Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Лексический разбор слова.


Предмет: Русский язык
Класс: 8 класс
Тема урока: Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Лексический разбор слова.
Дата проведения:
Цель: Повторить и систематизировать знания учащихся по морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии.
Задачи: ученик
Повторяет знания о типах морфем; выполняет морфемный, словообразовательный и лексический анализы слов.
Развивает умения рассуждать, анализировать.
Воспитывает умение работать в должном режиме.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок- практикум
Методы: проблемный, частично – поисковый.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки.
Время Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика оценивание Оборудование
2
мин
2 мин
5 мин
2 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
2 мин
3 мин
2 мин
8 мин
5 мин
2 мин
Организационно –целевой этап:
Приветствие.
Психологический настрой на урок: «Круги»
Постановка цели урока.
Операционно – познавательный этап :Этап проверки дом. задания:
выборочно проверка дом. упр.
Этап повторения материала «Морфе-мика.Словообразование»
а) Объяснительный диктант
б) Работа над обобщением знаний о морфемах.
в) Самостоятельная работа
г) Слово учителя.
ФИЗМИНУТКА
Этап повторения материала «Лекси-ка и фразеология».
Работа со словарем.
Цифровой диктант
Заполнение схемы «Признаки свободных словосочетаний» и Признаки фразеологизмов
Самостоятельная работа
Этап контроля.
Творческий диктант
Этап подведения итогов.
Рефлексивно –оценочный этап
Домашнее задание:
Оценка работы учащихся на уроке Трудные вопросы дом. упр (анализ текста).
Прикасаться, разыскать, замочек, непогода, каблучок, неряха, бледно-зеленый, извозчик, придвигать, бесхитростный.
- Какое отношение к теме урока имеют слова объяснительного диктанта? 
Терминологический диктант:
Морфема-
1в. Корень -
2в. Приставка -
3в. Суффикс-
4 в. Окончание –
5 в. Основа -
- Если вас попросят подобрать слова с корнями -дуб- или -xqd-, вы, конечно, легко справитесь с заданием.
-Попробуем усложнить задание. Подберите слова с корнями -пт- и -й- Запишем эти корни на доске.
Подсказка:
Найти ответ непросто, надо подойти с другой стороны, уйти от стереотипов, пойти нестандартным путем.
-Догадались? Ответ содержится в вышесказанной фразе.
- У каких слов нет окончания?
 - Вспомните, что означает термин «Лексика».
- Прослушав характеристику определенного пласта лексики, назовите, о чем идет речь.
1) Слова, недавно вошедшие в употребление.
2) Слова, вошедшие в русский язык  из других языков.
3) Слова, употребляемые жителями той или иной местности.
4) Слова, вышедшие из активного употребления.
5) Слова, употребляемые преимущественно людьми одной профессии.
6) Слова, которые называют предметы и явления, исчезнувшие из нашей жизни.
7) Специальные слова, обозначающие научные понятия.
- Дайте лексическое значение слова МИР.
- Скажите, слово «мир» в значении «отсутствие войны» и слово «мир» в значении «земля со всем, что на ней есть» - это просто многозначное слово или это уже слово - омоним. Почему?
-Вспомните, что означает термин «омонимы».
- А что мы называем синонимами и антонимами?
Зачитываются словосочетания:
Знаменитый художник – известный художник; умный ребенок – понятливый ребенок; бальный наряд – наряд на уголь; храбрец – трус; почитать старших – уважать старших; дверной косяк – косяк рыбы; крошечный кусочек – здоровенный кусок; зеленые косы березы – песчаная коса на море; смелый воин – храбрый воин.- Скажите, в каком словосочетании слово употреблено в переносном значении. Почему вы так решили?
- Самостоятельно составьте словосочетания с записанными словами на доске так, чтобы они были употреблены в переносном смысле.
железный, холодный, шептать, носик.
- Проверьте, что у вас получилось.
- Это свободные или устойчивые словосочетания?
- Как называются устойчивые сочетания, по лексическому значению близкие одному слову?
Признаки свободных
словосочетаний. Признаки фразеологизмов
1.Любое из слов можно заменить.
2. Слово сохра-няет свою смыс-ловую само-стоятельность.
3. Создаются в процессе речи, не
требуют запоми-нания. 1В их составе нельзя заменить одно слово другим
2. Слово теряет свою смысловую самостоятель-ность.
3. Как и слова, используются готовыми, запоминаются.
1.Заменить данные фразеологизмы одним словом и записать это слово, составить предложение с одним из фразеологизмом.
Делать из мухи слона. 2. Кровь с молоком. 3. Мозолить глаза. 4 Как две капли воды. 5. Бить баклуши. 6. Набрать в рот воды. 7. Семи пядей во лбу. 8. Когда рак на горе свистнет. 9. Зарубить на носу. 10. Куры не клюют.
Подобрать к данным фразеоло-гическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.
Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика.
Без задних…; брать себя в …; бросать слова на …; взять голыми …; водить за …; не разольёшь…; вывести на чистую …;делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; зарубить себе на …; гроша медного не…; днём с огнём не …; в ежовых рукавицах…; палец о палец не …;впросак ….
- Зачем при выполнении морфемного анализа необходимо определять к какой части речи относится слово?
- Какова цель лексического анализа?
-Сможете ли вы после выполненной работы на уроке, справиться с заданием домашней работы?
- Что нового узнали? Что было трудным?
ЛА- родина, МА – отечество, приятно.
Определить значение фразеологизмов:
Пустить красного петуха ( поджечь что- либо), зеница ока (самое важное), скрепя сердце (нехотя, против своей воли делать что –либо), морочить голову (отвлекать от основного пустыми разговорами, кожа да кости (очень худой), бить ключом (активно, энергично проявлять себя), как белка в колесе (быть в постоянных заботах, хлопотах)
Нарисуйте в тетради ваше настроение Приветствуют учителя.
Уч-ся становятся в 2 круга, вращается внутренний круг, по ходу говорят друг другу комплименты.
Запись слов под диктовку.

-Чтобы правильно написать эти слова, необходимо знать их строение, то есть уметь быстро делать разбор слова по составу.
Записывают и озвучивают ответы.
Задание: выполнить словообразовательный разбор и разбор слов по составу.
1-й вариант - первые пять слов объяснительного диктанта; 2-й вариант - вторые пять слов.
Ученики называют примеры.
Слова с корнем -пт- ученики найдут сами: птица, птенец, птаха, птичник, птичий.
Слова  найти, подойти, уйти, пойти как раз и содержат искомыйкорень -й-.
Сильнее (сравн. ст. прил.), страшно (нар.), жечь (гл. н.ф.), кино (нескл. сущ.), спускаясь (деприч.)-Словарный состав языка.
Неологизмы
Заимствованные
Диалектные.
Архаизмы
Профессионализмы.
Историзмы.
Термины
1. Мир.
1) Все то, что существует на Земле и в космосе. Происхождение мира.
2) Земля со всем, что на ней находится. Известен всему миру.
3)Человеческое общество, объединенное по каким-нибудь признакам. Капиталистический мир.
4) отдельная область жизни, явлений, предметов. Мир животных.
2. Мир.
1) Отсутствие войны, вооруженных действий. Борьба за мир.
2) Соглашение между воюющими странами об окончании войны. Заключить мир.
3) Отсутствие ссоры, враждебных отношений с кем-нибудь. В семье всегда мир.
Омонимы, так как между значениями нет общего смысла
учащиеся в тетради ставят только соответствующие цифры: 1 – синоним; 2 – омоним, 3 – антоним.
косяк
.
Железный характер, холодный взгляд, шепчет ветерок, носик чайника.
Фразеологизмы.
Работают в парах.
Работают самостоятельно.
Работают самостоятельно.
Записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм.
Чтобы узнать изменяемое слово или нет, т. к. у неизменяемого слова нет окончания.
Ответы уч-ся
Запись дом.задания.
смайлики Невербальное
Взаимопроверка
Коррекция
Самопроверка
1, 1, 2, 3, 1, 2, 3, 2, 1.
Самопроверка
Взаимопроверка
самопроверка
Проверка по очереди и объяснение встретившихся орфограмм.
Оценивают свою работу, работу групп, класса.
Слайд №1
Слайд № 2
Слайд № 3
Слайд № 4
Слайд № 5
Слайд № 6
(выписка из словарной статьи«Краткого толкового словаря русского языка» под ред. В. В. Розановой.)
Слайд № 7
Слайд № 8
РТ стр.10 (зад.1)
Слайд № 9
Слайд № 10
РТ стр.10 (зад.2)
Слайд № 11
РТ стр.10 (зад.3)
слайд № 12
РТ. Стр.10
слайд № 13