Формирование регулятивных УУД в первом классе


Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и литературного чтения в первом классе Стандарты второго поколения зада¬ют новый вектор развития начального общего образования. Перед начальной школой встает задача формирования у младших школьников умения учить себя самостоятельно, самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Умение учиться формируется в учеб¬ной деятельности, которая представляет собой, по определению В.В Давыдова, «организацию обучения, направленную на постановку и решение учебных задач с опорой на внутреннюю потребность в учении и мотивацию усвоения обобщен¬ных знаний».
Внимательно изучив материалы ФГОС, нам стало ясно, что необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?
По замыслу авторов стандарта, «в сфе¬ре регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая спо¬собность принимать и сохранять учебную цель, задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), кон¬тролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».
Перед нами встала проблема отбо¬ра методических приемов формирования регулятивных универсальных учебных действий. Свою работу с первоклассниками мы начали с фор¬мирования действий целеполагания и планирования.
Цель урока связана с его темой, по¬этому на первых уроках первого класса постарались ввести понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста опреде¬ление: «У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чем мы будем говорить на уро¬ке». Первоначально тему урока называли сами, добиваясь понимания темы детьми: «Я назову тему нашего урока, а вы скажите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке».
На доске запись: - Пер¬вое сентября – День знаний.
- Это тема нашего первого урока. Как вы ду¬маете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?»
«Тема урока обучения грамоте: «Наша Родина – Россия». Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор на уроке?» (УМК «Школа России, Азбука, авторы: В.В. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина).
Далее сообщалось детям о том, что тема урока написана в учебнике, пред¬лагали найти соответствующую страницу и прочитать тему вверху страницы, а не читающим детям показать ее.
В дальнейшем мы учили первоклассников определять тему урока, рассматривая со¬держание страницы учебника и читая на¬звание темы урока. Например: «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится». Сначала рассматриваем рисунок на странице учебника, отвечаем на вопрос: «Кто чем занят»? Вспоминаем сказку «Теремок».
- Определите тему нашего сегодняшнего урока. ( Дети читают пословицу вверху страницы азбуки).
- А как вы бы сами назвали тему нашего урока?
•Нужно трудиться.
•Труд – это трудно.
- Мы тоже трудимся на уроках. Наш труд – учеба.
Теперь о цели урока. Первоначально цель урока также на¬зывали сами и давали опреде¬ление новому понятию: «Цель – это то, что мы узнаем на уроке, чему научимся. Я назову цель урока, а вы скажите, что ново¬го мы узнаем сегодня на уроке.
Итак, цель урока: понять, что такое предложение. Научиться составлять предложения. Что мы должны узнать нового на уроке?». Ответ на последний вопрос обеспечивает понимание цели урока.
На следующих уроках обучения грамоте дети сами называют цель урока. Этому этапу урока – целеполагание - мы придаем очень большое значение, так как цель уро¬ка - есть проекция образовательного результата.
Причем, цель урока, ко¬торую ставим перед собой мы, учителя, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но для детей цель формулируется в доступ¬ной форме. Далее мы цель урока пишем на доске. Читающие дети (их чаще всего большинство) читают ее, остальные объясняют ее своими словами.
Чтобы цель урока была значимой для каждого ученика, детям задаются вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»
- Зачем нужно трудиться?
- Когда труд приносит радость?
- Для чего нужно научиться правильно составлять предложения?
Приведем примеры некоторых при¬емов организации принятия цели урока.
1.Первый прием, связанный с использо¬ванием занимательного
игрового мате¬риала, можно применить на уроке лите¬ратурного чтения в теме
В. Данько «Разговор с пчелой».
- Как вы думаете, о чем можно поговорить с пчелой? Хотите узнать? Как мы можем это узнать?
-Назовите цель чтения стихот¬ворения – ответить на возникший во¬прос.
2. Моделирование цели урока может быть реализовано на уроке с помощью следующего задания:
Учитель сообщает:
- Определите соответствие цели урока названной теме. Тема урока: «Знакомство со стихотворением Т.Белозёрова «Подснежники».
Цель урока: подго¬товить выразительное чтение стихотво¬рения.
Дети должны добавить:
- Необходимо уточнить цель: прочитать, проанализировать стихот¬ворение и подготовить выразительное чтение».
3. Принятие цели урока можно организовать на основе задания по выбору цели из предложенных учите¬лем формулировок и его обоснованию.
Также в литературе предлагаются та¬кие приемы организации принятия цели, как опора на личный жизненный опыт обучающихся, создание проблемной си¬туации в процессе целеполагания, моде¬лирование цели урока, введение понятия «задача», постановка цели в том числе и на длительный период времени с помо¬щью карты знаний, маршрута движения.
Разбивка цели на задачи является переходным моментом к планированию собственной учебной деятельности. Сначала происходит знакомство с графическим планом урока из условных обозначений учебника, затем с картинным планом, вводится понятие «план» (план – это порядок, после¬довательность действий). Затем дети учатся действовать по плану - алгоритму, (ин¬струкции) известных действий (подготовиться к уроку, полить цветы, рас¬сказать сказку). Постепенно первоклассники научились составлять план своих действий по решению учебной задачи. План решения учебной задачи мы предлагали и в устной фор¬ме: «Сначала мы с вами познакомимся с новым звуком; затем узнаем букву этого звука; в итоге научимся читать слова с но¬вой буквой». Далее дети планировали свою деятельность на уроке обучения грамоте и письму уже сами.
Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эф¬фективны следующие приемы:
– обсуждение готового плана решения учебной задачи;
– работа с деформированным планом ре¬шения учебной задачи;
– использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
– составление своего плана решения учебной задачи.
По ходу урока мы периодически возвращаемся к плану, отмечаем выполненное, опреде¬ляем цель следующего этапа и дальней¬шие действия, корректируем и оцениваем свои действия.
Работа по планированию своих дей¬ствий способствует развитию осознанно¬сти выполняемой деятельности, умений контроля за достижением цели, оценива¬ния, выявления причин ошибок и их кор¬рекции.
Рассмотренные приемы формирова¬ния регулятивных УУД позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.
Учащийся
•принимает и сохраняет учебную задачу;
•учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
•планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
•переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;
•осваивает правила планирования, контроля способа решения;
•осваивает способы итогового, пошагового контроля по результату.
Литература
1.Давыдов В.В. Психологические проблемы процессы обучения младших школьников. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
2.Никитина Л.П. «Методические рекомендации по формированию регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе» БОУ СПО ВО «Вологодский педагогический колледж». Интернет-ресурсы
3. Неткасова И.А. «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе» УлГПУ имени Н.Ульянова, педагогический факультет, г. Ульяновск. Интернет-ресурсы
4.Материалы ФГОС