.Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Курапова Н.В., Пудова Е.В., e-mail: nkurap@mail.ruМуниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 97
В конце ХХ века в области образования стало появляться много новых типов образовательных учреждений, образовательной деятельности, образовательных услуг.
Понятие «электронное обучение» в наше время становится очень актуальным. Но каждый трактует этот термин по разному и для многих он остается расплывчатым.
Электронное обучение (англ. E-learning, сокращение от англ. Electronic Learning) — система электронного обучения, обучение при помощи информационных, электронных технологий (Википедия).
Важность электронного обучения в современной школе обусловлена новой программой образования информационного общества. В наше время наблюдается бурное распространение и повсеместное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Число людей, использующих компьютеры резко растет. В то же время увеличивается объем информации, которую получают пользователи через компьютерные сети и Интернет. Развитие информационно-коммуникационных технологий, вызывают изменения практически во всех сферах деятельности, в том числе и сфере образования.
В Государственной программе развития образования до 2020 года электронное обучение является одним из основных направлений модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ при организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий «…все обучающиеся должны обеспечиваться образовательным учреждением или располагать собственными (либо арендованными) учебными рабочими местами, оснащенными для реализации данного обучения. Под учебным рабочим местом, оснащенным для дистанционного обучения, понимается компьютер со средствами мультимедиа и выходом в интернет для проведения всех видов учебных занятий, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации. Каждому преподавателю должны быть обеспечены возможность взаимодействия с обучающимися в синхронном и/или асинхронном режимах и работа с информационными образовательными ресурсами дистанционного обучения для управления учебным процессом. Но современная жизнь диктует свое: мы видим, что сейчас уже каждый третий обучающийся имеет в своем распоряжении компьютер (ноутбук, нетбук и пр.) с постоянным доступом к сети Интернет. Поэтому эта трудность решается достаточно успешно».
Электронное обучение стало активно развиваться. У такой формы обучения имеется ряд преимуществ над очным обучением:
экономия бюджета на обучение,
доступность обучения, не зависимо от расстояния и времени,
выше скорость обучения, лучше усвоение материала,
единый учебный материал для всех учащихся,
объективная и независимая оценка знаний.
421640597535Дистанционные образовательные технологии это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при взаимодействии ученика и учителя на расстоянии.
Рисунок. Дистанционное образование
Из всего сказанного можно перечислить основные способы использования дистанционных образовательных технологий ДОТ в школе. К ним можно отнести следующие способы:
Дистанционная поддержка образования детей с ограниченными возможностями здоровья:
увеличение контингента учащихся;
реализация программ дополнительного образования;
организация обучения по общеобразовательным программам.
Дистанционная поддержка образования одаренных детей:
заочные туры олимпиад;
дистанционные факультативы по различным предметам;
дистанционные консультации;
дистанционные викторины, конкурсы.
Профильное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.
Организация дистанционного контроля знаний учащихся.
Организация дополнительных элективных курсов.
Экстернат.
Уроки с использованием дистанционных образовательных технологий для пропускающих школьные занятия детей по причинам болезни.
Для организации дистанционного образования в школе у нас используют школьную образовательную среду «Дневник.Ру». Это мощный, удобный, инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства школы и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся.
В своей работе, помимо традиционных форм обучения, мы используем дистанционную форму обучения. Помимо того, что домашнее задание задается из учебников, практические задания я выкладываются дополнительным файлом. Учащиеся заходят на свою страницу и в разделе домашних заданий скачивают нужный файл. Если ребенок находится на домашнем обучении по состоянию здоровья, то у него тоже есть возможность получить задания on-line.
Помимо этого учащиеся и их родители на своей странице видят оценки за урок и домашнее задание. Это обеспечивает непосредственную связь между учителем, учеником, родителями.
Для одновременного участия в образовательном процессе учителя и учеников используются чаты, ICQ, интерактивное TV, телеконференции, Skype и другие программы
Дистанционное обучение решает проблемы, когда возникают трудности с качественным обеспечением учащихся очными формами обучения. Это дети-инвалиды, дети обучающиеся на дому по состоянию здоровья.
Информационные источники:
- Дистанционное обучение [Электронный ресурс]: Акты федерального органа управления образованием (Минобразования и науки РФ) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12307&ob_no=13097 (дата обращения: 4.10.2012).
- Сатунина А.Е. ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. – С. 89-90;
- Журнал «eLearning World» («Мир электронного обучения»), http://www.elw.ru