Доклад выступления на МО на темуРазвитие творческих способностей детей с ОВЗ на уроках ИЗО

"Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями на уроках изобразительного искусства"

«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое».
Л.С.Выготский.
Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье открытий и общения, помогаю открыть в себе свою звезду.
Каждый  ребенок уникален и талантлив это целый мир нереализованных возможностей.

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и  изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что  детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживаются других взглядов, и утверждают,  что детское творчество
помогает ребенку овладеть средствами самовыражения, т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционные (карандаши, краски) и нетрадиционные (мыльной пеной, свечой и т.д, ).
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
В отличие от взрослых, которые критически относятся к тому, что сделали – ребенок живет чувствами. Для него не столько важно как что-то нарисовано – сколько, что именно нарисовано. Просто для ребенка творчество – это и есть его жизнь. Это его «язык», с помощью которого он пытается рассказать нам о себе, о своих чувствах, радостях, переживаниях и горестях.
В нашей школе учатся ребята с разным социальным опытом и, как правило, не всегда положительным. Тревожные, неуравновешенные, эмоционально неустойчивые, иногда даже агрессивные. Но каждый из них уникален – это целый мир нереализованных возможностей. Моя задача, как учителя коррекционной школы, состоит не столько в том, чтобы научить детей рисовать (хотя это очень важно), сколько в том, чтобы в процессе занятий ИЗО постараться преодолеть или сгладить присущие таким детям недостатки, формировать интерес учащихся к изобразительной деятельности в ходе различных видов занятий.
Чтобы дети получали удовольствие на уроке, почувствовали вкус творчества, развивали воображение и фантазию, я применяю различные техники изображения на уроках, которые позволяют поддерживать постоянный интерес детей. Хотя должна заметить, что по программе коррекционной школы, автором которой является Грошенков И.А, ребята должны рисовать только карандашами. Но я считаю, что работа красками оказывает коррекционно-развивающее воздействие на детей с отклонениями в развитии: влияет на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу (моторику рук), развитие личностных качеств, способствует воспитанию эстетических чувств. В выполнении заданий предлагаю ребятам использовать различные нетрадиционные технологии изображения. Эти задания просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, т.к. позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа. Ребята много рисуют вместе со мной. Им очень нравится повторять поэтапно за учителем. Такая работа у них, как правило, получается очень успешно. Во время урока я обязательно делаю обходы: кого-то похвалю, кому-то помогу. В конце урока я обязательно вывешиваю работы на доску. Здесь очень важно похвалить всех ребят, ни в коем случае не критиковать никакие работы. Я учу детей не сравнивать рисунки друг с другом, а подмечать особенности изобразительных приёмов каждого, найти изюминку в чьём - либо рисунке. Такие методы повышают самооценку ученика, придают уверенность, мотивируют на успешное выполнение следующего задания. Рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Мы все когда- то были детьми, а значит и этот «язык» творчества для нас не чужой и понятен. Я старалась подружиться с ребятами, делила с ними то, что для них так значимо. Задания должны соответствовать возрастным особенностям детей, быть понятными и выполнимыми.
Конечно же я не буду останавливаться, т.к есть ещё много технологий. Это монотипия, набрызги, расчёсывание, раздувание краски.
Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать копирование предлагаемого  образца, так как педагог демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Многие виды нетрадиционного рисования,  способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации и координации мелкой моторики пальцев рук. Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что через творческую деятельность учащихся предоставляются широкие возможности для изучения педагогом особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от структуры дефекта его развития. Также уроки творческой деятельностью способствуют развитию у детей не только художественных способностей, но и коррекции внимания, наблюдательности, настойчивости и воли.
Неотъемлемая задача всех уроков - воспитание уверенности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в своих силах, готовности к систематическому учебному труду, выработка умения сосредоточивать внимание и интерес на предлагаемом в процессе занятий материале.
Учитывая возрастные возможности детей с ОВЗ, практически на каждом занятии надо использовать игровые приемы. Они активизируют внимание, эмоции детей, способствуют успешному усвоению материала, а следовательно, позволяют формировать у детей и необходимые учебные навыки, и уверенность в своих возможностях.
В процессе уроков воспитывается чувство коллективизма. Дети учатся вместе мыслить и действовать в соответствии с поставленной целью, выслушивать друг друга, анализировать работы свои и товарищей, тактично делать критические замечания. Все это, безусловно, влияет на формирование личности, воспитывает общительность и доброжелательность.
Заключение
Работа по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья трудна, но богата развивающими идеями не только для обучающихся, но и для педагога. Нужно постоянно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения таких детей.




















15