из театра. Помните – сегодня праздник у вашего ребенка, а праздник не терпит спешки. Рассчитывайте, что проведете в театре некоторое время после спектакля. Если не хотите стоять в очереди в гардеробе, можете посетить буфет, посмотреть фотографии, еще раз прочитать программку, подойти к лоткам с игрушками. Хорошо еще сесть в сторонке и сразу поговорить с ребенком об увиденном спектакле.
Не надо требовать от ребенка конкретных суждений, постарайтесь просто выяснить его эмоциональный настрой и поддержать ощущение праздника.
Обсуждение дома. Хорошо если кто-то из семьи оставался дома. Пусть ребенок расскажет обо всем увиденном. Если ошибется или что-то перепутает, не исправляйте его, подсказывайте только, если он сам обратится к вам за помощью. Ведь то, что ребенок рассказывает и есть его истинное восприятие увиденного и прочувствованного. Внимательно слушайте ребенка. Делайте выводы.
Обсуждение через несколько дней. Закрепление впечатления. Через 2-3 дня после первого посещения театра постарайтесь, не оказывая давления, выяснить, что у ребенка осталось в памяти. Один из способов – предложить разыграть спектакль, сцену из спектакля дома.
Можно просто поговорить, обсудить. После этого наметить планы на следующее посещение театра.
Посещение любого театра, особенно если это впервые, может быть судьбоносным в жизни любого человека, тем более ребёнка. Это возможность узнать что-то новое. Прикоснуться к удивительному миру искусства. Такой визит может разжечь в вашем ребёнке любознательность, желание глубже проникнут в этот мир, дать мощный артистический импульс. Театр так же можно использовать для более глубокого познания мира, а именно истории, языков, обычаи других народов. Посещение театра внесет в мир вашего ребёнка и специфичный опыт - определённые литературные слова и выражения, манеры играть сцены и импровизировать. Поощряйте его рассказы о посещении театра, активно слушайте, интересуйтесь: что и почему ему понравилось или не понравилось. Обязательно поиграйте с ним дома, устройте собственное представление для бабушки с дедушкой. Рисующему малышу, можно устроить выставку эскизов и декораций. Не лишним будет перечитать произведение, спектакль по которому вы видели. С удивлением ваш ребенок обнаружит, что теперь оно зазвучит совсем по-новому. Заодно можно прочесть и другие книги того же автора.
В заключение, помните – главная ваша задача, чтобы волшебный мир театрального чуда стал достойной альтернативой бесцельному проведению досуга ваших детей у телевизора за просмотром однотипных мультсериалов. Замечательно, если театр станет частью жизни вашего ребенка, способного распознать настоящее высокое искусство
Правила поведения в театре
В случае недомогания посещение театра следует отложить, чтобы не мешать кашлем, или другими проявлениями нездоровья другим зрителям. Одежда для театра должна быть торжественной. Вечерний туалет и украшения предназначены для оперного театра. Более академичный туалет – на концерт в филармонию и драматический театр. Прическа должна быть такой, чтобы не мешать зрителям на местах сзади. Неуместны также сумки, предназначенные для улицы, магазинов. Косметика и одежда не должны быть яркими и броскими.
На спектакль или концерт приходят заранее, вход в зал после третьего звонка недопустим. Если вы все же опоздали, садиться надо на свободное место с края, чтобы не поднимать зрителей, которые уже смотрят представление. В антракте пересядете. В театр мужчина, не зависимо от возраста, заходит первым, предъявляя билеты. Если в театре вы встретили знакомых, то если они близко к вам – поздоровайтесь, если далеко – просто поклонитесь.
Пробираться к своему месту нужно лицом к сидящим, причем извиняться при этом не следует. Мужчина, также, проходит первым на свое место, за ним следует женщина. Если проход узкий, то сидящие должны встать. Женщины могут не подниматься. Если место занято следует обратиться к дежурному по залу.
Во время спектакля недопустимо вслух комментировать происходящее на сцене. Если вы привели на спектакль детей, с ними все надо проговорить заранее. Тишина в зале нужна, чтобы не только понять суть происходящего на сцене, но услышать подтекст, который скрыт между фразами, музыкальными номерами и даже в паузах. Во время спектакля запрещается шуметь. Но в музыкальном театре после удачных арий приняты овации.
Вскакивать или вставать с места во время представления допускается только в одном случае – если вам стало плохо и надо срочно покинуть зал.
После спектакля нельзя покидать зал, пока актеры на сцене (поклоны зрителям актеры репетируют отдельно, это часть общего действа).
Приложение№12
"Театр Оперы и балета" г. Новосибирск.
«Театр и все о нем»
Цель: Познакомить дошкольников с миром театра, со спецификой правил поведения в театре, стимулировать их интерес к театральному искусству
1. Беседа «Что такое театр?»
Воспитатель: Знаете ли вы, что такое спектакль? Что значит «театральное искусство»? Кто такие авторы? Какие представления в театре бывают? Какие там декорации? Освещение? Превращения? Слушайте ,сейчас я вам объясню все по порядку.(Выставляю фотографию Большого театра).Вот стоит дом. Снаружи как будто ничего особенного .Ну ,дом как дом, только понарядней других ,да окон в нем меньше, чем дверей. Вошли и увидели окошечко с надписью «Касса».Здесь покупают билеты.(Муз. руководитель подходит к столу, оформленному в виде кассы)».Дайте нам ,пожалуйста ,билеты, - говорите вы кассиру,- на сегодняшний спектакль». «Пожалуйста»,-отвечает он вам и отрывает билеты, на которых напечатано название театра, номер ряда ,и места ,где вам нужно сидеть. Вы платите деньги. Получаете билет и идете смотреть представление.
У театрального служащего ,капельдинера, вы покупаете программку. Программка – это такой листок, на котором написано все, что вам интересно узнать о представлении до его начала: какие актеры играют, как называется пьеса, кто ее сочинил и другое.
Очень интересный сегодня спектакль! Давайте-ка рассмотрим сегодняшнюю программку. Ба! Да это же Петрушкин театр, в котором дают сказку «Ай да репа!».
Давайте купим билеты на спектакль .Кто будет у нас кассиром? Дети «покупают» билеты и рассаживаются смотреть любую сказку, подготовленную музыкальным руководителем.
2. Беседа «Кто придумал театр?»
Воспитатель: Театр существовал уже у древних греков. Им первым пришла в голову мысль представить сказание о своих богов и героях в живых лицах. Они поняли, как прекрасно ,поучительно и занято может быть театральное зрелище, где вместо сказочника выступает перед слушателями те самые люди, о которых рассказывают в сказке. Ведь мы гораздо больше верим тому, что происходит у нас в глазах, чем тому, о чем нам только рассказывают. Греки открыли способы хорошо представлять в театре, как серьезные сочинения – трагедии, так и смешные – комедии. Когда актеры изображали разных людей, богов, зверей – публика очень часто награждала их хлопаньем в ладоши – аплодисментами.
В древности актеры играли на улице. Почти все население города присутствовало на спектакле. Чтобы актеров было хорошо видно, они надевали большие маски ,гораздо больше их голов. А чтобы публике было хорошо слышно, в рот маски вставляли рупор, называющей персоной.
От греческого театра мы позаимствовали многие названия для нашего театра начиная с самого слова «театр», которое по – гречески произносится «театрон» и означает «зрелище».
Давайте и мы сейчас наденем эти маски и превратимся в разных зверей.
А теперь скажите мне ,какого зверя называют царем всех зверей?
Правильно – льва. Игра называется «Звери ,берегитесь льва!»
Игра по типу «Ловишки».Лев в середине круга, звери под музыку движутся подскоками ,затем ритмично хлопают и говорят: «Раз, два, три, ну, скорее нас лови!» и разбегаются . «Лев» ловит. Пойманный встает на его место, и так далее.
3. Беседа « В театре»
Воспитатель: На прошлом занятии мы с вами увидели театр, зашли в него, купили в кассе билет и программку. Сегодня я предлагаю зайти в зрительный зал и посмотреть вокруг. ( Выставляет иллюстрацию или схему зрительного зала театра).
Самое главное место в зрительном зале – это сцена, где представляют пьесу. А против сцены – ряды стульев и кресел. Те кресла, которые ближе к сцене ,называются амфитеатром. А по бокам - ложи с красивыми названиями: бенуар, бельэтаж, балкон. В каждой ложе ,то есть в отгороженном местечке, помещается 4 или ,если ложа большая, 6 кресел.Если вы сидите далеко от сцены, то вам понадобится бинокль. Это такой прибор, состоящий из двух трубок с увеличительными стёклами, чтобы лучше разглядеть то, что вас заинтересовало, но находиться на сравнительно далёком расстоянии.
А сейчас обратите внимание на сцену. Видите свет, идущий у края сцены и освещающий занавес. Здесь помещается вовсю длину сцену ряд лампочек, называемый рампой. Сама сцена закрыта занавесом. Спектакль начинается, как только занавес поднимается, или раздвинется, потому, что занавесы бывают двух систем: поднимающиеся и раздвижные.
Вы знаете сказку «Щелкунчик»? Нет? Как раз сегодня её и будут представлять в театре. ( Музыкальный руководитель включает видеозапись с балетом П.И. Чайковского « Щелкунчик», где хорошо просматривается зрительный зал Большого театре, сцена, занавес.Дети слушают увертюру балета, смотрят начало спектакля).
Беседа 4. « За кулисами »
Воспитатель: Ребята, много интересного можно найти в театре, давайте сегодня, посмотрим, кто прячется за кулисами, то есть за сценой. Это пространство зрители не видят. У актеров и служащих в театре свой вход с улицы, ведущий прямо на сцену. Если мы туда попадаем, то самый главный человек из тех, кого мы там встретим, - режиссёр театра.
Когда автор напишет пьесу, театр примет её для постановки, то первый, кто получает в руку пьесу, это режиссёр. Он внимательно читает пьесу, изучает её и обсуждает с актёрами. Затем распределяет роли между актёрами – те слова и те образы, которые должны говорить и изображать на сцене актёры, читает им пьесу и назначает репетиции – примерное исполнение пьесы. Пока актеры репетируют пьесу, в соседних помещениях кипит другая работа: художник – декоратор рисует декорации к спектаклю, костюмер шьёт костюмы для актёров. И вот наступает день, когда первый раз идёт спектакль. Это премьера ( по – французски – « первый раз » ). Ребята, как вы думаете, где играют актёры? Правильно, на сцене. ( Показывает иллюстрацию ). Видите, какая она большая? Если мы посмотрим наверх, то увидим множество занавесей. Это висячие декорации, а те декорации, которые находятся на сцене, называются «павильонными ».
Осмотрев сцену, мы можем познакомиться и с другими помещениями « закулисного царства »: с мастерской декоратора и бутафора, с костюмерной, с гримуборной актёра – там он гримируется и переодевается.
А знаете ли вы, ребята, кто такой бутафор? Бутафор – это такой человек, который делает искусственные вещи. ( Показать для приёма бутафорские приёмы, фрукты, цветы ).
А теперь мы в гримуборной актёра. Смотрите! Столик, на нём зеркало, краски, пудра, ненастоящие волосы, которые называются париком. Здесь актёр превращается в героя сказки. А помогают ему в этом театральные гримеры и парикмахеры.
Давайте сейчас с вами поиграем в актёров и гримёров, сделаем из обычной девочки принцессу, а из обычного мальчика дедушку.
Выбирают одного гримёра и двух актёров, они на глазах у всех начинают превращения.
Приложение № 13
Сценарий театрализации сказки: «Заяц – портной».
Цель: развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.Задачи:- совершенствование артистических и певческих навыков детей;- раскрепощение ребенка;- работа над речью, интонациями;- коллективные действия, взаимодействия; - пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать и соперживать происходящему.Использованный источник: сказка М.Ю. Картушиной " Заяц - портной".
Ход сценария:
Рассказчик: На полянке, под сосной,Жил- был заинька косой,Но не просто белый заяц,А известный всем портной(Выходит Заяц, исполняет песню)Заяц: Да! Я Заяц не простой,Самый лучший я портной!Что, друзья, мне сшить для вас?Я приму любой заказ?Рассказчик: О том, что есть в лесу портной,Узнал лохматый пес,И он примчался к мастерскойИ свой заказ принес!(Выходит собака Дружок, исполняет "песню Дружка")Дружок: Днем и ночью дом большой я стерегу,Службу верно и усердно я несу! Гав!Заяц: Ну зачем же так кричать?Что желаешь заказать?Дружок: Ты мне, Заинька, скорей,Шапку новую пошей.Ночью холодно. Боюсь, Очень скоро простужусь!Заяц: Завтра встретимся мы снова,Будет шапочка готова!Дружок: Буду очень, очень рад!Позову к тебе зверят,Кого встречу на дороге,Чтоб заказов было много!(Дружок убегает, на полянку под музыку выходят мышки, исполняют песню.)Рассказчик: Мышки- модницы спешат,Платья пестрые шуршат.Мышки: Здравствуй, заинька- косой,Мы слыхали - ты портной.Сшей перчатки нам скорей,Ждем мы к ужину гостей.(выходит кошка)Кошка: Не меня ли в гости ждете?Гость такой как я в почете!Мыши: Кошка, кошка, ой беда!Разбегайтесь, кто куда!( под музыку кошка догоняет мышей, которые убегают)Кошка: Заяц, мой тебе привет!Узнаешь меня иль нет?Заяц: Не угодно ли присесть?Кошка: Небольшое дело есть!Для моей пушистой спинкиСшей мне, зайка, пелеринку!Заяц: За обновой будьте в среду,Буду ждать я вас к обеду.Кошка: Что ж, надеюсь я на Вас,До свиданья!Заяц: В добрый час!( Заяц берет у кошки материал. Кошка уходит, заяц начинает и шить под музыку)Заяц: Пелеринку дошиваю,Мех покрепче прикрепляю.Самую осталось малость.Ой, иголочка сломалась!Не сходить ли мне к ежу,Может даст коль попрошу!( подходит к домику ежа)Заяц: Здравствуй, ежик!Ежик: Здравствуй, зайка!Посмотри сюда на милость- Мои валенки прохудились!Зайка, зайка, эй, скорейМои валенки подшей!(Под "Песню ежа" заяц шьет валенки)Заяц: Вот, готово!Ежик: Ну и ну! (смотрит на валенки) Как тебя отблагодарю?Заяц: Ежик, я сегодня сразу много получил заказов, А иголок не осталось и последняя сломалась!Ежик: Я за эти валенки дам иголок маленьких(дает коробочку с иголками)Заяц: Побегу скорей домой! (убегает в домик)Рассказчик: Хорошо в лесу зимойРыжим белкам под соснойОни танцуют и поютОчень весело живутИсполняется "Песня белочек"Заяц: Эй вы, белки- озорницы,Рыжехвостые сестрицы,Хватит прыгать вам без толкуПо осинам и по елкамБелки: Здравствуй, зайка,Шубки белкам залатай-ка.В шубках снежною поройБудет нам тепло зимой!Заяц: Ваши теплые обновыЗавтра будут все готовы!
Рассказчик: Спрятались белки, а Заинька побежал к себе домой.В лесу тихо - ель скрипит,Кто-то к нам сюда спешит.О! Да это бурый мишка,Что он бродит здесь топтыжка?Да еще он не один,Рядом тут сыночек с ним!Медвежонок: Не хочу, не буду спать,Очень жесткая кровать!Где печенье, шоколадка?Медведь: Спи, Мишутка, сладко, сладко!Медвежонок: Не хочу, не буду спать,Буду лапу я сосать!(Исполняется « Колыбельная песня медведя»)Рассказчик: Засыпает медвежонок, ночь в лесу… Не спит только хитрая лиса.( Выходит Лиса)Лиса: О шляпках и нарядах Я думаю всегда,Но кто же будет шить их?Конечно заяц, да, да, да!К нему скорее побегу,Его я быстро украду!
( Бежит под музыку, останавливается у дома Зайца. Стучится. Заяц открывает дверь.)Лиса: Здравствуй, заинька- косой,Знаю - модный ты портной,Платье бархатное сшейМне, голубчик, поскорей!Заяц: Платье? (Трет глаза, Лиса подкрадывается сзади).Хорошо, сошью!(Лиса берет мешок)Лиса: Ап! (накрывает мешком)Посидишь в мешке косой,Славный заинька- портной!Поскорее б унести лапы,Пока спит Дружок лохматый!( Под музыку появляется Дружок)Дружок: Кто-то ходит здесь в лесу.Чую рыжую Лису!Здесь Лисица?Рассказчик: Да!Дружок: Не уйти ей никуда!Вот она! Стоять! Ни с места!Лапы вверх! Что за спиной?Лиса: Если так уж интересно,Здесь мешок совсем пустой!Дружок: Я не верю - покажи!(Лиса убирает мешок, выходит Заяц)Лиса: Ой, простите вы меня!Вас не буду огорчатьИ портного обижать!Вед.: Что ж простим ее друзья?Звери: Простим!Заяц: И на праздник пригласим!Демонстрацию моделейПроведем у старой ели.Рассказчик: А готовы ли обновы?Заяц: Все заказы в срок готовы!Рассказчик: Всех в лесу портной обшил,Никого не позабыл!(Звучит музыка.Начинается дефиле костюмов зверей)
Рассказчик: Мышки - в новеньких перчаткахСшиты по последней моде,К платьям пестреньким подходят(Проходят мышки, встают на свои места)И, изящно выгнув спинку,Кошка в новой пелеринке.( Кошка идет, встает с мышками)Еж в подшитых валенках,Протопает удаленько.( Ежик встает на свое место)Белочкам по шубке,(Выходят Белочки)
Штанишки для мишутки( Белочки и медведи встают на свои места)Шапка - для Дружка,В платье бархатном Лиса- Настоящая краса!(Выходит Лиса)Рассказчик: Ох, и чудная у ели демонстрация моделей!Все звери: Заяц - просто молодец!Тут и сказочке конец!( Все герои выходят на поклон).