Мастер-класс на тему Организация занятий внеурочной деятельности в начальной школе с использованием информационных технологий
Добрый день, уважаемые коллеги. Я учитель начальных классов, который уже имеет выпуск по Новым Федеральным государственным стандартам. Одной из задач нашей гимназии является формирование ИКТ-компетентности учащихся и использование ИКТ-технологий. Для этого в гимназии созданы все материально-технические условия: есть развивающее оборудование для начальной школы - «Мобильный компьютерный класс», в который входит тележка на 12 макбуков и прилагающееся к ним программное обеспечение: цифровые микроскопы, лабораторное оборудование ЛабДиск, «Живое слово», «ПревоРобот» идр.
Поставленное оборудование нашло своё применение почти на всех уроках в начальной и активно используется во внеурочной деятельности.
Знакомство с макбуками происходит уже в 1 классе. Дети, узнавая первую букву, находят ее на клавиатуре, печатают, украшают, а потом составляют слова из изученных букв. Одновременно они учатся писать, читать и набирать текст на компьютере. И всё это делают с помощью компьютерной программы «Живое слово». Эту программу можно использовать как на уроках русского языка, литературного чтения и английского языка, так и на занятиях внеурочной деятельности по курсу «Живое слово».
Разумеется, возможности программы не исчерпываются лишь только «заданиями». Ее можно использовать и для организации проектной деятельности – учащиеся могут создавать свои «звуковые книги», связанные с окружающим миром.
На уроках музыки и занятиях студии «Волшебный микрофон» учащиеся пользуются музыкальной клавиатурой. Они пробуют свои силы в создании небольших музыкальных произведений с помощью специальной программы ГэреджБенд.
Для отработки вычислительных навыков используем программу Мат-Решка, которая предлагает учащимся тренажер в локальном режиме и в режиме он-лайн по темам, которые они недостаточно усвоили, а хорошо успевающим ученикам даются задачи повышенного уровня сложности. Набор заданий формируется автоматически в зависимости от результатов текущего тестирования.
Первый слайд – обучающий. А затем учащиеся работают по образцу, выполняя задания самостоятельно. Такая работа способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий. Дети, работая по образцу, учатся планировать, работать по алгоритму и контролировать свою деятельность.
На занятиях секции «Юный исследователь» используем программу «ПервоРобот». Она способствует развитию пространственного мышления, учит планировать, соблюдать последовательность действий, искать новые решения. Конструирование моделей развивает мелкую моторику рук. Эту программу мы используем на занятиях творческой мастерской «Чудо мастера» и на уроках технологии.
Работая индивидуально, парами или в командах, учащиеся моделируют, проводят исследования, составляют отчеты и обсуждают идеи, возникающие во время работы с этими моделями.
Перед вами результат работы моих третьеклассников. Отличие данной модели от обычного конструктора в том, что эта модель может двигаться.
(демонстрация модели)
Кроме программы «ПервоРобот» используем цифровой измеритель ЛабДиск. На первый взгляд он напоминает простую игрушку с кнопками, с которой сможет справиться трехлетний ребенок. Но если ее грамотно использовать в работе, то она станет незаменимым помощником в проведении исследований, практических и лабораторных работ. С помощью ЛабДиск можно выполнять различные измерения:
датчик GPS – это компас 21 века, с помощью этого датчика можно определить, в какой точке земного шара вы находитесь и показать это место на карте, вычислить в каком направлении и с какой скоростью вы двигаетесь.
Для измерения температуры есть 2 датчика – датчик Температура окружающей среды и датчик Температуры исследуемой среды;
датчик Освещенности (значок солнышко)– это глаз прибора. С его помощью можно измерить освещенность вашего рабочего места.
Датчик Уровень шума (значок микрофон) – это уши прибора. Датчик Частота сердечных сокращений – это стетоскоп врача. С помощью этого датчика можно измерить пульс.
Датчик расстояния (значок линейка) – с его помощью можно измерить рост
Вместе с лабораторным оборудованием ЛабДиск можно использовать программное обеспечение GlobiWorld (Глобайвёлд), предназначенное для юных исследователей.
Эта программа имеет красочный интерфейс, открывающий доступ к семи «научно-тематическим паркам».
Обратите внимание на доску. Приглашаю вас на экскурсию по виртуальному парку.
Парк «Электричество» - здесь можно познакомиться с понятием электричества и его роли в повседневной жизни.
Парк «Погода» - в этом парке можно узнать о фактах, формирующих погоду, и о методах измерения ее параметров – температуры, влажности, давления.
Парк «Движение» - здесь вы можете познакомиться с понятиями расстояния, скорости, ускорения и силы тяжести; особое внимание уделяется устройству Солнечной системы.
Парк «Человек» - в этом парке особое внимание уделяется вопросам анатомии и физиологии человека, здоровому образу жизни, пользе занятий спортом.
Парк «Растения» - этот парк посвящен жизни растений.
Парк «Химия» - тематика парка: состав, поведение, строение и свойства веществ и их превращения в ходе химических реакций.
Парк «Окружающая среда» - здесь вы можете познакомиться с воздействием различных физических факторов на экологическую ситуацию.
Для того чтобы узнать интересные факты по данной тематике – надо щелкнуть левой клавишей мыши на монитор. Появится слайд-шоу с интересными фактами по данной теме.
Щелкнув на портрете, можно прочитать короткий рассказ о жизни и работах знаменитых изобретателей и исследователей.
Если нажать на регистратор ЛабДиск, откроется окно измерительных приборов, на котором в виде цветных диаграмм отображаются показания датчиков регистратора ЛабДиск. Можно открыть 1 прибор, два, 4 или сразу все 6 приборов.
А сейчас предлагаю провести практическое занятие – измерить температуру воздуха в кабинете.
- Возьмите в руки регистратор ЛабДиск.
- Включите его
- Нажмите датчик температура окружающей среды.
- На экране монитора левой кнопкой мыши щелкните на значок ЛабДиск.
- выберите 1 прибор
- прочитайте результат на экране.
По нормам СанПина – температура в учебном кабинете - 18 – 240С
Давайте сравним с нашими показателями. Какой бы вы сделали вывод?
С учащимися такие задания выполняем ежедневно: на пятиминутках до уроков и на большой перемене, с целью научить детей самостоятельно измерять температуру воздуха в кабинете и соблюдать температурный режим. Кроме того, такая работа учит детей фиксировать показания в экране наблюдений.
На уроках окружающего мира учащиеся измеряют температуру различных веществ: воды, воды со льдом, бумаги; сравнивают и делают выводы. Во время сезонных экскурсий измеряют температуру воздуха на улице.
Все показания любого датчика можно фиксировать в виде диаграмм, таблиц и графиков в лаборатории. Как это делается, мы посмотрим на примере практической работы «Измерение пульса».
Такую работу мы проводим на секции «Юный исследователь» и при изучении темы «Человек». При проведении практической работы наблюдается частота сердечных сокращений (пульс) в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Нормальный пульс у детей до 10 лет – 60 – 140 ударов в минуту, у подростков и взрослых – 60 – 100 ударов в минуту, а у спортсменов – 40 – 60 ударов.
Итак,
- Закрепите клипсу на указательном пальце.
- включите регистратор данных ЛабДиск.
- нажмите датчик частота сердечных сокращений (значок сердце)
- Зайдите в лабораторию (левой кнопкой щелкните 1 раз по значку)
- Нажмите кнопку «пуск» на экране
- Нажмите Ок.
- Строим график (вы находитесь в состоянии покоя)
- теперь давайте остановим запись, нажав на кнопку «СТОП» и выполним 2 упражнения (встаньте и сядьте 2 раза)
- прикрепляем клипсу и вновь включаем запись.
- Останавливаем запись.
- Для просмотра всего графика – нажмем на значок «Пульс». Расположенной с правой стороны от графика. Из графика видно, что во время физической нагрузки нашим мышцам требуется больше кислорода, а значит, мы дышим чаще, а сердце бьется быстрее.
Итак, уважаемые коллеги, вы сегодня познакомились только с малой частью того, с чем современные школьники работают на уроках и во внеурочной деятельности. Использование мобильного компьютерного класса открывает широкие возможности для развития не только учеников, но и учителя; способствует тому, чтобы занятия были продуктивными, интересными; повышает мотивацию. Дети, у которых уже будут сформированы ИКТ-компетентности, будут соответствовать социальному заказу государства и составят будущее информационного общества.
Спасибо за отличную работу и за внимание!