Интегрированный урок русского языка и литературы «Пушкинский завет русской литературе (пишем сочинение по русскому языку с опорой на литературу)»
Конспект урока
Аттестуемый педагог Дегтярёва Ольга Васильевна
Предмет русский язык и литература
Возраст учащихся: 10 класс
Тема урока : Пушкинский завет в русской литературе (пишем сочинение по русскому языку с опорой на литературу)
Цель урока : создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся при создании собственного продукта(сочинения-рассуждения)
Задачи:
продолжить работу по лингвистическому и литературоведческому анализу текстов,
проанализировать выразительные языковые средства, выраженные прилагательными;
показать функции прилагательных в текстах разных жанров и стилей;
формировать умения находить и использовать аргументы из художественной литературы при создании собственного продукта( сочинения- рассуждения по прочитанному тексту);
Оборудование:
толковый словарь С.И.Ожегова; тексты Д. Гранина; учебник русского языка для 10-11 классов под редакцией Власенкова, Рыбченковой; алгоритмы анализа предложения.
Этапы урока,
цели
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
2.
Организационный момент
Цель этапа: настроить обучающихся на работу по теме, создать благоприятные психологические условия для дальнейшей практической работы, помочь учащимся поставить перед собой учебную задачу
Лингвистический этап.
Цель этапа:
отработка
навыков работы с текстом: выделение словосочетаний, несущих смысловую нагрузку, повторение инверсии и нахождение её в тексте, градации, работа с толковым словарем С.И.Ожегова; повторение синтаксического разбора предложения
Речеведческий этап
Цель этапа:
повторить особенности публицистического стиля речи( цель, жанры, композиция), проанализировать домашнее сочинение , написанное по данному тексту, отметить достоинства и недостатки домашней работы, исходя из требований стиля, и исправить ошибки, работа с учебником.
Литературоведческий этап.
Цель этапа:
Продолжить работу с текстами разных жанров и типов, находить главную мысль, которую можно использовать в качестве аргументации мысли Д.Гранина, применять её в своей работе.
Заключительный этап.
Цель этапа:
Рефлексия
На уроке я научился
У меня возникли трудности
К моим достижениям можно отнести Вступительное слово учителя.
Мы с вами продолжим работу с текстом, на уроке это текст Д.Гранина « О милосердии». Сегодня будем тренироваться находить ключевые слова и словосочетания, выраженные именами прилагательными и несущими на себе смысловую нагрузку , сравнивать их функции в текстах других стилей. Повторим особенности публицистического стиля, стилистические фигуры, будем искать аргументы для подтверждения своих выводов в примерах из классической литературы.
Казалось бы, а чего мы еще не умеем, ведь мы так много работали над текстами разных стилей и типов?!
Вспомните, какие трудности вы испытывали?
Актуализация знаний:
Беседа с учащимися по домашнему заданию:
1)Что вы знаете об авторе предложенного текста?
2)Какие произведения он написал? Чему они посвящены?
3)Прочитайте текст, озаглавьте его.
4) Есть ли связь данного текста с рассказом «Пациент»
Работа с текстом:
Задание 1
1)Найдите в тексте словосочетания, в состав которых входят прилагательные, запишите их, пронумеровав.
2)Какое место по отношению к определяемому слову занимают прилагательные в 3,4,6 словосочетаниях?
Как называется этот художественный прием?
Задание 2
1)выпишите предложение, в которое входят два из названных словосочетаний, произведите его синтаксический разбор , используя алгоритм разбора предложения.
Задание 3
Выпишите из текста предложение с инверсией. Определите, какой прием , кроме инверсии, использует автор в этом предложении?
Чем отличаются слова, входящие в этот ряд?
Итак, Гранин использует в своем тексте инверсию и градацию. С какой целью? Перечитайте текст и поразмышляйте над лексическим значением ключевых слов.
Задание 4
По толковому словарю С.И.Ожегова определите значения слов
Благородство, с.45
Ничтожество, с. 357,
Милость, с.302
Милосердие, с. 302
Подберите к ним синонимы,
образуйте от них прилагательные.
Какими словами в сочинении можно заменить прилагательные благородный, ничтожный , милосердный?
Согласно словарю ничтожный- это незначительный, убогий, мелкий, ничего не стоящий человек.
А какое значение приобретает это прилагательное в тексте Д.Гранина? Зачем он использует это прилагательное в превосходной степени?
Обратимся к формулировке задания «С» экзаменационного материала по русскому языку:
напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных
автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны
или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Для работы над этим заданием нам нужно обратиться к учебнику.
Задание 1
Из учебника русского языка выпишите все особенности публицистического стиля, текста , жанров, языковых средств.
Определите для себя цель работы с данным текстом Д.Гранина.
Задание 2
Познакомимся с мини-сочинением на тему « Пушкинский завет русской литературе», которое написано к уроку. Оцените композицию сочинения, соответствие стилю, отметьте достоинства работы и недостатки.
Все ли аргументы приведены для подтверждения мысли, высказанной Д. Граниным, выражена ли собственная позиция?
Где же искать аргументы? Искать будем в произведениях самого автора
Задание 1
Давайте с вами вспомним еще раз рассказ «Пациент».
Скажите , пожалуйста, как Д. Гранин следует завету Пушкина?
Задание 2
У вас на столах ещё один рассказ Д.Гранина. Он называется «У окна».
Прочитайте его внимательно и ответьте на вопрос: как в этом произведении автор решает проблему милосердия ?Домашнее задание
Написать сочинение «Пушкинский завет русской литературе», опираясь на основные положения статьи Д. Гранина « О милосердии» и на другие тексты, которые использовали на уроке. Запись даты и темы урока
Ответы учащихся .Учащиеся рассказывают о писателе, называют его произведения, о рассказе «Пациент», который читали и анализировали на уроке литературы, посвященном Великой Отечественной войне.
В этих текстах мы можем проследить общую мысль: ощущения маленького человека, прошедшего через большие испытания, это милосердие и равнодушие со стороны окружающих его людей.
ничтожнейший чиновник;
пушкинский завет;
с душой благородной, достойной любви и уважения;
к героям сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным;
живое чувство;
необходимость настоятельная, труднооценимая.
Учащиеся подчеркивают определения и называют художественный прием- инверсия, дают определения, обращаясь к учебнику русского языка.
В течение 19 века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике 14 класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения .( повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными членами (определениями), приложением)
Это не только прямой призыв к милосердию, но это и обращение писателей к героям униженным и оскорбленным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова.
Автор использует ряд синонимов, отличающихся оттенком значений. Синонимы выстроены в порядке возрастания признака: от униженных и оскорбленных до падших. Этот художественный прием называется градацией
Ответы учащихся.
Учащиеся определяют значения слов, подбирают к ним синонимы и образуют прилагательные.
Автор привлекает внимание читателя к чиновнику, называя его ничтожнейшим. Однако, несмотря на свою крайнюю бедность, забитость и ничтожность, сам по себе этот человек не является ничтожным- у него душа благородная, достойная любви и уважения. Использование инверсии помогает акцентировать внимание на этих словах. Именно к такому человеку- ничтожному, сирому , убогому и бесконечно одинокому, но с душой благородной, достойной любви и уважения- А.С.Пушкин призывал оказывать милость. В этом и стоит пушкинский завет.
Учащиеся отмечают ,что главная задача стиля- привлечь внимание к затронутой теме, проблеме. Так и нам, ученикам, опираясь на примеры из литературы , необходимо привлечь внимание не только к статье Д.Гранина, но и к ведущей теме русской литературы.
Десятиклассники обсуждают домашнюю работу, отмечают, что одно из уязвимых мест их сочинений- аргументы их художественной литературы.
Герой рассказа- маленький человек, у него даже нет имени, он просто Пациент. В то же время перед нами человек, прошедший войну. Он изолировал себя от движения времени, у него тусклое существование, естественная бедность. Он не принимает сегодняшнего времени, потому что в нем нет героического. Бедный духовно сегодняшним днем и герой в прошлом. Это тот самый «сирый и убогий», который достоин уважения и любви
Учащиеся читают рассказ и выделяют главную мысль. Отчаяние ребенка, не имеющего возможности помочь прихрамывающему пареньку, во взгляде которого был ужас, крик о помощи. Чувство досады на себя и жалости к несчастному прошло с ним через всю его жизнь.
Синтаксический разбор простого предложения
Порядок разбора
1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
3. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.
4. Определить тип предложения по структуре:
а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);
б) распространенное или нераспространенное;
в) полное или неполное (указать, какой член предложения в нем пропущен);
г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).
5. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, затем второстепенные члены, относящиеся к ним).
6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.
Образцы разбора
1) Мой костер в тумане светит (А. К. Толстой).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено. Грамматическая основа — костер светит. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему относится согласованное определение мой, выраженное притяжательным местоимением. К сказуемому относится обстоятельство места в тумане, выраженное существительным в предложном падеже с предлогом в.
Схема предложения:
В конце данного повествовательного предложения ставится точка.
2) В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады (Шолохов).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Грамматическая основа — сады пахнут. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему относится согласованное определение вишневые, выраженное прилагательным. К сказуемому относится обстоятельство времени в конце января, выраженное словосочетанием (сущ. + сущ.) в предложном падеже с предлогом в, и обстоятельство образа действия хорошо, выраженное наречием.
Схема предложения:
В конце данного повествовательного предложения ставится точка; запятыми в предложении выделен причастный оборот, который, хотя и стоит перед определяемым словом, обособляется, так как отделен от него в предложении другими словами.
Даниил Гранин
О милосердии
(1)Упражняется ли милосердие в нашей жизни? (2)...Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (З)Часто ли мы получаем призыв к нему? (4)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.(5)Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (б)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (7)От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. (8)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (9)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.(10)Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова. (11)Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.(12)Милость к падшим призывать - воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему - необходимость настоятельная, труднооценимая. (13)Я убеждён, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. (по Д. Гранину)
У окна
Я стоял у окна вагона, бесцельно глядя на бегущий мимо пейзаж, на полустанки и маленькие станции, дощатые домики с названиями черным по белому, которые не всегда успевал прочитывать, да и зачем. Поля, перелески, столбы, волны проводов, стога сена, кусты, проселки — и так час за часом. Рядом, у следующего окна, стоял мальчик. Он смотрел неотрывно. Мать позвала его в купе, он схватил бутерброд и снова прилип к стеклу. Она пробовала усадить его к окну в купе, но он не согласился. Здесь, в коридоре, ему никто не мешал, он был безраздельным хозяином своей подвижной картины. Я уходил, разговаривал со своими спутниками, возвращался и заставал его в той же позе. Что он там высматривал, как ему не надоело, ведь это было совершенно бессюжетное зрелище, не то что экран телевизора. Теперь я смотрел не в окно, а на него. Кого-то он мне напоминал. Ну, конечно, та же поза, те же грязноватые стекла. Они-то и помогли мне вспомнить мои детские путевые бдения. С той же жадностью и я ведь простаивал часами перед теми же стеклами, завороженный мельканием путевых картин. Оттуда, не из близи, несущейся навстречу, а из далей еле плывущих, почти недвижимых пространств, из лесной каймы на горизонте, серых туманных полей возвращались устремленные к ним детские мечтания. В тех смутных, расплывчатых картинах я был путешественником, был охотником и одновременно медведем, был журавлем, шагающим по болоту… Бесконечная смена березок, елей, лесных проталин, деревень, пашен — и снова лес, просеки, изгороди — все это тогда почему-то не усыпляло, а возбуждало воображение. Я растворялся в огромности этой земли, она входила в сознание, откладывалась на всю жизнь. Спустя десятилетия у окна поезда, постукивающего по рельсам Германии, а то и Китая, где каждый клочок обработан, откосы железнодорожных насыпей сплошь засеяны, в моем восприятии присутствовали впитанные детской душой просторы, эти стояния у окна. Вдруг в бесформенной зыбкости воспоминаний, глядящих из закатного окна, обозначилось что-то. Это был мужик, огромный, в желтой рубахе, с колом в руках. Смутно вспомнился станционный палисадник, несколько телег, лошади с холщовыми торбами на мордах. Но все это: и привокзальная площадь с деревянными мостками, перрон, станционный колокол — все было как бы задником, а впереди, подняв кол, мужик бежал за пареньком, который, прикрыв голову руками, мчался вдоль перрона по ходу поезда. Он бежал, прихрамывая, лицо его было обращено к вагонам, на какой-то миг глаза наши встретились. Ужас был в его взгляде, крик о помощи, а перрон был пуст, мне показалось, что я единственный человек, единственный свидетель, которого он увидел; я наклонился к краю рамы, но в окно уже вошли огороды с чучелами, шлагбаум, и станция исчезла, как исчезали все другие станции. Догонит ли его этот с колом, убьет, что будет с ним, за что он его так — ничего этого я никогда не узнаю. Помню свое отчаяние, которое росло оттого, что поезд не останавливается, мчится все дальше, а там, может, парня догнали и бьют, убивают, и никто этого не видит, не знает, и я не могу никого позвать, показать. Кажется, я действительно закричал, побежал к отцу, который играл в карты в купе, никто ничего не понял из моих объяснений, и я понял, что ничего не могу им объяснить. Кажется, так оно было, но с уверенностью не могу сказать, да и какое это имеет значение. Значение же имели огромные глаза этого паренька, мужика того я узнал бы, а от парня остался только ужас, заполнивший все окно, и невозможность вмешаться, помочь, закричать. И опять пошли перелески, колыхания проводов, песчаные тропки в зеленой траве, голубые поля льна, серебряные — овсов, красные — гречихи, золотистые — ржи, сизые — капусты, ельники, клевера, рыжие стада — огромный мир, который заботливо старался смыть ту случайную картинку. Она затерялась в памяти. Но сейчас, глядя в такое же пыльное, в грязных потеках окно, я с завистью вспомнил свое мальчишеское отчаяние.
Д. ГранинПациент
Памяти Игоря Ч.
Ночью он упал с кровати, а ему показалось, что скатился в воронку от снаряда. Надо выбраться, иначе он замерзнет. С ним однажды это уже было на фронте под Мгой. Он стал карабкаться обратно в кровать.
Земля осыпалась под руками? Стены воронки были крутые. Дело было ночью. Шел обстрел. Немцы били из тяжелых орудий. Сто пятьдесят. Или двести двадцать. Он выбрался и дал команду стрелять. Он знал, откуда они бьют, они били из Александровки. Но связь прервалась.
Ему было за семьдесят, никого из ребят уже не осталось – Санька спился, Серега стал мафиози, сидел. Единственный, кто еще действовал, это Паша, их полковник. Он был моложе всех. Теперь он большой шишка, Павел Афанасьевич, первый зам или вице…
Пашка орал на него за то, что нет связи, грозился отдать под трибунал. Тогда майор Медведев тоже стал кричать, что рация дерьмовая, аккумуляторы сели, никто не заботится, а эти штабные крысы играют со своими … в карты.
С трудом, кляня его, санитарки втащили на кровать. Сестричка Таня в сердцах дала ему по рукам, чтобы не лапал. Она поставила решетку на кровать, подтерла за ним лужу, назвала засранцем.
А в медсанбате у него была Люда. Он мчался к ней на мотоцикле, и они уходили в какой-то чулан, в конце коридора, где хранились тюфяки.
Назавтра приехал к нему Павел Афанасьевич. Его сопровождал главврач, начальники больницы и какие-то холуи.
Поговорили. Паша сидел, а те стояли позади. Паша спросил, что ему надо. Ничего не надо. Но Пашка настаивал – может, в другую палату, двухкомнатную, может, какое особое питание? Под накинутым на плечи накрахмаленным халатом блестел-переливался костюм сизого голубиного цвета. Попросить, что ли, такой роскошный костюм? Смех его не понравился Паше.
- Ты чего смеешься? – строго спросил он.
Он долго смотрел на Пашу, на его отвисшие щеки, на рыжие пятна на руках. Тоже скоро умрет.
- Зря ты упрятал Медведева в штрафбат, - вдруг сказал он Паше. – В сущности, за то, что назвал тебя трусом.
- О чем ты? Какой Медведев?
Паша переглянулся с главврачом.
- Не помнишь? Врешь, помнишь! Костя Медведев, начальник связи, он с тобой еще стреляться хотел, а ты, ты…
Вызвали сестру, она сделала ему укол. Все еще сидели, о чем-то говоря между собой. Он, успокоенный, лежал, слушал, как бухает сердце. Госпиталь горел. Раненые прыгали из окон. Йодистое дыхание утихающего боя…
После отъезда Паши к нему посадили дежурить медсестру Таню. Под вечер он умер. Взял ее за руку, погладил, отвернулся к стене и умер.
Она вернулась с дежурства усталая. Рассказала матери, какой он тяжелый, как собирала его вещи – книги, бумажник, грязные носки, бритву и что из бумажника выпала фотография, где он был молодым, в форме, с усами, похожая на ту, что у матери в альбоме. Мать достала альбом, они нашли ту фотографию, там тоже был лейтенант, тоже с усиками, но вроде не тот. Таня сказала, что все они в той старинной форме, с пилотками, похожи друг на друга. Мать ушла к себе в комнату, и Таня слышала, как она тихонько плачет.