Разработка интегрированного урока. Тема:Расчет семейного бюджета в табличном процессоре Ехсеl (8 класс).
2
Тема раздела: Информационные технологии в домашней экономике.
Класс: 8
Тема урока: Расчет семейного бюджета в табличном процессоре Ехсеl.
(Флипчарт 1)
Цель: Научить применять формулы обработки данных при составлении расчётов семейного бюджета; расширить представления учащихся о возможностях электронных таблиц. (Флипчарт 2)
Задачи урока:
Образовательные:
закрепление навыков заполнения и редактирования электронных таблиц, работы с формулами;
формирование умения устанавливать отношения между предметами с помощью прикладных программ;
применение полученных знаний на практике.
Развивающие:
развитие логического мышления, умения делать выводы;
развитие умения применять информационные технологии для оформления работ и решения задач в соответствии с современными требованиями.
Воспитательные:
воспитание информационной культуры;
стимулирование познавательной деятельности постановкой проблемных вопросов и заданий.
Тип урока: интегрированный урок информатики и технологии, самостоятельная работа.
Вид урока: урок-эксперимент
Методы обучения:
словесные
наглядные
практические
Межпредметные связи:
информатика
технология
экономика
Планируемые результаты:
Знать: правила записи формул в электронной таблице Excel и «Правила покупки».
Уметь: производить расчёты таблицы «Семейный доход» по формулам с помощью Excel.
Комплексно-методическое обеспечение: интерактивная доска, флипчарт, ПК, карточки – задания для практической работы.
Ход урока
Организационный момент (2мин)
Повторение пройденного материала (7мин)
Учитель технологии:
Что такое бюджет семьи?
Из чего складывается доход семьи?
Из чего складывается расход семьи?
Кроссворд (Флипчарт 3)
1. Денежный план семьи.
2. Поступление денежных средств из разных источников.
3. Затраты денежных средств на товары и услуги.
4. Оплата труда.
5. Вознаграждение за учёбу у студентов.
6. Источник доходов у мам с маленькими детьми
1
2
4
3
5
6
Учитель информатики: (Флипчарт 4)
1.С какими типами данных работает табличный процессор?
2.Какие форматы числовых данных вам известны?
3.Какие операции можно выполнять над данными в табличном процессоре?
4. С помощью рисунка ответьте на вопросы:
а) имя документа, с которым ведется работа?
б) на какой ячейке стоит курсор?
в) какой текст введен в активную ячейку?
III. Объяснение нового материала (15мин)
Учитель технологии:
Ребята, на первом уроке мы с вами узнали, что структура семейного бюджета состоит из двух разделов: доходы и расходы.
Поэтому, для достижения поставленных финансовых целей (квартира, машина, образование детей, отдых), необходимо уменьшить количество незапланированных и ненужных расходов, постоянно вести контроль над финансовым положением семьи, осознанно планировать будущие покупки, формировать внутреннюю финансовую дисциплину.
Набор «необходимых» предметов для семьи изменяется в зависимости от множества факторов: достижений научно-технического прогресса, уровня благосостояния, уровня материального развития общества.
Для каждой семьи список вещей, которые необходимо купить, будет строго индивидуальным, так как каждая семья имеет свой уровень доходов, свои потребности и, следовательно, свои расходы.
Ребята, давайте попробуем провести анализ той покупки, которую вы решили купить:
Сначала нужно понять свое чувство: нравится ли намеченная покупка или не нравится.
Сравнить ее с другими, подобными вещями.
Вообразите эту вещь в окружении других вещей или на себе, если это одежда.
И лишь после этого идем в магазин. Приобретаю любую вещь, необходимо знать правила покупки.
(Флипчарт 5)
Учитель информатики:
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с табличным процессором Excel, познакомимся с правилами ввода формул, научимся производить расчёты семейного бюджета.
(Флипчарт 6) Формула является основным инструментом работы в ЭТ. Для ввода формул используется специальная строка, указывающая адрес активной ячейки:
Формулы в электронных таблицах содержат:
числа
имена ячеек
знаки операций (+, -, *, /, ^), где ^ - возведение в степень
функции
(Флипчарт 7) Формула записывается в строку и начинается знаком (=)
Например: =C5 – D5 из числа в ячейке C5 отнять число в ячейке D5.
или вы ввели в ячейку D2 формулу =А2+В2*С2,
В какой последовательности будут выполняться математические операции в ниже приведенных формулах?
Значением этой ячейки будет число, которое равно произведению чисел, записанных в В2 и С2, сложенному с числом из ячейки А2.
IV.Гимнастика для глаз (Флипчарт 8)
V. Самостоятельная работа учащихся за компьютером (15 мин) (Флипчарт 9)
Практическая работа №1
Задание 1: Внести данные в таблицу «Семейный доход», произвести расчёт доходов по формулам за 1 и 6 месяцев.
Задание 2: Создать таблицу «Виды расходов», произвести расчёт расходов по формулам за 1 и 6 месяцев.
VI. Рефлексия. (6мин) (Флипчарт 10)
«Продолжить фразу»
сегодня я узнал
было интересно
было трудно
теперь я смогу
у меня получилось
(Флипчарт 11)
Д/з 1. Учебник «Информатика» § 27.
2. Технология – конспект «Правила покупки»
Приложение 1
Практическая работа №1
Тема: Произведение расчётов в табличном процессоре MS Excel.
Цель: обобщение, закрепление знаний и практических навыков по организации расчетов в
MS Excel.
Алгоритм выполнения практической работы:
Задание 1:
1.Запустить табличный процессор Excel. Откройте таблицу «Семейный доход»;
2. Добавьте столбец справа, в ячейку С2 впишите название столбца «за 6 месяцев», оформите границы таблицы;
3. Произведите расчёты по формулам.
а) Чтобы рассчитать общий доход (итого) семьи за 1месяц, надо:
в ячейку Вn (n – порядковый номер строки «итого») введите формулу: = В3+ В4+ В5+ нажать Enter;
б) Чтобы рассчитать доход каждого члена семьи за 6 месяцев надо:
в ячейку С3 введите формулу: = В3*6 (число 6 – это количество месяцев)
в) Рассчитайте общий доход семьи за 6 месяцев. Для получения результата, в ячейке Сn надо:
набрать знак =;
щелкнуть мышью на ячейке С3;
набрать знак +;
щелкнуть мышью на ячейке С4, выполнять действия до ячейки Сn;
нажать Enter;
в ячейке Сn (итого) появится результат вычисления.
Сама формула будет показываться в строке формул, где её можно при необходимости отредактировать.
Сохраните работу, нажав на значок
на панели быстрого доступа.
Задание 2: На этом же листе создайте таблицу «Виды расходов» по образцу.
а) введите данные в таблицу;
б) рассчитайте общий расход семьи за 1 месяц, за 6 месяцев, ИТОГО, соблюдая правила расчёта по формулам;
в) переименуйте название ярлыка «Семейный доход» на «Домашняя экономика»;
г) сохраните работу в своей папке.
Правила покупки
Изучи конъюктуру рынка
Сохраняй чек
Сомневаешься в товаре – не покупай
Старайся приобретать у более надежных продавцов
Проверь качество товара, его работоспособность
Покупая аппаратуру, бытовую технику, проверь ее и заполни гарантийный талон