Изучение фольклора в УМК Музыка 1-4 классы. Программа Музыка Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Изучение фольклора в учебно-методических комплектах «Музыка» для 1-4 классов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
«Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство». В. А. Сухомлинский
В содержании УМК «Музыка» для 1-4 классов приоритетным является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры – «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, через воспитание любви к своей культуре, своему народу. В центре УМК – различные явления русской музыкальной культуры. Освоение образов музыкального фольклора как синкретического искусства разных народов, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных образов, обычаев и традиций, из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков.
Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности школьника. Среди основных задач музыкального образования в современной школе – становление «национальной широты» музыкального вкуса, т.е. стремление слушать образцы национальной музыки своего народа, желание познать интонационную музыку как в ее подлинных, аутентичных, фольклорных образцах, так и в аранжировке композиторов – профессионалов (как способа эстетического освоения духовной культуры другого народа).
Изучение русского народного творчества, фольклорных традиций, православных праздников помогает формированию у учащихся национального самосознания, воспитания любви к Родине.
Содержание УМК направлено на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Музыкальный фольклор, как уже упоминалось выше, представлен в УМК как синктретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа, такие как: Рождество (стр. 34-37, учебник 1 кл.), Вербное воскресенье (стр. 48-51, учебник 3 кл.), Масленица (стр. 64-67, учебник 3 кл.), Троица (стр. 68-71, учебник 4 кл.), Пасха (стр. 36-39, учебник 4 кл.) рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского народа. Темы, посвященные праздникам Русской православной церкви, введены в содержание всех учебников «Музыка» для начальной школы с целью приобщения учащихся к культурному наследию России, в котором музыкальное искусство представлено наиболее яркими образцами народного творчества.
Импровизационность – важнейшее качество бытования лучших образцов фольклора – должна накладывать отпечаток на процесс освоения песни детьми, на формы ее разучивания: народные песни рекомендуется разучивать с «голоса», без сопровождения, включая элементы игры, ее инсценировки. Ведь только почувствовав себя сопричастным к процессу создания и озвучивания песни, инструментального наигрыша, сочиняя собственные варианты мелодии, подголоски к ней, ребенок сможет проникнуться мыслью о том, что творчество неизвестных композиторов и исполнителей народных образцов музыкального фольклора неразрывно в своем единстве. Инструментальное музицирование фольклорных мелодий и наигрышей обогащает представление ребенка о роли и месте исполнителей в сохранении музыкального наследия.
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Освоение образцов русского музыкального фольклора так же как и фольклора других народов мира (украинского, белорусского, эстонского, узбекского, японского и др.), включает в себя различные формы его воплощения: пение (хоровое, ансамблевое, пение с инструментальным сопровождение и а капелла), движение под музыку, музыкально-ритмические движения, использование элементов танцев (притопы, приседания, хлопки, ведение хоровода); имитацию среды бытования, декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки (костюм); инсценирование, «разыгрывание» песен, пластическое интонирование, показ мелодии песни «Моя Россия», которая вписана в изображение радуги; имитация звучания колокола в первой части хора из кантаты С.Прокофьева «Александр Невский»; инструментальное музицирование: игра на русских народных музыкальных инструментах (ложки, трещётки, бубен, колокольчики, свистульки – в песнях «Как у наших у ворот», «Камаринская»); имитация игры на народных инструментах (балалайке, баяне, гуслях, дудке, рожке), игра по «ритмической партитуре» («Камаринская», «Светит месяц»), ритмические и пластические импровизации (припев песни «Калинка» - хлопки, притопы; «Камаринская» - принцип ритмического эха, повторение ритма или остинатного ритмического рисунка), свободное дирижирование - ребенок-дирижер.
Первостепенная роль отводится освоению жанров русской народной песни.
Основные вокальные умения и навыки учащихся, связанные с освоением песенного фольклора, направлены на формирование кантилены, широкого дыхания, естественной манеры звучания голосов, освоение элементов многоголосного пения. Однако не следует забывать, что народная песня – это не «напев со словами», а часть жизни человека и что момент ее исполнения очень ответственен, так как, по существу, это момент передачи опыта поколений.
Постижение народной музыкальной культуры в начальной школе идет по двум направлениям: во-первых, это изучение подлинных или стилизованных образцов народного фольклора, во-вторых, это знакомство с музыкальными произведениями композиторов, в которых ясно использованы подлинные народные мелодии.
Опора на отечественную музыкальную культуру делает естественным и органичным приобщение детей к музыкальному фольклору других народов мира, когда дети выявляют общность жизненного содержания образов фольклора, «сходство и различие» родных напевов с фольклором других стран. Сопоставляя интонационный строй фольклора с особенностями разговорной речи народа, природными условиями жизни, темпераментом и т.п., учащиеся глубже познают свою родную музыку.
УМК по музыке для каждого класса включает в себя учебник и рабочую тетрадь для учащихся, хрестоматию и фонохрестоматию (аудиокассеты и диски) для учителя. Страницы учебников и рабочих тетрадей выполняют важную дидактическую функцию – помогают детям войти в большой мир музыки. В учебники «Музыка» для 1-4 классов введена рубрика «Звучащие картины», которая расширяет художественные впечатления учащихся, развивает их ассоциативно-образное мышление. Помогает почувствовать национальный колорит «звучащих» картин музыкальных произведений, их принадлежности к народной или профессиональной музыке, внешний вид инструментов и исполнителей выполняют функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки.
Литературный ряд учебников: стихи, сказки и легенды, рассказы о народных жанрах и музыкальных инструментах и т.д., призван усилить впечатление от звучащей на уроках народной музыки, способствовать развитию живой и выразительной речи детей.
Система вопросов и творческих заданий направляет внимание учащихся на сравнение музыкальных произведений, анализ их эмоционально-образного строя, определение жанров, элементов музыкального языка, особенностей формы и композиции музыкальных сочинений.
Нотная графика выполняет в учебниках и тетрадях несколько функций. Она служит фоном для художественно-образного воплощения образа конкретного музыкального произведения, является ориентиром для освоения его жанровых особенностей, непосредственно знакомит с нотной грамотой. Нотная запись помогает получить представление о мелодии и аккомпанементе. Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти (триместра), года. В методике работы с учащимися 1-4 классов предполагается последовательное изучение материала. Занятия носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство с музыкой в широком жизненном контексте.
Музыкальный фольклор в содержании музыкального образования выступает как вид музыкального искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, к труду и быту людей. В процессе изучения лучших образцов фольклора происходит знакомство школьников с его основными жанрами (вокальными и инструментальными), изустными и письменными формами их бытования. Фольклор позволяет ввести учащихся в мир традиционной русской культуры. Фольклор предстает на музыкальных занятиях как искусство народа, в котором сочетаются напев и слово, движение и звучание народного инструментария, элементы костюма и среда бытования.
Фольклор в учебных программах рассматривается и как исток творчества композиторов-классиков. Народность интонаций, тем, образов музыки служит предметом изучения многих произведений мировой музыкальной культуры.
Уроки музыки, посвященные русским народным жанрам, музыкальным инструментам, традициям и праздникам русского народа, могут иметь логическое продолжение и во внеурочной работе с младшими школьниками.
Музыка. 1-4 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М. Просвещение, 2011
2. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы, - М. Просвещение, 2002
3. Г.П. Сергеева. Актуальные проблемы преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. Учебное пособие, - М. ГОУ Педагогическая академия, 2010








13PAGE 15