ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КЛЮЧЕВОЕ ТРЕБОВАНИЕ ФГОС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КЛЮЧЕВОЕ ТРЕБОВАНИЕ ФГОС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙФионина Людмила Евгеньевна,учитель информатики и ИКТМБОУ Гимназии №1 Кировского района г.о. Самара
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее значимых целей образования уже на протяжении достаточно длительного периода времени является воспитание всесторонне развитой личности. Меняются только некоторые критерии (аспекты) подготовки такого выпускника школы в соответствии с вызовами времени. Сегодня, в эпоху активной информатизации общества достаточно четко определен вектор развития современной системы образования и сформулирован социальный заказ общества и государства общеобразовательной школе. Задача современной школы – перевести учащегося в режим саморазвития. Поэтому в основе новых образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход. Наряду с предметными результатами школьник должен овладеть универсальными (надпредметными) учебными действиями: уметь самостоятельно определять цели своего обучения, планировать и организовывать познавательную деятельность, осуществлять самоконтроль в процессе достижения результата, уметь работать в команде и др. Без этих навыков сегодня трудно стать востребованным, конкурентоспособным  специалистом на рынке труда.
В разные времена методистами и педагогами было разработано множество разнообразных форм и методов обучения, способствующих формированию умения работы с информацией, развитию творческого мышления, стимулированию познавательного интереса. На данный момент основной формой работы является классно–урочная система, в которой ведущая роль отводится учителю. Наиболее часто используемые методы обучения, направлены на тренировку памяти ученика, заучивания стандартных алгоритмов решения задач, где учитель сначала объясняет ученикам новый материал, затем разбирает примеры, работая с классом, дает задание на закрепление. Роль ученика в этом случае в большей мере пассивна. Он получает знания, отобранные и строго дозированные учителем исходя из содержания государственного стандарта в соответствие с учебной программой. Ученику остается лишь усвоить необходимый материал и отработать полученные умения на практике. Заданий, раскрывающих творческий потенциал ученика, требующих от него проявления большей самостоятельности, инициативы, как правило, дается мало, зачастую для них просто не остается времени на уроке. На выходе из школы ученик, как правило, хорошо осваивает заученные пути решения проблем, стандартные алгоритмы действий. Получаем первое противоречие между участниками ОП
Желаемое – современный социальный заказ Действительное – реальная картина
Ученик – активный участник ОП, самостоятельно определяет цели обучения, планирует свою деятельность, осуществляет самоконтроль.
Учитель – активный участник образовательного процесса – «старший товарищ», помощник, консультант.
Родитель – активный участник образовательного процесса, представитель общественности, формирующей социальный заказ ↔ Ученик – пассивный участник образовательного процесса, который получает готовые знания, отрабатывает умения на стандартных ситуациях
Учитель – активный участник образовательного процесса, который определяет цели обучения, планирует свою деятельность, осуществляет самоконтроль…
Родитель – зачастую не принимает в образовательном процессе никакого участия.
Но, часто бывает так: мы видим цель, но не всегда видим пути достижения этой цели. И если ожидаемые результаты обучения сегодня определены Федеральными образовательными стандартами  на нормативном уровне, то адекватные этим ожиданиям средства их достижений (например, подходы к конструированию заданий, целесообразные методы, формы и способы организации образовательного процесса), к сожалению, сформулированы только на уровне рекомендаций. То есть вопрос «Какие результаты мы должны получить?» для педагога неизбежно порождает другой, не менее значимый, вопрос «А как это сделать?» - это второе противоречие.
Желаемое – современный социальный заказ ↔ Действительное – реальная картина
Четко определены результаты обучения Не продуманы пути достижения результатов:
реальное количество часов
педагогические приемы, формы и методы обучения для получения этих результатов
дидактическая и методическая база
система оценивания достижения результатов
кадровая политика
Перед учителем стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов и высокотехнологичных средств информационно-коммуникационных технологий для формирования компетентностей. ИКТ-технологии развиваются бешеными темпами, повсюду свобода деятельности с разного рода дивайсами. С одной стороны боязнь старшего поколения новых технологий в повседневной жизни, таких как просмотр фильма в транспорте, поиск объявлений и заказы через Интернет-магазины, пользование он-лайн услугами госучреждений, банков и прочее в отличие от подрастающего поколения, с другой стороны одностороннее использование учащимися этих сервисов, современных устройств, отсутствие глубины и широты познания. Дети не могут сами инициировать образовательную деятельность... ЭТО ДЕТИ! Отсюда непонимания всех дидактических возможностей. С этим надо научиться жить! Нам надо сократить имеющийся цифровой разрыв между учителями и школьниками. И это тоже противоречие в образовательном и жизненном процессе.
Желаемое – современный социальный заказ ↔ Действительное – реальная картина
Обоснованное использование современных технических средств и технологий. Боязнь применения у одних и однообразие применения у других.
Умение грамотно работать с информацией, видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути их рационального решения, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей их действительности, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить — именно это должно стать приоритетным в образовательном процессе.
Таким образом, профессиональная проблема заключается в том, что классно-урочная форма работы и стандартные методы обучения не могут в достаточной степени обеспечить развитие необходимых навыков совместной познавательной деятельности и самостоятельной работы (как основы самообразования и саморазвития), творческих навыков у детей, которые необходимы им для дальнейшего развития.
СПЕЦИФИКА ТРЕБОВАНИЙ К ВЫПУСКНИКУ ШКОЛЫ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Формирование универсальных учебных действий - это один из приоритетов современного образования. Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен освоить ученик. Ученые и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету. Однако становится очевидным, что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания школы. Конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, но и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Поэтому сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить УУД.
В связи с введением ФГОС второго поколения, портрет выпускника претерпел значительные изменения. Если в государственном стандарте первого поколения портрет ученика составлялся из знаний и умений, с которыми учащийся должен выпуститься из школы, то в ФГОС второго поколения требования к выпускнику ориентированы на его личностные качества:
любящий свой край и своё Отечество;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила ЗОЖ, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Для того чтобы убедиться в этом, давайте сравним некоторые предметные требования к выпускникам.
В результате изучения информатики и информационных технологий
ГОС первого поколения ФГОС второго поколения
Знать: виды ИП; единицы измерения количества и скорости передачи информации, основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций, назначение и функции используемых ИКТ технологий Соотносить получаемую информацию с принятыми в обществе моделями.
Владеть навыками критического анализа информации, отражающей различные точки зрения.
уметь:
оперировать ИО, открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать файлы, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
оценивать числовые параметры ИО и ИП: объем памяти; скорость передачи информации уметь:
создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную ИБ
развивать чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
искать информацию с применением правил поиска в БД, КС, некомпьютерных источниках при выполнении проектов по различным дисциплинам; приобретение опыта использования информационных ресурсов в учебной и практической деятельности
пользоваться ПК и его периферийным оборудованием; следовать требованиям ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с ПК умение осуществлять совместную информационную и техническую деятельность и выбирать средства ИКТ для решения задач
использовать в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде ИП Владение навыками постановки задачи
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; получение опыта использования методов и средств информатики при исследовании объектов различных предметных областей
передачи информации по телекоммуникационным каналам, использования информационных ресурсов общества. Овладение навыками использования основных средств коммуникации.
Планирование деятельности
Прогнозирование результата деятельности
Контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования.
Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения определенными умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом. Отсюда следует, что в обучении необходимо использовать такие методы, которые развивают мышление школьников, учат рассуждать, самостоятельно ставить цели и задачи, искать способы их достижения на основе собственного опыта и глубокого осмысления.
Благодаря современным технологиям и сервисам, предоставляемым посредством сети Интернет, можно создавать, редактировать, хранить и осуществлять совместную работу над различными документами. Такие возможности реализуются посредством облачных технологий.
Облачные технологии (вычисления) – это технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис.
Какие преимущества дают облачные технологии в плане изменения образовательного процесса:
Возможности GOOGLE-технологий Изменения в образовательном процессе
организация совместной продуктивной деятельности школьников, учителей, родителей Содержание ОП: Хранение информации в облаке, совместный доступ всех участников ОП
Средства обучения: Индивидуальные, групповые, дистанционные
Средства воспитания: Формирование бережного отношения к информационным ресурсам; Использование комфортных принципов современного общения, воспитание культуры совместной деятельности и правил сетевого общения
Контроль: Оперативность проверки как учителем, так учениками и родителями через организацию взаимной проверки с использованием голосования, системы комментариев и т.д.
инструментальная основа инновационных педагогических технологий деятельностного типа Содержание ОП: Изменение парадигмы добывания знаний (квесты, исследования и пр.) Расширение теоретического и иллюстративного материала
Средства обучения: Проектные методы, новые инструменты получения знаний
Средства воспитания: Демонстрация трудоемкости создания качественного информационного ресурса
Контроль: Автоматизация проверки через анкеты и таблицы
Личностно-ориентированное обучение Содержание ОП: Информационный ресурс может легко дифференцироваться под разные категории обучающихся, использоваться на разных предметах.
Средства обучения: Работа с коллективными документами позволяет включить в деятельность каждого ученика, сделать его вклад весомым, что, естественно, влияет на самооценку школьника, служит мотивом для саморазвития
Средства воспитания: Признание вклада каждого ученика
Контроль: Оперативность проверки и самоконтроля
Возможность выйти из стен классной комнаты Содержание ОП: можем вести записи в коллективных документах в парке, музее, в школьном дворе и на городских улицах
Средства обучения: Индивидуальные, групповые
Средства воспитания: качественно иное восприятие учащимися окружающего мира, дух сотрудничества и взаимопомощи и ответственности
Контроль: оценка у метапредметных: умений самостоятельно планировать пути достижения целей, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, умения работать в сотрудничестве… 
Открытость и доступность обучения Содержание ОП: Включение в образовательный процесс внешних носителей информации (преподавателей, родителей)
Средства обучения: Дистанционные (болезни, поездки и пр.)
Средства воспитания: Включение в образовательный процесс родителей
Контроль: Возможность оперативно оцени результаты своей деятельности и внести коррективы
Мотивация Содержание ОП: Ты сам можешь формировать содержание ОП
Средства обучения: Эвристические, Творческие, Нетрадиционные, Перевернутые уроки, Использование карт и виртуальных экскурсий
Средства воспитания: для учителя - уникальная возможность профессионального самоутверждения, признания педагогическим сообществом; для ученика признание класса, школы
Предмет и технология оценивания Содержание ОП: проектирование учебных ситуаций, ориентированных на развитие метапредметных результатов
Средства обучения: Таблицы продвижения
Средства воспитания: Расширение сферы оценки позволяет воспитывать толерантное отношение к результатам деятельности
Контроль: Светофор, рейтинги, баллы, самооценка
Что делает привлекательным облачные технологии для сферы образования? Во-первых, доступ к одному и тому же информационному ресурсу с различных устройств, подключенных к сети интернет.
Во-вторых, открывая документ (таблицу, тестовый документ, рисунок, форму, сайт, блог...) для доступа школьникам, мы создаем уникальные возможности для организации совместной деятельности.
Использование google-таблиц как инструмента совместной деятельности для систематизации знаний
Цель задания: систематизация знаний по разделу «Устройство компьютера» и формирование у учащихся системы знаний о принципах работы компьютера.
Конечный продукт:  представляет собой инструкцию по подбору необходимой конфигурации ПК и его сборке (жизненная задача) – Приложение 1.
Образовательный результат: В ходе выполнения работы у учащихся формируются следующие познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знание, оформление их в таблицы;
смысловое чтение;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
Что нового приносит задание в образовательный процесс:
совместная работа учащихся при структурировании информации
совместное обсуждение результатов при помощи привычных им средств (речевых и письменных в чате)
дистанционное подключение к заданию внешних источников – специалистов (родителей, инженеров) для правки конфигураций собранных компьютеров
обыгрывание реальной жизненной ситуации.
Сайт Достижений как инструмент совместной деятельности в организации учебного процесса
Изменяющиеся с бешеной скоростью компьютерные технологии и программы, социальные заказы общества к формированию компьютерной граммотности и информационной культуры, постоянные перемещения изучаемых тематических модулей курса из одной возрастной параллели в другую не дают современному учителю информатики времени на структуризацию собственных наработок. Ответом на этот вопрос стала идея проекта так называемого сайта достижений.
Под сайтом достижений в этом случае понимается сайт, на котором расположен не только учебный материал (теория и практические занятия), но и задания конкретных уроков, решения этих заданий учениками, когда учащийся сам может выкладывать свое выполненное задание, обсудить работы других и посмотреть свои достижения в сравнении с достижениями своих одноклассников, ребят из параллели и учащихся из других образовательных учреждений, которых можно пригласить к обучению.
Цель использования: организация процесса индивидуального продвижения ученика по образовательной траектории, т.к. 7-8 практикумов выложены в виде заданий и можно выполнять их в любом порядке, даже если ты в данный момент не можешь присутствовать на уроке.
Конечный продукт:  коллективный сайт, который включает описание практикумов, задания разного уровня (Приложение 2), таблицы результатов освоения технологии.
Образовательный результат: В ходе выполнения работы у учащихся формируются следующие познавательные УУД:
формирование осознанного отношения к другому человеку;
планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций; осуществлять итоговый контроль деятельности и оценивать результаты деятельности (чужой, своей).
находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи;
Что нового приносит задание в образовательный процесс:
совместная работа учащихся при формировании галереи достижений
совместное обсуждение результатов выполнения заданий
включение в процесс обучения всех обучающихся, независимо от из местонахождения состояния здоровья
изменение системы оценивания достижений учащихся через отслеживание процесса продвижения ученика по его работам, организация и публикация таблицы достижений в виде цветовой раскраски результатов освоения каждой технологии, позволяющая наблюдать прогресс отдельного ученика и класса в целом.
ученик по цветовой таблице может проанализировать свою успешность и выбрать варианты корректирования своего обучения.
Все это позволяет сформировать:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выполнить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу.
Организация познавательной деятельности школьников при совместном создании информационных продуктов (на примере Google-презентации)
Google-презентации – это удобный инструмент для создания и редактирования презентаций в Интернете, а также совместной работы над ними.
Совместная работа над презентациями проста (Приложение 3), поскольку она позволяет:
точно знать, что делает каждый ваш соавтор, благодаря цветным меткам присутствия;
редактировать презентацию одновременно с другими пользователями вне зависимости от того, где они находятся;
из истории изменений узнавать, кто внес изменения, или возвращаться к более ранним версиям;
общаться с соавторами и делиться идеями во встроенном чате.
В ходе выполнения работы у учащихся формируются следующие познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации;
смысловое чтение;
анализ найденной информации с целью выделения существенного и несущественного;
синтезирование информации - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
структурирование полученной информации;
учащиеся самостоятельно создают алгоритм своего действия;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Использование сервисов Google позволяет создать уникальную информационно-образовательную среду, соответствующую требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения, организовать учебный процесс, направленный на формирование у школьников не только предметных результатов, но и универсальных учебных действий.
Однако простое использование сервисов на уроках информатики или на других предметных занятиях не решает обозначенную проблему. Ее решение требует более широкого подхода, включающего в себя изменения в кадровых, научно-методических, материально-технических, нормативно-правовых, информационный, организационных и других условиях.
Сегодня в школах использование сервисов происходит эпизодически, учителями-инноваторами и только в рамках образовательного процесса. Еще никто не оценил прелести использования облачных технологий в плане управления учебным и воспитательным процессом.
Образовательный процесс Управление
На основе единого банка планирования можно создавать объединенные предметные проекты, дающие возможность учащимся выполняя одно задание быть оцененным на разных предметах Единый банк планирования
На основе единого банка можно расставить приоритеты полготовки одаренных детей к выбранным ими олимпиадам и творческим конкурсам, «не разрывая их на части» Единый банк «одаренных детей»
Дает реальную картину коррекции учебного процесса, направленного на исправление ситуации Оперативность сбора мониторинговой информации одновременно по классам и предметам
Все описанные ситуации подразумевают изменение кадровой политики ОУ, направленной на освоение новых образовательных технологий, сотрудничество между учителями разных предметных областей, квалифицированную помощь в освоении СОТ и, конечно, признание заслуг.
Внедрение сервисов облачных технологий предусматривает и изменение в системе оценивания на нормативно-правовом и научно-методическом уровне. Прежде всего, к изменению форм оценивания мотивируют нас, педагогов, сами ученики. Им становится скучно на наших уроках. Учителя для них предельно предсказуемы в оценивании. Да это и понятно: мы имеем достаточно ограниченный набор инструментов оценивания: тесты, контрольные, самостоятельные и т.п. проверочные работы, которые включают типовые задания на проверку предметных результатов и которыми мы зачастую пугаем еще загодя… Конечно, это объяснимо: впереди ГИА, ЕГЭ... И на карту поставлено все: репутация учителя, школы, будущее ученика… Но факт остается фактом...
Расширения арсенала процедур оценивания требует от учителя и переход на новые образовательные стандарты. Сегодня, в соответствии с ФГОС, мы должны оценивать у школьников не только предметные результаты, но и метапредметные: умения самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами и осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, умения работать в сотрудничестве… Это вызов времени. 
Таким образом, учитель современной школы поставлен перед необходимостью научиться оценивать не конечный результат, а способы деятельности учащегося. И только предоставляя школьнику определенную степень свободы в выборе образовательной траектории, способов деятельности и формы конечного продукта, мы можем оценить его регулятивные умения. А создавая ему условия работы в команде, мы можем оценить его коммуникативные умения. 
При этом мы ощущаем острый дефицит технологий и эффективных методик для оценивания приращений этих метапредметных результатов...
Материально-технические аспекты тоже играют существенную роль в обеспечении достижения новых образовательных результатов, ведь использование облачных технологий – это прежде всего доступ к всемирной паутине. Просто необходимо обновление технического парка наших школ не только классической компьютерной техникой, но и мобильными устройствами, отвечающими зову времени, программами, которые показывают реальную действительность, а не «бесплатный, нигде не применяемый» кроме школы пакет ПО.
Не последнюю роль играют и информационные условия, ведь мы живем в век информатики, и каждому участнику образовательного процесса необходимо своевременно получать краткую, но объективную и четкую информацию о новинках педагогических технологий, методах и результатах их применения, об изменениях в требованиях к образовательным результатам, новым веяниям и тенденциям педагогики и психологии.
Такой широкий подход к использованию современных информационных сервисов в учебном процессе и его управлении позволит значительно увеличить уровень организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, педагогов и родителей. Благодаря этой деятельности ученики, учителя и родители объединятся в группы, маленькие коллективы, у которых будут совместные цели, общая деятельность – разработка и реализация творческой работы. Общение в таких микрогруппах активизирует их социальное созревание.
Список литературы
Колин, К.К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика» (современная концепция)/К.К. Колин//ИНФО. – 2000.- №10.
Леднев, В.С., Кузнецов А.А., Бешенков С.А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе / В.С. Леднев, А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков // ИНФО.- 2000. № 2.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. Кадров / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 272с.
Информатика: Программы для общеобразовательных учреждений / сост. – М.Н. Бородин. – М.: Лаборатория знаний, 2007. – 441с.
Федеральный государственный образовательный стандарт. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/
Фестиваль педагогических идей «Открытый класс». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/592471/
Форма Google. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/78630/forma-googleGoogle диск. Презентация. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://support.google.com/drive/bin/answer.py?hl=ru&answer=126127&topic=19431&rd=1Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/ft/005913/12.pdf
Приложение 1.
ЗАДАНИЕ «ПОДБЕРИ КОМПЬЮТЕР САМ»
В современном мире мало кто не имеет представления о том, что такое компьютер. Сейчас его можно встретить практически в каждом доме, его используют люди практически всех возрастных категорий – от маленьких детей до пожилых людей. С помощью компьютера люди решают самые разные задачи – печатают рефераты, строят модели, разрабатывают и играют в компьютерные игры. Но не каждый пользователь разбирается в его устройстве и умеет ухаживать за своим компьютером. Компьютер можно сравнить с велосипедом – кататься любят все, а чинить везут в специальные сервис центры. Если приходится покупать новый, как правило, обращаются за советом к менеджерам, продавцам, родственникам и знакомым, не давая себе труда постичь его устройство самостоятельно. На сегодняшний день умение правильно собрать и подобрать себе конфигурацию домашнего компьютера ценится не меньше чем навыки работы за ним.
Цель работы – помочь пользователям разобраться в устройстве персонального компьютера и научить подбирать ту конфигурацию, которая отвечала бы его требованиям.
26504901303655Мы составим Google–таблицу с техническими характеристиками ПК, которые помогут каждому, кто посмотрит её, определить, какой компьютер нужен ему. Учащиеся делятся на группы: «Домашний ПК», «Игровой ПК», «Офисный ПК», «Графическая станция». Сначала учащиеся изучают для каких целей нужен каждый из ПК, затем, исходя из этого описания определяют какими техническими характеристиками должен обладать каждый из компьютеров.
После изучения этой информации учащиеся заполняют следующую таблицу, которая поможет им в выполнении основного задания:
Основные требования по характеристикам к ПК для каждого класса задач:
910590378460
7581901572260Следующим этапом является составление на основе Интернет-ресурсов (сайтов производителей аппаратных устройств, магазинов компьютерной техники и различных публикаций) самой таблицы с техническими характеристиками каждого типа компьютера. В результате работы по группам у учащихся должна получиться следующая таблица:
Так же учащимся можно предложить ещё одно интересное задание, которое так же можно разместить в Google – таблице. В этой таблице можно отразить все те же типы ПК и обозначить комплектующие, на которых в данном ПУ можно сэкономить.
При подборе хороших комплектующих к графической станции или игровому ПК рассчитывать на малую цену не приходится. Если это графическая станция, то на цену нельзя ориентироваться вообще. Нет смысла покупать плохие комплектующие для компьютера, который заведомо должен решать серьезные задачи. То же относится и к игровому ПК. Домашний ПК в плане дешевизны будет стоять на третьем месте. Самым дешевым будет офисный ПК. Однако, всегда есть возможность сэкономить на чем-либо, какой бы тип ПК вы не выбрали. «Да» означает, что для данного типа ПК на данном устройстве можно сэкономить. Прочерк – нельзя сэкономить.

Приложение 2
«САЙТ ДОСТИЖЕНИЙ»
Предмет: информатикаКласс: 7Модуль: Векторная графика
Образовательная модель: технология развития критического мышления на основе сервисов Google, технология сотрудничества
Учебная ситуация, длительность: исследование технологии построения векторного изображения, 7-8 уроков.
Предметные результаты, их практическая значимость:
формирование умения работать с различными источниками информации (текстами, схемами, видео, звуковой информацией)
умение анализировать информацию, подбирать информацию в Интернете соответственно своему желанию (ориентируясь на разные виды представления информации)
формирование умение работать с различными сервисами создания совместных документов
Средство (сервис) ИКТ, его дидактические возможности:
google-cайт и google-документы (текстовые документы - описания практических работ; таблицы для размещения ссылок выполненных работ, таблицы результатов достижений в освоении технологии, страницы сайта для размещения графических изображений в галереях работ).
интернет-уроки по данному графическому редактору для расширения возможностей освоения программного продукта и формирования навыка самостоятельного поиска описания выполнения задуманной работы по принципу - хочу научиться рисовать это -> найду подобный урок->попробую сделать по описанию -> использую технологию для своих идей.
Виды деятельности учащихся: здесь можно использовать очень широкий спектр видов деятельности от простого воспроизведения заданного описания, эксперимента по применению описанной технологии к своей идее, анализа вариантов выполнения (“хочу что полегче”, “попробую совместить две работы в одном”, “а если сделать не так как написано, а по другому?”, “а как это можно использовать для моей идеи?” и т.д.) до синтеза полученных навыков к новым идеям.
По характеру видов деятельности тут применимы и индивидуальная работа на первых порах и работа в микрогруппах, когда те кто освоил технологию помогают другим, и общие проекты, когда каждый из участников выполняет свою часть работы а потом вместе собирают общий рисунок (например проект “аквариум” когда каждый рисует кто рыбку, кто камешки, кто водоросли, а потом соединяют в одном рисунке)
Личностные результаты:
Самоопределение: “я могу”, “я хочу”, “я умею”
Смыслообразование: формирование способности к саморазвитию и самообразованию. развитие опыта участия в совместном проекте, развитие эстетического самосознания
Ценностная и морально-этическая ориентация: формирование осознанного отношения к другому человеку, формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми, формирование нравственных чувств и нравственного поведения при совместной работе
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей).
Коммуникативные УУД: находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; писать пояснения к рисункам, используя информацию, полученную из разных источников.
Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных графических объектов в процессе их построения; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя различные источники; исследовать собственные и чужие нестандартные способы решения; преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Описание учебной ситуации:
Обязательное задание: откройте описание указанного урока, выполните описанный алгоритм работы, сохраните полученный результат в сетевой папке класса в двух вариантах: в “родном” формате графического редактора и в формате.png размером 300Х400 пикселей, разместите полученное изображение на странице сайта в указанном месте.
Дополнительные задания:
Создайте собственный вариант рисунка по заданной технологии и разместите его на странице сайта.
Дайте оценку работам одноклассников в комментариях к страницам сайта.
Поделитесь впечатлением об освоенной технологии на странице урока.
Поделитесь интересной ссылкой на интернет урок по данной технологии
Интернет-уроки по векторной графике:
http://www.openarts.ru/inkscape-tutorials, http://inkscape.paint-net.ru/?id=3http://linux.armd.ru/common/img/uploaded/files/Inkscape1.pdfhttp://linuxgraphics.ru/articles.php?cat_id=3, http://younglinux.info/inkscapeИнструменты, критерии оценивания результатов деятельности:
https://docs.google.com/file/d/0ByOGxfpOruW2WENCZ09nLTVrWEU/edit урок работа с текстом
https://docs.google.com/file/d/0ByOGxfpOruW2QWFCbzM0YTJ6Y1k/edit - урок построение изображения панды
https://docs.google.com/file/d/0ByOGxfpOruW2UmtnRklMN2JSSTA/edit - урок цветы в горшке
https://docs.google.com/file/d/0ByOGxfpOruW2b2Q0Q0Q4YTVDOFE/edit - урок цветик-семицветик
Продукт деятельности учащихся (URL-адрес или скриншот):
https://sites.google.com/site/lfioninagraf/vector/1 - рисуем панду - https://sites.google.com/site/lfioninagraf/vector/2 - зверюшки - применение описанной технологии для собственного рисунка - дополнительное задание.

7835901540510приложение 3
«СОЗДАНИЕ GOOGLE-ПРЕЗЕНТАЦИИ»
Задание. Создайте Google – презентацию, в которой будет отражено развитие архитектуры компьютера. К примеру, группе учащихся предлагается тема: «Компьютерная клавиатура. Вчера. Сегодня. Завтра» Затем каждая группа презентует свою работу. При этом оценивается не только работа выступающих, но и активность слушающих учащихся.
Вот пример работы, которая в итоге должна получится у учащихся.
Критерии оценивая презентации:
Название критерия Оцениваемые параметры
Тема презентации Соответствие темы программе учебного предмета, раздела;
Дидактические и методические цели и задачи презентации Соответствие целей поставленной теме;
Достижение поставленных целей и задач;
Выделение основных идей презентации
Соответствие целям и задачам;
Содержание умозаключений;
Вызывают ли интерес у аудитории;
Количество (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5);
Содержание Достоверная информация об исторических справках и текущих событиях;
Все заключения подтверждены достоверными источниками;
Язык изложения материала понятен аудитории;
Актуальность, точность и полезность содержания;
Подбор информации для создания проекта – презентации
Графические иллюстрации для презентации;
Диаграммы и графики;
Экспертные оценки;
Ресурсы Интернет;
Примеры; Сравнения; Цитаты и т.д.
Подача материала проекта – презентации Хронология;
Приоритет;
Тематическая последовательность;
Структура по принципу «проблема-решение»;
Логика и переходы во время проекта – презентации
От вступления к основной части;
От одной основной идеи (части) к другой;
От одного слайда к другому;
Гиперссылки;
Заключение
Яркое высказывание - переход к заключению;
Повторение основных целей и задач выступления;
Выводы;
Подведение итогов;
Короткое и запоминающееся высказывание в конце;
Дизайн презентации
Шрифт (читаемость);
Корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков);
Элементы анимации;
Техническая часть Грамматика;
Подходящий словарь;
Наличие ошибок правописания и опечаток;