Урок математики на тему Решение нестандартных задач (3 класс)
3класс.
Тема урока: Решение нестандартных задач.
Цели урока:
Закрепить умения решать нестандартные задачи, научить составлять к ним краткую запись различных видов (с помощью графов и схематически).
Развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы, как мышление, внимание; развивать устную речь учащихся;
Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, решать задачи.
Воспитывать учебную самостоятельность.
Ход урока:
1.Организационный момент:
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня урок математики проведу у вас я. Зовут меня Татьяна Николаевна. Тема нашего урока сегодня: «Решение задач».
Но в начале, я хочу, чтобы вы прочитали, что сказал великий французский математик, физик, философ и писатель 17 века Паскаль о математике:
«Предмет математики настолько серьёзен, что нельзя упускать случая, сделать его немного занимательным».
Сегодня мы постараемся не упустить случая и будем решать не совсем обычные, а занимательные задачи. Но для этого нам необходимо выполнить «Мозговую гимнастику». Как же заставить содержимое наших голов включиться в работу? Оказывается, учёные давно доказали, что выполняя определённые упражнения пальчиками рук, мы стимулируем работу головного мозга.
2. «Мозговая гимнастика»
«Ленивые восьмёрки». Первое упражнение повышает устойчивость внимания. Рисуем в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки».
Сначала правой рукой три раза, теперь левой, теперь обеими руками.
«Шапка для размышлений». Второе упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речи.
«Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки.
«Палец двоится» Вытянуть руку вперёд, Смотреть на кончик пальца, Медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. 3 раза.
Это упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии, что нам сейчас же пригодится при выполнении «Разминки».
3. Разминка.
- Паук – насекомое или нет. (Нет)
- Сколько звуков в слове «Ёж»? (3)
- Тройка лошадей пробежала 6 км. По сколько км пробежала каждая лошадь?
- У двух матерей по пять сыновей. Что это? (Открывается доска).
4. Ввод в тему.
У Е. Пермяка есть рассказ «Для чего руки нужны». Что бы вы ответили автору? Всё верно. Что сегодня на уроке нам уже помогли выполнить руки? ( «Мозговую гимнастику» - на доске появляется табличка). И дальше нам без них не обойтись. По мановению моей указки, они будут превращаться в различные предметы, и помогут нам решить все задачи. Прочитайте первую из них.
5. Задача о рукопожатиях.
«Пять мальчиков встретились на вокзале, чтобы поехать за город. При встрече все они поздоровались друг с другом за руку. Сколько различных рукопожатий было?»
(Дети две минуты решают самостоятельно на листочках, потом называют ответы).
Чтобы проверить, кто из вас прав, я превращаю ваши пальчики в этих мальчиков, которые встретились. Первым будет здороваться большой пальчик. Считаем его рукопожатия. Убираем его. Теперь очередь среднего. Продолжаем счёт. Теперь средний. Осталось поздороваться безымянному с мизинцем. Сколько рукопожатий? (10).
Конечно, нашими пальчикам спасибо! Но в математике эти задачи решаются с помощью специальных схем, которые называются графами. Умеете вы строить графы? Это совсем не сложно. Я вас сейчас научу. Иди к доске. (Строим граф, дети работают в тетрадях)
6.Физкультминутка.
Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка, этот пальчик - папочка, этот пальчик – мамочка, этот – пальчик я: вот и вся моя семья! На другой руке без меня.
7.Задача – театр.
А сейчас наши руки помогут нам организовать кукольный театр. Вот главная героиня следующей задачи.
«Лягушка пригласила гостей. Ровно в 12 часов она встречала их на крыльце. Лиса пришла раньше медведя. Волк позже Зайца, Медведь раньше Зайца, Мышка позже Волка. Напишите на листах, кто пришёл раньше всех? Кто был последним?» (Решают самостоятельно.) (Проверяем «кукольный театр»).
Я взмахну указкой, и ваши пальчики превратятся в театральных героев, которые помогут нам проверить, кто из вас прав.
Но в математике такие задачи помогает решить числовой луч. Начало его обозначим буквой «Л» и временем, когда она начала встречать гостей. Кто пришёл раньше, тот будет ближе к Лисе. (Дети чертят луч в тетрадях).
8.Задача о столбах.
Вы думаете, что все превращения закончились? Ошибаетесь, читайте следующую задачу.
«Вдоль улицы решили поставить 4 столба на расстоянии 6 метров друг от друга и протянуть между ними провода. Сколько метров провода понадобится?» Запишите решение на листах.
Кто догадался, во что сейчас превратятся наши пальчики? (В столбы). Верно. Сколько их? А промежутков между ними сколько? Так сколько раз по 6 метров нужно было взять? Докажем это с помощью схемы. Так как же решить эту задачу? (В тетрадях схема)
Сколько было столбов? А промежутков между ними? А теперь представьте себе, что столбов было 10. Кто догадался, сколько промежутков между ними будет? Так сколько тогда провода понадобится? Посчитаем на нашей счётной машинке.
9. Счётная машинка.
Сейчас, по мановению моей указки, ваши руки превратятся в счётную машинку. Верите? Проверим. Сначала посмотрим на доску. Чтобы умножить девять на любое число, вам достаточно найти пальчик с таким номером, он станет границей между количеством десятков и единиц в ответе. Например: умножаем 9 на 2. Находим второй пальчик – это граница. Слева от неё число десятков, справа – число единиц. Называем ответ. Теперь умножим на 4. Назовите ответ.
А теперь положите обе ладони на стол. Я взмахну указкой, и вы умножите 9 на 7. Запишем пример в тетрадях. На 5. На 3. А на 9. Молодцы, но лучше, конечно, выучить таблицу. Итак, какую ещё работу выполнили наши пальчики? («Счётная машинка»).
10.Итог.
Так для чего нам сегодня на уроке понадобились руки?
Какой вывод мы можем сделать? Я тоже приготовила вам итоговое предложение, да пока к вам шла, все слова у меня в нём рассыпались. Помогите мне его собрать. (Дети на доске из слов собирают предложение: «Всё могут, всё умеют человеческие руки»). Это верно, только нужно приучать их трудиться с самого детства.