Рабочая программа по географии. 10 класс. БУП-2004. Ю.Н.Гладкий и др.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22»
Среднее общее образование
Рабочая программа по географии, реализующая БУП – 2004г.
10 класс.
Авторская программа к учебнику: Учебник:
А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина. М: Просвещение, 2008 Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина, География. Современный мир.
Базовый уровень. 10-11 кл., М: Просвещение, 2012
Рабочую программу составила:
Кулагина С.А., учитель географии высшей квалификационной категории.
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Базисного учебного плана – 2004 г., требований к результатам освоения образовательной программы основного среднего образования и авторской программы по географии для 10 класса.
В основу рабочей программы положена авторская программа : А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина. М: Просвещение, 2008, т.к. она реализует БУП – 2004г.
Данная рабочая программа имеет следующую структуру:
пояснительная записка, в которой отражены цели и задачи курса географии, основные виды учебной деятельности, применяемые на уроках, формы контроля усвоенного материала.
Основное содержание крупных разделов изучаемого курса географии.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Планирование учебного материала.
Изучение географии современного мира в средней школе направлено на достижение следующих целей:
Показать взаимосвязь природы, населения, хозяйства и общества;
Вооружить учащихся необходимыми каждому образованному человеку теоретическими знаниями и практическими умениями в области экономической и социальной географии мира;
Продолжить развитие географического мышления;
Сформировать основы географической культуры и мировоззрения.
Содержание курса «География. Современный мир» в средней школе позволяет формировать и использовать разнообразный спектр видов деятельности:
Описание объектов и явлений;
Характеристика географического положения изучаемых объектов;
Умение классифицировать явления, процессы и объекты географической оболочки;
Работа с картами атласа и статистическими материалами;
Презентация географических знаний (сообщения, выпуск стенгазет, демонстрация видеоматериалов, тематические семинары);
Работа с контурными картами;
Поиск дополнительной географической информации с привлечением ИКТ;
Работа с таблицами и схемами;
Прогнозирование процессов и явлений современного мира;
Обсуждение проблем, постановка и решение географических задач;
Анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры мирового хозяйства, определять их различия;
Анализ и прогнозирование изменений природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
В планировании отражены формы контроля, применяемого на уроках географии:
Практические работы;
Практикумы по картам атласа;
Тестовые задания;
Самостоятельные работы;
В основу рабочей программы положены следующие принципы и подходы:
Географический – посредством более тщательного отбора, систематизации и генерализации основных понятий, связей, закономерностей, законов и методов географической науки;
Краеведческий – за счет сочетания глобального, регионального и локального уровней изучения географического пространства;Комплексный – посредством более полной реализации идеи комплексной характеристики географического пространства;
Исторический – обращая особое внимание на развитие Земли, географических знаний о Земле, географические открытия и путешествия;
Практическая направленность - посредством постоянного включения географических знаний и умений в опыт ученика, формируя тем самым определенные качества его личности;
Гуманистическая направленность – посредством рассмотрения жизнедеятельности человека в разных географических условиях, его бытовых и культурных особенностей, экологических вопросов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСА ГЕОГРАФИИ 10 КЛ.
Название раздела Основное его содержание
Человек и ресурсы Земли. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Этапы освоения человеком природы. От естественных ландшафтов к культурным.
Природные ресурсы, их роль в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация ПР. ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов ПР. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий. Малоотходная технология.
География населения. Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство населения, его типы. Демографическая политика стран мира.
Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные и многонациональные страны. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа. Возрастной и половой состав населения мира. Половозрастная пирамида. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и ее география. Рынок труда.
Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Причины неравномерности размещения населения. Города – главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегаполис. Крупнейшие агломерации и мегаполисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений.
Миграции населения, их виды и причины. Значение миграций. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.
География культуры, религий, цивилизаций. Культура – путь решения многих проблем человечества. Цивилизация – культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.
География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия – важный элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые и национальные религии. Местные традиционные верования.
Цивилизации Востока. Цивилизации Запада.
Политическая карта мира. Понятие «политическая карта», периоды ее формирования. Современная ПК мира. Качественные и количественные изменения на ПК. Многообразие стран на ПК мира.
Государство – главный объект ПК. Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства.
Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН – массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.
География мировой экономики. Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики. Деление стран на аграрных, индустриальных и постиндустриальных. Отраслевая и территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике. НТР на современном этапе. МГРТ – высшая форма географического разделения труда. Международная специализация стран мира. Факторы развития отраслей хозяйства в условиях НТР.
Промышленность мира. Сельское хозяйство. Транспорт и сфера услуг.
Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция. Интеграционные группировки стран мира. Экономическая интеграция в России.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Знать / понимать:
Этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой;
Важнейшие ПР мира и особенности их использования;
Необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;
Особенности НТР;
Понятие «природопользование», его виды;
Идеи устойчивого развития общества;
Особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его виды, направление демографической политики в различных странах мира;
Этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;
Занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и низкой плотностью населения;
Крупнейшие города и агломерации мира;
Причины и виды миграций;
Культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;
Этапы формирования ПК мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на ПК мира;
Секторы экономики. Основные отрасли мирового хозяйства, факторы размещения отраслей хозяйства в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики;
Понятие «МГРТ», формы его проявления, роль экономической интеграции;
Географическую номенклатуру учебника.
Уметь:
Анализировать статистические материалы и данные СМИ;
Определять ресурсообеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов;
Определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
Определять демографические особенности и размещение населения, направление современных миграций населения;
Определять общие черты и различия в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;
Характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;
Определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;
Уметь составлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природу в современном мире;
Устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов;
Строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;
Составлять развернутый план доклада или сообщения;
Составлять картосхемы связей географических процессов;
Составлять и презентовать реферат;
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссии;
Работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию.
Оценивать:
Обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;
Рекреационные ресурсы мира;
Влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
Положение РФ в современном мире;
Экологические ситуации в отдельных странах и регионах;
Тенденции и пути развития современного мира.
ГРАФИК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.
№ п/пДата Название практической работы.
1. 22.09-27.09 Оценка ресурсообеспеченности стран мира.
2. 07.12-12.12 Анализ возрастно-половых пирамид развитой и развивающейся стран.
3. 14.12-29.12 Сравнение показателей качества жизни населения отдельных стран, взятых из различных источников информации.
4. 21.12-26.12 Сравнение уровня урбанизации стран разного типа.
5. 25.01-02.02 Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору).
6. 18.02-23.02 Обозначение на контурной карте стран мира.
7. 04.03-09.03 Сравнительная характеристика политико-географического положения стран мира.
8. 11.04-16.04 Характеристика отрасли промышленности по плану.
9. 18.04-23.04 Составление картосхемы стран – крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ В 10 КЛАССЕ
2015 – 2016 учебный год
Планирование составлено из расчета 1 час в неделю. Всего 35 уроков в год.
Календарно-тематическое планирование разбито на блоки, каждый из которых включает уроки объяснения нового материала и уроки выполнения практических работ. Такой подход позволяет использовать самые разные формы для изучения и закрепления одного и того же изучаемого раздела, всесторонне создать базу для творчества школьников, осуществлять личностно-ориентированное и практико-ориентированное обучение школьников.
Раздел № урока Дата Тема урока Практическая часть Примечание и скорректированные даты прохождения тем уроков
Человек и ресурсы Земли. 1. 01.09-
05.09 От древности до наших дней. Практикум: анализ таблицы учебника и статистического материала. П.1
2. 08.09-
13.09 Современное освоение планеты. Практикум: составление таблицы «Типы антропогенных ландшафтов мира». Анализ карты плотности населения и выявление районов высокой и низкой плотности населения, указание причин различий. П.2
3. 15.09-
20.09 Природные ресурсы и экономическое развитие. Практикум: составление схемы «Типы природных ресурсов» по исчерпаемости, способу образования и использования.
Решение практических задач на нахождение ресурсообеспеченности стран мира разными видами ПР. П.3
4. 22.09-
27.09 Практическая работа № 1. «Оценка ресурсообеспеченности стран мира». Практическая работа № 1. 5. 29.09-
04.10 Ископаемые ресурсы. Проблема исчерпаемости. Практикум: анализ таблицы «Структура мирового потребления первичных энергоресурсов», круговых диаграмм мировых запасов нефти и газа.
Выявление закономерностей размещения полезных ископаемых в земной коре (топливные, рудные).
По картам атласа выявление стран-лидеров по запасам основных видов минерального сырья.
Сравнение направлений поисков МР – «вглубь» и «вширь». П.4
Презентация по теме урока.
6. 06.10-
11.10 Земельные ресурсы. Проблема опустынивания. Практикум: анализ диаграммы «Структура мирового земельного фонда», выявление стран-лидеров в обеспеченности земельным фондом, указание причин.
Выявление причин опустынивания земель. П.5
Презентация по теме урока.
7. 13.10-
18.10 Водные ресурсы. Проблема пресной воды. Практикум: анализ карт и выявление стран наиболее и наименее обеспеченных ресурсами пресных вод. Составление картосхемы главных потребителей пресной воды. По картам и статистическим материалам выявление регионов мира с недостатком пресной воды.
Предложение путей рационального использования водных ресурсов. П.6
Презентация по теме урока.
8. 20.10-
25.10 Лесные ресурсы. Проблема обезлесения планеты. Практикум: анализ таблицы «Лесные ресурсы мира», выделение стран-лидеров по запасам древесины. Выявление причин глобальных изменений лесных ресурсов. П.7
Презентация по теме урока.
9. 27.10-
01.11 Ресурсы Мирового океана (урок-конференция). Практикум: урок - конференция по вопросам Мирового океана с использованием дополнительных источников географической информации. Составление таблицы «Ресурсы Мирового океана» на основе полученной информации. П.8
10.
2 чет. 09.11-
14.11 Климатические, рекреационные и космические ресурсы. Практикум: составление схемы «Нетрадиционная энергетика мира», выделение стран-лидеров по производству энергии.
Составление таблицы «Типы рекреационных ресурсов», указание способов их использования человеком. Выявление стран, специализирующихся на международном туризме. П.9
11. 16.11-
21.11 Природопользование и устойчивое развитие. Тестирование по разделу: «Природные ресурсы мира».
Практикум: эвристическая беседа с приведением примеров рационального и нерационального природопользования. П.10
География населения. 12. 23.11-
28.11 Рост населения Земли. Практикум: анализ таблиц и др. статистического материала и выявление причин демографического взрыва и демографического кризиса. Указание стран-лидеров по численности населения. П.11
13. 30.11-
0512 Этническая и языковая мозаика. Практикум: анализ схем, таблиц и диаграмм. П.12
14. 07.12-
12.12 Возрастно-половой состав и занятость. Практическая работа № 2. «Анализ возрастно-половых пирамид развитой и развивающейся стран мира». Анализ половозрастных пирамид стран разного типа, на основе этого сделать вывод. Практическая работа. П.13
Презентация по теме урока.
15. 14.12-
19.12 Практическая работа № 3. «Сравнение показателей качества жизни населения отдельных стран, взятых из различных источников информации». Практическая работа. 16. 21.12-
26.12 Расселение: жители городов и деревень. Практическая работа № 4. «Сравнение уровня урбанизации стран разного типа». Практическая работа. Анализ карт атласа. П.14
Презентация по теме урока.
17.
28.12-
29.12 Миграции населения. Практикум: составление картосхемы современных миграций. 18.
3 чет. 11.01-
16.01 Повторение пройденного материала. Повторить раздел «Население», п.15
География культуры, религий, цивилизаций. 19. 18.01-23.01
Что изучает география культуры. География религий. Практикум: анализ текста учебника, обсуждение проблемы культурного человека. П.16 - 17
20. 25.01-
02.02 Цивилизации Востока и Запада. Практическая работа № 5. «Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору)». Практикум: на основе сообщений учащихся выявить особенности цивилизации Востока и Запада. П.18 – 19
Презентация по теме урока.
Политическая карта мира. 21. 04.02-
09.02 Формирование политической карты мира. Практикум: анализ ПК мира, составление таблицы «Этапы формирования ПК мира». Выявление качественных и количественных изменений на ПК. П.20
22. 11.02-
16.02 Государство – главный объект политической карты. Практикум: анализ схем и таблиц учебника, работа по заданиям параграфа. П.21
23. 18.02-
23.02 Типы государств. Практическая работа № 6. «Обозначение на контурной карте стран мира». Практикум: анализ ПК мира. Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления».
Практическая работа. П.22
24. 25.02-
02.03 Политическая география и геополитика. Практикум: работа по заданиям учебника, решение географических задач по теме урока. П.23
25. 04.03-
09.03 Практическая работа № 7. «Сравнительная характеристика политико-географического положения стран мира». Практическая работа. География мировой экономики. 26. 11.03-
16.03 Мировая экономика: ее состав, динамика, глобализация. Научно-техническая революция. Практикум: анализ текста учебника, письменные ответы на вопросы. П.24
27.
4 чет. 28.03-
02.04 Международное разделение труда. Практикум: работа по картам атласа, выявление стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. П.25
28.
04.04-
09.04 Горнодобывающая промышленность. Энергетика. Практикум: выявление по картам лидеров по добыче и экспорту различных видов минерального сырья, основных районов размещения отраслей промышленности, факторов, их обуславливающих. П.26
Презентация по теме урока.
29. 11.04-
16.04 Обрабатывающая промышленность. Практическая работа № 8. «Характеристика отрасли промышленности по плану». Практикум: выявление по картам лидеров по производству и экспорту продукции, основных районов размещения отраслей промышленности, факторов, их обуславливающих. П.27
Презентация по теме урока.
30. 18.04-
23.04 Сельское хозяйство. Практическая работа № 9. «Составление картосхемы стран - крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции». Практическая работа. П.28
Презентация по теме урока.
31. 25.04-
01.05 Транспорт и сфера услуг. Практикум: на основе анализа карт составление картосхемы крупнейших портов мира. П.29
32. 03.05-
08.05 Мирохозяйственные связи и интеграция. Практикум: по картам атласа и тексту учебника выявление главных районов международного туризма. П.30
33. 10.05-
15.05 Обобщение пройденного материала. 34. 17.05-
22.05 Обобщающее повторение. 35. 24.05-
29.05 Итоговый урок года.