Методическая разработка внеклассного мероприятия Путешествие в страну Информатика по дисциплине Информатика и ИКТ
ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум»
Рассмотрено на заседании
УТВЕРЖДАЮ
цикловой комиссии
математики и информатики
Заместитель директора
по учебной работе
Протокол № ___ от __________
_________О.В. Редина
Председатель цикловой комиссии
___________ Н.В. Меркулова
« ___ » _______ 2014
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия
«Путешествие в страну «Информатика»
по дисциплине «Информатика и ИКТ»
Преподаватель информатики:
Н.Н. Родных
Острогожск 2014
В данной разработке представлена методика проведения внеклассного мероприятия в форме турнира между студентами с использованием игровых моментов.
В методической разработке предложены разнообразные задания по темам «Информация и информационные процессы», «Средства информационных и коммуникационных технологий», «Технологии создания и преобразования информационных объектов». Цель написания методической разработки – показать методику проведения внеклассного мероприятия с целью обобщения и систематизации знаний в форме турнира между студентами группы.
Методическая разработка предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Информатика и ИКТ» на базе основного общего образования и может быть использована при проведении внеклассных мероприятий для обобщения и систематизации знаний.
Оглавление
Введение.
3
Подготовительный этап
5
Учебно-методическая карта внеклассного мероприятия..
7
Методика проведения...
9
Сценарий мероприятия.
12
Заключение
16
Список литературы...
17
Приложения
18
Введение
В методической разработке представлена методика проведения внеклассного мероприятия с целью обобщения и систематизации знаний по дисциплине «Информатика и ИКТ» в форме индивидуального турнира между студентами группы.
Внеклассное мероприятие по дисциплине «Информатика и ИКТ» «Путешествие в страну «Информатика» представляет собой турнир, где в игровой форме студенты повторяют, систематизируют теоретический материал по информатике, закрепляют практические умения работы с различными прикладными программами. Мероприятие содействует развитию сообразительности, смекалки студентов, воспитанию культуры поведения на подобных мероприятиях, а также способствует самореализации студента, повышению его самооценки, уверенности в себе, т.е. положительному восприятию самого себя.
Подобные мероприятия проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебного курса в целом. Они позволяют преподавателю выявить уровень сформированности знаний и умений студентов в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы.
Во время проведения таких мероприятий существенно меняется деятельность преподавателя. На первый план выступают такие функции, как организация деятельности студентов, постоянный контроль над ходом выполнения заданий, консультирование, создание эмоционального настроя.
Цель написания методической разработки – показать методику проведения внеклассного мероприятия с целью обобщения и систематизации знаний в форме турнира между студентами группы.
Турнир – это соревнование, которое способствует формированию у студентов творческой активности, содействует качественному усвоению студентами основных тем, разделов и развитию умений работы в программах пакета MS Office Word и Excel.
Методическая разработка содержит следующие основные разделы:
введение;
подготовительный этап, в котором описывается подготовительная работа, предшествующая проведению мероприятия;
учебно-методическая карта, которая содержит цели, задачи, вид мероприятия, форму и методы проведения, структуру мероприятия, в которой подробно изложены этапы турнира, указываются методы проведения;
методика проведения мероприятия подробно отражает каждый элемент турнира, его цель и назначение;
в заключении отображаются основные идеи предложенной методической разработки;
приложения, в которых приводятся задания для студентов по темам: «Информация и информационные процессы», «Средства информационных и коммуникационных технологий», «Технологии создания и преобразования информационных объектов», критерии оценивания этих заданий и фотоматериал проведенного мероприятия.
Подготовительный этап
Подготовка к открытому мероприятию начинается преподавателем заранее: определяются цели и задачи, вид и форма проведения, продумываются этапы мероприятия, методы проведения, планируется время на каждый этап турнира.
Преподавателем тщательным образом составляется учебно-методическая карта, согласно рекомендациям по проведению внеклассных мероприятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Для проведения турнира преподавателем разрабатываются задания для студентов по теме «Технологии создания и преобразования информационных объектов», оценочные ведомости для жюри, готовится иллюстративный материал (слайды), подбирается музыкальная композиция для эмоциональной разгрузки студентов.
Преподаватель обращает внимание студентов на необходимость повторения учебного материала по темам: «Информация и информационные процессы», «Средства информационных и коммуникационных технологий», «Технологии создания и преобразования информационных объектов». Кроме того, рекомендуется прочитать дополнительную литературу, ознакомление с которой позволит студентам расширить запас знаний, полученных на уроках. Далее преподаватель подчеркивает, что в процессе турнира студентам важно показать и свою познавательную активность.
Параллельно с подготовкой мероприятия преподаватель ведет работу с ведущими, которых выбирают из студентов этой же группы.
Членам редколлегии поручается красочно оформить программу конкурсного мероприятия, которая подготавливается в виде карты – путешествия по определенным станциям. Для звукового оформления мероприятия, заполнения возможных пауз по ходу турнира, преподаватель подбирает фонограммы современных музыкальных произведений. Определяется студент, отвечающий за подключение музыкальной аппаратуры.
Для накопления фотоматериала целесообразно определить студента, отвечающего за фотографирование мероприятия.
Для оценки этапов турнира преподаватель подбирает членов жюри из числа преподавателей отделения «Программное обеспечение ВТ и АС». Для работы жюри разрабатываются критерии оценивания конкурсных заданий и оценочная ведомость.
Аудиторию перед уроком необходимо оформить следующим образом: определить места для работы студентам группы, установить экран для показа слайдов, подготовить необходимые задания в виде раздаточного материала, оценочные ведомости для жюри, критерии оценивания конкурсных заданий.
Предварительно, за неделю до проведения мероприятия, студентам раздается перечень вопросов и заданий из тех тем, которые будут закрепляться на мероприятии, это позволит студентам хорошо подготовиться к турниру.
Учебно – методическая карта внеклассного мероприятия
Дисциплина: «Информатика и ИКТ»
Тема: Путешествие в страну «Информатика»
Цели:
образовательная – обобщение, систематизация и контроль знаний и умений по темам: «Информация и информационные процессы», «Средства информационных и коммуникационных технологий», «Технологии создания и преобразования информационных объектов»; оценка сформированности общих компетенций (ОК1-ОК5, ОК8, ОК9);
развивающая – развитие у студентов умений самостоятельной работы, логического мышления, выдержки в соревновательной борьбе;
воспитательная – популяризация курса информатики среди студентов, реализация творческого потенциала студентов, воспитание чувства ответственности, внимательности, уважительного отношения к соперникам.
Формируемые компетенции: ОК1-ОК5, ОК8, ОК9
Задачи:
Студенты должны
знать:
назначение и возможности текстовых редакторов, графических редакторов, электронных таблиц;
уметь:
применять возможности текстового редактора для создания, редактирования и форматирования текстов;
применять возможности графического редактора для создания и редактирования изображений;
вводить и редактировать информацию в ячейках электронных таблиц, применять электронные таблицы для решения задач.
Вид мероприятия: внеклассное
Форма проведения: турнир
Методы проведения: создание игровой ситуации (путешествие по виртуальным станциям), выполнение теоретических и практических заданий, демонстрация слайдов, индивидуальная самостоятельная работа студентов
Место проведения: лаборатория «Информатика»
Время проведения: 50 мин
Материально-техническое обеспечение: ПК, мультимедийная установка, слайды, раздаточный материал, оценочные ведомости, бэйджики, карта путешествия
Участники: студенты группы К-11, жюри
Структура проведения мероприятия
№ п/п
Элементы мероприятия
Методы проведения
Время
1.
Организационный момент
1.1. Вступительное слово преподавателя.
1.2. Сообщение целей, задач, условий проведения, критериев оценивания этапов турнира
словесный, наглядный
3 мин
2.
Основная часть
Выполнение заданий:
2.1. Теоретическая разминка.
40 мин
словесный
7 мин
2.2. Практическое задание в MS Word
практический
8 мин
2.3. Задание «Разгадай ребус»
словесный,
наглядный
7 мин
2.4. Практическое задание в MS Paint «Собери пазлы»
практический
5 мин
2.5. Задание «Разгадай кроссворд»
наглядный
5 мин
2.6. Практическое задание в MS Excel
практический
8 мин
3
Подведение итогов мероприятия
словесный
5 мин
4
Рефлексия
словесный
2 мин
Методика проведения
Преподаватель проверяет готовность участников турнира к работе, оформление и оборудование аудитории, наличие раздаточного материала (заданий для участников), готовность ведущих, наличие у них необходимого материала.
Ведущие приветствуют собравшихся в аудитории зрителей и участников, озвучивают название и форму проведения мероприятия – турнира между студентами группы «Путешествие в страну «Информатика». После этого освещаются основные правила турнира, условия определения победителей, представляются члены жюри.
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Игра способствует активизации познавательной деятельности студентов, развитию творческих способностей, проверке полученных знаний. Турнир представляет собой путешествие по виртуальным станциям. Каждая станция имеет свое название, все задания разнообразные.
Члены жюри получают оценочные ведомости. Целесообразно, чтобы члены жюри оценивали каждое задание и давали краткий анализ ответов студентов.
Турнир начинается со вступительного слова преподавателя и ведущих.
Познакомив участников и зрителей с жюри, ведущие предлагают перейти к первому конкурсному заданию – теоретической разминке (прил. 1). По ходу мероприятия преподаватель внимательно следит за правильностью, четкостью произношения формулировок вопросов и ответов. Несмотря на то, что правильные ответы в случае необходимости будут давать ведущие, преподаватель тоже должен принять участие в пояснении каких-либо непонятных моментов, приостановлении возможных споров между участниками и ведущими, уметь вовремя прийти на помощь ведущим в случае возникновения конфликтных ситуаций. Вместе с тем, чтобы избежать подобных случаев, преподавателю необходимо в период подготовки четко проработать содержание всех вопросов и ответов с ведущими, убедиться, что они в совершенстве владеют нужной информацией. К тому же, обязательно нужно настроить участников турнира на доброжелательное отношение и к соперникам, и к ведущим, и к жюри.
Таким образом, важно решить ряд воспитательных задач еще в период подготовки: убедить студентов, что эффект мероприятия во многом зависит и от культуры поведения участников. Студенты должны понять, что наряду с высокими знаниями учебной дисциплины они должны продемонстрировать высокий уровень общения, уважение друг к другу, к мнению соперника, умение грамотно и тактично доказать свою точку зрения, свой взгляд на происходящее.
Далее участникам предлагается практическое задание в MS Word. В папке на рабочем столе сохранены три фрагмента одного текста. Они имеют разные стили оформления. Используя данные фрагменты, студенты приводят текст к образцу (прил. 2). Это задание направлено на отработку умений форматирования текста, выравнивания абзацев, установки отступа первой строки, работы с рисунками.
В целях активизации познавательной деятельности студентов им предлагается задание «Разгадай ребус» (прил. 3). Использование ребусов не только активизирует деятельность обучаемых, помогает закреплению знаний о кодировании информации, но и способствует развитию логического мышления, воображения, творчества, умения мыслить нестандартно.
Следующим практическим заданием является задание в MS Paint. Студенты собирают пазлы в графическом редакторе (прил. 4). С помощью этого задания проверяются умения работы с графическим редактором MS Paint, а в частности, умение копировать и перемещать фрагменты рисунка, используя при этом поворот и отражение.
Далее участникам турнира предлагается разгадать кроссворд (прил. 5). Вопросы кроссворда направлены на то, чтобы студенты вспомнили основные определения учебного материала по темам: «Информация и информационные процессы», «Средства информационных и коммуникационных технологий», «Технологии создания и преобразования информационных объектов».
И последним заданием является задание на проверку умений работы в электронных таблицах MS Excel (прил. 6). Оно направлено на отработку умений ввода, копирования и редактирования формул, проверку знаний относительной и абсолютной адресации.
По завершению отдельных этапов турнира, ведущие обращаются к жюри с просьбой оценить усилия студентов в каждом из этапов данных действий.
Жюри объявляет итоги отдельных этапов турнира. Критерии оценивания заданий разрабатываются заранее (прил. 7). Жюри необходимо ознакомить с ними заблаговременно, так же, как и с порядком заполнения оценочной ведомости.
Для эмоциональной разгрузки и участников, и зрителей мероприятия во время выполнения заданий в аудитории включается приятная музыка.
В конце турнира члены жюри подводят итоги всего мероприятия в целом, и объявляют участников, занявших I, II и III место.
Последним этапом мероприятия является рефлексия, основная задача которой: инициировать мнение студентов по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одногруппниками.
После завершения мероприятия целесообразно будет сделать фотоотчет для накопления фотоматериала по дисциплине. В приложении 8 приведены некоторые из фотографий, иллюстрирующих ход проведения турнира.
Сценарий мероприятия
Преподаватель: Здравствуйте, уважаемые гости и участники турнира! Я очень рада видеть вас, и надеюсь, что мы с вами сможем порадовать наших гостей активной работой и глубокими знаниями.
В настоящее время информатика и информационные технологии имеют огромное значение для человека, поэтому на сегодняшнем турнире наша цель – обобщить все полученные знания, подвести итог и показать себя истинными знатоками в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.
В цепи человек стал последним звеном,
И лучшее всё воплощается в нём.
Как тополь вознёсся он гордой главой,
Умом одарённый и речью благой,
Вместилище духа и разума он –
Весь мир бессловесный ему подчинён.
Пусть эти слова станут эпиграфом нашего турнира, а девизом – вольная интерпретация русской поговорки: «Плох тот хорошист, который не мечтает стать отличником».
Итак, начнём наше путешествие.
Ведущий 1: Внимание! Внимание! Внимание!
Приглашаем всех мальчишек и девчонок отправиться вместе с нами в весёлую страну «Информатика». Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку, сообразительность.
Тем, кто учит информатику,
Тем, кто учит информатике,
Тем, кто любит информатику,
Тем, кто еще не знает,
Что может любить информатику,
Посвящается наше путешествие.
Ведущий 2: Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по загадочной стране «Информатика». Во время всего путешествия вам будут предложены интересные конкурсы, ребусы и кроссворды. Мы с вами посетим различные уголки этой загадочной страны, которые будут представлены разными программами пакета Microsoft Office – это офисный пакет приложений, созданных корпорацией Microsoft для операционных систем Microsoft Windows. В состав этого пакета входит программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др.
Ведущий 1: Во время нашего путешествия нас будут сопровождать люди, имеющие самое прямое отношение к информатике – это студенты группы К-11, которые обучаются по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах». А также за всем, что здесь происходит, будет наблюдать строгое, но компетентное жюри, в состав которого вошли:
Гончарова Ольга Николаевна – заведующая отделением «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»;
Меркулова Наталья Викторовна – председатель цикловой комиссии математики и информатики;
Сизова Елена Владимировна – педагог-психолог нашего техникума, преподаватель общепрофессиональных дисциплин.
Ведущий 2: Ну что ж, друзья, в путь! И первой нашей станцией будет - станция «Теоретическая». Сейчас мы будем задавать вопросы, а вы, если знаете ответ, должны поднять руку. Первый, кто поднял руку, отвечает на вопрос и получает один балл за каждый правильный ответ.
Студенты отвечают на вопросы ведущих.
Ведущий 2: Спасибо за ответы. Жюри подводит итоги.
Ведущий 1: Итак, мы продолжаем путешествие и следующий наш пункт – станция «Вордовская». У вас на рабочем столе в папке «Турнир» сохранены три фрагмента одного текста. Используя данные фрагменты, приведите текст к образцу. На выполнение этого задания вам даётся 8 минут. За правильно выполненное задание вы получите 5 баллов.
Ведущий 2: Ну что ж, станция «Вордовская» позади, а впереди новые приключения и новые станции. И впереди на горизонте возвышаются «Горы ребусов». Я считаю, что это самый сложный и ответственный участок пути. Ну что ж, друзья, в путь! За каждый разгаданный ребус и правильное определение к нему вы получите 1 балл.
Ведущий 1: Ну и трудная же была работа по преодолению «Гор ребусов», но мы с вами неплохо справились. Что же нас ожидает впереди? О, да это же станция «Графическая». Вам предлагается задание «Собери пазлы» - это практическое задание в MS Paint. На выполнение этого задания вам даётся 5 минут. За правильно выполненное задание вы получите 5 баллов.
Ведущий 2: Итак, мы продолжаем путешествие и следующий наш пункт – станция «Загадочная». Вам предлагается задание «Разгадай кроссворд». На выполнение этого задания вам даётся 5 минут. За каждое угаданное слово вы получите по одному баллу.
Ведущий 1: Итак, станция «Загадочная» позади, а впереди последняя станция нашего путешествия – «Экселевская». Вам предлагается задание на проверку умений работы в офисном приложении MS Excel. На выполнение этого задания вам даётся 8 минут. За каждый правильный ответ вы получите один балл.
Ведущий 1: Ну, вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительную страну «Информатика». Для кого-то оно было трудным, для кого-то не очень, но, думаю, для каждого из вас оно было увлекательным и познавательным.
Ведущий 2:
Окончена игра, но не грустите,
Хоть проиграли или выиграли сейчас –
Будут в вашей жизни успехи
И победы ещё не раз.
Главное, не забывайте:
Чтоб врачом, моряком
Или техником стать
Нужно, прежде всего, информатику знать!
Преподаватель: Итак, ребята, сегодня мы с вами вспомнили все основные темы курса «Информатики». Работали с офисным пакетом приложений, форматировали и редактировали тексты, работали с графическим редактором, вспомнили правила ввода формул в электронных таблицах Excel, а также много ключевых определений информатики. А сейчас я хочу узнать ваше впечатление от сегодняшнего мероприятия.
Заключение
Важную роль в образовательном процессе играют активные методы обучения, в том числе различные турниры, игры, соревнования.
Применение данного турнира, разработанного для студентов первого курса, позволяет обобщить знания и умения по основным темам дисциплины «Информатика и ИКТ», а также развивает память, мышление, творческий потенциал. Использование игровых технологий способствует созданию на мероприятии непринужденной обстановки и вызывает интерес у студентов, так как яркие состязательные мероприятия надолго остаются в памяти обучаемых.
Тема, выбранная для методической разработки, соответствует требованиям программы по дисциплине.
Основная идея предлагаемой методической разработки заключается в том, чтобы помочь преподавателям организовать мероприятие, призванное оценить остаточные знания студентов по информатике и проверить, систематизировать знания студентов по темам «Информация и информационные процессы», «Средства информационных и коммуникационных технологий», «Технологии создания и преобразования информационных объектов».
Предложенные в разработке методы и приемы помогут педагогам расширить кругозор обучаемых, вызвать у них стремление к самоутверждению, а сами преподаватели на основании результатов турнира смогут судить об уровне эрудиции и знаниях студентов по дисциплине.
Использование разнообразных методов повторения и обобщения материала способствует вторичному осмыслению ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвоения.
Список литературы
Жукова Е.Л., Бурда Е.Г. Информатика: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2009. – 272 с.
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 212 с.
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 187 с.
Практикум по информатике: Учеб. пособие для сред. проф. образования / Елена Викторовна Михеева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.
Сергеева И.И., Музалевская А.А., Тарасова Н.В. Информатика: учебник. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2008. – 336 с.
Приложение 1
Теоретическая разминка
1. Перечислите основные возможности текстовых редакторов (ввод, редактирование и форматирование текста, вывод текста на печать, сохранение текстового файла, поиск и замена символов)
2. Чем отличается форматирование текста от редактирования? (Форматирование – преобразования, определяющие, в каком виде текст появляется на странице. Редактирование – добавление, удаление, перемещение или исправление текста или графики)
3. К какой категории действий (форматирование или редактирование) можно отнести удаление столбца таблицы? (редактирование)
4. Как заказать величину красной строки абзаца? (формат, абзац, первая строка, отступ)
5. Для чего предназначены электронные таблицы? (Программы обработки электронных таблиц служат для оперативного выполнения различного рода расчетов, математических операций и манипуляций с ними)
6. Назовите основные структурные единицы электронных таблиц (столбцы, строки, ячейки)
7. Как обозначаются заголовки столбцов и строк? (заголовки столбцов обозначаются буквами или сочетаниями букв, заголовки строк – числами)
8. Как определяется адрес ячейки? (адрес ячейки электронной таблицы составляется из заголовка столбца и заголовка строки)
9. Как выделить столбец (строку) электронной таблицы? (чтобы выделить столбец (строку) электронной таблицы целиком, нужно щелкнуть левой кнопкой мыши на заголовок этого столбца (строки))
10. Какие правила ввода формул вы знаете? (Формула может содержать следующие элементы: операторы, ссылки на ячейки, значения, функции, имена и должна начинаться со знака «=»)
11. Какой символ используется для указания абсолютного адреса ячейки в формульном выражении? (знак $)
Окончание прил. 1
12. Для чего предназначен графический редактор Paint? (это программа создания, обработки, просмотра и хранения графических изображений)
13. К какому типу (растровый или векторный) можно отнести графический редактор Paint? (растровый)
14. Существует ли возможность отредактировать или сформатировать текст, созданный или вставленный в Paint? (существует)
Приложение 2
Практическое задание в MS Word
В папке на рабочем столе сохранены три фрагмента одного текста. Используя данные фрагменты, приведите текст к образцу.
Первый фрагмент:
Иван Константинович Айвазовский - один из крупнейших русских живописцев XIX века. Родился Айвазовский 29 июля 1817 года в Феодосии в семье разорившегося армянского торговца. Он рос в Феодосии, и самые яркие впечатления были связаны с морем; наверное, потому и посвятил он изображению моря все свое творчество.
Ни один художник не поднялся до восприятия моря как живой стихии, и только Айвазовский, наделив его всеми оттенками своих чувств и переживаний, сумел передать на полотне поэтическое представление своего народа о море как о грозной силе, зовущей к мужеству, отваге, борьбе.
Второй фрагмент:
Однажды в Феодосию пришло торговое итальянское судно. Капитан явился с визитом к Айвазовскому. Он доверительным шепотом поведал, что итальянцы ждут возвращения Гарибальди с чужбины, верят в грядущую победу.... С новой силой пробудились думы о ненаписанной картине. Айвазовский закрылся от всех в мастерской. Шли дни, но он не прикасался к палитре и кистям. Подолгу сидел в кресле с закрытыми глазами, мысль его неустанно работала. Вставало в памяти детство, как во время отдыха рыбаки рассказывают о страшных бурях, о кораблекрушениях. Вставала юность: странствия в чужих краях по морям и океанам. Однажды по пути из Англии в Испанию в Бискайском заливе корабль попал в жестокую бурю. Все пассажиры обезумели от страха. Художник тоже испытывал страх. Но даже в эти часы его не покидала способность любоваться прекрасной грозной картиной бури.
В памяти вставали и другие бури: в Финском заливе, на Черном море. Люди гибли, но люди и побеждали. Побеждали те, кто был смелее и не сдавался смерти, кто страстно хотел жить. Шторм отступал перед мужеством человека. Когда Айвазовский все это передумал и перечувствовал, тогда сами руки потянулись к палитре и кистям. Свою картину Айвазовский так и назвал: «Девятый вал».
На картине изображено раннее утро после бурной ночи. Над бушующим океаном вставало солнце. Его лучи открыли настежь ярко-алые ворота в грядущий день. И теперь только стало возможно разглядеть все, что недавно скрывал ночной мрак. Пенятся огромные волны, еще вздымаются их яростные гребни. Одна из этих волн самая высокая. Ее зовут девятый вал.
Продолжение прил. 2
Третий фрагмент:
Неистовству стихии художник противопоставил мужество и отвагу людей, спасающихся на обломке мачты после кораблекрушения. Айвазовский заставил любоваться красотой бушующего моря. В картине нет чувства обреченности или трагизма. Зритель сразу же может представить, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли моряки. Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи расцветили тяжелые волны. Солнце вступило в союз с людской волей. Жизнь, люди победили хаотический мрак ночной бури в океане. Буря напрягает свои уставшие за ночь мышцы. Но они уже ослабли. Еще немного и пройдет последний, девятый вал.
Эта картина нашла широкий отклик в момент ее появления и остается до наших дней одной из самых популярных в русской живописи.
"Девятый вал" представляет собою вершину первого, романтического периода в его творчестве. Отдавшись воображению, Айвазовский создал один из величайших своих шедевров.
Окончание прил. 2
Образец выполнения практического задания в MS Word:
Иван Константинович Айвазовский
И
ван Константинович Айвазовский - один из крупнейших русских живописцев XIX века. Родился Айвазовский 29 июля 1817 года в Феодосии в семье разорившегося армянского торговца. Он рос в Феодосии, и самые яркие впечатления были связаны с морем; наверное, потому и посвятил он изображению моря все свое творчество.
Ни один художник не поднялся до восприятия моря как живой стихии, и только Айвазовский, наделив его всеми оттенками своих чувств и переживаний, сумел передать на полотне поэтическое представление своего народа о море как о грозной силе, зовущей к мужеству, отваге, борьбе.
Однажды в Феодосию пришло торговое итальянское судно. Капитан явился с визитом к Айвазовскому. Он доверительным шепотом поведал, что итальянцы ждут возвращения Гарибальди с чужбины, верят в грядущую победу.... С новой силой пробудились думы о ненаписанной картине. Айвазовский закрылся от всех в мастерской. Шли дни, но он не прикасался к палитре и кистям. Подолгу сидел в кресле с закрытыми глазами, мысль его неустанно работала. Вставало в памяти детство, как во время отдыха рыбаки рассказывают о страшных бурях, о кораблекрушениях. Вставала юность: странствия в чужих краях по морям и океанам. Однажды по пути из Англии в Испанию в Бискайском заливе корабль попал в жестокую бурю. Все пассажиры обезумели от страха. Художник тоже испытывал страх. Но даже в эти часы его не покидала способность любоваться прекрасной грозной картиной бури.
В памяти вставали и другие бури: в Финском заливе, на Черном море. Люди гибли, но люди и побеждали. Побеждали те, кто был смелее и не сдавался смерти, кто страстно хотел жить. Шторм отступал перед мужеством человека. Когда Айвазовский все это передумал и перечувствовал, тогда сами руки потянулись к палитре и кистям. Свою картину Айвазовский так и назвал: «Девятый вал».
На картине изображено раннее утро после бурной ночи. Над бушующим океаном вставало солнце. Его лучи открыли настежь ярко-алые ворота в грядущий день. И теперь только стало возможно разглядеть все, что недавно скрывал ночной мрак. Пенятся огромные волны, еще вздымаются их яростные гребни. Одна из этих волн самая высокая. Ее зовут девятый вал.
Неистовству стихии художник противопоставил мужество и отвагу людей, спасающихся на обломке мачты после кораблекрушения. Айвазовский заставил любоваться красотой бушующего моря. В картине нет чувства обреченности или трагизма. Зритель сразу же может представить, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли моряки. Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи расцветили тяжелые волны. Солнце вступило в союз с людской волей. Жизнь, люди победили хаотический мрак ночной бури в океане. Буря напрягает свои уставшие за ночь мышцы. Но они уже ослабли. Еще немного и пройдет последний, девятый вал.
"Девятый вал" представляет собою вершину первого, романтического периода в его творчестве. Отдавшись воображению, Айвазовский создал один из величайших своих шедевров.
Эта картина нашла широкий отклик в момент ее появления и остается до наших дней одной из самых популярных в русской живописи.
Приложение 3
Задание «Разгадай ребус»
Продолжение прил. 3
Продолжение прил. 3
Окончание прил. 3
Ответы к ребусам
Информатика;
Дисковод;
Монитор;
Клавиатура;
Процессор;
Винчестер;
Модем;
Дискета;
Клавиша;
Курсор;
Память;
Накопитель;
Алгоритм;
Исполнитель;
Программист;
Программирование;
Кодирование;
Интернет;
Сервер;
Пиксель.
Приложение 4
Практическое задание в MS Paint
На рабочем столе в папке «Турнир» сохранен графический файл «Собери пазлы». Откройте графический файл (рис.1) и приведите его к данному образцу (рис.2).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис.1. Исходный графический файл
Образец выполнения практического задания в MS Paint:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис.2. Результат выполнения задания
Приложение 5
Задание «Разгадай кроссворд»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
По горизонтали:
1. Единица измерения информации.3. Область оперативной памяти, предназначенная для временного хранения файлов.4. Программа, искажающая или уничтожающая информацию на ЭВМ.5. Отдельное указание исполнителю совершить действие.6. Устройство вывода информации.7. Человек, составляющий программы.10. Неправильно выполненное действие.11. Набор символов, позволяющий получить доступ к секретной информации.13. Устройство вывода информации на бумагу.15. Магнитный носитель информации.16. Перечень объектов, составленный в определенном порядке.17. Набор элементов, связанных между собой.18. Правила взаимодействия пользователя с компьютером.19. Набор сведений по какому-либо вопросу.
Окончание прил. 5
По вертикали:
2. Наука, изучающая способы хранения, передачи и алгоритмы обработки информации.8. Автоматическое устройство, заменяющее человека.9. Эта кнопка позволяет удалить все изменения, сделанные пользователем в настройках.12. Графическое изображение какого-либо действия или понятия.14. Клавиша, которая позволяет переходить от набора строчных букв к набору заглавных.15. Одно из основных устройств компьютера.20. Обрамленная часть экрана дисплея, в которой отображается приложение, документ или сообщение. 21. Одно из устройств компьютера.
Приложение 6
Практическое задание в MS Excel
В представленных ниже заданиях выберите один правильный ответ:
Дан фрагмент электронной таблицы:
A
B
C
D
E
1
1
=A1+1
2
3
=A2+2
3
5
=A3+3
4
7
=A4+4
В ячейку Е2 занесена формула =А1+А2+А3+А4+B1+B2+B3+B4. В результате в ячейке Е2 появится значение:
1) 26 2) 36 3) 42 4) 90
Дан фрагмент электронной таблицы:
A
B
C
D
E
1
1
=A1+1
2
3
=A2+2
3
5
=A3+3
4
7
=A4+4
В ячейку Е2 занесена формула =А1*А2*А3*А4+В1*В2*В3*В4. В результате в ячейке Е2 появится значение:
1) 88 2) 142 3) 985 4) 990
3) В ячейке А1 электронной таблицы записана формула =D1-$D2. Какой вид приобретет формула после того, как ячейку А1 скопируют в ячейку В1? Знак $ используется для абсолютной адресации.
1) =E1-$E2 2) =E1-$D2 3) =E2-$D2 4) =D1-$E2
4) В ячейке С2 электронной таблицы записана формула =$E$3+D2. Какой вид приобретет формула после того, как ячейку С2 скопируют в ячейку В1?
1) =$E$3+C1 2) =$D$3+D2 3) = $E$3+E3 4) =$F$4-D2
5) Дан фрагмент электронной таблицы:
A
B
C
1
10
20
=A1+B$1
2
30
40
Чему станет равным значение ячейки С2, если в нее скопировать формулу из ячейки С1?
1) 40 2) 50 3) 60 4) 70
Приложение 7
Критерии оценивания заданий
Теоретическая разминка – за каждый правильный ответ дается 1 балл;
Практическое задание в MS Word – за правильно выполненное задание максимум 5 баллов;
Конкурс «Разгадай ребус» – 1 балл за один разгаданный ребус и правильно выбранное определение;
Задание «Собери пазлы» – за правильно выполненное задание максимум 5 баллов;
Задание «Разгадай кроссворд» – за каждое угаданное слово дается 1 балл;
Практическое задание в MS Excel – за каждый правильный ответ дается 1 балл.
Приложение 8
Ведущие внеклассного мероприятия
Участники турнира
13PAGE 15
13PAGE \* MERGEFORMAT14415
13PAGE \* MERGEFORMAT14015
Рисунок 2Описание: Описание: D:\Документы\Папа\ребусы\14.gifОписание: D:\Документы\Папа\ребусы\0.gifОписание: D:\Документы\Папа\ребусы\k5.jpg