Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС
С большой долей вероятности можно утверждать, что в ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях расслоения населения по уровням обеспеченности и образованности, разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений. Достойно ответить на эти вызовы может только педагог с позицией воспитателя.
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой возможно присвоение ( а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание должно охватывать и пронизывать собой все виды деятельности: учебную и внеурочную. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте, где ВД уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
В соответствии с ФГОС начального образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
В требованиях к структуре основной образовательной программы определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:
-духовно-нравственное
-социальное
-общеинтеллектуальное-общекультурное
-спортивно-оздоровительное
Для реализации этих направлений доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность.Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности, общественно-полезная деятельность реализуется через социальное творчество и трудовую деятельность.ВД организуется через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, школьные научные общества, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т.д.При организации ВД необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.
Эффект – это последствия результата.
Воспитательный результат ВД – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка. Воспитательный эффект ВД – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Воспитательные результаты ВД распределяются по трём уровням.
1-приобретение школьником социальных знаний, особое значение здесь играет взаимодействие ученика со своим учителем. Результат - школьник знает и понимает общественную жизнь.
2-получение школьником опыта переживаний и позитивного отношения к ценностям общества (человек, семья, природа, труд, культура и т.д.). Важное значение – взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы.
Результат – школьник ценит общественную жизнь.
3-получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Важное значение – взаимодействие школьника с социальными объектами за пределами школы.
Результат – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Исходя из форм, задач и содержания ВД может осуществляться через:
-учебный план
-дополнительные образовательные программы самого ОУ
-образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта
-организацию деятельности групп продлённого дня
-классное руководство
-деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, педагога-психолога, социального педагога).
Таким образом важно иметь в виду, что ВД – это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Школа после уроков должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это даст возможность превратить ВД в полноценное пространство воспитания и образования.