Презентация Модернизация системы оценивания результатов обучения
Модернизация системы оценивания результатов обученияПлан1. Участие Казахстана в международных исследованиях качества образования.2.Основные направления модернизации национальной системы оценки качества образования. 3. Сущность критериального оценивания. 4. Технология разработки КИМ5. Портфолио как альтернативный способ оценки учебных достижений учащихся.
Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству У. Джеймс
«Кто не видит конечной цели,очень удивляется, придя не туда»Марк Твен
I. Участие Казахстана в международных исследованиях качества образования.
Казахстан принимает участие в двух крупных международных исследованиях:PISA (Programme for International Student Assessment) ;TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study).
Международное исследование PISA проводится каждые три года с 1997 года. ОЭСР проводит данное исследование в целях оценки грамотности в области чтения, математики и естествознания 15-летних учащихся.Термин «грамотность» был выбран для того, чтобы отразить широту знаний, умений и навыков, подлежащих оценке.
Страны, результаты которых сатистически значимо выше Казахстана: 52 страныСтраны, результатыкоторых сравнимы срезультатом Казахстана: 5 стран Страны, результатыкоторых статистически ниже среднего балла Казахстана: 7 странРезультаты стран по естественнонаучной грамотностиШанхай (Китай), Финляндия, Гонконг, Сингапур, Япония, Корея, Новая Зеландия, Канада, Эстония, Австралия, Нидерланды, Китайский Тайбэй, Германия, Лихтенштейн, Швейцария, Великобритания, Словения, Макао, Польша, Ирландия, Бельгия, Венгрия, США, Чешская Республика, Норвегия, Дания, Франция, Исландия, Швеция, Австрия, Латвия, Португалия, Литва, Республика Словакия, Италия, Испания, Хорватия, Люксембург, Российская Федерация,Греция, Дубай, Израиль, Турция, Чили,Сербия, Болгария, Румыния, Уругвай, Тайланд, Мексика, Иордания, Тринидад и ТобагоБразилия, Колумбия,Черногория, Аргентина, ТунисАлбания, Индонезия, Катар, Панама, Азербайджан, Перу, КыргызстанКазахстан – 400 балловМесто: 53 - 58
PISA-2009. Участников - 65 стран. Казахстан занял 59 место. Другие страны СНГ: Кыргызстан – 65, Азербайджан – 64, Россия - 44.PISA-2012. Участников - 65 стран. Казахстан:49 позиция - по математике, 52 - естественнонаучным дисциплинам;63 - читательская грамотность.
Участники исследованийPISA В международном экзамене Казахстан представили 5808 15-летних обучающихся из 218 организаций образования (200 школ и 18 колледжей). В целом в международном проекте PISA приняло участие 510 тысяч 15-летних обучающихся со всего мира.
Задача (PISA-2003), на которую 97% уч-ся не смогли дать полностью правильного ответа. «В телевизионной передаче журналист показал следующую диаграмму и сказал: “Диаграмма показывает, что по сравнению с 1998 годом в 1999-м резко возросло число ограблений”. Вопрос: считаете ли вы, что журналист сделал правильный вывод на основе данной диаграммы? Запишите объяснение своего ответа».Дальше показываются два столбика диаграмм. Школьник смотрит: «Ага, тот столбик, который относится к 1999 году, намного больше. Значит, журналист прав!»Но беда в том, что на картинке изображены только верхние части этих столбиков. Если посмотреть на цифры, то видно, что за год количество ограблений увеличилось с 507 до 515. Можно ли это назвать «резким ростом»? Думается, что нет. Это и есть правильный ответ. Умение увидеть ложь в манипуляции цифрами — это важный жизненный навык, который нужен, например, чтобы определить, какой партии отдать свой голос на выборах.
Задача. Отрывок из газетной статьи: «На международной выставке «Туризм без границ» посетители были поражены стендом фирмы Preved-Tour. Это надо видеть! Прямо в павильоне установлен надувной глобус высотой с четырехэтажный дом. А вокруг него летают пчелы, символизирующие самолеты, которые перевозят туристов. Похоже, насекомые самые настоящие. К счастью, никто из посетителей не пожаловался на укусы, и защитники животных тоже не выражали протестов...» А теперь вопрос: можно ли считать математически корректным использование пчел в качестве моделей самолетов?
1. Нужно из текста вычленить именно математическую задачу. 2. Отбросить незначимые детали типа «укусов» или «защитников животных». 3. Необходимо оперировать не точными цифрами,, а приблизительными значениями из повседневного опыта (высота этажа — примерно 3,5 м, длина пчелы — примерно 2 см). 4. Нужно задействовать информацию из географии (диаметр Земли равен примерно 13 тыс. км). ТПравильный ответ: использование пчел некорректно, т.к. в том масштабе, в котором выполнен глобус, пчела соответствует 1-2 км)
TIMSS - Оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной, основной и средней школе (4, 8 классы). Исследование проводится циклично – один раз в четыре года, проведено пять раз: в 1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 годах.PIRLS - Оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4 класс)
Задания продвинутого уровня Ахмет высыпал немного порошка в пробирку Затем он добавил в порошок жидкости и взболтал пробирку. Произошла химическая реакция. Опишите два процесса, которые могли бы Вы наблюдать во время химической реакции. На рисунке изображен парашютист в четырех местах: в самолете перед прыжком (1), в свободном падении после прыжка перед раскрытием парашюта (2), приземление на землю после раскрытия парашюта (3), на земле после приземления (4). В какой позиции на парашютиста действует гравитационная сила?
Результаты учащихся казахстанских общеобразовательных (прогноз РК 2020г.) PISA - 40-45 место, TIMSS - 10-12 место, PIRLS «Изучение качества чтения и понимание текста» - 10-15 место;
2.Основные направления модернизации национальной системы оценки качества образования
Процессы модернизации системы образования в Казахстане предопределили необходимость реформирования системы оценивания в целях приведения ее в соответствие с современными тенденциями развития образования в мире.
Качество образования – определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг.
Качество образования – уровень соответствия фактического состояния образования государственным образовательным стандартам и нормативам по его основным структурным компонентам:-качество условий, в которых функционирует система образования и качество ее ресурсов;-качество организации учебно-воспитательного процесса;-качество результатов, достигаемых системой образования.
Стандарты - конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством20СЕМЬЯЛичностная успешностьСоциальная успешностьПрофессиональная успешностьОБЩЕСТВОБезопасность и здоровьеСвобода и ответственностьСоциальная справедливостьБлагосостояниеГОСУДАРСТВОНациональное единствоБезопасность Развитие человеческого потенциалаКонкурентоспособность
Модельное представление школы
ориентир для оценки состояния системы общего образованияТребования к результатам освоения основных образовательных программ - системообразующий компонент ГОСО основа аккредитации ОУ основа для аттестации учителей и руководителей ОУ основа для нормирования условий и создания ресурсов критериальная база для итоговой аттестации обучающихся;
Основные направлениямодернизации Национальной системы оценки качества образования в Республике Казахстан- совершенствование механизмов внешней оценки качества образования;- совершенствование механизмов внутренней оценки качества образования;- проведение различных мониторинговых исследований.
Независимая внешняя оценка качества образования является одним из основных средств, обеспечивающих эффективное управление системой образования. В Казахстане с целью оценки качества знаний учащихся используется независимый внешний контроль в форме единого национального тестирования (ЕНТ), и вводится внешняя оценка учебных достижений (ВОУД).
Результаты освоения основных образовательных программ (ГОСО 2012)Омарова В.К.Личностные Системно-деятельностныеПредметные
Планируемые результаты. Кодификатор ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯсамо-определениесмысло-образованиеморально-этическаяориентациявнутренняя позицияшкольника:отношение к школеотношение к учебной деятельностиобразец “хорошего” ученикаосновы гражданскойидентичности:Я – гражданин КазахстанаЯ и общее благополучие Я и другие (этнос) мотивационнаяоснова и интересы: широта, выраженность, устойчивость мотивовустойчивость интереса к новому материалу и способам решенияЗнание нормСамооценка ирефлексия: ориентация на самооценкуспособность к самооценке Моральное сознание: дифференциация моральных и конвенциональных нормнравственная ориентацияэтические чувстваэмпатия (сопереживание) Ценностные установки: здоровый образ жизниохрана природычувство прекрасногоценность труда Я – школьникЯ идругиеМоральноесознаниеи нормыЦенностныеустановкиРефлексияЯ ОценкаЛичностных результатовОмарова В.К.
Личностные результаты отслеживаются в форме психолого-педагогического мониторинга и фиксируются в портфолио школьника.Системно-деятельностные результаты определяются достижениями обучающегося по предметным олимпиадам, курсам по выбору, выполнению творческих учебных проектов, а также другим видам исследовательской деятельности и фиксируются в его портфолио.Омарова В.К.
Проект ГОСО – Астана, МОН РК. - 2013Омарова В.К.
Омарова В.К.
Виды программ оцениванияоценка на уровне класса (формирующее оценивание);государственные экзамены;национальная оценка, международные исследования.
Основные подходы к оценке качества образованияБезотметочная система (начальная школа).«Портфолио».Пролонгированное оценивание (накопительный рейтинг) .Многобальная система (от 10 и выше).Рейтинговая системы оценивания. Критериальная.
3. Сущность критериального оценивания.
Критериальное оценивание процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Задачами новой системы оценивания учебных достижений учащихся являются:инициирование коррекционной работы по устранению пробелов в знаниях, умениях, по развитию компетенций учащихся;создание комплектов измерителей учебных достижений учащихся для проведения различных видов контроля по каждому учебному предмету;
Задачами новой системы оценивания учебных достижений учащихся являются:повышение мотивации учащихся к учению, самостоятельной деятельности, их к повседневной систематической работе;развитие критического мышления и способностей к самооценке как основы успешности ученика;отслеживание динамики роста учебных достижений на основе внутреннего и внешнего контроля.
Задачи оценивания
Виды оценки1Формирующаяоценка2Суммирующая оценка
{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ОценкаВнешняя (суммирующая) Внутренняя (формирующая) Ориентирована на всю совокупность учащихсяОриентирована на конкретного учащегосяПризвана единым образом зафиксировать уровень достижений учащегося по итогам освоения конкретного содержания образованияПризвана выявить пробел в освоении учащимся содержания образования с тем, чтобы восполнить его с максимальной для данного учащегося эффективностьюИспользуется система заданий, стандартизированных по содержанию, процедуре и способам проверкиИспользуются единичные задания, не стандартизированные по содержанию, процедуре и способам проверки
Внутренняя оценка проводится посредством нестандартизированых заданий, используемых педагогом для установления уровней учебных достижений обучающихся по учебным предметам в плане овладения знаниями, умениями, навыками и компетентностями.
Суммирующая оценка призвана зафиксировать уровень достижений обучающегося по итогам освоения конкретного содержания образования за учебную четверть и учебный год.
Формирующее оцениваниеГлавное в классе10 базовых принциповСвязано с планированиемСфокусировано на ученииКлючевое профессиональное умениеТочно и конструктивноУкрепляет мотивациюРаскрывает цели и критерииНаправляет улучшенияОтражает все достиже-нияРазвивает самооценивание
Формативное (текущее) оценивание - определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы на уроке и/или дома, осуществление оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения. Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения. Суммативное внутреннее оценивание - определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации. Суммативное внутреннее оценивание осуществляется педагогами или администрацией школы. Суммативное внешнее оценивание - определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении уровня обучения - начальной школы (5 кл), основной школы (10 кл), старшей школы (11-12 кл). Отметки, выставленные за суммативные работы, являются основой для определения итоговых отметок за отчетные периоды обучения. http://aida.ucoz.ru
4. Технология разработки КИМ
Критериальное оценивание – это оценивание по критериям.Критерий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии описываются дескрипторами, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору – это определение степени приближения ученика к данной цели.Измерители – это учебные задания, выявляющие по заранее заданным показателям уровни учебных достижений обучающихся в соответствии с установленными критериями оценивания. http://aida.ucoz.ru
Критериями оценки являются образовательные цели.Перед учителем при изучении конкретной темы стоит педагогическая задача определение конкретных целей-измерителей и описание уровней их проявления, каждый из которых оценивается определенным количеством баллов, т.е. разработка критериально-ориентированной шкалы оценивания.
КИМКонтрольно-измерительные материалы (КИМ) позволяют отслеживать ход учения путем сопоставления полученных результатов с заданными образцами для определения соответствия или несоответствия учебных достижений обучающегося целям и задачам обучения.Омарова В.К.
При определении критериев оценивания учебных достижений школьников используется SMART-технология постановки целей, которую разработал Питер Друкер еще в 1954 г.Specific - конкретная;Measurable - измеримая;Achievable - достижимая;Realistiс - реалистичная;Timed - определенная по времени.Омарова В.К.
Цель: изучить использование символических обозначений на погодной карте:уметь воспроизводить по памяти символы, употребляемые на карте погоды;уметь опознавать символы на карте;уметь читать карту, пользуясь символами;уметь составлять карту, пользуясь символами;уметь по заданной карте, пользуясь символами, давать прогноз погоды. Омарова В.К.
Как составить задания контрольных работ для проверки нового результата (в виде действий)?Омарова В.К.2) Сформулировать цели , ориентируясь на структурные компоненты содержания, подлежащие усвоениюПровести структурирование программного материала3) Определить качественное и количественное содержание критериев4) Составить продуктивное задание, создать четкую форму письменного исполнения решения
Структура знаний3нания (3): – теоретические знания - понятия, идеи, постулаты, теории, законы, закономерности, принципы, правила, исключения и т.д.; – фактические знания: даты, имена, события, факты, эксперименты, опыты.умения; творческие умения;отношения
ДЕСКРИПТОРЫ (УРОВНЕВЫЕ) Уровневые дескрипторы — это описание тех знаний, которые необходимы для достижения определенного уровня в процессе обучения. Они дают характеристику и приводят содержание знаний, которые предполагается получить на каком-то определенном уровне. Они предназначены для того, чтобы помочь отследить результаты процесса обучения и выработать критерии оценки.(Глоссарий. НКАОКО http://nkaoko.kz/glossary/1360/)Омарова В.К.
ГОСО 2012П. 48. Предметные результаты устанавливаются в 1-4 классах на базовом уровне, в последующих классах - на трех уровнях: базовом (обязательном), продвинутом возможном в 5-11 классах (для освоения вариативного компонента объемом в 1 час при выборе предмета) и продвинутом предпрофильном в 8-9 классах/продвинутом профильном в 10-11 классах (для освоения выбранных общеобразовательной организацией вариантов типовых учебных планов с углублением предметов).Омарова В.К.
Уровень подготовки обучающегося (ГОСО 2012)Базовый уровень освоения содержания образования - уровень освоения обучающимися обязательного минимума объема знаний, умений и навыков (п.49 ). Продвинутый уровень (возможный и предпрофильный/профильный) освоения содержания образования – уровень освоения обучающимися расширенного и углубленного объема знаний, умений и навыков (п.50).Омарова В.К.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙУРОВЕНЬ(ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГОСПОСОБА ДЕЙСТВИЯ)РЕФЛЕКСИВНЫЙ УРОВЕНЬ(ТРАНСФОРМАЦИЯ ИЗВЕСТНОГО СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ)РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ (ДЕЙСТВИЯ ПО ОБРАЗЦУ)ПРОЙДЕННАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫУровни учебных способов действийУровни учебных способов действийОмарова В.К.
Уровни усвоения учебного материалаБ. БлумВ.П. СимоновВ.П. БеспалькоВ.Н. МаксимоваМ.Н. СкаткинО.Е. ЛебедевВ.И. ТесленкоЗнаниеРазличениеУченический (узнавание)УзнаваниеВоспроизве-дение понятияИнформир-ованностьИнформа-ционныйПониманиеЗапоминаниеАлгоритмический (решение типовых задач)ЗапоминаниеУзнавание понятияФункцио-нальная грамотностьРепродуктивныйПрименениеПониманиеЭвристичес-кий (выбор действия)ПониманиеПрименение понятияГрамотностьБазовыйАнализПростейшие умения и навыкиТворческий (поиск действия)ПрименениеВоспроизве-дение системы понятийКомпетент-ностьПовышен-ныйСинтезПеренос Применение системы понятий ТворческийОценка Омарова В.К.
Таксономия учебных задач по Д. Толлингеровой Все учебные задачи по степени интеллектуальной требовательности (трудности) могут быть разделены на 5 категорий:1. Задачи, требующие мнемонического воспроизведения данных.2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными.3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными.4. Задачи, требующие сообщения данных.5. Задачи, требующие творческого мышления.Омарова В.К.
«Пирамида» трудности учебных задачОмарова В.К.1. Задачи, требующие мнемонического воспроизведения данных2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными4. Задачи, требующиесообщения данных5. Задачи, требующие творческого мышления
1.00. Задачи, требующие мнемонического воспроизведения данныхИндекс класси-фикациТип задачиПример «слов-действий», с которых начинается задача1.1Задачи по узнаваниюЧто это; Кто это1.2Задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятийКакая из; Как называется;Какой вид имеет формула1.3Задачи по воспроизведению дефиниций, норм, правилДайте определение или характеристику;Вспомните и расскажите правило , алгоритм1.4Задачи по воспроизведению больших текстов, стихов, таблиц и т.п.Расскажите наизусть стихотворение; Перескажите близко к тексту; Нарисуйте таблицу; Как будет по-английски и т.п.Омарова В.К.
2.00. Задачи, требующие простых мыслительных операций с даннымиИндекс класси-фикацииТип задачиПример «слов-действий», с которых начинается задача2.1Задачи по выявлению фактов(измерение, взвешивание и т.п.)Установите, какого размера; Какой величины; Сколько весит; Сколько будет и т.п.2.2Задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление, перечень и т.п.)Перечислите части; Составьте перечень и т.п.2.3Задачи по перечислению и описанию процессов и способов действийОпишите, как протекает; Скажите, как проводится; Как действуем при;Каким способом и т.п.2.4Задачи по разбору и структуре (анализ, синтез)Опишите, из чего состоит; Обобщите сказанное и т.п.Омарова В.К.
2.00. Задачи, требующие простых мыслительных операций с даннымиИндекс класси-фикацииТип задачиПример «слов-действий», с которых начинается задача2.5Задачи по сопоставлению и различениюЧем отличается; Сравните; Определите сходство и различие2.6Задачи по распределениюК какому классу (типу) относится; Составьте классификацию и т.п.2.7Задачи по выявлению взаимоотношений между фактамиПочему; Что является причиной; В чем заключается следствие; Как влияет; Какова функция; В чем польза; Каким способом и т.п.2.8Задачи по абстракции, конкретизации и обобщениюСоставьте схему; и т.п.2.9Решение несложных примеров с неизвестными величинамиКак решить это уравнениеОмарова В.К.
3.00. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с даннымиИндекс класси-фикацииТип задачиПример «слов-действий», с которых начинается задача3.1Задачи по переносу (трансляции, трансформации)Выразить словами формулу; Переведите с одного языка на другой3.2Задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование)Как можно интерпретировать эти данные; Объясните смысл; Объясните значение; Попытайтесь обосновать и т.п.3.3Задачи по индукцииСделайте вывод, рассуждая от частного к общему3.4Задачи по дедукцииВыскажите умозаключение, рассуждая от общего к частномуОмарова В.К.
3.00. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с даннымиИндекскласси-фикацииТип задачиПример «слов-действий», с которых начинается задача3.5Задачи по доказыванию (аргументации) и проверке (верификации)Докажите, что; Проверьте правильность и т.п.3.6Задачи по оценкеДайте содержательную оценкуОмарова В.К.
4.00. Задачи, требующие сообщения данныхИндекс класси-фикацииТип задачиПример «слов-действий», с которых начинается задача4.1Задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания и т.п.Сделайте краткую выписку из; Составьте обзор; Напишите краткое содержание; Составьте конспект и т.п.4.2Задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов и т.п.Напишите отчет; Опишите результаты; Составьте текст доклада и т.п.4.3Самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты и т.п.Начертите; Разработайте проект и т.п.Омарова В.К.
5.00. Задачи, требующие творческого мышленияИндекс класси-фикацииТип задачиПример «слов-действий», с которых начинается задача5.1Задачи по практическому приложениюПриведите практический пример; Как это можно использовать в практике и т.п.5.2Решение проблемных задач и ситуацийКаковы возможные пути решения этой проблемы; Как выйти из создавшегося положения; Попробуйте разрешить проблему и т.п.5.3Постановка вопросов и формулировка задач или заданийСформулируйте задачу; Составьте задание; Поставьте проблемный вопрос и т.п.Омарова В.К.
5.00. Задачи, требующие творческого мышленияИндекс класси-фикацииТип задачиПример «слов-действий», с которых начинается задача5.4Задачи по обнаружению закономерностей на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе)На основании собственных наблюдений определите (сделайте заключение); Внимательно присмотритесь, что происходит5.5Задачи по обнаружению закономерностей на основе собственных размышлений (на рациональной, т.е. логической основе)На основании собственных логических размышлений попробуйте решить поставленную задачу; Учитывая скрытые противоречия, найдиОмарова В.К.
Методы оценки качестваучебных задачОмарова В.К.
Таксация – это выявление операционного состава задачи, отнесение задачи к одной из категорий таксономии и обозначение ее числом десятичной классификации1. Перечислите2.22. Определите, чем отличается2.53. Как можно разделить2.64. Согласно чему было проведено разделение2.65. Что случится, если2.76. Что было причиной того, что2.77. Прочтите эту схему3.18. Установите, какой величины2.19. Опишите метод измерения2.310. Проверьте, соответствует ли измеренная величина норме3.6Омарова В.К.Вывод: обнаружено 8 разных типов задач
Метод определения дидактической ценности учебных задач – сопоставление параметров набора задач с дидактической целью, которую ставил учительКат. зад.Порядковый номер учебной задачиЧ.123456789105.004.003.03.13.622.02.22.52.62.62.72.72.12.381.00Итого:10Омарова В.К.Вывод: можно заранее определить когнитивную требовательность теста, а затем этот тест сконструировать «на заказ» данного требования
Индекс вариабельности задач – позволяет оценить степень разнородности задач на уроке, чтобы исключить монотонность учебных действий учащихся на уроке, снижающую их учебную мотивацию Число задач разного типа (n) Ив = ---------------------------------------------- Общее число задач в наборе (N)В предыдущем примере: n = 8; N = 10, тогда Ив = 0.8 Вывод: вариабельность учебных задач данного набора достаточно высокая. Монотонностью учебных действий учащимся не грозит, но насколько она целесообразна (педагогически ценна)?Омарова В.К.
Оценивание учебных достижений учащихся Назарбаев Интеллектуальных школОмарова В.К.
Технологическая матрица для разработки заданий контрольной работы{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Содержательные линииХар-ка заданийВсего заданийВоспроизведение знаний.Базовый уровень сложностиПримене-ние знанийПовышенный уровень сложностиИнтеграция знанийТворческое задание на логическое мышлениеКол-во заданий5122Омарова В.К.
Общие критерии оценки учебных достижений учащихся предметного блока «Естественные науки»{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Критерии Максимальный уровень достижения в баллахA Единство мира.6B Коммуникация.6C Научное знание и понимание6D Научное исследование6E Обработка информации6F Проведение эксперимента6Итого:36Омарова В.К.
Общие критерии оценивания учебных достижений учащихся Омарова В.К.
Качественное и количественное содержание критерия{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1. Умение сопоставлять художественные произведения а) учащийся сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, умеет строить сравнительную характеристику;2б) учащийся сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, но допускает нарушения в построении сравнительной характеристики;1В) учащийся, сравнивая тексты, не следует указанному в задании направлению анализа;и (или) не демонстрирует умения строить сравнительную характеристику.0Омарова В.К.
Достижения цели и планирование0 - цель не сформулирована;1 - цель сформулирована, но не обозначены пути ее достижения;2- цель определена и ясно описана, представлена схема ее достижения;3- цель определена, ясно описана, представлен четкий план ее достижения;4 - цель определена, ясно описана, представлен четкий план ее достижения, работа выполнена точно и последовательно.Омарова В.К.
Измерительные материалыПроверяемые элементы содержания. Требования к уровню подготовки обучающихся.Спецификация.Измерительная работа (задания).Инструмент оценивания.Омарова В.К.
СПЕЦИФИКАЦИЯконтрольных измерительных материалов 1. Назначение работы.2. Содержание итоговой работы.3. Характеристика структуры и содержания работы .Таблица 1. Распределение заданий по частям работы 4. Время выполнения работы. 5. Дополнительные материалы и оборудование.6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом. 7. План работы. Омарова В.К.
СПЕЦИФИКАЦИЯ КИМа1. Назначение КИМ (контингент учащихся).2. Документы МОН РК, определяющие содержание КИМ.3. Учебники и пособия, рекомендуемые для подготовки. 4. Перечень объектов контроля (знания, умения, компетенции).5. Перечень элементов содержания, включенных в КИМ.6. Содержательно-деятельностная матрица (кол-во заданий).7. Структура КИМ по уровням знаний.8. Структура КИМ по форме заданий. Примеры инструкций к заданиям.9. Общее время выполнения. 10. Рекомендации по апробации. 11. Рекомендации по оценке результатов. Омарова В.К.
Распределение заданий по содержанию и видам деятельности (таб.1)Ельтинова М.К., учитель начальных классов ГУ «СОШ имени М. Кабылбекова» г. Аксу»{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Содержатель-ныелинииВоспроизведениеПрименениеИнтеграцияПроцент соотношенияв тестеОбразование чисел, чтение, запись и их сравнение 1, 23580%Геометричес-кие фигуры 4 20%Процентное соотношениев тесте40%40%20%100%Омарова В.К.
Требования к КИМам Валидность – соответствие содержанию ГОСО. Надежность – воспроизводимость результатов. Объективность – независимость от преподавателя.Омарова В.К.
Компоненты учебного и проверочного задания характеристика заданиямотивационная частьСодержание:условие (информационная часть)вопрос (командная часть)инструкция по выпол-нению (ответная часть)образец/описание ответакритерии оценкиметодический комментарий (организационная часть)время выполнения заданияОмарова В.К.
1. Критерии оценивания должны быть основаны на целях обучения, и в процессе обучения учитель всегда должен обращать внимание учащихся на критерии оценивания.2. Критериальное оценивание учебных достижений учащихся позволяет сделать процесс выполнения работы целенаправленным, а процесс оценивания – прозрачным.3. Критерии оценивания должны быть понятными учащимся.4. При формативном оценивании необходимо использовать не более 3 критериев.5. Критерии оценивания должны быть озвучены до начала выполнения проверочных работ.6. Критерии оценивания могут быть разработаны совместно с учащимися.
Проблемы для обсуждения в профессиональном сообществе 1.Введение единых республиканских норм определения уровней индивидуальных достижений обучающихся по различным предметным областям и сформированности ключевых компетенций. 2. Разработка кодификатора –систематизированного перечня требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код.Омарова В.К.
Индивидуальные образовательные достижения учащихся оформляются документально и накапливаются в портфолио.
5. Портфолио как альтернативный способ оценки учебных достижений учащихся.
Задачи оценивания: создание системы мониторинга, позволяющей отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, как-либо проявившего себя.
{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Ошибки при оцениваниистрогость в оценке;мягкость в оценке;усреднение оценки;эффект «ореола»;эффект «недавности»;эффект «контраста»;атрибуция.Альтернативные методы оцениванияэкзамен в форме эссеисследовательские проекты учащихся;научные эксперименты;устные презентации;дебаты, дискуссии;креативные работы учащихся (художественные и пр.) Практический результат деятельности ребенка
Причины разработки альтернативных методов оценивания: отсутствие способов оценивания универсальных умений учащихся (находить информацию, выявлять проблемы, выдвигать гипотезы, выбирать варианты решения сложных проблем);существующие методы не выявляют ключевых компетентностей учащихся;тесты как объективный метод оценивания имеют значительные ограничения (выявляют уровень знаний);
Важным инструментом решения подобных образовательных задач является портфель индивидуальных образовательных достижений («портфолио») школьника. Портфолио ныне широко применяется в зарубежной практике. Активно используются новые формы портфолио – «электронный портфолио».
Характерным явлением, лежащим в русле Болонского процесса, стало создание единых европейских образцов портфолио, таких как принятый Советом Европы «Европейский языковой портфолио».
Аутентичное оценивание – вид оценивания сформированности компетентностей учащихся в ситуациях максимально приближенных к повседневной и профессиональной жизни.
Оказание помощи учащемуся в развитии способности организовывать собственную деятельностьЦельПОРТФОЛИОПродукты образовательной деятельности учащихся, представленные в разных формах.Рефлексия собственной образовательной деятельности, ее результатов и достиженийКомпетентность в сфере саморегуляции, самоорганизации.Адекватная самооценка. ФормаСредстваМеханизмРезультатАутентичное оценивание
Портфолио (франц.- 1) излагать, формулировать, нести; 2)лист, страница;3)досье, собрание достижений) - форма аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.
Портфолио как аутентичное оценивание-рабочая папка, содержащая информацию, которая документирует опыт и достижения учащихся;специально организованный сбор доказательств компетентности учащегося;коллекция работ, содержание которой отбирает сам учащийся на основе разработанных им критериев.
Портфолио как аутентичное оценивание-коллекция работ учащегося, показывающая его усилия, прогресс и достижения в данной области;
Цели портфолио -проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.
Основные типы «портфолио».
А) Портфолио документов:сертификаты, полученные на конкурсах, соревнования, олимпиадах различного уровня; документы об участии в грантах;
А) Портфолио документов:документы об окончании музыкальных, художественных школ; результаты тестирования.
Примерная схема структуры «портфолио документов» и оценки его материаловПозицииКомпонентыРезультаты (баллы)Блок А ОлимпиадыМеждународная олимпиадапобедитель призерРеспубликанскаяпобедитель призерОбластная или краеваяпобедитель призерГородская победитель призерРайонная победитель призерШкольная (победитель)10988765432
Примерная схема структуры «портфолио документов» и оценки его материаловПозицииКомпонентыРезультаты (баллы)Блок БИные сертификатыМероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями системы дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др.Образовательные тестирования и курсы по предметамШкольные и межшкольные научные обществаКонкурсы и мероприятия, организованные МОСот 1 до 5
Б) Портфолио работ:«зачетная книжка» о курсах по выбору;работы, проекты, иссле-дования, выполненные в школе и учреждениях дополнительного обра-зования;
сертификаты обучения, конкурсов, соревнований, не имеющих офици-ального признания;
собственные изделия, модели, картины, стихи, компьютерные программы, фотографии, музыкальные произведения и так далее.
В) Портфолио отзывов:отзывы на творческие работы, практики, проекты;рекомендательные письма;тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, пр.самооценка и рефлексия собственной деятельности.
Г) Комплексный портфолио: На основании вышеописанных вариантов портфолио можно конструировать либо «комплексные» модели портфолио (включающие названные типы в качестве разделов), либо «простые» (реализующие один из названных типов).