Презентация к выступлению на НПК учителей иностранного языка Формирование и развитие личностных и регулятивных УУД при обучении английскому языку
Формирование и развитие личностных и регулятивных УУД при обучении английскому языку Максимова Людмила Алексеевна, учитель английского языка МКОУ Широкоярская СОШ.
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ − процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности.УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − структурная единица учебной деятельности, процесс, направленный на достижение учебной цели.УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − учебное действие, имеющее надпредметный характер.
УУД – это…«… обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целей, ценностно-смысловых и операционных характеристик».(выдержка из Фундаментального ядра содержания общего образования)
В узком значенииУУД – это…«…совокупность способов действий учащегося (…), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса».(Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе)
В широком значении УУД – это……умение учиться.
Метапредметные результатыЛичностные результаты Цель формирования УУД – это достижение результатов ФГОС
Достижение личностных и метапредметных результатов возможно лишь через формирование универсальных учебных действий, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решение не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
Личностные УУД включают:•Самоопределение – личностное, профессиональное, жизненное•Смыслообразование: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивами (умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») •Нравственно-этическую и ценностно-смысловую ориентацию: нравственно-этическое оценивание, моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей (умение ответить на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?»)
Результаты ФГОС10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям УУД - Самоопределение – личностное, профессиональное, жизненное.
ЛУУДЛ рез ФГОС
Регулятивные УУДЛичностные УУД
Регулятивные УУД включают:Целеполагание – постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся и тем, что еще неизвестно.Планирование – определение последовательности промежуточных целей для достижения конечного результата.Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.Контроль в форме сличения способа действия и его результата сэталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона и его продуктаОценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.Волевая саморегуляция − способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, то есть к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Регулятивные универсальныеучебные действия отражаютспособность обучающегося строитьучебно-познавательную деятельность,учитывая все её компоненты:• ЦЕЛЬ• МОТИВ• ПРОГНОЗ• СРЕДСТВА• КОНТРОЛЬ• ОЦЕНКА
Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются различные виды заданий:· участие в проектах;· подведение итогов урока (рефлексия);· творческие задания;· зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;. работа с текстом;· оценка события, происшествия;· дневники достижений. диалоги/диспуты по теме семья, о себе, об увлечениях, о дружбе …. знакомство со страноведческим материалом
Для формирования регулятивных УУДвозможны следующие виды заданий:· участие в проектах· «преднамеренные ошибки»· поиск информации в предложенных источниках· само/взаимоконтроль· само/взаимодиктант · диспут/обсуждение· заучивание материала наизусть в классе· «ищу ошибки» (свои). составление алгоритма работы . использование сюжетных картинок· контрольный опрос на определенную темуПриложение
Результаты работы над формированием и развитием ЛУУДСформированная позиция ученика на уровне положительного отношения к школе, учебеПовышение мотивацииСформированные основы российской гражданской идентичностиСпособность к самооценкеОсновы экологической культурыРазвитие чувства прекрасного
Личностные УУДСпособы формирования личностных УУДПоложительное отношение к учению, к познавательной деятельностиУпражнения, стимулирующие познавательную деятельность (поиск информации, работа с таблицами, восстановление содержания текстов)Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиесяРабота с интересными текстами, обсуждение различных тем, дискуссииЖелание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолениюАнализ и синтез текста, поиск информацииЖелание участвовать в творческом, созидательном процессеУчастие в проектах, выполнение творческих заданий
Личностные УУДСпособы формирования личностных УУДОсознание себя как индивидуальности и одновременно членом обществаМатериал для обсуждения по теме семья, о себе, об увлечениях, о дружбеПризнание моральных, общепринятых этических нормМоделирование ситуаций, обсуждение поведения персонажейОсознание себя как гражданина, представителя определенного народа, культуры; Интерес и уважение к другим культурам и народам, толерантностьСтрановедческий материалРазвитие критического мышления, ценностных ориентаций, чувств и эмоций, экологическое сознаниеСопоставление явлений в родном и иностранном языках, анализ текстов, обсуждение проблем экологии, проекты.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Типовые задачи (задания)Регулятивные целеполагания:Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?» Регулятивные планирования:«Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?» Регулятивные осуществления учебных действий: «Допиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…», поиск лишнего слова, выделение двусложных и трехсложных словПрогнозирование:Регулятивные прогнозирования «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?», прочитай начало рассказа и придумай продолжение; посмотри часть картины и предположи, что изображено на полотнеКонтроль и самоконтроль:Регулятивные контроля и самоконтроля.Задания типа «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю…», «Проверь вывод по…»Коррекция:Регулятивные коррекции«Установи правильный порядок предложений в тексте»Оценка: Регулятивные оценки«Герои выполнили задание. Оцени их работу...», «Правильно ли оценил выполнение своего задания герой?..», «По каким критериям герои оценивали свою работу?», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно…». Однако систематическая работа даёт свои результаты, и сейчас первыми звучат слова «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудноСаморегуляция:Регулятивные саморегуляции.«Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), тренинговые упражнения психологического характера (например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!»).
Примеры из учебников «Enjoy English»
Самоопределение - осознание себя как индивидуальности и одновременно членом общества
Ценностно-смысловая ориентация - осознание себя как гражданина, представителя определенного народа, культуры; интерес и уважение к другим культурам и народам, толерантность
ЕЕ 4Нравственно-этическая и ценностно-смысловая ориентация - признание моральных, общепринятых этических норм
Нравственно-этическая и ценностно-смысловая ориентация - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою РодинуЕЕ 5
Л: Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности Признание моральных, общепринятых этических норм Р: Целеполагание – постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся и тем, что еще неизвестно.- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Участие в проектах