Организация образовательного процесса, основанного на проектно — исследовательской деятельности учащихся
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА * Слушателя курсов повышения квалификации по программе:«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Арзамасцева Мария ВасильевнаФамилия, имя, отчествоГБПОУ «Благодарненский агротехнический техникум», г.Благодарный, Ставропольский крайОбразовательное учреждение, район На тему:Организация образовательного процесса,основанного на проектно - исследовательскойдеятельности учащихся ТЕРМИНОЛОГИЯ Леонтович А.В.:«Под учебно-исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.Проектная деятельность учащихся - совместная учебно-познавательная или творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы , способы деятельности, направленная на достижение общего результата.Непременным условием является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте, этапов проектирования.Главная ее ценность - свершение.» Цель и задачи: Цель проектно-исследовательской деятельности – развитие личности ребенка на основе расширения знаний и приобретения практических навыков ведения проектных и учебно-исследовательских работ.Планируемый педагогический результат – не столько проект обучающегося, сколько динамика развития ребенка, выразившаяся, в том числе, в его проектах – продуктах самостоятельной проектной деятельности.Основные педагогические задачи:выведение каждого учащегося на максимально возможный для него уровень в предметной области;выявление способных и талантливых детей и углубленная работа с ними. Основные правила организациипроектно-исследовательской деятельности Проектно-исследовательская деятельность не заменяет, а дополняет систематичное обучение, основана на: личностно-ориентированном подходе; деятельностном подходе;обеспечивает практическую ценность приобретаемых знаний;организована:не взамен, а дополнительно к творческому и интеллектуальному развитию ;на основе системного подхода и преемственности. Необходимые условияпроектно-исследовательской деятельности Достижение базового уровня подготовки;Планирование траектории развития учащихся, мониторинг этого развития; Анализ результатов. АКТУАЛЬНОСТЬ Для того чтобы сформировать у учащихся умения и навыки проектирования, нужна целостная система. Организация проектной деятельности в школе требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, с подготовкой кадров, с обучением учащихся: использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования лежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) и т. п.; обучение школьников умениям и навыкам проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, презентации деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии и т. д.); необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении; должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т. п.); работа над проектом является поводом для организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения. В начальной школе (1- 4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты. В основной школе (5 - 9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для учащегося движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Особенностью проектов на старшей ступени образования (10 -11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью. Проектная деятельность в школе должна охватывать все ступени. Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомитьслушателей (читателей) с определенной темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств. Реферат – сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов. Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование – это лишь этап проектной работы.Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, надостижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект включает элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как один из способов достижения результата проекта. Теория Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Всю работу ученик должен выполнять преимущественно самостоятельно. Однако в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, имеющегося опыта учителю предстоит оказывать автору проекта определенную помощь. Для этого нужно определить, в какой роли вы будете участвовать в проектной работе учащегося. Вы можете быть:руководителем проекта; экспертом – знатоком, источником информации по исследуемой проблеме;супервизором, который, не являясь экспертом по теме проекта, вдохновляет автора и создает условия для успешного выполнения работы, не неся при этом никакой ответственности за конечный результат. Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом. Этапы Задачи Деятельность учащихся Деятельность педагога 1. Подготовка Определение темы, цели. Выбор группы учащихся Собирают информацию. Обсуждают задание Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта 2. Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают, обосновывают свои критерии успеха Помогает в анализе и синтезе 3. Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование Наблюдает. Консультирует. Предлагает дополнительные источники информации 4. Выполнение Работа над проектом. Оформление Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект Консультирует 5. Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке Направляет процесс анализа. Советует, как подготовиться к защите 6. Защита проекта Подготовка доклада, выступления, презентации. Объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов Оценивает результаты деятельности учащихся Типпроекта Цельпроекта Проектныйпродукт Тип деятельности учащегося Формируемаякомпетентность Практико-ориентированный Решение практических задачзаказчика Учебные пособия, макеты имодели, инструкции, памятки,рекомендации. Практическаядеятельность в определен-ной учебно-предметной области Практическая деятельностьв определенной учебно-предметной области Деятельностная Исследовательскийпроект Доказательство или опровержение какой-либогипотезы Результат исследования,оформленный установленным способом Деятельность, связанная сэкспериментированием, логическимимыслительными операциями Мыслительная Информационный проект Сбор информации окаком-либо объектеили явлении Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированиеминформации из различных источников; общение с людьми,как источниками информации Информационная Творческий проект Привлечение интереса публики к проблемепроекта Литературные произведения,произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики Коммуникативная Игровой или ролевой проект Предоставлениепублике опытаучастия в решениипроблемы проекта Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное) Деятельность, связанная с групповой коммуникацией Коммуникативная Я + КОМПЬЮТЕР = ЗДОРОВЬЕ ? ПРОЕКТ Цель и задачи: Цель проектно-исследовательской деятельности – Выяснить, какие неблагоприятные факторы влияют на состояние здоровья пользователей компьютерной техники, и какие последствия возникают при нарушении правил работы на компьютере.Планируемый педагогический результат – выявить и предотвратить неблагоприятное влияние компьютера на здоровье учеников.Задачи:Составить наблюдения о зависимости ученика от компьютера. Проанализировать влияние компьютера на здоровье учащихся.Провести исследование о склонности учеников к компьютерным играм на основе анкетирования.Проведение круглого стола- учителей, медицинского работника школы, учащихся и их родителей о пользе и вреде компьютера на здоровье человека.