Урок по истории на тему Древняя Индия
Тема «Природа и люди Древней Индии»
5 класс
Учитель: Соболева Александра Серафимовна
Тип урока: изучение нового материала
Цель образовательная: формирование представлений о местоположении, природных условиях, занятиях и религии жителей Древней Индии
Цель развивающая: продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческим источником. Развивать умения анализировать исторические источники, сопоставлять исторический материал и делать выводы.
Цель воспитательная: воспитание уважительного отношения к истории других народов.
Методическая цель: развитие познавательного интереса на уроках истории .
Форма организации деятельности: коллективная, индивидуальная
Оборудование: мультимедийный проектор
Презентация
Раздаточный материал (фрагмент документа)
Учебник «История древнего мира» А. А. Вигасин, Г. И. Годер
Карта «Древняя Индия»
Таблички с надписями стран: Египет, Междуречье, Финикия;
Карточки с понятиями: клинопись, иероглифы, Мемфис, Библ, колония , алфавит, фараон, Евфрат, пирамиды, Тутмос, Хаммурапи
1.Актуализация знаний по теме « Древний Восток»
- Ребята, вспомните, о каких государствах мы говорили на предыдущих уроках?
Ученики называют государства - учитель на доску крепит карточки c названием государств « Египет», «Междуречье», « Финикия».
-А теперь распределите понятия по государствам, которым они принадлежат (Мемфис, Хаммурапи, пирамиды, Библ, Тутмос, иероглифы, клинопись, фараон, алфавит, Евфрат, колония).- ученики по очереди выходят к доске и распределяют понятия.
2.Мотивационный этап .
Определение учащимися темы и цели урока.
Учитель. Сегодня мы совершим путешествие еще в одну древнюю страну не менее интересную, чем Египет, Междуречье и Финикия. А страна эта называется Впрочем, что это за страна, вы назовете мне сами после подсказки.
На фоне звучания индийской музыки идет показ слайдов об Индии.
(ответы учащихся)
_ Определите круг вопросов, на которые мы должны ответить в ходе урока.
(ответы детей)
Учитель обобщает.
Слайд
План урока
1.Географическое положение Индии.
2. Природные условия Индии.
3. Занятия жителей Индии.
4. Религиозные верования индийцев.
Учебная задача
Определить, что было общего в природных условиях, в жизни жителей Древней Индии, Древнего Египта, Междуречья и каковы были различия?
(Ответить на этот вопрос нам поможет таблица по Древнему Востоку, которую мы будем заполнять по ходу урока)
3.Изучение нового материала
3.1. Географическое положение Индии.
Учитель. Мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. Но для того, чтобы не заблудиться, нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты.
-Определить географическое положение Индии, вам поможет карта на стр. 92, а также текст учебника – параграф 20, п. 1( Самостоятельная работа с текстом учебника)
Обобщение
Слайд- карта мира
Учитель.
В какой части света находится Индия? (на юге Азии)
Слайд-контурная карта Индии.
-На каком полуострове расположена Индия?
-Воды какого океана омывают Индию?
Учитель. На северо-востоке Индии расположены величайшие в мире горы.
-Определите название этих гор. (Гималаи)
По земле Индии текут две великие реки.
- Назовите их. (Инд и Ганг)
Вершины гор сплошь покрыты льдами и снегами. Слово «Гималаи» в переводе означает «жилище снега». Древние индийцы верили, что на заснеженных вершинах гор живут боги.
В древности Гималаи служили хорошей защитой от вражеских нашествий. Кроме того эти горы защищают страну от холодных северных ветров. Когда же ветер дует с юга и гонит дождевые тучи с океана, то горы их останавливают. Поэтому целых два месяца в году - июль и август- в Индии льют дожди. От дождей Инд и Ганг разливаются и несут вместе с водой плодоносный ил. Индийцы считали реки священными, дающими жизнь.
Слайд - реки Инд и Ганг
Обобщение.
Каковы особенности географического положения Индии? Коротко запишите в тетрадь.
-А как вы думаете, почему страна получила такое название: ИНДИЯ?( от названия реки Инд)
-Почему « Индия», а не «Гангия»?
(долина реки Инд была более пригодна для проживания, поэтому она была раньше заселена, чем долина реки Ганг.)
Учитель. В древности долину реки Ганг покрывали топкие болота и джунгли.
Сообщение уч-ся
-Что такое джунгли?(Слайд- джунгли)
-Какие опасности подстерегали человека в джунглях? (Слайд-животный мир джунглей
Но человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голоду. Почему?
Учитель
Давайте, мы с вами прогуляемся по джунглям.
Физминутка
заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);
идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);
увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);
раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);
вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания)
Вернемся к плану: какие вопросы мы с вами разобрали?
3.2. Учитель. Теперь я вам предлагаю подумать над вопросом:
«Какому занятию благоприятствовали природные условия долин Инда и Ганга?» (ответы учеников)
Основное занятие-земледелие. – Почему земледелие?
-Что выращивали?
Слайд-с/х культуры
На более сухих участках пшеницу и ячмень. На более сырых - рис.
А что еще выращивали индийцы, мы узнаем, послушав разговор двух приятелей, один из которых вернулся из Индии.
Сценка-приложение 1
-О чем говорил путешественник? (о хлопчатнике и сахарном тростнике) Из сахарного тростника получали сладкий порошок - сахар. Это был самый древний сахар в мире. Из хлопчатника выделывалась пряжа, из которой производились легкие, удобные в жарком климате ткани
Слайд-« основное занятие – земледелие. с/х культуры: пшеница, ячмень, рис, хлопок, сахарный тростник.»
-Каким еще занятиям благоприятствовали природные условия Индии? (Ответы учащихся)
Разные растения и цветы использовались для получения пряностей и благовоний, каких не было больше нигде. Не случайно в Индию устремлялись торговцы из разных стран, чтобы заполучить эти удивительные вещества, стоившие очень дорого. слайд -пряности
Кроме земледелия, индийцы занимались скотоводством. Они разводили овец, коз, буйволов, коров. С помощью буйволов индийцы вспахивали свои поля. Корову, которая давала им молоко, они называли кормилицей, матерью. Ее почитали как священное животное. Убить корову считалось большим грехом.
Слайд- корова-священное животное
Жителям Индии удалось приручить слонов. Слоны перевозили тяжести, таскали бревна. Специально обученные слоны участвовали в сражениях. На их спинах находились воины, которые поражали врагов стрелами. Боевые слоны затаптывали противников. Жители Индии почитали слонов как животных, наделенных божественной силой. Они даже изображали бога мудрости с головой слона.
-прочитать документ, проанализировать его и сделать выводы о занятиях жителей Мохенджо- Даро.
Исследовательская работа
Работа с документом – Описание работ археологических экспедиций на раскопках древнего города Мохенджо – Даро
(Приложение 2)
-О каких занятиях индийцев вы узнали, прочитав отчет археологов? (ремесло, торговля)
Центром развития ремесла и торговли являлись города
.
-Посмотрите на карту на странице 92 и назовите города древней Индии.
Подведем итог по вопросу « Занятия жителей Индии»
Читают записи в тетради.
3.3. Учитель. Перед человеком древнего мира стояли три вопроса: ОТКУДА? КАК? ПОЧЕМУ? Откуда взялся этот мир? Как он устроен? Почему происходит то или иное явление природы?
-Вспомните, как объясняли египтяне разливы Нила, смену дня и ночи.
(при помощи религии)
С помощью религиозных верований человек в древние времена мог объяснить себе многое и старался понять все, что происходит вокруг него.
У каждого народа в древности были свои боги.
-Каким богам поклонялись в Древнем Египте, Междуречье?
(Ответы уч-ся)
У индийского народа тоже были свои боги. Некоторых богов они представляли в виде диких животных- свирепого льва, хитроумной обезьяны. Одним из почитаемых богов был бог Ганеша с головой слона (слайд). Как вы думаете, почему именно слона почитали?
Более 4 тысяч лет назад из множества богов на главное место в древней религии- индуизме выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство.
Слайд
Бог Брахма- творец и правитель мира. Он создал вселенную, людей и законы.
Бог Вишну спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Вишну очень добрый бог, он всегда помогает людям и всем живым существам.
Бог Шива- грозный носитель сил космоса, который и создает и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Обычно Шиву изображают танцующим, многоруким и многоглазым.
Владимир Высоцкий одну из своих песен посвятил религии древних индийцев, назвав ее хорошей религией.
Самостоятельная работа с текстом учебника
стр. 95, п.5 –Вера в переселение душ.
-Согласны ли вы с такой оценкой? Обоснуйте свой ответ.
Религия призывает человека совершать хорошие добрые поступки, не делать зла другим живым существам, ибо за это ты будешь наказан в следующей жизни.
-Что вы можете сказать о религии древних индийцев?
-Посмотрите на план урока и скажите, все ли мы вопросы с вами разобрали?
4. Подведение итога
-Что было общего в природных условиях, жизни жителей Древнего Египта, Междуречья, Древней Индии?
-Что отличало Индию от других стран? (джунгли, горы Гималаи, особые с/х культуры, священное животное-корова, переселение душ
Учитель. Индия особенная и удивительная страна. .Мы далеко не все узнали о ней. В Индии была такая особенность, которой не было не в одной стране.(-подвести к делению людей на касты)
4.1.Закрепление
Ребята, карточку с названием какой страны мы поместим на доску?
Какие бы вы понятия написали для этой страны?
5. Слайд. Домашнее задание: § 20 читать, отв. на вопросы,
Задание на выбор-рисунок, мини-сочинение «Мои впечатления об Индии», подобрать материал на тему «Достижения индийцев»
Оценить учащихся за активную работу
6. Рефлексия
На слайде незаконченные предложения, ученикам предлагается выбрать понравившуюся фразу и закончить ее.
1. Я сегодня узнал
2. Было интересно
3. Было трудно
4. Я понял, что
5. Теперь я могу
6. У меня получилось
7. Я смог
8. Меня удивило
9. Мне захотелось
Приложение 1.
Представьте себе, что один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.
-Если бы ты знал,- рассказывал он приятелю,- какая удивительная страна Индия! Там на кустах растёт белая шерсть.
Приятель принял эти слова за шутку.
-Ну какой же ты выдумщик и враль!
-Не хочешь-не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё красивые и прочные ткани... Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мёд без всяких пчёл. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твёрдым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного мёда!
-Враньё!. На свете нет ничего слаще пчелиного мёда!
Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встретил недоверие и удивление?
Приложение 2
В распоряжении ученых имеются описания работ археологических экспедиций на раскопках древнего города Мохенджо- Даро
Вскрытое поселение занимает площадь около 260 гектаров. Окраины города погребены под илистыми отложениями реки. Все городские здания и стены сделаны из обожженного кирпича. Каменных сооружений не найдено. Улицы города тянутся правильными параллельными линиями, пересекающимися под прямым углом, ширина главной улицы в некоторых местах превышает 10 метров. Дома тесно примыкают друг к другу. Сохранились нижние части домов, остатки лестниц.
Большинство домов в центре города оборудовано водопроводом и даже канализацией. Почти в каждом доме есть специальная комната для омовений.
Кроме жилых домов, были обнаружены складские помещения, сторожевые башни.
Найдены украшения из золота и серебра, глиняные сосуды и игрушки. Вся керамическая посуда изготовлена на гончарном круге. Найдено более 2 тысяч печатей из камня, меди, глины и слоновой кости. На многих из них есть надписи.
В большом количестве найдены медные и бронзовые орудия – топоры, серпы, пилы, ножи, мечи и кинжалы, наконечники стрел и копий и множество весовых гирь. А также найдены остатки ткацких станков.