Концепция работы учителя физики Соболева А.Н. по теме: «Кейсовый метод обучения – один из путей развития творческого мышления учащихся на уроках физики»

МКОУ Марьевская СОШ
Ольховатского района Воронежской области











Концепция работы учителя физики Соболева А.Н.
по теме:
«Кейсовый метод обучения – один из путей развития творческого мышления учащихся на уроках физики»












2014 г.
«Истина должна быть пережита, а не преподана»
Чжуан Цзы
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС) основным результатом деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс компетентностей в различных областях деятельности. Необходимо учить ребенка так, чтобы выпускник школы мог самостоятельно решать возникающие жизненные проблемы.
Для этого от учителя требуется организовать деятельность обучающихся в поисковом режиме. Одной из современных образовательных технологий, способствующей развитию умения анализировать жизненные ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление, является технология case-study или метод конкретных ситуаций. Если такой подход в течение учебного цикла применяется многократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.
В мировой практике под понятием кейс подразумевают описание, а также решение конкретной, проблемной ситуации.
Основная идея кейса – продемонстрировать учащимся широкий спектр выходов из проблемных ситуаций, похожих друг на друга.
В целом кейсовый метод позволяет решать следующие задачи:
- научиться принимать верные решения в условиях неопределённости;
- разрабатывать алгоритм принятия решений;
- применять полученные теоретические знания для решения практических задач;
- учитывать другие мнения при принятии окончательного решения. Ситуационное обучение относится к активным методам обучения, подобно деловым играм, тренингу, дистанционному образованию. Кейс – один из таких инструментов.
Структура содержания кейса включает в себя такие основные разделы, как:
I. Краткое описание задачной ситуации.
II. Истоки и содержание проблемной ситуации.
III. Вопросы для обсуждения кейса.
IV. Конспект учителя.
V. Дополнительная информация за рамками проблемной ситуации.
Кейс должен содержать в себе так называемые «открытые» задачи.
Для более точного разделения понятий «закрытая» и «открытая» задачи уделяем им некоторое внимание и определимся в терминологии.
Закрытая задача – «классическая» учебная задача, в которой обязательно оговаривается что дано и что не известно. Ставится чёткий вопрос:
Что требуется найти?
Действия и решения производятся в соответствии с алгоритмом, освоенного на уроке, и имеется чаще всего единственный ответ.
Открытая задача – характеризуются тем, что у неё нет конкретного условия, отсутствует чётко сформулированный вопрос. Нет алгоритма и чаще всего в задаче, присутствует противоречие, которое ещё больше «мешает» её решить; нет известного заранее решения и нет единственно правильного ответа.
Перечислим три основных требования к условию учебной (изобретательской или исследовательской) задачи:
1) достаточность условия,
2) корректность вопроса,
3) наличие противоречия.
Открытую задачу можно сделать почти из любого интересного факта.
Практическая направленность раздела III позволяет решить задачи, поставленные перед кейсом, а именно – развить у учащихся логическое мышление, научить самостоятельно работать с дополнительными данными кейса. И как итог – принятие нестандартных решений.
Типы кейсов:  «Практические» кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;  «Обучающие» кейсы, основной задачей которых выступает обучение;  «Первооткрывательские» кейсы – это научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.  Раздел IV. Конспект учителя.
Данный раздел должен учителю ответить на вопросы:
1. Для кого и для чего написан кейс?
2. Какими знаниями и навыками должен овладеть учащийся?
3. Что из этого извлекут учащиеся?
4. Какие проблемы позволяют решить?
5. Как работать с кейсом в учебном процессе?
Технология разработки и использования кейса включает в себя следующие основные этапы:
I. Выбор идеи, концепции кейса.
II. Определение источников накопления и обработка материалов для кейса.
Ш. Процесс становления кейса, его структура, связь с конкретной проблемной ситуацией.
IV. Составление практического руководства для учителя.
V. Разработка папки учителя:
- план, цели, задачи;
- методы обучения;
- средства обучения;
- литература.
VI. Процесс использования кейса в обучении:
- индивидуальное изучение кейса;
- анализ проблемы и возможные варианты её решения;
- работа в малых группах, дискуссии;
- презентация решений проблемной ситуации, их обсуждение;
- преподавательская оценка и экспертиза альтернативных групповых решений.
При отборе информации для кейса необходимо ориентироваться на учебные цели. Не существует единых подходов к содержанию данных, но они должны быть реальными для сферы, которую описывает кейс.
Хороший кейс рассказывает.
Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес.
Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет.
Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания с его главными действующими лицами.
Хороший кейс включает цитаты из источников. Хороший кейс содержит проблемы, понятные ученику.
Хороший кейс требует высокой оценки уже принятых решений.
Хороший кейс требует решения проблем.
Хороший кейс прививает профессиональные навыки
Основная, таким образом, цель написания кейса и групповой работы учащихся с ним является не столько поиск конкретного решения, сколько процесс выявления учащимися оптимального варианта решения проблемной ситуации, помогающий приобрести определённые навыки и умения выхода из неё, развития творческого мышления у учащихся.
В последние годы технология case-study нашла широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес - образовании.
Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем (микроситуаций), а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений.
Технология case-study особенно удачно используется для закрепления знаний, полученных на предыдущих занятиях (как, например кейсы по теме «Молекулярно-кинетическая теория»). Но эта технология позволяет также организовать самостоятельную поисковую деятельность школьников и при изучении нового материала (кейсы по теме «Корпускулярно-волновой дуализм»). Этому способствует то, что кейс – это единый информационный комплекс, который предназначен для развития у школьников умения самостоятельно принимать решения и находить правильные ответы на вопросы.
Алгоритм использования case-study может быть следующим:
1. Подготовка к уроку учителем начинается с разработки кейса. Ситуации, описываемые в кейсе, должны быть проблемными и не иметь очевидного решения.
2. Учитель объявляет форму проведения мероприятия (индивидуальная или групповая), передает кейс и, не оглашая тему, поясняет, в чем заключается их деятельность, и по каким критериям она будет оцениваться
3. Индивидуальная самостоятельная работа учеников с кейсом.
4. Работа обучающихся в микрогруппах. Работа в микрогруппах занимает центральное место в технологии кейсов, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. Именно при работе в микрогруппах происходит разбор ситуаций. Члены коллектива совместно ищут решение проблемы. Они слушают друг друга, говорят сами, записывают, наблюдают, анализируют полученный результат. При этом спорят, строят гипотезы, проектируют решения, готовят презентацию своего исследования.
5. Презентация своей работы.
6. Подведение итогов учителем.
Английская пословица говорит: «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее напиться». Самым значимым результатом применения технологии case-study является то, что учащиеся оказываются в ситуации, когда знания на уроке приходится добывать самостоятельно, «вырабатывая» их в ходе в активной исследовательской и творческой деятельности. 69% школьников после урока, проведенного по технологии case-study, как раз отмечают, что самостоятельность в выработке решений является для них особенно привлекательной.
К сожалению, дети очень часто убеждены в том, что между уроком физики (хотя на нем и говорится о практическом применении законов) и их жизнью лежит пропасть. Кейсы же предлагают ситуации из настоящей действительности, о которых школьники могли увидеть сюжет по телевидению или прочитать в журнале. Учащиеся высоко оценивают тот факт, что знания, полученные ими на уроке, помогли решить реальную жизненную проблему.
Многие дети отмечают, что на уроке им было комфортно, потому что они «чувствовали плечо друга». Страх совершить ошибку ушел, зато пришли инициатива и творчество.
Следует отметить, что решение ситуационных задач развивает логическое мышление школьников, умение выделять причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы. Эта технология учит детей видеть проблему в целом, с разных позиций, т.е. дает навыки системного анализа.
Воспитательная работа должна проводиться главным образом на уроке, а не после него. Технология case-study позволяет формировать активную гражданскую позицию, экологическую грамотность, человечность и гуманность ребенка средствами разбора и оценки реальных жизненных ситуаций.
Пример кейса по электризации тел:  Кейс: Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Ольгой Ивановной. Её автомобиль, не доехав немного до автозаправки, остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую, симпатичную, пластиковую канистру с бензином. - Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше.  Вопросы к кейсу:  - Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна?  - Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна?  - Что могло случиться?  - Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге?  Примеры кейсов, разработанных учениками:  1. Некоторое время подвергалось сомнению пребывание американских астронавтов на Луне. Не последнюю роль здесь сыграло то, что отвечая на вопросы журналистов: Видели ли они на Луне « падающие звёзды»? Ответили: Нет.  Вопросы к кейсу:  - Кто из них прав?  - Можно ли наблюдать « падающие звёзды» на Луне? Почему?  2. При проведении эстафеты учитель физической культуры Сергей Владимирович, предупредил учащихся, что нельзя скользить быстро вниз по шесту или канату. Можно обжечь руки. Некоторые ослушались.  Вопросы к кейсу:  - Прав ли бы учитель?  - Почему при быстром скольжении можно обжечь руки?  - Как нужно было поступить? 
Метод изучения кейса – учебной ситуации - один из современных проблемно-ориентированных методов обучения.
Метод кейс-ситуации иногда расценивается как загадочный и сложный, но основные принципы метода изучения случая фактически очень просты. Главный принцип для ситуации заключается в том, что рассматриваемый материал должен иметь дело с конкретными и практическими проблемами. Это подразумевает, что ситуации-кейсы должны содержать конкретную эмпирическую информацию.
Специфические особенности метода исследования следующие:
центральный пункт – проблема, а не предмет;
кейс должен иметь дело с конкретным объектом, а не только с общей теорией;
учащиеся обязаны активно участвовать в процессе обучения, а не только быть пассивными слушателями;
возможно не одно решение проблемы.
Эти характеристики предполагают специальные требования к учителю. Некоторым учителям может не понравиться тот факт, что имеется больше чем одно возможное решение кейса. Учитель по этому положению большую часть времени действует как консультант группы учащихся, а не как учитель в традиционном понимании.
Использование ситуации – кейса в процессе обучения в разных странах различно. В некоторых американских колледжах считается нормальным использовать ситуации – кейсы почти для всего процесса обучения. В европейской традиции метод ситуации – кейса используется как второстепенный, но, тем не менее, существенный приём в обучении.
Объёмы ситуаций – кейсов различны. Абсолютно естественно, что различным группам учащихся требуются различные типы ситуаций. Для учащихся – новичков рекомендуют небольшие по содержанию кейсы, чтобы сделать процесс обучения более лёгким. Для более подготовленных учащихся можно использовать более объемные и сложные ситуации.
В условиях современной парадигмы образования кейсовый метод, на наш взгляд, может выступать одной из стратегий личностно-ориентированного обучения.
Заголовок 1 Заголовок 215