Научно-методическая работа по теме «Изучение поэзии «серебряного века» на уроках литературы»


Научно-методическая работа
по теме «Изучение поэзии «серебряного века» на уроках литературы (На материале по выбору учителя)».
Автор: Володина Ольга Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Лингвистическая гимназия»
г.Ульяновска

2015
Изучение поэзии «серебряного века» на уроках литературы (На материале по выбору учителя).
Оглавление
1. Вступление. Интерес к поэзии – это показатель духовности. 3 стр.
а). Проблема популярности лирики в самостоятельном чтении. 3-4 стр.
б). Необходимость анализа поэтических произведений на уроках литературы. 4 стр.
в). Эпоха «серебряного века» в контексте русской культуры. 4-5 стр.
2. Основная часть. Методы и формы работы по изучению поэзии «серебряного века». 5-6 стр.
а). Построение урока по изучению поэтического произведения «серебряного века». 6-13 стр.
б). Творческие задания после уроков по поэзии начала века. 14-16 стр.
в). Перечень тем, входящих в программу спецкурса «Литература конца 19-начала 20 века в контексте русской культуры». 17-19 стр.
3. Заключение. Рекомендации учителям, которых интересуют вопросы технологии преподавания поэтических произведений в школе. 20-21 стр.
4. Библиография. 22-24 стр.
Всех нас волнует вопрос, с какою книгой в жизнь войдёт человек будущего. Волнует потому, что воспитание читателя – одно из слагаемых воспитания Гражданина, воспитания Человека.
Особую роль в рождении Человека играет лирика. Интерес к поэзии – это показатель духовности, отзывчивости. Ведь в настоящей поэзии есть добро, красота, правда. Поэзия пробуждает «души прекрасные порывы», зовёт «на бой за честь отчизны, за убежденья, за любовь», учит видеть красоту и бороться за неё.
Немногие литературы мира дали своим читателям такое богатство «волшебных звуков, чувств и дум», как русская поэзия. И больно видеть, что это богатство идёт мимо тех, к кому обращено, кому так необходимо. В век видео и компьютеров ребята предпочитают получить представление о литературном произведении, как и любую другую информацию, не затрачивая много времени для чтения. Многочисленные свидетельства методистов, библиотекарей, учителей убеждают, что популярность лирики в самостоятельном чтении школьников (особенно подростков) очень низка.
В чём причина данного явления? Мне кажется, что и в особенности сложного для восприятия рода литературы, и в недостаточном количестве стихов в школьной программе по литературе, и в однотипности уроков по изучению стихов «хороших и разных» поэтов.
«Само чтение поэта есть уже творчество», - считал талантливый русский лирик и педагог И.Ф.Анненский.
Как приобщить тех, кто сидит сегодня за школьной партой к этому творчеству, побудить их открыть поэтические томики, ввести в мир поэзии?
Изучение поэтического произведения представляет немалые сложности для учителя-словесника. Как соединить непосредственное эмоциональное восприятие с углубленным разбором частей и строк, не утратив живого эстетического впечатления, как добиться сопереживания и поддерживать эту атмосферу в течение всех 40 минут урока, какие предпочесть методы и приёмы работы, способные открыть ученикам глубину стихотворения, стимулировать их читательскую и познавательную активность? И непременная мысль о том, что мы вторгаемся в святая святых – чувство, поэтический образ, в то, что было создано в минуту вдохновения, наивысшего душевного подъёма.
Анализ поэтических произведений необходим. Он должен быть особым, тонким, соответствующим специфике рода литературы и читательскому восприятию школьников. Изучение поэтического искусства – тоже искусство, где важно всё: вдохновение и педагогический расчёт, мысль и чувство, интонация, темп, оттенки голоса, жест. Малейший сбой, фальшь, неверно или просто резко заданный вопрос могут погасить эмоции, вызванные чтением, убить эстетическое восприятие.
Главная цель учителя при изучении поэзии – добиться сопереживания и соразмышления с поэтом, раскрыть силу и глубину чувства и мысли, вложить кирпичик в формирование читательских качеств, необходимых для полноценного восприятия лирики: эмоциональная отзывчивость, образное, ассоциативное мышление, эстетическая реакция на художественное слово.
«Истинная поэзия» - это любовь, мужество и жертва», - сказал Ф.Гарсиа Лорка. Эти слова одного из величайших испанских поэтов, по моему мнению, больше всего подходят к той блестящей плеяде поэтов конца 19 – начала 20 века, которых Анна Ахматова так проницательно назвала «серебряным веком русской поэзии».
Эта эпоха в нашей официальной литературной науке долгие десятилетия почти игнорировалась, как время реакции и декадентства, будто бы почти ничего не давшая русскому искусству. На самом деле 10-е годы были на редкость богатыми во всех областях художественного творчества – в литературе, живописи, балете, музыке.
Ахматова в заметке «1910-е годы» писала: «10-й год – год кризиса символизма, смерти Льва Толстого и Комиссаржевской. 1911 – год Китайской революции, изменившей лицо Азии и год блоковских записных книжек, полных предчувствий…
Кто-то недавно сказал при мне: «10-е годы – самое бесцветное время». Так, вероятно, надо теперь говорить, но я всё же ответила: «Кроме всего прочего, это время Стравинского и Блока, Анны Павловой и Скрябина, Ростовцева и Шаляпина, Мейерхольда и Дягилева…».
Действительно, после А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова это был ярчайший «всполох» в культурной жизни русского общества – Цветаева, Пастернак, Гумилёв, Бальмонт, Гиппиус, Белый…
Как же может строиться урок по изучению поэтического произведения «серебряного» века? Конечно, здесь нет единого рецептурного решения. Ведь каждое произведение неповторимо, оно рождалось под влиянием индивидуальных впечатлений, в нём отразилось душевное состояние уникальной человеческой личности. Значит, каждое стихотворение, несущее свой микрокосм чувств, раздумий, образов, потребует своего подхода, своей интонации, своей логики разбора. Уроки литературы нередко и иногда справедливо упрекают в шаблонности, стереотипе. Но шаблон особенно недопустим при изучении лирики, самого интимного и трепетного рода литературы. Попытаюсь определить не рецепты, годные на разные случаи жизни, не правила, а принципы, на основе которых я создаю живую ткань урока.
Обращусь к мысли русского педагога конца 19 столетия, основателя одной из лучших московских гимназий Л.И.Поливанова (учителя А.Белого), который считал, что для верного восприятия и понимания стихотворения необходимо «максимально приблизиться к состоянию, пережитому поэтом».
От первого восприятия стихотворения зависит, затронет ли оно какие-то струны души или оставит читателя равнодушным. Но ведь ученик на уроке по изучению лирического шедевра «серебряного века» может оказаться не настроенным на волну чувств поэта, его могут занимать совсем другие мысли и чувства. Поэтому необходимо тщательно продумать вступительную часть урока: рассказ о поэте, история создания произведения, чтение уже известных стихов на данную тему, использование смежных видов искусства. Но важно не только содержание вступительного этапа, отбор фактов и произведений.
Необходимо, чтобы вступление по тону, темпу, эмоциональному напряжению соответствовало тональности стихотворения, вызывало у школьников состояние, в чём-то сходное с тем, которое испытал поэт, создавая произведение.
Содержание вступительной части урока определяется особенностями стихотворения и степенью знакомства школьников с автором поэтического произведения. Если это первая встреча с поэтом, чьи стихи – и не только программные – я хотела бы ввести в читательский актив школьников, во вступительной части урока даю небольшой, но эмоциональный рассказ, стараюсь заинтересовать творчеством, показываю сборники стихов.
Например, при изучении творчества В.Я.Брюсова начинаю урок так:
Под резкими порывами ветра облетали липы Петровского парка, а в одиночной палате психиатрической лечебницы доктора Усольцева начавший слепнуть Врубель наносил на полотно углы и линии: возникали очертания строгого сюртука и скрещённые по-наполеоновски руки. Стояла осень 1905 года. Художник писал портрет Валерия Брюсова.
Чёрные горящие глаза, кажется, способны «испепелить» единым взглядом. Вся фигура выражает непреклонную волю и скрытую страстность. Перед нами, по словам М. Волошина, портрет «поэта-завоевателя». Таким был Брюсов в зените своей славы. Он считал встречу с Врубелем «в числе удач жизни» и говорил: «Мне другого портрета не надо. Я стараюсь походить на этот».
Если я работаю над стихотворением, имеющим интересную историю создания, рассказ о которой поможет школьникам понять мир чувств автора, можно начать урок именно с такого рассказа. Причём его настрой, интонация каждый раз индивидуальные, зависящие от тональности стихотворения.
Так при изучении творчества М.И.Цветаевой нельзя не сказать о её привязанности к Москве. Мы читаем стихотворение «Розовый домик» (1916).
Меж великанов-соседей, как гномик,
Он удивлялся всему,
Маленький розовый домик,
Чем он мешал и кому?
Я рассказываю ребятам о доме №8 в Трёхпрудном переулке, где родилась и жила до замужества Марина Цветаева. Она писала: «Трёхпрудный переулок, где стоял наш дом, это был целый мир, вроде именья, и целый психический мир – не меньше, а может быть, и больше дома Ростовых..». В войну дом Цветаевых был разрушен бомбой.
Созданию необходимого эмоционального настроя при изучении пейзажных стихотворений также поможет рассказ учителя о том, как и где они были написаны, воображаемое путешествие. Например, «В летнем Слепневе». Но этой цели могут служить и другие виды работы: рассказ о личных впечатлениях учеников от того состояния природы, которое будет описано в стихотворении.
Когда мы изучаем поэзию И.А.Бунина, обращаемся к стихотворению «После половодья» (1900).
Я начинаю разговор:
Вслед за Буниным подойдём к хвойному лесу. Снег не просто уже стаял – прошла большая вода, отшумело половодье и дожди обмыли землю. Ещё тот же апрель, но уже потеплело. Почувствовали? Запахом хвои потянуло. Рисуем мысленно и прислушиваемся к своим ощущениям…
Эффективным является и использование произведений смежных видов искусства – живописи и музыки. Они способны оказать сильное воздействие на личность, особенно музыка. Но восприятие произведений смежных видов искусства тоже требует своего настроя, своей подготовки, иначе может получиться результат, обратный желаемому. При подготовке к уроку можно использовать картины, лучше одну или две, но такие, которые помогут ученикам соприкоснуться с чувствами поэта.
Так при изучении творчества И.А.Бунина я использую акварели М.В.Нестерова. А при изучении творчества М.Волошина его собственные акварели. Я выясняю, как соотносятся стихи М.Волошина о Киммерии с акварелями. Предлагаю следующие вопросы:
- Можно ли считать акварели Волошина иллюстрациями к стихам?
- Какую роль в изображении Киммерии играет цвет?
Предстоит важнейшая часть работы – знакомство со стихотворением. Первичное чтение должно быть особенно ярким, эмоциональным. На этом этапе я читаю стихотворение сама. При первичном чтении я не даю никаких вопросов и заданий, чтобы не разрушать целостности восприятия.
В начале анализа даю школьникам минуту-другую, чтобы перечитать стихотворение.
Стихотворение прочитано. Оно вызвало у учеников душевный отклик, даже если не всё в нём было понятным до конца. Небольшая пауза позволяет мне увидеть, как воспринято стихотворение, а ученикам ещё немного побыть в мире поэта, снимет резкость перехода от эмоцио к рацио. И очень ответственна первая фраза, первый вопрос учителя после чтения стихотворения. Они помогут ученикам вжиться в произведение, выразить читательские впечатления от него.
Так при чтении стихотворения И.А.Бунина «Забытый фонтан» (1902) я начинаю разговор такими словами:
Красота, звенящая, сказочная, охватывает нас с первых строк стихотворения «Рассыпался чертог из янтаря..». При слове чертог воображаешь пышное, великолепное здание, дворец. Мы привыкли к словосочетанию царский чертог, а здесь – янтарный. Это не только чудеснее, но и роднее, ближе, потому что это – милый осенний лес, сад, где бродит девушка, где любим бродить и мы. Очень красиво, но отчего возникает лёгкая грусть?
Начинается самый трудный и ответственный этап работы – анализ стихотворения. Иногда мне помогает вопрос, как переосмыслены в стихотворении жизненные впечатления поэта (А.А.Ахматова «Мне голос был…»). Иногда, если стихотворение сюжетное, можно оттолкнуться от сюжетной основы, проследить развитие событий (А.Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…»). Иногда основой анализа становится вдумывание в смысл названия (Б.Пастернак «Вальс со слезой»).
Но главным является вопрос о настроении, интонации, смене интонаций в стихотворении. Каждое поэтическое произведение рождалось в момент наивысшего состояния души поэта, особого «всплеска чувств». Понять, какое чувство, настроение выражено в стихотворении, как менялась поэтическая интонация – значит сделать шаг в его эстетическом осмыслении. Не обязательно этот вопрос прозвучит прямо. В зависимости от того, какие краски выберут ученики для своей словесной картины, станет ясно, какое состояние поэта они в стихотворении почувствовали. Если поэтическое настроение сложное или меняется, лучше задуматься над ним не в начале, а в процессе или в конце анализа, но в любом случае я считаю этот вопрос необходимым.
Основой работы при анализе произведения является постижение поэтического слова и образа. Именно через слово, яркое, эмоциональное, максимально насыщенное, передаёт поэт свои жизненные впечатления. Именно метафоричность поэтического слова, частое несовпадение образа и понятия вызывает затруднения учеников при чтении стихов. На уроках по изучению лирики часто встречаются две крайности: недооценка работы над поэтическим словом, стремление определить идейный смысл стихотворения без достаточного вчитывания, проникновения в него, а значит, и сопереживания, и дотошное комментирование едва ли не каждой строки, после чего стихотворение будет понятным, но может утратить своё неповторимое обаяние.
Здесь особенно важен принцип избирательности, экономности, отбор наиболее ярких, интересных поэтических образов, которые называют «ударными», «опорными». Научить школьников видеть их, выделять в поэтическом произведении, задумываться над их многозначностью и выразительностью – это и есть культура восприятия поэтического слова. Если стихотворение интересно построено, такая работа идёт совместно с анализом композиции: выделяем основные части, определяем их значение, эмоциональный настрой, работаем над «ударными» словами каждой. Именно благодаря этой работе школьники проникаются настроением поэта, входят в мир его образов.
Вот как я провожу анализ стихотворения А.Блока «Незнакомка»:
Стихотворение построено на контрасте. Первые строфы «Незнакомки» вводят нас в мир совершенно иной, чем в «Стихах о Прекрасной Даме». Здесь нет никакой таинственности, всё предельно реально и пошло: вместо храма – захолустный ресторан, вместо наземного служения мечте и любви – «скука загородных дач». Исчезла музыка блоковского стиха, появилась грубая лексика, подчёркнутая прозаичность деталей. Перечитываются первые четыре строфы. Всё в этой части стихотворения подчинено одной цели – показать, что скука и пошлость окружающего мира делают жизнь человека невозможной, обрекают на бесцельное её прожигание. Одинок в этом мире человек. Его единственный друг – собственное отражение в стакане вина. Под влиянием вина мир меняется, становится зыбким, чуть нереальным. Опьянение? Нет, с героем стихотворения происходит совсем не то, что у «пьяниц с глазами кроликов». Подступает могучая сила вдохновения, преобразующая мир. И происходит чудо. Сквозь всё пошлое и унизительное, что окружает героя, ему видится прекрасное и таинственное.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
Интонация, лексика, звучание стиха совершенно меняются. Появляется уже знакомая нам музыка блоковского ассонанса. К.И.Чуковский, вспоминая, какое воздействие оказывали на него и его поколение стихи А.А.Блока, писал: «И кто же из нас не помнит того волнующего, переменяющего всю кровь впечатления, когда после сплошного «а» в незабвенной строке:
Дыша духами и туманами,
- вдруг это «а» переходит в «е»
И веют древними поверьями…»
В грубый, глухой проникает мечта, воплощённая в облике загадочно-прекрасной женщины. Явление её непостижимо и окружено тайной. Кто она, блоковская Незнакомка? Реальное, земное в её портрете – «девичий стан, шелками схваченный» и «в кольцах узкая рука». Но дышит она «духами и туманами», её упругие шелка «веют древними поверьями». Сам поэт говорил о своей Незнакомке: «Это вовсе не просто дама в чёрном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового». А известно, что по блоковской символике цвета синее означало неземное, звёздное, высокое, чаще всего недостижимое.
Вместе с Незнакомкой на смену деталям грубой повседневности приходит «очарованная даль», и человеку открывается то, что недоступно повседневности: странный, нереальный, но прекрасный мир, напоминающий мечту, сказку, сон; проступают видения иных миров, сказочно прекрасное и неодолимо влекущие.
И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Вот теперь, в финале анализа, можно обратиться к определению идеи стихотворения как выражению душевного опыта, чувств и переживаний поэта:
«Поэту, который ушёл в эту «очарованную даль» от того, что томило и угнетало его, повседневно оскорбляло его чувство красоты, справедливости, человечности, кажется, что всё вокруг чудесно преобразилось, сбылись самые возвышенные мечты, и он живёт уже в каком-то другом мире, где всё обретает бессмертную красоту», - пишет Б.Соловьёв в книге «Поэт и его подвиг. Творческий путь Александра Блока». И кажется, вот-вот раскроетсяперед поэтом непостижимый и истинный смысл жизни. На высокий идеал в душе поэта не может посягнуть даже «страшный мир». Но изменить, преобразовать «страшный мир» мечта не может. Наступает трагическое и горькое отрезвление, возвращение к обыденности. Трагический финал стихотворения говорит о том, что мечта, красота спасает человека от окружающей жизни лишь на мгновение, но не способна что-либо изменить в «страшном мире».
В процессе анализа стихотворного произведения необходима также работа над его выразительным чтением. Ёй я посвящаю особый этап урока – с особой установкой на заучивание всего стихотворения или отрывка из него. Работая над выразительным чтением, я показываю школьникам, что большая часть стихотворения может остаться в памяти на самом уроке, если быть внимательным читателем, вслушиваться и вдумываться в поэтические строки.
Последнее чтение стихотворения на уроке должно быть особенно ярким, чтобы у школьников осталось целостное восприятие его, ощущение праздничности. Этого можно достичь декламацией хорошо читающего ученика, прослушиванием стихотворения в исполнении мастеров художественного слова, обращением к музыкальной интерпретации стихотворения – романса на слова поэта.
После уроков, посвящённых «серебряному» веку, ребята выполняют ряд творческих заданий. Например, ребятам раздаются карточки. На одной стороне нужно написать название одного-двух наиболее запомнившихся стихотворений. На другой – вопрос, который ученик хотел бы задать писателю. Вот какие вопросы задали школьники.
А.Ахматовой. Вы написали такие строки:
Только ты, соловей безголосый,
Эту муку сумеешь понять…
Может ли быть что-либо более страшное, чем «безголосый соловей»?
2. Н.С.Гумилёву. Если бы Вам дали выбор: родиться в России или в Африке, где бы Вы родились?
3. А.А.Блоку. Вы писали, обращаясь к России:
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Если бы Вы жили в сегодняшней России, эти строки были бы Вами написаны?
4. О.Э.Мандельштаму. В 1911 году Вы писали:
О. маятник души строг,
Качается глух, прям,
И страстно звучит рок
В запретную дверь к нам.
Неужели Вы чувствовали, что скоро произойдёт страшное?
5. И.В.Северянину. Вы писали:
И тем ясней, что солнце – сине,
Что море – красно, что весна –
Почти коричнева…
Неужели такое может быть? И почему Вы всегда спорили с большинством?
6. В.В.Маяковскому. Так зачем же зажигаются звёзды?
7. И.А.Бунину. Вы были счастливы в жизни? И возможно ли быть счастливым всю жизнь?
8. М.И.Цветаевой. Вы написали такие строки:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
А когда бы Вам хотелось родиться?
Также в процессе работы над поэзией «серебряного» века ребята готовят доклады по темам:
1. О Скрябине.
2. Творчество художников «Мира искусства».
3. Тема города в поэзии В.Я.Брюсова и живописи начала века.
4. Тема природы и национального русского характера в поэзии Есенина и живописи Малявина.
5. Музыка Стравинского.
6. Осенние мотивы в поэзии И.А.Бунина.
7. Тема Петербурга в поэзии О.Э.Мандельштама и живописи Бенуа.
8. М.Волошин – поэт и художник.
9. Художник Грабарь.
10. Образная система Н.Гумилёва и К.Сомова.
11. Дореволюционная поэзия А.А.Ахматовой.
12. Москва в поэзии М.И.Цветаевой и живописи Васнецова и Рябушина.
13. О Рахманинове.
14. Особенности поэзии И.В.Северянина.
15. Поэзия С.Городецкого и живопись Н.Рериха.
16. Поэзия К.Д.Бальмонта.
Вот что написала ученица в докладе «Образная система Н.С.Гумилёва и К.Сомова».
Перед нами картина К.Сомова «Дама у пруда». Художник обращается к 18 столетию. Здесь изображена молодая дама в напудренном парике и пышном розовом платье. Всё внимание художника сосредоточено на передаче настроения догорающего вечера. Розово – палевые тона платья эффектно соседствуют с чёрными пятнами ажурной решётки. Вода и отражённое в ней здание даны подвижными мазками. «Впечатление необыкновенной изысканности в сочетании красок, большой свежести и тонкости и в то же время чего-то болезненного», - писала А.П.Остроумова об этой картине.
Кто знает, может быть, эта дама могла бы рассказать нам такую историю:
Сон меня сегодня не разнежил,
Я проснулась рано поутру
И пошла, вдыхая воздух свежий,
Посмотреть ручного кенгуру.
Он срывал пучки смолистых игол,
Глупый, для чего-то их жевал,
И смешно, смешно ко мне запрыгал
И ещё смешнее закричал.
У него так неуклюжи ласки,
Но и я люблю ласкать его,
Чтоб его коричневые глазки
Мигом осветило торжество.
А потом, охвачена истомой,
Я мечтать уселась на скамью;
Что ж нейдёт он, дальний, незнакомый,
Тот один, которого люблю!
Это стихотворение Н.С.Гумилёва вошло в сборник «Жемчуга». Отвлекаясь от скучного настоящего, поэт ищет созвучия с богатым миром свершений и свободно перемещает свой взгляд в пространстве и времени. Вот почему возникают в этом сборнике образы разных веков и стран. И здесь мы видим подлинно гумилёвское – поиск страны счастья даже за чертой бытия…
Мною разработан спецкурс «Литература конца 19 – 20 века в контексте культуры»:
1. Литература начала 20 века в контексте русской культуры.
2. «Страстный охотник за идеями» Д.С.Мережковский.
3. «Просветлённая страданьем красота». Поэтический мир И.Анненского.
4. «Вячеслав Великолепный». Жизнь и творчество Вячеслава Иванова.
5. Андрей Белый. «Душой века измерил».
6. «И ягоды туманно-сини на можжевельнике сухом». Поэзия И.А.Бунина.
7. Практическое занятие. Поэтический мир И.А.Бунина (по стихотворению «Забытый фонтан»).
8. Приглашение в Талашкино. Заочная экскурсия в усадьбу князей Тенишевых – меценатов «серебряного» века.
9. Георгий Иванов: «Вернуться в Россию».
10. «Я говорю за всех с такою силой». Мир поэзии О.Э.Мандельштама.
11. Практическое занятие. Сравнение поэтических текстов «Silentium» Ф.Тютчева и О.Мандельштама.
12. «Надо всякую чашу пить до дна». Личность и творчество З.Н.Гиппиус.
13. Поэт с «утренней душой» К.Д.Бальмонт.
14. Поэзия С.Городецкого.
15. Творчество И.С.Шмелёва.
16. М.Волошин – поэт и художник.
17. Дореволюционная поэзия А.А.Ахматовой.
18. Практическое занятие. Опыт художественного анализа стихотворения А.А.Ахматовой «Молюсь оконному лучу».
19. И.В.Северянин – король поэтов.
20. Поэзия В.Хлебникова.
21-22. Творчество художников «Мира искусства».
23. «Дворянское чувство равенства со всем живущим». Поэзия Б.Л.Пастернака.
24. Практическое занятие. Сравнение поэтических текстов «Рождественская звезда» Б.Л.Пастернака и И.Бродского.
25. Н.С.Гумилёв – «рыцарь русского ренессанса».
26. Русская тема в лирике Н.С.Гумилёва.
27. Практическое занятие. Образная система Н.С.Гумилёва и К.Сомова.
28. «Колыбель качается над бездной». Тайна поэзии В.Набокова.
29. Практическое занятие. «Струящиеся стихи» В.Набокова.
30. Музыкальность поэзии М.И.Цветаевой.
31. Практическое занятие. Москва в поэзии М.Цветаевой и живописи Васнецова и Рябушина.
32-33. Викторина «Умники и умницы». Природа в поэзии «серебряного» века.

Выражение «педагогические технологии» до сих пор встречает внутреннее сопротивление у некоторых учителей, особенно когда речь идёт о преподавании искусства, требующего не столько строгой заданности процесса, сколько сопереживания, соразмышления и того неуловимого «чуть-чуть», которое невозможно заранее спрогнозировать, но которое нередко и рождает эмоциональный подъём, обеспечивающий контакт «художественный образ – учитель – читатель». Однако первая часть слова «технология» в переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение, а в БСЭ понятие определяется как «совокупность приёмов и способов получения» определённого результата. В этом смысле вполне правомерно говорить о технологии урока, о тех приёмах и способах, которые помогают сделать его педагогически эффективным. Именно об этом я и постаралась рассказать в своей работе.
Кроме всего вышесказанного, хотелось бы остановиться ещё на одном немаловажном моменте. Как известно, в композиции урока принято выделять динамические элементы, количество и расположение которых зависит от поставленных задач, особенностей изучаемого материала, выбора формы урока. Этим элементам была посвящена моя работа. Также принято выделять и статические, обязательные для любого урока элементы, о которых нельзя забывать: организационный момент (на уроке, посвящённом изучению поэтического произведения, его характер определяется замыслом, а использование музыкальной заставки, внимание к деталям оформления кабинета, необычность первых фраз учителя вызывают необходимое настроение), введение темы и эпиграфа, постановка цели в начале и её разрешение в конце, объявление и мотивация оценок, домашнее задание к следующему уроку с его комментарием.
Конечно, каждый урок литературы, особенно посвящённый изучению поэтического произведения, должен иметь свою индивидуальную, только ему присущую педагогическую форму, свою композицию, свой эмоциональный рисунок, которые определяются прежде всего своеобразием литературного материала и замыслом учителя по его интерпретации. Но по моему мнению, внимание к вопросам технологии поможет расширить методический арсенал урока, сделать его произведением искусства, искусства педагогического. И лирическая поэзия здесь особенно выигрышна для работы, так как лирика – это не только сердцевина национальной культуры, а значит, и основа родного языка, но это ещё и наиболее яркий пример искусства слова, доступный учащимся и действующий, подобно музыке, не только смыслом, значением слов, но и звуком, эмоциональным настроем, который достигает глубин нашего сердца.Библиография
Аксёнова, В.А. Поэтический мир Бунина. Практическое занятие по стихотворению «Забытый фонтан». 11 класс / В.А. Аксёнова // Литература в школе. – 1996. - №2. – С.91.
Беренштейн, Е.П. «Я говорю за всех с такою силой…» Мир поэзии Осипа Мандельштама / Е.П. Беренштейн // Литература в школе. – 1991. - №6. – С.31.
Браже, Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. – 1996. - №5. – С.150.
Данилина, Т.М. Москва Марины Цветаевой / Т.М. Данилина // Литература в школе. – 1997. - №5. – С.154.
Карсалова, Е.В. «Стихи живые сами говорят…» / Е.В. Карсалова. – М., 1990. – 200 с.
Карсалова, Е.В. Некоторые вопросы технологии урока / Е.В. Карсалова // Литература в школе. – 1997. - №7. – С.101.
Кондратьева, Л.А. «И ягоды туманно-сини на можжевельнике сухом». Изучение лирики Ивана Бунина. 11 класс / Л.А. Кондратьева // Литература в школе. – 1999. - №1. – С.78.
Лазаренко, Г.П. Приёмы активизации и обратной связи на уроке литературы / Г.П. Лазаренко // Литература в школе. – 1996. - №1. – С.82.
Лазарева, В.А. Принципы и технология литературного образования школьников / В.А. Лазаренко // Литература в школе. – 1996. - №3. – С.104.
Маранцман, В.Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством / В.Г. Маранцман // Литература в школе. – 1998. - №8. – С.91.
Миртов, А.В. Поэтическое творчество в школе / А.В. Миртов // Литература в школе. – 1997. - №4. – С.92.
Меркин, Г.С. Путь к сотворчеству / Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин. – М.: Просвещение, 1991. – 157 с.
Павловский, А.И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество / А.И. Павловский. – М., 1991. – 289 с.
Павловский, А.И. Марина Цветаева / А.И. Павловский // Литература в школе. – 1991. - №3. – С.32.
Пастухова, Л.Н. «Если душа родилась крылатой…» (Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве М.И.Цветаевой) / Л.Н. Пастухова // Литература в школе. – 1991. - №3. – С.107, №5. – С.120.
Пиманова, О.В. Поэт с «утренней душой» К.Бальмонт. 11 класс / О.В. Пиманова // Литература в школе. – 1998. - №1. – С.96.
Полукарова, Л.В. «Надо всякую чашу пить до дна». О личности и творчестве З.Н.Гиппиус / Л.В. Полукарова // Литература в школе. – 1996. - №5. – С.72.
Попова, Е.В. Художественное произведение как эстетическая ценность / Е.В. Попова // Литература в школе. – 1998. - №4. – С.145.
Потанина, Л.А. Литературный вечер, посвящённый памяти И.А.Бунина / Л.А. Потанина // Литература в школе. – 1996. - №2. – С.109.
Соплова, Т.С. Живопись и поэзия Максимилиана Волошина. Материалы к уроку в 11 классе / Т.С. Соплова // Литература в школе. – 1996. - №4. – С.122.
Соплова, Т.С. Русская тема в лирике Н.Гумилёва. Материалы к уроку в 11 классе / Т.С. Соплова // Литература в школе. – 1996. - №3. – С.101.
Старкова, З.С. Содружество искусств на уроках литературы: из опыта работы / З.С. Старкова. – М., 1988. – 378 с.
Шаповалов, М.А. «Думой века измерил…» Андрей Белый: жизнь, творчество / М.А. Шаповалов // Литература в школе. – 1998. - №6. – С.35.
Шаповалов, М.А. Валерий Брюсов. Годы и книги / М.А. Шаповалов / /Литература в школе. – 1991. - №3. – С.19.
Сапожков, С.В. Владимир Соловьёв – поэт-философ / С.В. Соловьёв // Литература в школе. – 2002. - №5. – С.7.
Черкашина, М. «Дверь отперта. Переступи порог…» Творчество М.Волошина / М. Черкашина//Приложение к журналу «Литература в школе». – 2002. - №9. – С.4.