ФОРМИРОВАНИЕ УУД КАК КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


ФОРМИРОВАНИЕ УУД КАК КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА План: 1. Актуальность проблемы развития универсальных учебных действий, ее факторы.2. Анализ понятия «универсальные учебные действия». Виды УУД.3. Функции универсальных учебных действий. ЛИТЕРАТУРА 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под редакцией А.Г. Асмолова. М. – Просвещение, 2010. 2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.В. Карабанова], М. – Просвещение , 2010. 3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. 4. Битянова М.Р. Мониторинг универсальных учебных действий: шаг в будущее педагогической профессии. Новые понятия – новые задачи. Информационный бюллетень. - №5, 2011. 5. Оценка результатов начального образования в условиях компетентностного подхода: под общей ред. Н.В. Калининой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. В чем заключается отличие в целях образования прошлых лет и сегодняшнего образования? В том, что сегодняшнее образование закладывает основы формирования учебной деятельности:формировании системы учебных и познавательных мотивов; умение принимать, реализовывать учебные цели;планировать и оценивать учебные действия и их результат; основу формирования нравственного развития; основу преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального и среднего общего образования;обеспечивает индивидуальное развитие обучающихся, в том числе одаренных и нуждающихся в специальных условиях детей. Целями современной школы являются: развитие у детей способности самостоятельно ставить учебные цели;проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Приоритетной задачей, решаемой ОУ, является выявление психологических условий формирования системы универсальных учебных действий. В решении этой задачи ключевым моментом является разработка программы их психологического мониторинга. Образовательная технология (от греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Технологию отличает системность в наборе форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитания Авторы концепции развития УУД А.Г. Асмолов др. рассматривают их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса, а технологии их измерения и проектирования признают как важное условие их формирования Актуальность проблемы развития УУД заключается: в создании условий для достижения успешности;в формировании общекультурной и гражданской идентичности;в сохранении единства образовательного пространства;в необходимости конкретизировать требования к результатам образования;в дополнении традиционного содержания образовательных программ;в необходимости ускоренного совершенствования образовательного пространства; УУД определяются как обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях и мотивацию к обучению (О.А. Карабанова). Являются конечным результатом формирования навыков учебной деятельности. УУД создают: условия для личностного развития:обеспечивают высокую социальную и профессиональную мобильность;успешное усвоение знаний, умений, навыков;способствуют формированию компетентности в любой предметной области познания;определяют развитие коммуникации с учителем и сверстниками. Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, компетентностного, проблемно-ориентированного (Л.В. Занкова), личностно-ориентированного образования (В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская). Системно-деятельностный подход включает в себя:учет индивидуальных, психологических, личностных, возрастных физиологических особенностей учащихся;развитие личностных качеств, удовлетворяющих требования современного общества;обеспечение преемственности между различными ступенями образования;использование разнообразных организационных форм в процессе обучения в соответствии с ФГОС. Что касается компетентностного подхода то, он связан с формированием компетентностей: познавательной, коммуникативной и др. Компетентность предполагает результат когнитивного научения. Рассматривается как общая способность и готовность использовать ЗУН в реальной жизни.Компетентность - это знание в действии и означает способность устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, принимать решение в условиях неопределенности. Принципами проблемно-ориентированного развивающего образования являются:высокий уровень трудности обучения;быстрый темп в изучении материла;интенсификация обучения за счет включения эмоциональной сферы. Виды УУДСтандарт устанавливает три группы образовательных результатов:личностные;метапредметные;предметные. Личностные результаты включают:самоопределение;смыслообразование;морально-этическая ориентация. Содержание личностных результатов включает: сформированность внутренней позиции школьника;основ гражданской идентичности;сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении;мотивацию учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные, любознательность, интерес к новым способам решения проблем);знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений. Под самоопределением понимается сформированность внутренней позиции школьника, принятие новой социальной роли ученика, становление гражданской идентичности, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя, свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности. Смыслообразование предполагает поиск и установление личностного смысла учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов, понимание ребенком границ того «что я знаю» и «что я не знаю», стремление к преодолению этого разрыва. Под морально-этической ориентацией понимается знание моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости, способности к моральной децентрации, учета позиций мотивов, интересов участников моральной дилеммы и ее разрешения, развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. Личностные результаты достигаются за счет:учебных предметов;вариативной части основной образовательной программы. К планируемым личностным результатам отнесены: готовность и способность обучающихся к саморазвитию;сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающих их индивидуально-личностные позиции;социальная компетентность. Внутренняя оценка личностных достижений включает: характеристику достижений и положительных качеств личности обучающихся;определение приоритетных задач и направлений личностного развития (с учетом достижений и психологических проблем развития);разработку системы психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач. Под метапредметными результатами понимаются следующие универсальные способы деятельности:познавательные;коммуникативные;регулятивные. Познавательные УУД можно назвать системой способов познания окружающего мира. Они включают действия исследования, поиска, отбора необходимой информации, ее структурирования.Регулятивные УУД отражают способность строить учебную деятельность, учитывая цель, мотив, оценку; обеспечивают управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля своих действий. Коммуникативные УУД предполагают способность осуществлять коммуникативную деятельность, эффективно общаться в учебных и внеурочных ситуациях, обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать, понимать партнера, возможность договориться. Функции УУД:обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить цели, использовать необходимые средства их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;создание условий для гармонизации развития личности и ее самореализации;обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Виды универсальных учебных действийЛичностные действия:личностное, профессиональное и жизненное самоопределение;смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор). Регулятивные действия целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и что неизвестно);планирование (определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий);прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик);контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план);оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить);саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии к преодолению препятствий). Познавательные действиясамостоятельное выделение и формирование познавательной цели;поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;структурирование знаний;осознание и произвольное построение речевого высказывания;выбор наиболее эффективных способов решения задач;рефлексия способов и условий действия;смысловое чтение;постановка и формулирование проблемы;моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель), преобразование модели;анализ объектов с целью выделения признаков;синтез;установление причинно-следственных связей;построение логической цепи рассуждений;доказательство;выдвижение гипотез;постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы). Коммуникативные действияпланирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, способов взаимодействия);постановка вопросов (инициативность в совместном поиске и сборе информации);разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск альтернативных способов разрешения конфликтов);управление поведением партнера;умение выражать мысли Программа формирования УУД призвана способствовать реализации развивающего потенциала среднего образования. Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от организации учебной деятельности, сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической, коммуникативной деятельности школьника. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств выводит на необходимость создания системы диагностики результатов образовательного процесса. Личностные результаты выпускников на ступени начального образования не подлежат итоговой оценке. Это является принципиальным моментом, отличающим оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов.К оценке личностных результатов привлекаются специалисты, обладающие необходимой компетентностью в сфере психодиагностики. ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДЛАГАЮТСЯ: методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант методики Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера); методика «Кто Я» (модификация методики М. Куна); шкала выраженности учебно-познавательного интереса (Г.Ю. Ксензеновой); методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха; задания на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы, на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже);анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм в модификации Е.А. Кургановой, О.А. Карабановой). Создание условий для формирования УУД может быть обеспечено:содержательной интеграцией разных предметных областей начального образования;установлением необходимого баланса теоретической и практической составляющих содержания образования;побуждением и поддержкой детских инициатив во всех видах деятельности;информационными технологиями (и как средствами организации учебной работы, и как особыми объектами изучения (на интегративной основе); обучением навыкам общения и сотрудничества;поддержкой оптимистической самооценки школьников и уверенности в себе;расширением опыта самостоятельного выбора в учебной и других видах деятельности;формированием учебной самостоятельности (желания и умения учиться, связанных с расширением границы возможностей обучающихся, в том числе – за счет использования инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство). Далее будут перечислены образовательные технологии, направленные на формирование системы УУД учащихся:• информационно-коммуникационные технологии (компьютерные, мультимедиа, дистанционные, сетевые);•технологии личностно-ориентированного обучения;• технологии деятельностного типа (познавательной, творческой, художественно-этетической, коммуникативной деятельности, а также проектно-исследовательская, учебно-исследовательская технологии, тренинги);• проблемного обучения;• игровые технологии;• коммуникативные (коллективные и групповые способы обучения); технологии деятельностного типа (познавательной, творческой, художественно-этетической, коммуникативной деятельности, а также проектно-исследовательская, учебно-исследовательская технологии, тренинги);• проблемного обучения;• игровые технологии;• коммуникативные (коллективные и групповые способы обучения); Образовательные технологии включают разнообразные методы и приемы: учебные ситуации (например, ситуация – проблема, ситуация-оценка, ситуация-тренинг и др.), которые могут быть построены на предметном содержаниии могут носить надпредметный характер. Целесообразно использование системы индивидуальных или групповых заданий, обеспечивающих формирование регулятивных УУД. Такими заданиями могут явиться подготовка материалов для внутришкольного сайта, дневников самонаблюдений, ведения протоколов выполнения различных творческих заданий и т.д. В рамках введения ФГОС перед психологической службой ОУ выдвигаются следующие задачи: психологическое проектирование УУД;осуществление экспертизы и мониторинга условий и результатов образовательной деятельности;участие в выстраивании индивидуальных образовательных траекторий и развивающих траекторий ОУ;обеспечение психологической преемственности в формировании УУД на разных этапах обучения;выявление одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья и осуществление индивидуально-ориентированной психологической помощи Роль психолога в ситуации введения ФГОС заключается: в создании социально-психологических условий для успешного обучения учащихся;в диагностике метапредметных и личностных результатов;поддержании их психического здоровья;создании психологически безопасной и комфортной образовательной среды;в психологической экспертизе профессиональной деятельности учителя Диагностика учителя и психолога четко разведена. Психолог диагностирует те виды УУД, которые можно измерить с помощью психодиагностических методик. Учителю предлагается проводить целенаправленное наблюдение на уроке, чтобы выявить сформированность некоторых УУД, поскольку не все виды можно измерить с помощью психологических методик. Новым стало то, что измерение всего спектра характеристик в полном объеме стало обязательном. ФГОС систематизирует диагностико-коррекционную работу психолога и расставляет более четкие ориентиры в работе Основные элементы содержания деятельности психологических служб в рамках внедрения ФГОС: выявление наиболее важных особенностей образовательной деятельности;организация развивающей работы с целью формирования потребности в получении новых знаний, возможностей их приобретения и реализации в деятельности и общения;проведение консультационной работы, заключающейся в создании условий для формирования у учащихся способности выбирать и действовать по собственному усмотрению;составление индивидуальных образовательных маршрутов; проведение просветительской работы с целью формирования потребности в психологических знаниях, желания их использования в интересах собственного развития;организация коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в обучении и развитии, профилактической работы направленной на предупреждение возникновения явлений дезадаптации Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога заключается в психологическом проектировании УУД;оказании качественной психологической и социальной помощи участникам образовательного процесса;в оценке психологической комфортности образовательной среды, уровня ее безопасности; прогнозировании социальных рисков образовательного процесса и проведении профилактической работы;в участии в разработке образовательной программы образовательного учреждения; в экспертизе и мониторинге условий и результатов образовательной деятельности.в обеспечении контроля за развитие учащихся. Таким образом, совершенно очевидно то, что для реализации требований стандарта необходима активная и содержательная работа психологической службы. Основой психологического сопровождения ФГОС является единство требований, предъявляемых в школе, семье, а также зависимость точек соприкосновения психологической и методической служб образовательного учреждения.