Классный час «Поступок и проступок»
Классный час на тему «Поступок или проступок?»
Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся,
уметь различать положительные и отрицательные поступки,
знать виды юридической ответственности за совершённые проступки.
Подготовительная работа:
Определение классным руководителем совместно с учащимися перечень вопросов для обсуждения в ходе подготовки и проведения классного часа.
Вопросы:
Что такое ответственность за своё поведение? Когда возникает это чувство?
Существует ли разница между поступком и проступком?
Можно ли нарушать закон? Почему?
Какие черты характера приводят к неправильным поступкам?
Можно ли уважать человека, сделавшего в жизни ошибку?
Перечень этих вопросов заранее помещается в классном уголке.
Оформление: Написанные на доске тема классного часа и вопросы для коллективного обсуждения, оборудованные места для работы 5 микрогрупп, карточки с заданиями.
Подготовила: классный руководитель Е.В.Алексеева.
Класс: 7 «Б»
Волгоград 2013год
Ход мероприятия.
Слово учителя.
Тема нашего классного часа актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии. И поэтому цель классного часа – это понимание разницы между поступком и проступком, осознание того, что проступок и правонарушение могут привести к непоправимым последствиям.
Работа над понятиями.
Поступок – решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.
Проступок – нарушение правил поведения, провинность.
Правонарушение – проступок, преступление.
Правонарушения классифицируются по разным основаниям: в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых санкций за их совершение. Согласно данному критерию все правонарушения делятся на преступления и проступки.
Преступлениями называются запрещенные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе порядку. Проступки представляют собой виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью. За проступки отвечает кодекс административных правонарушений, а за преступления - уголовный кодекс.
Работа в группах.
-Распределите качества характера человека в таблице.
Приложение №1
Положительные +
Отрицательные -
Набор качеств
Заботачестностькапризностьаккуратностьдоброталживостьответственностьумрешительностьактивность
жадностьуравновешенностьвзаимовыручкаорганизованностьправдивостьдоброжелательностьзлостьотзывчивостьтрусость
равнодушиесправедливостьзавистьупрямствотерпениедружелюбиеобидчивостьлюбознательностьзлопамятностьвежливость
Приложение
· 2 Какими качествами можно победить предложенные здесь черты характера:
Зло-
Лень-
Лживость-
Равнодушие-
Грубость-
Враждебность-
Лекция по теме «Виды юридической ответственности за нарушение законов».
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
IV. Практикум по теме.
-Ребята, вы узнали много нового о правонарушений, которые совершаются подростками в нашем городе и существующем наказании. Попытайтесь сами определить вид нарушения и его последствия.
Задания для учащихся.
1. Разбор ситуации.
№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа.
Какое правонарушение совершили подростки?
№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых.
Какое наказание ему грозит?
№3. Учащиеся 5 и 7 классов, Дима и Женя, перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника.
Какое преступление совершили подростоки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?
№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?
2. Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Виды ответственности:
А - административная ответственность.
Г – гражданско – правовая.
У - уголовная.
Д - дисциплинарная
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника. (Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде. (А)
3. Избил одноклассника. (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона. (У)
5. Совершил прогул в школе. (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
V. Итог мероприятия.
-Ребята, теперь вы понимаете разницу между понятиями «проступок» и «поступок», знаете, какая ответственность грозит за совершённые правонарушения.
И мне очень хочется верить, что после нашего классного часа вы будете совершать только хорошие поступки. Удачи!
Рисунок 2Root Entry