Окружающий мир 1 класс Животные Карелии. Их охрана.
Ознакомление с окружающим миром
1 класс
Учитель:
Коссиева Людмила Фадеевна
Тема:
Животные Карелии. Их охрана (Н/к)
(c использованием ИКТ)
Цели:
-) уточнить знания учащихся о многообразии птиц и зверей в Карелии и их значения для природы;
-)совершенствовать умения учащихся узнать животных по их устному описанию;
-)развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;
-) воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
Оборудование:
Для учителя:
-мультимедиа ,ноутбук(презентация «Животные Карелии. Их охрана.»);
-выставка книг.
Для учащихся:
-атлас – определитель
1. Организационная часть.
2.Сообщение темы, цели урока.
-О чем мы сегодня с вами будем говорить вы узнаете, отгадав загадки:
Слайд 1. (картинки животных)
1). Окраской – сероватая,
повадкой - вороватая,
крикунья хрипловатая, -
известная персона
Это (ворона)
2). Он высокий и пятнистый
с длинной –длинной шеей
и питается он листьями-
листьями деревьев.
Кто он? (жираф)
3) Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз? (белка)
4) Я весь день ловлю жучков
уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю
Здесь, под крышей обитаю:
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый (воробей)
5) Кто зимой холодной
бродит в лесу
злой, голодный? (волк)
6) Вперевалку шел со льдин
К нам на утренник (пингвин)
7) Шубка- иголки,
свернется он - колкий,
рукой не возьмешь
Кто это? (ежик)
-Как сказать одним словом – это кто?
-На какие две группы можно разделить этих животных?
Слайд 2. (убрать лишнюю картинку)
- Кто такие птицы? Назовите птиц.
-Кто такие звери? Назовите зверей.
-Кто из этих птиц не живет у нас в Карелии ?
- Кто из этих зверей не живет у нас в Карелии?
-Кто догадался ,о ком мы сегодня будем говорить на уроке?
- Прочитайте тему нашего урока:
Слайд 3. (Птицы и звери Карелии. Их охрана.)
- А для чего нужны птицы и звери в природе?
- А как живут животные?
- Что необходимо животным для жизни?
-Животный мир Карелии очень разнообразен и богат. Мы поговорим только о некоторых зверях и птицах для того, чтобы вы лучше узнали свой родной край.
3.Изучение нового материала.
- А сейчас попробуйте угадать, о каком зверьке идет речь в загадке?
1ученик: Он в берлоге спит зимою
Под большущую сосною,
А когда придет весна,
Посыпается от сна. (Медведь)
Слайд 4. (картинки животных)
-Медведь самый крупный из хищных зверей Карелии. Мех у медведя длинный и густой, буро-коричневый. С виду бурый медведь неуклюж, хотя в действительности подвижен и ловок: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья, плавать. По лесу ходит осторожно и почти бесшумно. В спокойное время шагает медленно, ставя ноги немного внутрь, оправдывая прозвище «косолапый».
- Почему его назвали медведь?
-Чем питается медведь?
-Отгадайте следующую загадку.
2 ученик: Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. (Лось)
- Лось самый крупный зверь наших лесов. Его рост превышает 2м., а масса может достигать 600 кг. Этот лесной великан кормится растительной пищей. Рога лося имеют широкую плоскую часть, которая называется «лопатой». Его стройные ноги заканчиваются широкими копытами, благодаря которым лось легко передвигается даже по топким болотистым участкам леса.
-Слушаем следующую загадку.
3 ученик:На овчарку не похож
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть! (Волк)
-Волки – ловкие и сильные хищники. Проявляют большую изобретательность, добывая пищу и уходя о погони. Вытянутое тело, заостренная морда, длинные ноги- все служит для того, чтобы развить большую скорость, чтобы поймать добычу. При переходе по глубокому снегу волки идут обычно друг за другом, след в след, и только опытный охотник может точно определить, сколько волков прошло по одному следу.
Пищу волков составляют лоси , зайцы , мыши , глухари, тетерева, лягушки, ящерицы, не отказываются от растительной пищи (ягод, грибов) и насекомых.
-Следующую загадку попробуйте ответить хором.
4 ученик: Мне не скажешь слово «брысь»
Я не кошка ведь, а (рысь).
-Рысь называют лесной кошкой. И повадки у нее кошачьи. Втянет когти, и как на подушечках, ходит бесшумно, ищет добычу. Охотится рысь на мышей, зайцев, косуль и оленей. Затаится на ветке над оленьей тропой и терпеливо ждет, когда мимо пройдут олени. Тогда бросится, вцепится в шею последнего оленя. Олень бежит по глубокому снегу, но не сбросить ему хищную рысь. Не любит рысь неволи, поэтому приручить ее очень трудно.
-Отгадайте следующую загадку.
5 ученик: Хвост пушистый,
Мех золотистый
В лесу живет
В деревне кур крадёт.(Лиса).
-В наших карельских лесах водится красная лисица, или огневка. Тело длинное, острая мордочка, довольно большие стоячие уши. Особенность лисы- это ее пушистый хвост, которым она действует, как рулем, делая резкие повороты во время преследования. Хвостом же лисица укрывается, свернувшись во время отдыха клубочком. Питается лисица мышами, зайцами, куропатками.
-О каком зверьке идёт речь в следующей загадке? Слушаем и отгадываем.
6 ученик: У косого нет берлоги.
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.(Заяц)
- В Карелии встречаются два вида зайцев: это заяц- беляк и заяц- русак. Это довольно крупные зверьки. Русак летом и зимой серый, зимой он лишь немного светлеет. Беляк же зимой становится совсем белым ,чем и объясняется его название.
-Отгадайте следующую загадку.
7 ученик: По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая, да не лисица.(Белка)
- Белки водятся по всей Карелии . Это ловкие и проворные зверьки в лазаньи и прыжках по деревьям. Белка редко селится в дуплах , обычно строит гнездо. У одного зверька бывает несколько гнезд.
- А чем питается белка?
- Молодцы, ребята! Отгадали все загадки. Но мы с вами назвали не всех зверей Карелии. Какие еще звери у нас живут, расскажут вам ваши товарищи.
1 ученик: Горностай хоть ростом мал,
Зато отважен и удал.
Живёт на самой горке
Под камышами в норке
И каждый день, как на работу
Выходит на охоту.
2 ученик:Такой зверек, хоть и малышка,
Зато уж не упустит мышку
И мышки бегают с опаской
В местах, где обитает ласка.
3 ученик: Где на хвойных ветвях таится
Отсыревший сумрак густой,
Там, в чащобе, живет куница
В сухостойной сосне пустой.
-Рассмотрите этих зверьков в атласе-определителе «От земли до неба». (стр.195, читает ученик).
4 ученик: Трудолюбивы и добры
Речные увальни- бобры;
Они, как наши плотники-
Отличные работники.
Чтобы не замерзнуть подо льдом,
Бобры воздвигли теплый дом,
А стройматериалы
Сплавляли по каналам.
-О ком говорится в стихотворении?
(стр.190-рассмотрите бобра в атласе- определителе).
- Это один из самых крупных грызунов. Хвост бобра похож на лопату. Если не видно самих зверьков, их присутствие могут выдать поваленные зверьками деревья, а также построенные в водоеме хатки высотой 2-3 м. и плотины.
-Итак, все загадки, стихотворения, сообщения касались только зверей.
- Но у нас есть еще друзья, которые помогают сохранять нам лес- наше богатство.
-О ком идет речь? (О птицах)
- Посмотрим, хорошо ли вы знаете своих друзей. Надо по описанию узнать птицу. Готовы?
Игра «Узнай птицу». Слайд 5.(Картинки птиц)
1.Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей)
- Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются.
2.Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко - желтое. (Синица)
- Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.
3.У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и шапочка на голове красные. Клюв прочный и острый.(Дятел)
- Дятел большой мастер лазать по деревьям. Короткими скачками бежит он по стволу от самой земли вверх к макушке. Увидит сухой сучок на дереве, прицепится лапками к стволу, подопрется хвостом - и что есть силы долбит по стволу. И не где попало, а именно там, где под корой личинка есть. Дятлу птица, а дереву польза.
4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост- черные, спина голубовато-серая, брюшко- красное, клюв короткий, толстый, черного цвета.(Снегирь)
-Снегири держатся обычно небольшими стайками 7-10 птичек.
Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стая улетает на кусты или деревья, где и ночует.
5. Голова, крылья, хвост у этой птицы-черные, а по бокам белоснежные перышки, хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.(Сорока)
- Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами переселяется на зиму ближе к жилью людей.
- Молодцы, ребята! Но мы назвали не всех птиц Карелии. Кого из птиц ещё можно встретить в Карелии расскажут вам ваши ребята.
1 ученик:Солнцем залита опушка,
Разгорелся летний день.
А проказница-кукушка
Куковать уселась в тень.
Где она- никто не знает,
На каком сидит суку,
В прятки с солнышком играет
И кричит ему : «Ку-ку!»
- О ком говорится в стихотворении?
- Кукушка поедает волосатых гусениц, которых другие птицы не трогают, птенцов своих не воспитывает, подкладывает яйца в чужие гнезда.
2 ученик: День проходит, скоро вечер,
У раскрытого окна
Вьется ласточка ,щебечет:
«Вот и я! Пришла весна!»
Где ты зиму зимовала?
Из каких вернулась стран?
Хорошо ли кочевала
Через море-океан?
Самолетом прилетела?
Приплыла на корабле?
Принимайся же за дело
на родной своей земле!
- О какой птице вам рассказали ?
-Прочитаем ,что сказано о ласточке в атласе-определителе?
-Какие виды ласточек встречаются у нас в Карелии?
3 ученик: Снег на солнышке искрится,
На сосне стрекочет птица:
-Цок-цок-цок! Цик-цик-цик!
К стуже я давно привык!
Это клест багряно-бурый
Отродясь он не был хмурым
Целый день трещать готов:
-Не боюсь я холодов!
Клест под веткой, как под крышей
Свил гнездо себе повыше,
И тепло, уютно в нем,
Хоть зима давно кругом
-О какой птице идет речь?
- Клестов называют северными попугайчиками. Такое прозвище они получили за то, что подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста загнут в разные стороны. Клесты единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 гр. мороза.
-Почему люди называют птиц своими друзьями?
-Как мы можем помочь нашим друзьям?
-В какое время года они особенно нуждаются в нашей помощи.
Слайд 6.
-Послушайте стихотворение, которое называется «Покормите птиц зимой».
1 ученик: Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо
Сколько гибнет их не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, о чём оно?
Слайд 7.
2 ученик: С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее еще детвора?!
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух,
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг,
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благодарною
Здоровье планеты беречь!
Единые многообразные
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию
И наши родные места.
-О чем это стихотворение?
-Что хотел сказать автор?
-А теперь запишем первые буквы строк этого стихотворения и прочтем фразу, которая получится?
Слайд 8. (Сохраним природу земли!).
-Об этом мы должны помнить всегда!
-Природа – общий дом растений, грибов, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател.
-Что можете сделать для охраны природы вы, дети? Прежде всего, соблюдать правила поведения в лесу, на реке, на лугу.
Слайд 9. (Правила в картинках).
- Какие это правила вам расскажут ребята?
1 ученик:
Нельзя подходить близко к гнездам птиц.
По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему,
сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут совсем покинуть гнездо.
2 ученик:
Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес весной и в начале лета.
Она легко может поймать летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
3 ученик:
Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей.
В природе о них позаботятся взрослые животные.
4 ученик:
Обязательно подкармливай птиц зимой.
А весной с помощью старших делай для них домики.
- Животные связаны между собой. Поэтому, оберегая одних животных, вы часто помогаете другим животным.
-Животные связаны и с растениями. Оберегая травы, кусты и деревья, вы помогаете зверям, птицам, которые укрываются в их зарослях.
4. Закрепление.
- А сейчас викторина, проверим, как вы внимательны были на уроке. Надо ответить на вопросы.
Какой зверек на зиму сушит грибы на деревьях?
Какие животные сооружают плотины?
Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов?
У какой птицы птенцы рождаются зимой?
Кто из зверей является самым крупным хищником карельских лесов?
6. У какого зверька бывает несколько гнёзд?
7. Кого из птиц называют лесными докторами?
8. Назовите птичку, которая во время холода одну лапку прячет в пушистое оперение, а на другой стоит?
9. Кого из зверей очень трудно приручить?
10. Какую птицу называют «лесная болтушка»и «задира»?
11. Какая птица появляется с первым снегом?
5. Итог урока.
-Вот и подошел наш урок к концу.
Слайд10.( Итог урока).
-О чем мы с вами говорили на уроке ?
-А для чего?
- На перемене вы сможете ознакомиться с выставкой книг о животных. Читая рассказы о животных, постарайтесь понять, какое место они занимают в природе, как связаны с другими животными. Обратите внимание и на то, как животные служат людям. И тогда вам станет понятно, что животные, даже самые маленькие, достойны внимательного и доброго к ним отношения.
Заголовок 1Заголовок 215