Доклад Познавательная деятельность учащихся начальных классов
Чтение является одним из основных средств формирования грамотности, образного мышления, развития творческого потенциала личности, ее жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она ни оказалась. Книга – фундамент, на котором строится культура нации. Книги питают ум и сердце ребенка, побуждают к самосознанию. К сожалению, чтение, как любимая досуговая деятельность, утрачивает свое значение для детей, сегодня превалирует деловое чтение.Привить ребёнку вкус к чтению, предоставить ему возможность читать – значит сделать его счастливым и уверенным. Возникает вопрос.
Как же побудитьинтерес к чтению? А надо просто удивить ребят самим процессом чтения – в знакомом открыть незнакомое, в скучном интригующее, в привычном – необычное. Ведь интерес к новому, таинственному, необычному заложен в самой природе детства. Осознав остроту проблемы, я понимаю, что только разнообразие форм и методов работы с книгой может удержать внимание ребят. Библиотека является проводником книжной культуры среди обучающихся. Именно она предоставляет первый читательский опыт ребенку.
В первый класс приходят любознательные, пытливые дети. Некоторые уже умеют немного читать, для многих же превращение крючков и палочек в слова, способные заставить смеяться или грустить – чудо! Постепенно умение читать превращается в навык. Подлинное чтение начинается с того момента, когда за словом ребенок увидит или почувствует живые образы: картины, звуки, запахи... Вот здесь приходится открыть прекрасный мир детских книг, создать условия, при которых дети получат удовольствие от чтения. Ведь глагол «читать» не терпит повелительного наклонения!Постепенно идет целенаправленная работа: обучающиеся знакомятся с библиотеками – школьной и районной, их структурой, фондами, библиотекарями. На протяжении нескольких лет я сотрудничаю с детской районной библиотекой. Знакомство происходит в игровой форме. Ведут знакомство герои книг. Недавно, совместно с районной детской библиотекой мы провели интересное мероприятие к неделе Детской книги «Волшебная страна Читалия». На это мероприятие были приглашены учащиеся первых классов, а также сотрудники библиотеки. Ребята были настоящими артистами. Они вошли в роль Дюймовочки, Незнайки, Буратино, Мальвины, Книгочейчика, были рады появлению Бабы- Яги и Королевы Книг. Это открытое мероприятие для моих первоклассников первое. Сейчас мы готовимся к следующему мероприятию .Сегодняшний пятый класс, также были членами клуба «Юных читателей».
Ребята участвуют не только в проведении праздников, а также участвуют в организации книжных выставок, бесед, в конкурсе рисунков. Главной целью является побудить интерес ребёнка к книге. Громкие чтения книг, прослушивание записей с аудиокассет, просмотр DVD- дисков с произведениями известных писателей служат ярким побудительным мотивом к читательской деятельности.
И обязательно поощрять ребенка. Поощрение детского чтения на первых этапах становления читателя успешно способствует формированию его интереса и увлеченности чтением. Фамилии активно читающих детей появляются в газете «Маленькие звездочки». Ребята становятся творческими читателями.К работе над формированием творческого читателя подключаются и родители. Они – участники праздников, экскурсий. Родительское собрание помогает родителям узнать о традициях семейного чтения и о том, как регулярное чтение развивает память, мышление, воображение ребенка. Возникший интерес у ребенка к книге надо поддерживать и развивать.