Программа внеурочной деятельности в театральной студии Арлекин





Программа
внеурочной деятельности

Театральная студия «АРЛЕКИН»





Программа рассчитана на учащихся 2 класса.
Срок реализации программы – 1 год.




Автор программы: Кокряцкая Светлана Владимировна
учитель начальных классов



2015 - 2016 учебный год










1. Пояснительная записка
Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предъявляемых к рабочим программам по внеурочной деятельности. Данная программа ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным  рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Данный вид внеурочной деятельности находит свое продолжение в летнем лагере дневного пребывания, где дети с удовольствием занимаются в театральной студии.
Цель программы: формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека готового к творческой деятельности в любой области. Основными задачами курса являются:
развитие эстетических способностей;
развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
овладение навыками общения и коллективного творчества.
развивать интерес к сценическому искусству;
развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
снимать зажатость и скованность;
активизировать познавательный интерес;
развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
развивать способность  искренне верить в любую  воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;
развивать чувство ритма и координацию движения;
развивать речевое дыхание и артикуляцию;
развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
пополнять словарный запас.
2. Общая характеристика внеурочной деятельности
Программа состоит из четырех  разделов:
I раздел « Основы театральной культуры» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.
II раздел «Ритмопластика» - включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.
III раздел  «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
IV раздел  «Подготовка спектакля»  - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей.
В каждое занятие включаются виды работ каждого из разделов.
Отличительными особенностями и новизной программы является:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка
средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Программа предусматривает применение современных технологий:
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология дифференцированного обучения;
-здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- развивающие
Формы занятий:
Репетиционные
Постановочные
Беседа
Встреча со зрителем

Этапы занятий:
игровой тренинг
работа по пособию:
работа с театральным словариком
работа в театральных мастерских
основы театральной культуры
репетиция и показ спектакля
подведение итогов работы, обсуждение спектакля.
Игровой тренинг включает в себя ряд общеразвивающих игр и специальных театральных, а также театральные этюды, игры на превращения, игры на развитие двигательных способностей детей, упражнения на речевое дыхание, творческие игры со словом:
работу со словами, которые дети записывают в театральный словарик
изготовление афиш, программок, билетов, эскизов декораций, костюмов и т.д.
знакомство с основами театральной культуры.
Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение сценических представлений, музея, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручными материалами и изготовление бутафории.
Большая роль в формировании способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры.
На каждом занятии проходят репетиции определенных театральных пьес по специально разработанной учебной программе.
3.Описание места курса в учебном плане
Программа реализуется в течении 34 недель по 1 разу в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. В формах театральной игры дети всегда приобщались к основным культурным ценностям своей общины, к ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом.
История театра, где играют дети, непрерывна, но в ней есть особенно яркие взлёты. Они всегда приходятся на переломные эпохи, на то время, когда становится особенно важным реализовать две взаимообусловленные идеи. Первая заключается в том, чтобы передать молодому поколению культурные ценности прошлого в наиболее яркой, незабываемой форме. Вторая идея заключается в воспитании поколения свободных творцов, способных генерировать принципиально новые идеи. Одно без другого, как показывает исторический опыт, невозможно.
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия



-готовность и способность к саморазвитию;
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
-формирование чувства эмпатии, как понимания чувств других людей и сопереживание им;



Регулятивные универсальные учебные действия



-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;
-вносить  необходимые коррективы;
-уметь планировать работу и определять последовательность действий;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
.

Познавательные универсальные учебные действия



- самостоятельно включаться в творческую деятельность
-осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;


Коммуникативные универсальные учебные действия



-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;


-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Планируемые умения и навыки к концу 2 года обучения:
Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.
Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.
Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
Умеют подбирать рифму к заданному слову.
Умеют составлять диалог между сказочными героями.
Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
 Овладевают красивой, правильной, четкой, звучной речью как средством полноценного общения.
Раскрывают возможности для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.  
Могут показать небольшой спектакль в школе, детском саду.



6. Содержание программы

«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».
Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.
Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города Уфы. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.

Оценка достижений планируемых результатов освоения программы:
«Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.

7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА
Дата

Тема занятия
Вид занятия
Примечание



1.
Раздел «Театр» (6ч)
Дорога в театр.

Теория
Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.


2-4
В театре.

Теория
Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики.


5-6
Как создаётся спектакль.
Теория
Обсудить сценарий представления.



7-8
Раздел «Основы актёрского мастерства» (6ч)
Мимика. Пантомима.


Практика

Работать над мимикой, жестами, интонацией. Работа со скороговорками.


9.
Интонация.

Практика
Расширять творческие возможности детей, обогащать их жизненный опыт; побуждать умение сострадать, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом. Учить пользоваться интонациями


10.
Ритмопластика
Практика
Учить детей самостоятельно делать артикуляционную гимнастику. Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики.


11.
Ритмопластика
Практика
Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Учить чувствовать ритм музыки.


12.
Работа с этюдами. Групповые этюды.        
Практика
Этюды «Разговор по телефону», «Радость», «Огорчение». Работа над правильным дыханием, артикуляцией.




13-14.
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города Уфы» (9ч)
Просмотр спектаклей в театрах города.


Практика
Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.


15.
Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Практика
Формировать четкую и грамотную речь. Развивать внимание, воображение, память, общение детей.


16.
Театр кукол.
Теория
Выявить отличия театра кукол от театра с живыми героями.


17.
Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.
Теория
Познакомить с видами музыкального сопровождения в спектаклях, научить некоторым спецэффектам (звукам и шумам).


18.
Зритель в зале.
Теория
Учить правилам поведения в театре и во время спектакля.


19-20
Юные драматурги.
Практика
Учить детей коллективно сочинять сказку (каждый ребенок добавляет по слову). Учить детей импровизировать игры-драматизации на тему известных сказок.


21.
 Театр и жизнь. Что даёт театральное искусство в формировании личности.  


Практика
Развивать воображение, веру в сценический вымысел. Формировать четкую и грамотную речь. Развивать внимание, воображение, память, общение детей.



22-25
Раздел «Наш театр»     (14ч)
Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».


Практика

Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.


26-28.
Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам
Дж. Родари.
Практика
Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.


29-31.
Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса.
Практика
Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз.


32.
Работа над спектаклем по
басням И.А. Крылова.
Практика
Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.


33.
Пластические импровизации:
выполнение действий с воображаемыми предметами.      

Практика
Работать над мимикой, жестами, интонацией. Работа со скороговорками.


34.
Юные театралы.
Практика
Рефлексия «Что я знаю и умею, чему я научился». Подведение итогов.

8. Описание материально-технического обеспечения театральной деятельности
Методическое обеспечение рабочей программы кружка
1.Инструкция по технике безопасности при проведении массовых мероприятий.
2.Комплекс тренингов для развития творческой активности, индивидуальности.
3.Комплекс упражнений для снятия зажимов и раскрепощения.
4.Образцы кукол и декораций.
5.Коллекция аудио-  и видео записей, DVD.
6.Сборники со сценариями.
7. Компьютер, проектор, экран.

 Используемая литература:
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

Список рекомендованной литературы:
1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.
2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.
3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
4. Как развивать речь с помощью скороговорок? [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
6. Сборник детских скороговорок. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

 
















13PAGE \* MERGEFORMAT141015








Заголовок 315