Методическая разработка открытого урока Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого Война и мир
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Магнитогорский государственный технический университет
им. Г.И. Носова»
Многопрофильный колледж
Методическая разработка открытого занятия
Тема: Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого
«Война и мир»
Дисциплина: Русский язык и литература
Преподаватель: Якунина Ирина Александровна
Магнитогорск: 2017 г.
Согласовано:
Предметной комиссией Документоведения и гуманитарных дисциплин
Председатель _________________ /Ю. А. Риве
Протокол № _____ от ____ _________20___
Составитель:
кандидат филологических наук,
преподаватель ФГБОУ ВО «МГТУ» МпК ___________/И.А. Якунина
Содержание
1. Предисловие ...............................................................................................4
2. Пояснительная записка...............................................................................6
3. Структура занятия.......................................................................................10
4. Ход урока......................................................................................................12
5. Приложение..................................................................................................25
Предисловие
Данная методическая разработка представляет собой урок, построенный на основе современной педагогической технологии "Развития критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП).
Подготовка к такому уроку предполагает не только продумывание конспекта урока учителем, но и подготовку модели "продвинутой лекции". В начале занятия учащимся предлагается "модель лекции" – специальный бланк с заданиями для учащихся и материалом, необходимым для работы над выдвигаемой гипотезой. В процессе урока "модель лекции" заполняется и является "продуктом", показателем осознания проблемы учеником.
"Продвинутая лекция" позволяет учителю использовать нетрадиционные приемы, такие как: "кластер", "мозговой штурм", "двухчастный дневник", "песочные часы", "даймонд" и т.д., что способствует активизации внимания учащихся, знакомит их с разнообразными способами интегрирования новой информации.
Технология РКМЧП позволяет разрабатывать уроки, основанные на проявлении активности учащихся, направленные на развитие творческого потенциала, индивидуальных качеств, пробуждающие интерес к изучаемой проблеме. В процессе урока преподаватель может сразу решить несколько учебных задач и научить выделять причинно-следственные связи, рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся, избегать категоричности в утверждениях, подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи, отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.
Также формируется культура чтения, включающая в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Происходит стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запускаются механизмы самообразования и самоорганизации.
Урок, построенный в соответствии с технологией РКМЧП, должен включать в себя три основных этапа.
- "Вызов", во время которого у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
- "Осмысление" – содержательный этап, в ходе которого происходит направленная, осмысленная работа ученика с текстом. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
- "Рефлексия" – размышление. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Следует отметить, что тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Учащемуся следует освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.
Живой обмен идеями между учащимися в процессе групповой работы дает возможность расширить свой словарный запас, а также познакомиться с различными представлениями. Преподаватель дает возможность учащимся увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному и тому же вопросу.
Данная методическая разработка посвящена величайшему произведению Л. Н. Толстого «Война и мир» и является дополнительным материалом при изучении творчества писателя.
Методическую разработку "Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" рекомендуется использовать в работе со студентами первого курса всех специальностей.
Включенный в разработку материал ориентирован на глубокое изучение и анализ самого масштабного произведения Л. Н. Толстого «Война и мир». В условиях реализации компетентностного подхода технология "Развития критического мышления через чтение и письмо" открыта для решения большого спектра проблем, обозначенных Л.Н. Толстым в романе "Война и мир". В методической разработке открытого урока применяются приемы технологии РКМЧП, которые позволяют выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся, помочь учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым наиболее эффективно формировать общие компетенции.
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для всех специальности первого курса Многопрофильного колледжа
Раздел рабочей программы (для дисциплины) «Русский язык и литература» -
Раздел 1. Русская литература второй половины XIX века.
Дисциплина способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий.
Приоритетными личностными и метапредметными результатами для учебной дисциплины «Русский язык и литература» являются:
Личностные результаты:
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; ·
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметными результатами освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература» на базовом уровне являются:
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст в контексте творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Тема учебного занятия: " Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Обучающая цель: определить цель и критерии противопоставления образов Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Развивающая цель: развивать логические мыслительные операции (анализ, обобщение, сопоставление), совершенствовать умение работать с текстом художественного произведения.
Воспитывающая цель: воспитывать активную жизненную позицию, интерес к русской литературе, чувство патриотизма.
Методическая цель: продемонстрировать использование приемов современной образовательной технологии "Развития критического мышления через чтение и письмо" для изучения текста художественного произведения и формирования и оценивания универсальных учебных действий (компетентностный подход).
Оборудование урока: модель продвинутой лекции, раздаточный материал, компьютер, проектор, экран.
Организационная форма проведения урока: продвинутая лекция (урок анализа художественного произведения).
Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины/профессиональный
модуль
Изучаемая дисциплина/профессиональный
модуль
Обеспечиваемые дисциплины/профессиональный
модуль
Мировая художественная культура, история, основы философии
Русский язык и
литература
Русский язык и
культура речи;
обществознание
Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы
Изучаемая тема
Обеспечиваемые темы
Тема 1.1 Русская литература первой половины XIX века.
Тема 2.2. Художественный мир И.А.Гончарова
Тема 2.4. Художественный мир И.С. Тургенева
Тема 2.6 Художественный мир Н.А. Некрасова
Тема 2.8 Художественный мир Ф.М. Достоевского
Тема 2.9 Художественный мир Л. Н. Толстого
Тема 5.1. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О. Берггольц, К. Симонов, А.Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль)
Тема 5.2. Художественный мир А.Т. Твардовского
Тема 6.1. Новое осмысление проблемы человека на войне: Ю.Бондарев, В.Богомолов, В. Кондратьев, В. Быков, Б.Окуджава
Структура занятия
№
п/п
Этапы занятия/ Дидактические задачи этапа занятия
Средства наглядности и ТСО
Деятельность
преподавателя
Рефлексивная
деятельность
студентов
Регламент
1
2
3
5
1
Организационный момент
Подготовка студентов к работе на занятии
Предъявление единых педагогических требований,
приветствие
Отвечают на приветствие
2
2
Стадия вызова
2.1
Определение контекста понимания проблемы.
Построение гипотезы своего понимания.
«модель лекции»,
презентация
Определение темы, целей и задач урока. Обоснование методики и формы проведения урока. Использование приема "Мозговой штурм"
Работают с моделью "продвинутой лекции", отвечают на проблемный вопрос
6
3
Стадия осмысления
3.1
Поиск новых знаний
Документальные фильмы о Кутузове и Наполеоне, "модель лекции", презентация
Комментирование документальных фильмов, помощь в заполнении кластера
Смотрят документальные фильмы и заполняют кластер
17
3.2
Обогащение представлений о качественных характеристиках понятия, проблемы
"модель лекции",
презентация, раздаточный материал ("Война и мир" Т.3, Т.4)
Определение параметров сравнения героев романа Толстого (Кутузов и Наполеон), помощь в работе с раздаточным материалом и в заполнении кластера, комментирование ответов учащихся, подведение промежуточных результатов
Отвечают на вопросы по тексту художественного произведения, слушают, работают с раздаточным материалом, заполняют кластер, определяют основные критерии оценки героев автором художественного произведения, сравнивают двух героев
45
4
Рефлексия, письменное осмысление проблемы
"модель лекции",
презентация
Помощь в сравнении стихотворений В.Брюсова и А.Пушкина, историческая справка, подведение итогов урока
Сравнивают стихотворения В.Брюсова и А.Пушкина, отвечают на вопросы, работают с моделью лекции - "письменное осмысление проблемы"
18
5
Домашнее задание
Объяснение домашнего задания
Слушают, записывают, уточняют домашнее задание
2
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Стадия вызова
2.1 Определение контекста понимания проблемы. Построение гипотезы своего понимания.
На экране портреты Кутузова и Наполеона (Слайд 1).
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы продолжаем изучать роман Л.Н. Толстого "Война и мир". Мы неоднократно говорили о том, что в основе композиционного построения произведения Толстого лежит такой прием как антитеза. Это противопоставление звучит уже в названии романа "Война и мир". Кутузов и Наполеон также противопоставлены друг другу. Один возглавляет русскую армию, другой - французскую. Но это внешнее, поверхностное объяснение. Эти два герой произведения, эти две реальные исторические личности, проходят через весь роман Л.Н. Толстого. Наша цель понять по каким критериям противопоставлены эти два героя, а главное - зачем.
Тема нашего урока "Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Перед вами модель продвинутой лекции, с которой вы будете работать на уроке (модель лекции).
Я думаю, что каждый из вас и до знакомства с романом "Война и мир" слышал о Наполеоне и Кутузове.
Что вы знаете об этих двух полководцах? Подумайте и запишите в модель вашей лекции (прием "Мозговой штурм").
Обсуждение и определение контекста понимания проблемы.
Прошло более двухсот лет, а имена Наполеона и Кутузова остались в мировой истории, в художественной литературе. Но почему Толстому так важно было противопоставить этих двух героев?
3. Стадия осмысления
3.1. Поиск новых знаний
Слово учителя:
Своеобразие романа Толстого состоит в том, что история незаметно для читателя переходит в роман, а роман в историю. Лица исторические существуют и действуют вместе с вымышленными героями. Интересно, что характеризуя свою работу над документами, писатель указывал: «везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами». Однако взгляд Толстого на исторические личности, во многом противоречит стандартному взгляду историков. В чем заключается это противоречие мы с вами и постараемся выяснить. Но чтобы обозначить особенность видения Толстого, конечно же нужно знать официальную точку зрения историков.
Давайте посмотрим небольшие документальные фильмы, которые подготовили студенты вашей группы. Во время просмотра вы, ребята, продолжаете работать с моделью лекции и фиксировать ранее не известные вам факты биографии Наполеона и Кутузова (прием кластер)
Документальные фильмы о Наполеоне и Кутузове (индивидуальные опережающие задания), заполнение кластера.
Наполеон
Кутузов
Вариант заполнения кластера (Слайд 2)
Наполеон
Кутузов
Наполео
·н I Бонапа
·рт (1769 - 1821). Настоящая фамилия Буонапарте, корсиканец по происхождению. Первую победу одержал в 1793 г. В битве при Тулоне. Революционная армия осадила Тулон с суши, но долго не могла его взять. Никому не известный капитан Буонапарте изложил свой план взятия города и выполнил его. В 1799 году он стал властителем Франции.
Наполеон совершил головокружительную карьеру от поручика до императора, не француз по происхождению, на престоле Франции, человек, которого боялись все без исключения правители европейских государств.
Михаи
·л Илларио
·нович Голени
·щев-Куту
·зов (1747 - 1813) Почти всю свою жизнь Михаил Илларионович Кутузов слыл хорошим, но не блестящим русским генералом. Тем не менее, когда грянула гроза 1812 года, именно 66-летний генерал-фельдмаршал Кутузов в решающий момент войны с Наполеоном возглавил русские силы и добился того, что лишь остатки огромной «Великой армии» сумели покинуть пределы Российской империи. Тем самым последние 8 месяцев жизни светлейшего князя – этот титул он получил накануне своего назначения на должность главнокомандующего – стали временем его величайшего триумфа.
3.2 Обогащение представлений о качественных характеристиках понятия, проблемы
Слово учителя (Слайд3):
Открытое сравнение двух полководцев проходит через весь сюжет романа Толстого "Война и мир". Принцип контраста, взятый Толстым за основу, раскрывает образы Кутузова и Наполеона как военных стратегов, показывает отношение к своей стране, к своей армии, к своему народу. Изучив множество документов: письма, записные книжки, дневники, - Лев Николаевич составил свой портрет полководцев, при этом не придумывая геройств и ложных недостатков.
На первый взгляд кажется, что Наполеону в романе отведено большее место, чем Кутузову. Его мы видим с первых строк до последних.
Когда читатель впервые слышит о Наполеоне, когда он появляется в романе?
Примерное содержание ответа:
О нем говорят с первых страниц романа, в салоне Анны Павловны Шерер летом 1805г. О нём спорят, его ненавидят, им восхищаются. Юный и неопытный Пьер бросается защищать Наполеона от людей, называющих его узурпатором, выскочкой, злодеем. Для Пьера он был героем и олицетворением французской революции. Победа 24 – летнего Бонапарта при Тулоне сделала его генералом, и сотни юношей стали мечтать о своём Тулоне – том часе, когда они покажут, на что способны.
Князь Андрей Болконский тоже говорит о военном гении и величии Наполеона. Не случайно старый князь Болконский встретил сына восклицанием: "А! Воин! Бонапарта завоевать хочешь?" Граф Ростов сказал о сыне и его сверстниках: "Всем Бонопарте голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры".
Появляется Наполеон в романе на поле Аустерлица, над раненым князем Андреем. Князь Андрей знает, что перед ним его герой, но в эту минуту Наполеон показался ему "маленьким , ничтожным человеком".
Слово учителя (Слайд4):
Кутузов долго не появляется в романе. Да и о нем самом не ведутся разговоры вплоть до 2 части первого тома.
В каком эпизоде появляется Кутузов и что мы о нем узнаем?
Примерное содержание ответа:
Кутузов появляется не в момент сражения, не в момент наступления или взятия крепости. Первый эпизод с Кутузовым – смотр войск в Браунау . Этот эпизод позволяет читателю судить о многих качествах Кутузова как полководца и как человека.
Полководец останавливается, чтобы сказать пару слов солдатам, которых знал по турецкой войне, обращает внимание на то, как обуты и одеты простые солдаты. Он уверен, что армия не готова к боевым действиям, потому что нельзя воевать босиком.
Автор подчёркивает в Кутузове внимание к простому человеку. Кутузов понимает нужды солдат (" сапоги и подвёртки – всё оглядел"), знает и помнит старых сослуживцев, умеет просто разговаривать с ними (Тимохин). Кутузов в каждом своем действии, в каждой сказанной фразе показывает любовь к русскому солдату. Для него важен не чин, не звание, а простой человек с его душой. Поэтому его любят и уважают солдаты.
Слово учителя:
В сравнении с Наполеоном, активным, самоуверенным, агрессивным, Кутузов выглядим несколько пассивным полководцем. Мы чаще видим его разговаривающим с солдатами, спящим на военных советах, не вмешивающимся в ход сражений и не навязывающим своего мнения другим генералам. Он часто протирает глаза, полные от слез, потому что ему свойственно переживать за людей, за исход дела.
Сравнение Кутузова и Наполеона в романе "Война и мир" не случайный выбор автора. Толстой не ставит на одну ступень двух императоров – Александра и Бонапарта, он выстраивает сравнение именно двух полководцев – Кутузова и Наполеона . У каждого из которых была своя цель – победить врага.
Дело в том, что Л.Н. Толстой выработал целую систему взглядов на историю. Что такое народ? Каков он? Кто может направлять эту массу? Какими силами движется история и какова роль каждого отдельного человека. Сама история оказывается для писателя не только прошлым. Наполеон и Кутузов не только исторические деятели, они прежде всего ЛЮДИ, со своими человеческими качествами, достоинствами и недостатками. С именами Наполеона и Кутузова автор связывает сложнейшие НРАВСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ.
Ярче всего авторская позиция представлена в эпизоде Бородинского сражения. Описание битвы занимает 20 глав третьего тома "Войны и мира". Это - центр, кульминация. Именно здесь Толстой ясно показывает свое отношение и к Наполеону, и к Кутузову. Думаю, вы обратили внимание и на то, что до начала третьего тома о Наполеоне мы узнавали только из уст героев романа. И только на поле Бородина увидим его глазами Толстого.
(Слайд 5)
Перед вами находится Приложение - текст романа Толстого с некоторыми сокращениями (Т. 3, 4). Мы будем работать с ним, параллельно заполняя таблицу в Модели лекции.
Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
Параметры сравнения
Наполеон
Кутузов
Ключевые слова (работа с текстом)
Собственный комментарий
(выводы)
Ключевые слова (работа с текстом)
Собственный комментарий
(выводы)
Работа с текстом (раздаточный материал), прием кластер.
Слово учителя:
Первый параметр сравнения - Внешность полководцев. Одна группа заполнит таблицу "Наполеон", вторая - "Кутузов", пользуясь Приложением (1. Описание внешности)
Работа по группам.
Вариант заполнения кластера:
Параметры сравнения
Наполеон
Кутузов
Ключевые слова (работа с текстом)
Собственный комментарий
(выводы)
Ключевые слова (работа с текстом)
Собственный комментарий
(выводы)
Внешность
Жирные ляжки, круглый (выставленный вперед) живот, выражение милостивого и величественного приветствия, потолстевшая короткая фигура, в холе живущие сорокалетние люди
Человек, как и все, в свой срок погрузневший; но позволивший себе поверить, что он не такой, как другие люди.
НЕПРИЯТНАЯ ВНЕШНОСТЬ сорокалетнего человека
Потолстел, обрюзг, оплыл жиром, выражение усталости, тяжело расплываясь и раскачиваясь сидел на своей лошадке, повалившись всем телом, ныряющая походка.
Кутузова Толстой тоже не щадит. Кутузов устал от долгой и трудной жизни, ему тяжело носить своё расплывшееся тело - всего этого он и не думает скрывать. СТАРОСТЬ
Слово учителя:
Толстой описывает Наполеона таким, каким был император Франции в 1812 году, когда ему исполнилось 43 года. Именно таким был в 1812 году этот прежде лёгкий, худощавый человек. Но тысячи людей не замечали, не хотели видеть в нём ничего некрасивого – он был для них кумиром, полубогом. Даже физический недостаток Наполеона: когда он волновался, у него начинала дрожать левая нога,- даже это представлялось особенностью, выделяющей его среди других людей. Ничего необыкновенного не хочет видеть Толстой.
Кутузов - 65-летний человек, старый, уставший. Эти два человека каждый своими методами будут стремиться к победе. Чтобы победить им нужны какие-то особые качества личности.
О каких человеческих качествах и качествах главнокомандующего говорит Л.Н. Толстой, описывая Наполеона и Кутузова в начале войны 1812г. - Качества личности. Одна группа заполнит таблицу "Наполеон", вторая - "Кутузов", пользуясь Приложением (2. Начало войны 1812г.)
(Слайд 6)
Работа по группам.
Вариант заполнения кластера:
Параметры сравнения
Наполеон
Кутузов
Ключевые слова (работа с текстом)
Собственный комментарий
(выводы)
Ключевые слова (работа с текстом)
Собственный комментарий
(выводы)
Качества личности
Для него не ново было убеждение в том, что присутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения Человек сорок утонуло в реке. Большинство прибилось назад к этому берегу.. Но как только они вылезли, они закричали «Виват!», восторженно глядели на то место, где стоял Наполеон, но где его уже не было, в эту минуту считали себя счастливыми
Наполеон допускает, чтобы люди бессмысленно погибали в волнах из преданности ему. Он позволил себе привыкнуть к мысли, что он - почти божество, что он может и должен вершить судьбы других людей, обрекать их на гибель, делать их счастливыми или несчастными. В этом эпизоде Наполеон бесчеловечен, равнодушен к людям, которые его боготворили. Толстой знает: такое понимание власти всегда приводит к преступлению, всегда несёт зло, поэтому ставит перед собой задачу развенчать Наполеона, разрушить легенду о его необыкновенности.
БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТЬ
Прищурился, улыбнулся, сказал комплименты хозяйке избы, читает модный французский роман, доброе и вместе с тем насмешливое выражение светилось на пухлом лице, главное для него как для военного человека - терпение и время, глаза его заслонились слезами.
Отсутствие всего личного, способность спокойного созерцания, умеет отрекаться от участия в событиях, от своей личной воли. Единомыслие и общее одобрение, которое способствовало избранию Кутузова в командующие.
Кутузов умел чувствовать других людей, понимать их. Он ласков с хозяйкой избы, с князем Андреем. Ему свойственны маленькие слабости - чита6ет модный французский роман. Но как главнокомандующий он обладает такими качествами как мудрость и терпение - терпение и время. После разговора с ним Князь Андрей спокоен и уверен в ходе кампании 1812 года. Потому что Кутузов умеет отрекаться от участия в событиях, от своей личной воли. Он народом выбранный главнокомандующий.
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, СВЯЗЬ С НАРОДОМ
Слово учителя:
Толстой не скрывает своей ненависти к Наполеону. 12 июня 1812 года - день, когда он приказал своим войскам переходить реку Неман и тем самым начал войну с Россией. Для Толстого Наполеон - воплощение войны. А война есть "противное человеческому разуму и человеческой природе событие". Автор дает волю сарказму. Он зло издевается над человеком, возбуждающим обожание тысяч. Наполеон допускает, чтобы люди бессмысленно гибли. Он привык к мысли, что почти божество, что может и должен вершить судьбы людей.
Кутузов - простой человек. Но для Толстого он особо, отдельно стоит от всех людей. Он ответственен за жизни других. Он не просто знает о людях - он понимает и жалеет каждого, сколько это возможно. Не случайно его помощники - терпение и время.
Свою любовь и нелюбовь к главнокомандующим ярче всего Л.Н. Толстой показал в сцене Бородинского сражения - На поле Бородина. Одна группа заполнит таблицу "Наполеон", вторая - "Кутузов", пользуясь Приложением (3. Бородинское сражение.)
(Слайд 7)
Работа по группам.
Вариант заполнения кластера:
Параметры сравнения
Наполеон
Кутузов
Ключевые слова (работа с текстом)
Собственный комментарий
(выводы)
Ключевые слова (работа с текстом)
Собственный комментарий
(выводы)
На поле Бородина:
а) чем занят главнокомандующий накануне и во время сражения,
б) отношение к предстоящему сражению
в) как поднимает дух своего войска
г) какие качества личности демонстрирует
а) Занимается своим туалетом, принимает подарок императрицы,
составляет прокламацию,
осматривает местность, обсуждает планы, лично отдает приказания
б) шахматная игра
в) в прокламации обещает материальное обогащение - все, что нужно, удобные квартиры
г)Наполеон очень занят собой и тем впечатлением, которое он производит на окружающих. Он разыгрывает небольшой спектакль перед портретом своего сына: любуется портретом чуть ли не на глазах всей армии. И при этом "сделал вид" задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история.
Наполеон предстает смешным и нелепым в своём убеждении, что история движется его волей, что все люди не могут на него не молиться. Вместо героической и трагической личности мы видим круглого человечка с пухлыми маленькими руками, не в походной форме, известной всему миру, а в нарядном мундире, пахнущего одеколоном
ПОЗЕРСТВО
НЕЕСТЕСТВЕННОСТЬ
а) Вместе со всем войском молится перед иконой, во время сражения садиться на лавку и не делает никаких распоряжений, а только соглашается или не соглашается на то, что ему предлагают.
Обедает (с трудом жевал жареную курицу)
б)решает участь сражения не один конкретный человек, а неуловимая сила, "дух войска".
в) Намерение атаковать неприятеля. Слова Кутузова об атаке передались одновременно во все концы войска. В основе чувство, которое лежало и в душе Кутузова, и в душе каждого русского человека
г)сосредоточенность, спокойное внимание и напряжение, чувство единения со всем своим войском
«Опустившись перед иконой на колени, он потом долго пытался встать и не мог встать от тяжести и слабости». Это многократно подчёркнутая немощность главнокомандующего только усиливает впечатление духовной мощи, исходящей от него. Толстой стремится показать, как просто, как спокойно Кутузов отдается воле событий, зная что участь сражений решает неуловимая сила, называемая духом войска Эта сила, по мнению Толстого, определила нравственный исход войны.
ЕДИНЕНИЕ, ПРОСТОТА, ЕСТЕСТВЕННОСТЬ
Слово учителя:
Толстой не жалеет Наполеона. Автору кажется напускной, фальшивой выставленная напоказ отцовская любовь. Наполеон напряженно-деятелен: он одевается, переодевается, принимает посланцев, объезжает позицию...
Однако Л.Н. Толстой категоричен, когда говорит о том, что Наполеон не мог повлиять на ход Бородинского сражения, так как во время сражения находился слишком далеко.
Наполеону посвящены семь глав из двадцати, описывающих Бородинское сражение. Кутузову - только одна. В этой главе показан человек, который не перехитрил Наполеона, а оказался МУДРЕЕ этого гениального полководца, потому что понял характер этой войны, которая не была похожа ни на одну из предыдущих.
Наполеон смешон, потому что убежден, что он руководит битвами исходом истории. Сила Кутузова в том, что он опирается на СТИХИЙНО ВЫРАЖЕННУЮ НАРОДНУЮ ВОЛЮ, учитывает настроение народа.
Толстой считал, что жизнью людей управляют постоянные, вечные законы. Он был против распространенной в то время идеи, что история движется мыслями и решениями отдельных личностей. По его мнению развитие истории зависит от множества мелких поступков отдельных людей, и его Кутузов это понимает.
Но война 1812 г. не кончилась на поле Бородина. Впереди оставление Москвы, партизанская война, уничтожение французской армии. Толстой и здесь показывает свое отношение к действиям полководцев - Отношение Толстого к действиям Наполеона и Кутузова после Бородинского сражения. Одна группа заполнит таблицу "Наполеон", вторая - "Кутузов", пользуясь Приложением (4. de la Moskowa).
(Слайд 8)
Работа по группам.
Вариант заполнения кластера:
Параметры сравнения
Наполеон
Кутузов
Ключевые слова (работа с текстом)
Собственный комментарий
(выводы)
Ключевые слова (работа с текстом)
Собственный комментарий
(выводы)
Отношение Толстого к действиям Наполеона и Кутузова после Бородинского сражения.
Положение самое блестящее, но глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон - оставаться до октября в Москве, грабить город, выйти из Москвы, пойти назад по разоренной Смоленской дороге - ничего нельзя было придумать
Наполеон, человек, командующий армией грабителей, мародёров и убийц, совершил роковую ошибку.
Кутузов не спал и думал, знал, что зверь ранен. Со времени выхода французов из Москвы вся деятельность Кутузова заключалась в том, чтобы удерживать войско от бесполезных наступлений.
Кутузов несет ответственность за судьбу России. Именно он принял решение об оставлении Москвы, принял тактику ожидания и именно он оказался победителем.
Слово учителя (Слайд 9):
Кутузов и Наполеон – нравственные полюсы произведения Толстого «Война и мир».
Наполеон предстает в романе как самовлюбленный, самонадеянный властитель, упоенный успехом, ослепленный славой, считающий себя движущей силой исторического процесса. Но теперь удача перестала ему сопутствовать. Его фантастический мир вечного успеха разрушил "сильнейший духом" противник.
Образ Кутузова выписан с почтением и любовью. Только он имеет мужество забыть о себе. Он один берет на себя ответственность за отступление от Москвы. Только он считает правильным ждать, пока разложившаяся в Москве французская армия сама покинет город. Кутузов заботится не о себе, а о своей армии, о своей стране. Это подлинно народный герой, мудрый исторический деятель.
4. Рефлексия.
Слово учителя:
Образы Наполеона и Кутузова являются одними из ведущих в произведениях поэтов и писателей XIX века.
Наполеону Бонапарту посвящены произведения В.Жуковского, М. Лермонтова, А. Пушкина, Л. Толстого, Ф. Достоевского, В.Брюсова.
Образ Кутузова и в истории, и в литературном творчестве тесно связан с Отечественной войной 1812 года. Тема личности Кутузова и Отечественной войны нашла свое отражение в творчестве Г.Державина, И.Крылова, В.Жуковского, К.Рылеева, А. Пушкина, М.Лермонтова, Л.Толстого.
Давайте познакомимся со стихотворениями В.Брюсова и А.Пушкина о Наполеоне и Кутузове и попробуем ответить на вопрос: "Совпадает ли авторское отношение к полководцам в стихотворениях с точкой зрения Л.Толстого?"
(Слайд 10)
Чтение студентом наизусть стихотворения В.Брюсова "Да, на дороге поколений", посвященного Наполеону Бонапарту:
Да, на дороге поколений,На пыли расточённых лет,Твоих шагов, твоих движенийОстался неизменный след.
Ты скован был по мысли РокаИз тяжести и властных сил:Не мог ты не ступать глубоко,И шаг твой землю тяготил.
Что строилось трудом суровым,Вставало медленно в веках,Ты сокрушал случайным словом,Движеньем повергал во прах.
Сам изумлён служеньем счастья,Ты, как пращой, метал войска,И мировое самовластьеБросал, как ставку игрока.
Пьянея славой неизменной,Ты шёл сквозь мир, круша, дробя...И стало, наконец, вселеннойНевмоготу носить тебя.
Земля дохнула полной грудью,И ты, как лист в дыханье гроз,Взвился, и полетел к безлюдью,И пал, бессильный, на утёс,
Где, на раздольи одичалом,От века этих дней ждалаТебя достойным пьедесталомСо дна встающая скала!
Обсуждение и ответ на поставленный вопрос.
Предполагаемый ответ:
Наполеон представлен некой повергающей во прах силой, сокрушителем, властителем-игроком. В конце произведения автор обращает внимание на то, что могилой такого властителя стала "со дна встающая скала" (Слайд 11).
Из истории мировой культуры мы знаем, что Наполеон умер на острове Святой Елены, среди трех тысяч охранников, но абсолютно одинокий. Его дом и примыкающая территория были окружены каменной стеной протяжённостью шесть километров. Вокруг стены были расставлены часовые так, чтобы видеть друг друга. На вершинах окрестных холмов размещались дозорные, сообщавшие сигнальными флажками все действия Наполеона. Бывший император Франции был обречен на бездеятельность и молчание.
Слово учителя:
История порой бывает парадоксальна, но жизнь все расставляет на свои места. Знаете ли вы, что могилой почившего Михаила Илларионовича Кутузова стал Казанский собор Петербурга (столицы Российской империи). Там 13 июня 1813 года состоялись похороны М.И. Кутузова (Слайд 12).
Казанский собор – грандиозное творение архитектуры – был избран местом погребения полководца не случайно. В 1812–1813 годах собор стал своеобразным пантеоном славы русских войск, которыми предводительствовал Кутузов. Сюда из действующей армии отправлялись трофейные знамена и штандарты, символические ключи от взятых крепостей и городов Европы. Гробница Кутузова стала источником вдохновения для А.С. Пушкина, написавшего в 1831 году знаменитое стихотворение «Перед гробницею святой».
(Слайд 13)
Чтение студентом наизусть стихотворения А. Пушкина «Перед гробницею святой», посвященного Михаилу Илларионовичу Кутузову:
Перед гробницею святойСтою с поникшею главойВсе спит кругом; одни лампадыВо мраке храма золотятСтолпов гранитные громадыИ их знамен нависший ряд.
Под ними спит сей властелин,Сей идол северных дружин,Маститый страж страны державной,Смиритель всех ее врагов,Сей остальной из стаи славнойЕкатерининских орлов.
В твоем гробу восторг живет!Он русский глас нам издает;Он нам твердит о той године,Когда народной веры гласВоззвал к святой твоей седине:«Иди, спасай!» Ты встал – и спас
Внемли ж и днесь наш верный глас,Встань и спасай царя и нас,О старец грозный! На мгновеньеЯвись у двери гробовой,Явись, вдохни восторг и рвеньеПолкам, оставленным тобой!
Явись и дланию своейНам укажи в толпе вождей,Кто твой наследник, твой избранный!Но храм – в молчанье погружен,И тих твоей могилы браннойНевозмутимый, вечный сон
Обсуждение и ответ на поставленный вопрос: "Совпадает ли авторское отношение к полководцам в стихотворениях с точкой зрения Л.Толстого?"
Предполагаемый ответ:
Автором утверждается величие Кутузова, как полководца народной войны, человека опытного и правдивого. Именно так показан Кутузов в романе Толстого "Война и мир". Закономерно, что его могила находится в Казанском соборе - месте воинской славы и величия русского народа.
Слово учителя (Слайд 14):
Толстой в "Войне и мире" использовал огромный опыт всей русской литературы. Цель, которую он поставил перед собой была под силу неутомимому мыслителю. Толстой хотел объяснить читателю не жизнь одного человека или группы людей, а жизнь целого народа на протяжении почти 20 лет. Сам Толстой неоднократно подчеркивал, что в своем романе больше всего любит МЫСЛЬ НАРОДНУЮ. И это очень важное признание.
Читатель видит грандиозную картину жизни всей России в один из самых значительных моментов ее истории. А история оказывается не только прошлым. Для Толстого Кутузов и Наполеон это прежде всего люди, со своими человеческими качествами, достоинствами и недостатками. С именами двух величайших полководцев Толстой связывает сложнейшие нравственные вопросы. Автор романа категорически отрицает мысль, что история движется отдельными историческими личностями. Толстой уверен, что жизнью людей управляют вечные законы. Именно эта идея лежит в основе противопоставления образов Наполеона и Кутузова.
Итак, целю нашего занятия было понять по каким критериям противопоставлены Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого, и с какой целью они противопоставлены.
Ответьте на эти два вопроса письменно в Модели вашей лекции.
Письменное осмысление проблемы:
Ответ на вопрос: "С какой целью и по каким критериям противопоставлены Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого "Война и мир?"
Для ответа на вопрос студенты могут воспользоваться Приложением ( 5. Вывод Толстого).
5. Домашнее задание
Подготовка к итоговому уроку по роману Л.Н Толстого "Война и мир".
Читать том 4. Принести на урок том1-4.
Приложение
Фамилия студента ___________
Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
1. Я знаю, что Наполеон_____________________________________________________
___________________________________________________________________________
Я знаю, что Кутузов ________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
2. Биографические данные
Наполеон
Кутузов
3. Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого
Параметры сравнения
Наполеон
Кутузов
Ключевые слова (работа с текстом)
Собственный комментарий
(выводы)
Ключевые слова (работа с текстом)
Собственный комментарий
(выводы)
Внешность
Качества личности
На поле Бородина:
а) чем занят главнокомандующий накануне и во время сражения,
б) отношение к предстоящему сражению
в) как поднимает дух своего войска
г) какие качества личности демонстрирует
Отношение Толстого к действиям Наполеона и Кутузова после Бородинского сражения.
4. Письменно ответьте на вопрос:
"С какой целью и по каким критериям противопоставлены Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого "Война и мир?"
___________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
1. Описание внешности
А) За дверью послышались поспешные шаги. Быстро отворились обе половинки двери, камергер, отворивший, почтительно остановился, ожидая, все затихло, и из кабинета зазвучали другие, твердые, решительные шаги: это был Наполеон. Он только что окончил свой туалет для верховой езды. Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. Короткие волоса его, очевидно, только что были причесаны, но одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба. Белая пухлая шея его резко выступала из-за черного воротника мундира; от него пахло одеколоном. На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного императорского приветствия.
Он вышел, быстро подрагивая на каждом шагу и откинув несколько назад голову. Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди. Кроме того, видно было, что он в этот день находился в самом хорошем расположении духа.(Т3, ч.1, гл.6)
Б) С тех пор как не видал его князь Андрей, Кутузов еще потолстел, обрюзг и оплыл жиром. Но знакомые ему белый глаз, и рана, и выражение усталости в его лице и фигуре были те же. Он был одет в мундирный сюртук (плеть на тонком ремне висела через плечо) и в белой кавалергардской фуражке. Он, тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке. - Фю... фю... фю... - засвистал он чуть слышно, въезжая на двор. На лице его выражалась радость успокоения человека, намеревающегося отдохнуть после представительства. Он вынул левую ногу из стремени, повалившись всем телом и поморщившись от усилия, с трудом занес ее на седло, облокотился коленкой, крякнул и спустился на руки к казакам и адъютантам, поддерживавшим его.Он оправился, оглянулся своими сощуренными глазами и, взглянув на князя Андрея, видимо, не узнав его, зашагал своей ныряющей походкой к крыльцу . - Фю... фю... фю, - просвистал он и опять оглянулся на князя Андрея. Впечатление лица князя Андрея только после нескольких секунд (как это часто бывает у стариков) связалось с воспоминанием о его личности. - А, здравствуй, князь, здравствуй, голубчик, пойдем... - устало проговорил он, оглядываясь, и тяжело вошел на скрипящее под его тяжестью крыльцо. Он расстегнулся и сел на лавочку, стоявшую на крыльце.(Т.3, ч.2, гл.15)
2. Начало войны 1812 г.
А) 13-го июня Наполеону подали небольшую чистокровную арабскую лошадь, и он сел и поехал галопом к одному из мостов через Неман, непрестанно оглушаемый восторженными криками, которые он, очевидно, переносил только потому, что нельзя было запретить им криками этими выражать свою любовь к нему; но крики эти, сопутствующие ему везде, тяготили его и отвлекали его от военной заботы, охватившей его с того времени, как он присоединился к войску. Он проехал по одному из качавшихся на лодках мостов на ту сторону, круто повернул влево и галопом поехал по направлению к Ковно, предшествуемый замиравшими от счастия, восторженными гвардейскими конными егерями, расчищая дорогу по войскам, скакавшим впереди его. Подъехав к широкой реке Вилии, он остановился подле польского уланского полка, стоявшего на берегу.
– Виват! – также восторженно кричали поляки, расстроивая фронт и давя друг друга, для того чтобы увидать его. Наполеон осмотрел реку, слез с лошади и сел на бревно, лежавшее на берегу. ...Не поднимая головы, он сказал что-то, и двое его адъютантов поскакали к польским уланам.
– Что? Что он сказал? – слышалось в рядах польских улан, когда один адъютант подскакал к ним.
Было приказано, отыскав брод, перейти на ту сторону. Польский уланский полковник, красивый старый человек, раскрасневшись и путаясь в словах от волнения, спросил у адъютанта, позволено ли ему будет переплыть с своими уланами реку, не отыскивая брода. Он с очевидным страхом за отказ, как мальчик, который просит позволения сесть на лошадь, просил, чтобы ему позволили переплыть реку в глазах императора. Адъютант сказал, что, вероятно, император не будет недоволен этим излишним усердием.
Как только адъютант сказал это, старый усатый офицер с счастливым лицом и блестящими глазами, подняв кверху саблю, прокричал: «Виват! – и, скомандовав уланам следовать за собой, дал шпоры лошади и подскакал к реке. Он злобно толкнул замявшуюся под собой лошадь и бухнулся в воду, направляясь вглубь к быстрине течения. Сотни уланов поскакали за ним. Было холодно и жутко на середине и на быстрине теченья. Уланы цеплялись друг за друга, сваливались с лошадей, лошади некоторые тонули, тонули и люди, остальные старались плыть кто на седле, кто держась за гриву. Они старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали. Когда вернувшийся адъютант, выбрав удобную минуту, позволил себе обратить внимание императора на преданность поляков к его особе, маленький человек в сером сюртуке встал и, подозвав к себе Бертье, стал ходить с ним взад и вперед по берегу, отдавая ему приказания и изредка недовольно взглядывая на тонувших улан, развлекавших его внимание.
Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения. Он велел подать себе лошадь и поехал в свою стоянку.
Человек сорок улан потонуло в реке, несмотря на высланные на помощь лодки. Большинство прибилось назад к этому берегу. Полковник и несколько человек переплыли реку и с трудом вылезли на тот берег. Но как только они вылезли в обшлепнувшемся на них, стекающем ручьями мокром платье, они закричали: «Виват!», восторженно глядя на то место, где стоял Наполеон, но где его уже не было, и в ту минуту считали себя счастливыми. (Т.3,ч.1,гл.2)
Б) – Ну, теперь все, – сказал Кутузов, подписывая последнюю бумагу, и, тяжело поднявшись и расправляя складки своей белой пухлой шеи, с повеселевшим лицом направился к двери.
Попадья, с бросившеюся кровью в лицо, схватилась за блюдо, которое, несмотря на то, что она так долго приготовлялась, она все-таки не успела подать вовремя. И с низким поклоном она поднесла его Кутузову.
Глаза Кутузова прищурились; он улыбнулся, взял рукой ее за подбородок и сказал:
– И красавица какая! Спасибо, голубушка!
Он достал из кармана шаровар несколько золотых и положил ей на блюдо.
– Ну что, как живешь? – сказал Кутузов, направляясь к отведенной для него комнате. Попадья, улыбаясь ямочками на румяном лице, прошла за ним в горницу. Адъютант вышел к князю Андрею на крыльцо и приглашал его завтракать; через полчаса князя Андрея позвали опять к Кутузову. Кутузов лежал на кресле в том же расстегнутом сюртуке. Он держал в руке французскую книгу и при входе князя Андрея, заложив ее ножом, свернул. Это был «Les chevaliers du Cygne», сочинение madame de Genlis [«Рыцари Лебедя», мадам де Жанлис], как увидал князь Андрей по обертке...
–... Я тебя вызвал, чтоб оставить при себе.
– Благодарю вашу светлость, – отвечал князь Андрей, – но я боюсь, что не гожусь больше для штабов, – сказал он с улыбкой, которую Кутузов заметил. Кутузов вопросительно посмотрел на него. – А главное, – прибавил князь Андрей, – я привык к полку, полюбил офицеров, и люди меня, кажется, полюбили. Мне бы жалко было оставить полк. Ежели я отказываюсь от чести быть при вас, то поверьте
Умное, доброе и вместе с тем тонко-насмешливое выражение светилось на пухлом лице Кутузова. Он перебил Болконского:
–... Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога – это дорога чести. – Он помолчал. – Я жалел о тебе в Букареште: мне послать надо было. – И, переменив разговор, Кутузов начал говорить о турецкой войне и заключенном мире. – Да, немало упрекали меня, – сказал Кутузов, – и за войну и за мир а все пришло вовремя. Tout vient a point a celui qui sait attendre. [Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать.] A и там советчиков не меньше было, чем здесь – продолжал он, возвращаясь к советчикам, которые, видимо, занимали его. – Ох, советчики, советчики! – сказал он. Если бы всех слушать, мы бы там, в Турции, и мира не заключили, да и войны бы не кончили. Всё поскорее, а скорое на долгое выходит. Если бы Каменский не умер, он бы пропал. Он с тридцатью тысячами штурмовал крепости. Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть. А для этого не нужно штурмовать и атаковать, а нужно терпение и время. Каменский на Рущук солдат послал, а я их одних (терпение и время) посылал и взял больше крепостей, чем Каменский, и лошадиное мясо турок есть заставил. – Он покачал головой. – И французы тоже будут! Верь моему слову, – воодушевляясь, проговорил Кутузов, ударяя себя в грудь, – будут у меня лошадиное мясо есть! – И опять глаза его залоснились слезами.
– Однако должно же будет принять сражение? – сказал князь Андрей.
– Должно будет, если все этого захотят, нечего делать А ведь, голубчик: нет сильнее тех двух воинов, терпение и время...
Как и отчего это случилось, князь Андрей не мог бы никак объяснить; но после этого свидания с Кутузовым он вернулся к своему полку успокоенный насчет общего хода дела и насчет того, кому оно вверено было. Чем больше он видел отсутствие всего личного в этом старике, в котором оставались как будто одни привычки страстей и вместо ума (группирующего события и делающего выводы) одна способность спокойного созерцания хода событий, тем более он был спокоен за то, что все будет так, как должно быть. «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, – думал князь Андрей, – но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, – это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной волн, направленной на другое. А главное, – думал князь Андрей, – почему веришь ему, – это то, что он русский, несмотря на роман Жанлис и французские поговорки; это то, что голос его задрожал, когда он сказал: „До чего довели!“, и что он захлипал, говоря о том, что он „заставит их есть лошадиное мясо“. На этом же чувстве, которое более или менее смутно испытывали все, и основано было то единомыслие и общее одобрение, которое сопутствовало народному, противному придворным соображениям, избранию Кутузова в главнокомандующие. (Т.3, ч. 2,гл.16)
3. Бородинское сражение
А) Император Наполеон еще не выходил из своей спальни и оканчивал свой туалет. Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело. Другой камердинер, придерживая пальцем склянку, брызгал одеколоном на выхоленное тело императора с таким выражением, которое говорило, что он один мог знать, сколько и куда надо брызнуть одеколону. Короткие волосы Наполеона были мокры и спутаны на лоб. Но лицо его, хоть опухшее и желтое, выражало физическое удовольствие: «Allez ferme, allez toujours» [Ну еще, крепче] – приговаривал он, пожимаясь и покряхтывая, растиравшему камердинеру. Адъютант, вошедший в спальню с тем, чтобы доложить императору о том, сколько было во вчерашнем деле взято пленных, передав то, что нужно было, стоял у двери, ожидая позволения уйти. Наполеон, сморщась, взглянул исподлобья на адъютанта.
– Point de prisonniers, – повторил он слова адъютанта. – Il se font demolir. Tant pis pour l'armee russe, – сказал он. – Allez toujours, allez ferme, [Нет пленных. Они заставляют истреблять себя. Тем хуже для русской армии. Ну еще, ну крепче] – проговорил он, горбатясь и подставляя свои жирные плечи.
– C'est bien! Faites entrer monsieur de Beausset, ainsi que Fabvier, [Хорошо! Пускай войдет де Боссе, и Фабвье тоже.] – сказал он адъютанту, кивнув головой.
...Боссе в это время торопился руками, устанавливая привезенный им подарок от императрицы на двух стульях, прямо перед входом императора. Но император так неожиданно скоро оделся и вышел, что он не успел вполне приготовить сюрприза.
... – А! это что? – сказал Наполеон, заметив, что все придворные смотрели на что-то, покрытое покрывалом. Боссе с придворной ловкостью, не показывая спины, сделал вполуоборот два шага назад и в одно и то же время сдернул покрывало и проговорил:
– Подарок вашему величеству от императрицы.
Это был яркими красками написанный Жераром портрет мальчика, рожденного от Наполеона и дочери австрийского императора, которого почему-то все называли королем Рима.
Весьма красивый курчавый мальчик, со взглядом, похожим на взгляд Христа в Сикстинской мадонне, изображен был играющим в бильбоке. Шар представлял земной шар, а палочка в другой руке изображала скипетр.
Хотя и не совсем ясно было, что именно хотел выразить живописец, представив так называемого короля Рима протыкающим земной шар палочкой, но аллегория эта, так же как и всем видевшим картину в Париже, так и Наполеону, очевидно, показалась ясною и весьма понравилась.
– Roi de Rome, [Римский король.] – сказал он, грациозным жестом руки указывая на портрет. – Admirable! [Чудесно!] – С свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, – есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, – это то, чтобы он с своим величием, вследствие которого сын его в бильбоке играл земным шаром, чтобы он выказал, в противоположность этого величия, самую простую отеческую нежность. Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул (стул подскочил под него) и сел на него против портрета. Один жест его – и все на цыпочках вышли, предоставляя самому себе и его чувству великого человека.
Посидев несколько времени и дотронувшись, сам не зная для чего, рукой до шероховатости блика портрета, он встал и опять позвал Боссе и дежурного. Он приказал вынести портрет перед палатку, с тем, чтобы не лишить старую гвардию, стоявшую около его палатки, счастья видеть римского короля, сына и наследника их обожаемого государя.
Как он и ожидал, в то время как он завтракал с господином Боссе, удостоившимся этой чести, перед палаткой слышались восторженные клики сбежавшихся к портрету офицеров и солдат старой гвардии.
– Vive l'Empereur! Vive le Roi de Rome! Vive l'Empereur! [Да здравствует император! Да здравствует римский король!] – слышались восторженные голоса.
После завтрака Наполеон, в присутствии Боссе, продиктовал свой приказ по армии.
– Courte et energique! [Короткий и энергический!] – проговорил Наполеон, когда он прочел сам сразу без поправок написанную прокламацию. В приказе было:
«Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она необходима для нас; она доставит нам все нужное: удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвою!»... (Т3.,ч.2, гл. 26)
Весь этот день 25 августа, как говорят его историки, Наполеон провел на коне, осматривая местность, обсуживая планы, представляемые ему его маршалами, и отдавая лично приказания своим генералам.
... Наполеон ездил по полю, глубокомысленно вглядывался в местность, сам с собой одобрительно или недоверчиво качал головой и, не сообщая окружавшим его генералам того глубокомысленного хода, который руководил его решеньями, передавал им только окончательные выводы в форме приказаний. ...
Отдав эти и другие приказания, он вернулся в свою ставку, и под его диктовку была написана диспозиция сражения.
Диспозиция эта, весьма неясно и спутанно написанная, – ежели позволить себе без религиозного ужаса к гениальности Наполеона относиться к распоряжениям его, – заключала в себе четыре пункта – четыре распоряжения. Ни одно из этих распоряжений не могло быть и не было исполнено.
... Итак, ни одно из распоряжений диспозиции не было и не могло быть исполнено. Но в диспозиции сказано, что по вступлении таким образом в бой будут даны приказания, соответственные действиям неприятеля, и потому могло бы казаться, что во время сражения будут сделаны Наполеоном все нужные распоряжения; но этого не было и не могло быть потому, что во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено. (Т.,3, ч. 2, гл. 27)
Вернувшись после второй озабоченной поездки по линии, Наполеон сказал:
– Шахматы поставлены, игра начнется завтра.
...Он так интересовался этим предстоящим ему делом, что не мог спать и, несмотря на усилившийся от вечерней сырости насморк, в три часа ночи, громко сморкаясь, вышел в большое отделение палатки. Он спросил о том, не ушли ли русские? Ему отвечали, что неприятельские огни всё на тех же местах. Он одобрительно кивнул головой.
... В половине шестого Наполеон верхом ехал к деревне Шевардину.
Начинало светать, небо расчистило, только одна туча лежала на востоке. Покинутые костры догорали в слабом свете утра.
Вправо раздался густой одинокий пушечный выстрел, пронесся и замер среди общей тишины. Прошло несколько минут. Раздался второй, третий выстрел, заколебался воздух; четвертый, пятый раздались близко и торжественно где-то справа.
Еще не отзвучали первые выстрелы, как раздались еще другие, еще и еще, сливаясь и перебивая один другой.
Наполеон подъехал со свитой к Шевардинскому редуту и слез с лошади. Игра началась. (Т. 3, ч. 2, гл. 29)
Б) Из-под горы от Бородина поднималось церковное шествие. Впереди всех по пыльной дороге стройно шла пехота с снятыми киверами и ружьями, опущенными книзу. Позади пехоты слышалось церковное пение.
Обгоняя Пьера, без шапок бежали навстречу идущим солдаты и ополченцы.
– Матушку несут! Заступницу!.. Иверскую!..
– Смоленскую матушку, – поправил другой.
Ополченцы – и те, которые были в деревне, и те, которые работали на батарее, – побросав лопаты, побежали навстречу церковному шествию. За батальоном, шедшим по пыльной дороге, шли в ризах священники, один старичок в клобуке с причтом и певчпми. За ними солдаты и офицеры несли большую, с черным ликом в окладе, икону. Это была икона, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией. За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы военных.
... Толпа, окружавшая икону, вдруг раскрылась и надавила Пьера. Кто-то, вероятно, очень важное лицо, судя по поспешности, с которой перед ним сторонились, подходил к иконе.
Это был Кутузов, объезжавший позицию. Он, возвращаясь к Татариновой, подошел к молебну. Пьер тотчас же узнал Кутузова по его особенной, отличавшейся от всех фигуре.
В длинном сюртуке на огромном толщиной теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице, Кутузов вошел своей ныряющей, раскачивающейся походкой в круг и остановился позади священника. Он перекрестился привычным жестом, достал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голову. За Кутузовым был Бенигсен и свита. Несмотря на присутствие главнокомандующего, обратившего на себя внимание всех высших чинов, ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться.
Когда кончился молебен, Кутузов подошел к иконе, тяжело опустился на колена, кланяясь в землю, и долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости. Седая голова его подергивалась от усилий. Наконец он встал и с детски-наивным вытягиванием губ приложился к иконе и опять поклонился, дотронувшись рукой до земли. Генералитет последовал его примеру; потом офицеры, и за ними, давя друг друга, топчась, пыхтя и толкаясь, с взволнованными лицами, полезли солдаты и ополченцы. (Т. 3, ч. 2, гл. 21)
... Кутузов между тем подошел к деревне и сел в тени ближайшего дома на лавку, которую бегом принес один казак, а другой поспешно покрыл ковриком. Огромная блестящая свита окружила главнокомандующего.
Икона тронулась дальше, сопутствуемая толпой. (Т.3, ч. 2, гл.22)
Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжении, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему.
«Да, да, сделайте это, – отвечал он на различные предложения. – Да, да, съезди, голубчик, посмотри, – обращался он то к тому, то к другому из приближенных; или: – Нет, не надо, лучше подождем», – говорил он. Он выслушивал привозимые ему донесения, отдавал приказания, когда это требовалось подчиненным; но, выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что-то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти.
Общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела.
...В третьем часу атаки французов прекратились. На всех лицах, приезжавших с поля сражения, и на тех, которые стояли вокруг него, Кутузов читал выражение напряженности, дошедшей до высшей степени. Кутузов был доволен успехом дня сверх ожидания. Но физические силы оставляли старика. Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал. Ему подали обедать.
Флигель-адъютант Вольцоген, тот самый, который, проезжая мимо князя Андрея, говорил, что войну надо im Raum verlegon [перенести в пространство (нем.) ], и которого так ненавидел Багратион, во время обеда подъехал к Кутузову. Вольцоген приехал от Барклая с донесением о ходе дел на левом фланге. Благоразумный Барклай де Толли, видя толпы отбегающих раненых и расстроенные зады армии, взвесив все обстоятельства дела, решил, что сражение было проиграно, и с этим известием прислал к главнокомандующему своего любимца.
Кутузов с трудом жевал жареную курицу и сузившимися, повеселевшими глазами взглянул на Вольцогена.
Вольцоген, небрежно разминая ноги, с полупрезрительной улыбкой на губах, подошел к Кутузову, слегка дотронувшись до козырька рукою.
Вольцоген обращался с светлейшим с некоторой аффектированной небрежностью, имеющей целью показать, что он, как высокообразованный военный, предоставляет русским делать кумира из этого старого, бесполезного человека, а сам знает, с кем он имеет дело. «Der alte Herr (как называли Кутузова в своем кругу немцы) macht sich ganz bequem, [Старый господин покойно устроился (нем.) ] – подумал Вольцоген и, строго взглянув на тарелки, стоявшие перед Кутузовым, начал докладывать старому господину положение дел на левом фланге так, как приказал ему Барклай и как он сам его видел и понял.
– Все пункты нашей позиции в руках неприятеля и отбить нечем, потому что войск нет; они бегут, и нет возможности остановить их, – докладывал он.
Кутузов, остановившись жевать, удивленно, как будто не понимая того, что ему говорили, уставился на Вольцогена. Вольцоген, заметив волнение des alten Herrn, [старого господина (нем.) ] с улыбкой сказал:
– Я не считал себя вправе скрыть от вашей светлости того, что я видел Войска в полном расстройстве
– Вы видели? Вы видели?.. – нахмурившись, закричал Кутузов, быстро вставая и наступая на Вольцогена. – Как вы как вы смеете!.. – делая угрожающие жесты трясущимися руками и захлебываясь, закричал он. – Как смоете вы, милостивый государь, говорить это мне. Вы ничего не знаете. Передайте от меня генералу Барклаю, что его сведения неверны и что настоящий ход сражения известен мне, главнокомандующему, лучше, чем ему.
Вольцоген хотел возразить что-то, но Кутузов перебил его.
– Неприятель отбит на левом и поражен на правом фланге. Ежели вы плохо видели, милостивый государь, то не позволяйте себе говорить того, чего вы не знаете. Извольте ехать к генералу Барклаю и передать ему назавтра мое непременное намерение атаковать неприятеля, – строго сказал Кутузов. Все молчали, и слышно было одно тяжелое дыхание запыхавшегося старого генерала. – Отбиты везде, за что я благодарю бога и наше храброе войско. Неприятель побежден, и завтра погоним его из священной земли русской, – сказал Кутузов, крестясь; и вдруг всхлипнул от наступивших слез. Вольцоген, пожав плечами и скривив губы, молча отошел к стороне, удивляясь uber diese Eingenommenheit des alten Herrn. [на это самодурство старого господина. (нем.) ]
– Да, вот он, мой герой, – сказал Кутузов к полному красивому черноволосому генералу, который в это время входил на курган. Это был Раевский, проведший весь день на главном пункте Бородинского поля.
Раевский доносил, что войска твердо стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более. Выслушав его, Кутузов по-французски сказал:
– Vous ne pensez donc pas comme lesautres que nous sommes obliges de nous retirer? [Вы, стало быть, не думаете, как другие, что мы должны отступить?]
– Au contraire, votre altesse, dans les affaires indecises c'est loujours le plus opiniatre qui reste victorieux, – отвечал Раевский, – et mon opinion [Напротив, ваша светлость, в нерешительных делах остается победителем тот, кто упрямее, и мое мнение]
– Кайсаров! – крикнул Кутузов своего адъютанта. – Садись пиши приказ на завтрашний день. А ты, – обратился он к другому, – поезжай по линии и объяви, что завтра мы атакуем.
...И по неопределимой, таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющее главный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завтрашний день, передались одновременно во все концы войска.
Далеко не самые слова, не самый приказ передавались в последней цепи этой связи. Даже ничего не было похожего в тех рассказах, которые передавали друг другу на разных концах армии, на то, что сказал Кутузов; но смысл его слов сообщился повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека.
И узнав то, что назавтра мы атакуем неприятеля, из высших сфер армии услыхав подтверждение того, чему они хотели верить, измученные, колеблющиеся люди утешались и ободрялись. (Т. 3, ч. 2, гл. 35)
4. de la Moskowa
А) Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение ... казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.... Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. (Т.4, ч. 2, гл. 8)
Б) Кутузов, как и все старые люди, мало спал по ночам. Он днем часто неожиданно задремывал; но ночью он, не раздеваясь, лежа на своей постели, большею частию не спал и думал.
Так он лежал и теперь на своей кровати, облокотив тяжелую, большую изуродованную голову на пухлую руку, и думал, открытым одним глазом присматриваясь к темноте.
.... «Они должны понять, что мы только можем проиграть, действуя наступательно. Терпение и время, вот мои воины-богатыри!» думал Кутузов. Он знал, что не надо срывать яблоко, пока оно зелено. Оно само упадет, когда будет зрело, а сорвешь зелено, испортишь яблоко и дерево, и сам оскомину набьешь. Он, как опытный охотник, знал, что зверь ранен, ранен так, как только могла ранить вся русская сила, но смертельно или нет, это был еще не разъясненный вопрос.
...В ночь 11-го октября он лежал, облокотившись на руку, и думал об этом.
В соседней комнате зашевелилось, и послышались шаги Толя, Коновницына и Болховитинова.
Эй, кто там? Войдите, войди! Что новенького? окликнул их фельдмаршал.
... Скажи, скажи, дружок, сказал он Болховитинову своим тихим, старческим голосом, закрывая распахнувшуюся на груди рубашку. Подойди, подойди поближе. Какие ты привез мне весточки? А? Наполеон из Москвы ушел? Воистину так? А?
...Болховитинов рассказал все и замолчал, ожидая приказания. Толь начал было говорить что-то, но Кутузов перебил его. Он хотел сказать что-то, но вдруг лицо его сщурилось, сморщилось; он, махнув рукой на Толя, повернулся в противную сторону, к красному углу избы, черневшему от образов.
Господи, создатель мой! Внял ты молитве нашей дрожащим голосом сказал он, сложив руки. Спасена Россия. Благодарю тебя, господи! И он заплакал. (Т. 4, ч. 2, гл. 17)
Со времени известия о выходе французов из Москвы и до конца кампании, вся деятельность Кутузова заключается только в том, чтобы властию, хитростию, просьбами удерживать свои войска от бесполезных наступлений, маневров и столкновений с гибнущим врагом...
Кутузов везде отступает, но неприятель, не дожидаясь его отступления, бежит назад в противную сторону. (Т. 4, ч. 2, гл. 17)
5. Вывод Толстого
Бородинское сражение с последовавшими за ним занятием Москвы и бегством французов, без новых сражений, есть одно из самых поучительных явлений истории.
...После Бородинской победы французов не было ни одного не только генерального, но сколько-нибудь значительного сражения, и французская армия перестала существовать. Что это значит? ...Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война все это были отступления от правил.
Наполеон чувствовал это, и с самого того времени, когда он в правильной позе фехтовальщика остановился в Москве и вместо шпаги противника увидал поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам (как будто существовали какие-то правила для того, чтобы убивать людей).
...Цель отрезывания Наполеона с армией никогда не существовала, кроме как в воображении десятка людей. Она не могла существовать, потому что она была бессмысленна, и достижение ее было невозможно.
Цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия. Цель эта достигалась, во-первых, сама собою, так как французы бежали, и потому следовало только не останавливать это движение. Во-вторых, цель эта достигалась действиями народной войны, уничтожавшей французов, и, в-третьих, тем, что большая русская армия шла следом за французами, готовая употребить силу в случае остановки движения французов.
Русская армия должна была действовать, как кнут на бегущее животное. И опытный погонщик знал, что самое выгодное держать кнут поднятым, угрожая им, а не по голове стегать бегущее животное. (Т.4, ч. 3, гл. 1,2)
13 PAGE 143515
Рисунок 1D:\Мои документы 1\2016-17\Литература\Открыт урок кутузов и наполеон\фото\975602_kartinki-kutuzova-i-napoleona.jpgЗаголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 715