«Организация проектной деятельности учащихся в начальной школе».


Пояснительная записка
День Победы – один из самых важных российских праздников: 9 мая мы забываем обо всех разногласиях и вспоминаем, что мы единый народ. Этот праздник касается каждого жителя страны, он объединяет поколения и заставляет каждого почувствовать себя частью чего-то важного.
К сожалению, с каждым годом ветеранов Великой Отечественной войны становится все меньше, и скоро наши дети смогут узнать о подвиге поколения наших дедушек и бабушек только из наших рассказов и уроков истории. 
Актуальность:
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей младшего школьного возраста становится одной из актуальных.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.
Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи.
Цель проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.
Задачи проекта.
Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ. Развивать умение составлять рассказ о своей семье, обогащать словарный запас.
Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа.
Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.
Участники проекта: учащиеся 2-го класса, родители учащихся, учитель.
Целевая группа проекта:
Проект адресован младшим школьникам.
Продолжительность проекта: октябрь2014 г. Май 2015г.
Сроки реализации проекта:
Май 2015 г.
Основные формы реализации проекта:
Экскурсии, занятия, мини-выставки, составление рассказов, чтение литературы, моделирование и конструирование, консультации для родителей, выступление (защита).
Обеспечение:
Материально-техническое:
автобус для экскурсии, слайды «Великая Отечественная Война», сборники стихов и рассказов, семейные фотографии военных лет, фотоальбом, картон, клей, цветная бумага и другие материалы, проектор, фотоаппарат, магнитофон.
Этапы проведения проекта
период мероприятия ответственные
Подготовительный этап
сбор и анализ литературы по данной теме
беседа с детьми «Что такое война? Что такое мир?»
составление плана работы
разработка содержания проекта
Сбор информации о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной Войне
Деление детей на творческие группы Учитель, дети, родители
Исследовательско- практический этап
консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о войне?»
составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ.
экскурсия в музей ,ознакомление с экспозицией «ВОВ»
презентации Великих побед.
Моделирование военной техники.
Рассматривание и изготовление наград военного времени
рассказывание школьников «Мой прадедушка- герой»
викторина «Великой Победе посвящается»
Встреча с ветераном Великой Отечественной Войны
слушание песен о войне:
«Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В.Алкина «Прощание славянки» и др.
чтение художественных произведений:
Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы» и др. Учитель, библиотекарь , музыкальный работник, родители, дети
Презентационный этап рисование «Миру – мир!»
изготовление праздничных открыток для ветеранов, тружеников тыла
экскурсия к Вечному огню, возложение цветов к Мемориалу Славы воинам Тюменцам, павшим за Родину в годы ВОВ.
Оформление выставки военной техники и нагрудных орденов
создание «Книги памяти» с рассказами детей, семейными фотографиями.
Подготовка и выступление с литературно-музыкальной композицией «Пусть всегда будет мир!» Экскурсовод, родители, учитель, дети
Предполагаемый результат проекта:
Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне.
Закреплен навык составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ.
Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
Закреплены навыки продуктивной деятельности при изготовлении открыток, макетов, моделей, составлении и оформлении «Книги памяти».
Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).
Продукт проектной деятельности:
«Книга Памяти» с рассказами детей о прадедушках и прабабушках в годы Великой Отечественной войны,
выставка рисунков «Мир глазами детей»,
модели военной техники и нагрудные ордена, изготовленные детьми,
музыкально- литературная композиция
Календарно- тематическое планирование
№ Тема занятия Дата проведения
Вводная беседа «Что такое Война? Что такое Мир?» Сбор информации о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной Войне Сбор информации о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной Войне Викторина «Я знаю, помню и горжусь!» Великие победы: «Над Мамаевым курганом тишина» (Сталинградская битва). Библиотека семейного чтения Знакомство с военной техникой (моделирование) Знакомство с военной техникой (моделирование) Знакомство с военной техникой (моделирование) Великие победы: «Подвигу твоему, Ленинград» (блокада Ленинграда глазами детей). Библиотека семейного чтения Награды (творческая работа) Награды (творческая работа) Великие победы: «Огненная Курская дуга». Библиотека семейного чтения «Мой прадедушка- герой» (рассказы ребят )Великие победы: «Кто-то родом из детства. Я- из войны» Библиотека семейного чтения «Мой прадедушка- герой» (рассказы ребят )«Мой прадедушка- герой» (рассказы ребят )«Они помогли победить» (рассказы о Тюменских героях) Викторина «Великой Победе посвящается»
Оформление «Книги Памяти» Встреча с ветераном Великой Отечественной Войны Посещение музейной выставки. Знакомство с песнями о войне «Песни, опаленные войной» Знакомство с песнями о войне «Песни, опаленные войной» «Поэзия войны» (знакомство с литературными произведениями, написанными о Великой Отечественной Войне) Подготовка к литературно - музыкальной композиции (выбор песни) Подготовка к литературно - музыкальной композиции (распределение ролей) Подготовка к литературно - музыкальной композиции (подготовка костюмов) Подготовка к литературно - музыкальной композиции (подготовка костюмов )Подготовка к литературно - музыкальной композиции (репетиция) Подготовка к литературно - музыкальной композиции (репетиция) Экскурсия по памятным местам города с возложением цветов к мемориалам «Никто не забыт, ничто не забыто» Выступление с литературно-музыкальной композицией «Пусть всегда будет мир!»