Консультация «Удовлетворение потребности детей старшего дошкольного возраста в самовыражении на занятиях бисероплетением».


Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Звёздочка»» города Абакана, Республики Хакасия.
Консультация «Удовлетворение потребности детей старшего дошкольного возраста в самовыражении на занятиях бисероплетением».
Воспитатель: ШарабаеваТамара Владимировна
1 категория
Г. Абакан, 2015
На современном этапе развития нашего государства  целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее  развитие ребенка. Возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно-богатой личности.В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.  Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.
 Обучение, которое целенаправленно осуществляется в нашем детском саду, направлено на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация.Создать условия для формирования личности и художественно-эстетической культуры, особенно важно в дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития ребёнка.
Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.
С самого детства мы окунаемся в мир рукоделия, чтобы проявить себя и свои мысли без слов: рисуем, лепим, что-то создаем своими руками. Так дети познают мир, в котором мы живем. И чем больше ребенок соприкасается с миром поделок, тем больше он развивается духовно и психически.
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Оно сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Занятия бисероплетением вызывает как у взрослых, так и у детей большой интерес. Они направлены на воспитание художественной культуры, развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию, позволяют развивать мелкую моторику рук, усидчивость, умение делать творческий подарок своими руками.
Бисероплетение - один из древнейших видов рукоделия. Кроме того, это очень увлекательное и разнообразное направление с неограниченным возрастным диапазоном.
Бисероплетение, как и любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту ребенка.
Переплетая бусинки, дошкольники непроизвольно их считают, добавляют или убавляют ряды, знакомятся с разными геометрическими формами. В процессе обучения плетению из бисера у детей развивается кисть, пространственное мышление, речь, мышечная память, повышается концентрация внимания, формируется такие качества как усидчивость и терпеливость. Мною была разработана двухгодичная программа кружковой работы по обучению дошкольников бисероплетению (для детей старшей и подготовительной групп).
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать дошкольникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе кружковой работы дети знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, у них развивается художественный вкус, формируются навыки счёта, закрепляется знание цвета, формируется “культура творческой личности”. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей.
Программа разработана с учётом тематического плана основной программы, в результате чего у детей совершенствуются и закрепляются знания, полученные на занятиях в группе. В неё включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющих кругозор детей. Творческое развитие дошкольников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
На кружковых занятиях каждый ребенок постепенно познает это искусство бисероплетения, начиная с простого, переходя к более сложному, получает навыки, накапливает знания, опыт, развивает технику, что позволит ему в дальнейшем творить своими маленькими ручками удивительные вещи, которые восхитят даже взрослого.
Занятия по бисероплетению развивают в дошкольнике:
сосредоточенность;
способность довести начатое дело до конца;
математические способности;
фантазию и креативное мышление;
восприятие сочетаемости цветов и т.д.
Это помогает ребенку лучше узнать себя, почувствовать и оценить свои сильные и слабые стороны, что окажет позитивное влияние на развитие его личности,  на его способности к обучению и в правильном выборе дальнейших жизненных направлений.
Каждое занятие включает в себя гимнастику для глаз, что способствует тренировке и укреплению глазных мышц. Кроме того, на каждом занятии ребенок узнаёт что-то новое из области математики, истории, географии, традиции разных стран и т.п. Это непременно разовьет его интерес к вышеперечисленным предметам, а также общую способность к самообучению.
Ну и, конечно, дети учатся не только делать подарки своими руками, но и дарить их.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ: «Как заяц и лиса встречали новый год», «Весёлые пешеходы», «Умелые руки не знают скуки», «Наши друзья Смешарики», «Альтернативный цветок», а также использование поделок-сувениров в качестве подарков мамам к 8 марта «Красивый цветок», папам к 23 февраля «Самолёт», военнослужащим Абаканской воинской части к 23 февраля «Самолёт», к празднику «День матери», проводимому в 26 школе в качестве подарков мамам, ко дню Святого Валентина – «Нежный Ангел». Также дети изготовили следующие поделки: «Сказка об умном мышонке», «Натюрморт», «Веселый лягушонок», «Крокодил гена», «Любопытная стрекоза», «Бабочка – красавица», «Аквариум». Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности дошкольников играет определенную роль в их воспитании.
Нам удалось:
Изучить технологии бисероплетения.
Изготовить подарки  из бисера для себя и для родных.
Разучить виды плетения.
Научиться выбирать материал.
Разработать дизайн изделия.
Работать в парах.
Проводить анализ работы.
Рукоделие - один из самых доступных способов проявления индивидуальности и самовыражения. Изделия ручной работы несут положительную энергетику и «тепло». В нашей группе поселился дух творчества, радости за друга, что у него тоже получилась красивая поделка, книга добрых дел пополняется положительными отзывами о работе воспитателей и о творческих успехах детей.
ВЫВОД:
Бисероплетение для детей действительно уникальная возможность развивать  творческое мышление дошкольника. Ведь это очень пригодится ему в будущем. Научно доказан факт того, что дети, которые занимаются творчеством, намного расторопнее и целеустремленнее, нежели те, с которыми недостаточно занимались в детстве. Рекомендую занятия бисероплетения лично для Вас, уважаемые коллеги, и для ваших воспитанников.
Литература:
Изабель Кассал-Селье «Объёмные фигурки из бисера» /издательская группа «Контэнт»,2009
Фигурки и игрушки из бисера Гёр С.,Кох С.,Рёр Г.,Рёр Г.,Соболева О.,Серке А. Астрель,Академия развития,АСТ Подарок своими рукамиhttp://puzkarapuz.ru/ebooks/kbooks.
http://www.petaref.comhttp://www.babyblog.ruhttp://www.erudition.ruКниги и журналы для детей » PuzKarapuz.org .