Использование дифференцированного подхода при обучении русскому языку учащихся старших классов.


Задача повышения качества преподавания русского языка в старших классах открытой школы чрезвычайно сложна, она требует учета целого комплекса условий и факторов. Необходимо отметить, что сама система получения среднего образования в школах подобного типа вариативна: она дает возможность учащимся при поступлении в школу самим выбирать смену, класс и даже форму обучения – заочную или самообразования. Можно даже совмещать обучение в заочной группе с самообразованием. Программа обучения по трехгодичной заочной форме выделяет на русский язык один час групповой консультации и час на индивидуальное занятие в неделю. Сложность состоит в том, что уровень грамотности и теоретической подготовленности современного заочника гораздо ниже, чем у ученика обычной школы или гимназии. Учащиеся заочных групп в открытой школе это, как правило, ученики, имеющие пробелы в знаниях, умениях и навыках, обладающие различной степенью подготовки – наряду с теми, кто хорошо или удовлетворительно освоил предыдущий курс, встречаются (и их большинство) те, кто нуждается в особом внимании со стороны учителя. Социальный и возрастной состав таких учащихся различен. Это и вчерашние школьники, плохо учившиеся в обычной школе, и беженцы из различных регионов, и те, кто имеет большой перерыв в образовании, связанный с личными обстоятельствами или службой в армии, созданием семьи, работой. Отсюда ясно, что именно дифференцированный подход, индивидуальная работа, кропотливый труде и желание самого ученика являются важнейшими условиями получения качественного образования в открытой школе.
В данной работе хотелось бы остановиться на дифференцированном подходе при обучении русскому языку. Разноплановая дифференциация является одной из особенностей урока в личностно-развивающем подходе. Дифференциация – это форма организации учебной деятельности, при которой учитывается степень подготовленности учащихся, их склонности, интересы, способности, пробелы.
Дифференциация в переводе с латинского означает «разделение», «расслоение» целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация в образовании – это создание различий между частями (классами, группами) образовательной системы с учетом одного или нескольких направлений.
История возникновения и развития дифференциации как формы организации учебной деятельности школьников старшего или среднего звена, при которой учитывается разный уровень их подготовки, тесно связана с развитием педагогики и приобретает особую значимость в условиях открытой (сменной) общеобразовательной школы.
Необходимо различать понятия «дифференцированное обучение» и «дифференцированный подход». Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, объединенных общим качеством, либо это часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп. Дифференцированный подход – это
1.создание различных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета их особенностей;
2.комплекс методических, психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих обучение в группах.
Краткая история вопроса. До середины 19 века, когда обучение проходило при непосредственном взаимодействии учителя и ученика, подход был индивидуальным. В конце 19 века дифференциация активно внедряется в массовую школу. В 20-е годы 20 века были разработаны и апробированы различные виды дифференциации – по способностям, по интеллекту, по неспособностям. В России необходимость дифференциации заявлен еще в 1918 году. В опытно-показательных учреждениях Наркомпроса создавали группы учащихся по степени одаренности. Занятия с одаренными детьми способствовали их творческой активности. Одновременно создавались группы слабых учеников- прообраз современных классов коррекции. Можно сказать, что современная открытая (сменная) общеобразовательная школа занимает место между двумя этими формами.
В настоящее время в мировой образовательной практике сложилось пять моделей дифференцированного обучения: селекционно-поточный (три потока – облегченный, основной, продвинутый). Классы внутри потока гомогенные, переход возможен в конце учебного года. Селекционно-уровневая-внутри классов выделяется группа облегченного обучения, основная и продвинутая, переход возможен два или три раза в году. Форма смешанных способностей- изучение темы начинается коллективно, а после тестирования класс делится на продвинутую группу и облегченную. Интегрированная – смешанные способности учащихся, родственные предметы сгруппированы и интегрированы в предметные области. Инновативавная- внутри класса или группы существуют малые автономные группы, границы предмета размыты, программа обучения совершенствуется с учетом мнения учащихся.
Наша задача – рассмотреть дифференцированный подход в условиях общеклассных форм обучения, так как у открытой школы нет возможности, особенной в заочной форме обучения, формировать дифференцированные классы. В педагогической теории и практике наработан большой арсенал методов и приемов обучения, средств дифференциации в условиях урочных (общеклассных) форм обучения. Они отличаются по своей сложности, продуктивности:
-разноуровневое изложение материала;
-постепенное изложение материала;
-целостное изложение основного, затем детализация и конкретизация по частям;
-варианты лингвистического построения речи учителя в зависимости от типа восприятия ученика (визуалы, аудиалы, кинесетики);
-многократное повторение изученного в течение урока;
-использование наглядности в разных видах, в различным сочетанием со словом;
-дифференцированная работа с учебной литературой;
-дифференцированные задания с учетом успеваемости, уровня развития, интересов, целевой направленности обучения;
-дифференцированная самостоятельная работа ( по интересам, по уровню сложности, продуктивности: по индивидуальным карточкам с заданиями разной сложности, по образцу, с управлением способом выполнения, в паре, в группе, полностью самостоятельная работа;
-групповые формы работы с целью взаимообучения и взаимоконтроля;
-дозированная помощь на основе изучения причин отставания;
-индивидуальный опрос ( по заранее данным вопросам, письменный ответ на устные вопросы, ответа по частям, дозирование сложности вопросов, индивидуальный ответ во внеурочное время на индивидуальной консультации или на дополнительном занятии);
Дифференцированный контроль (уровневые задания, задания тестовые, индивидуализация критериев оценки);
-индивидуализация домашних заданий (по объему, сложности, творческой направленности, срокам выполнения)
-дифференциация темпов изучения.
Почти все названные моменты помогают учителю открытой школы в дифференцированном подходе при изучении русского языка. Целиком укладываясь в рамки урочно-консультативной системы, дифференциация обучения может выразиться в разумном сочетании фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке, консультации, при сдаче зачета. Важное условие здесь – наличие специальных дидактических материалов и точная диагностика знаний учащегося. Учитель русского языка никогда не сможет организовать дифференцированный подход, если не будет вести систематический учет ошибок, допускаемых учеником. Знать все его «слабые» места. Поэтому учитель открытой школы всегда в сентябре при знакомстве с классом нового набора или вновь поступившим учеником всегда проводит диагностические работы и на основе результатов этой работы разрабатывают свою систему преодоления пробелов. В эту систему входит и индивидуальная работа над ошибками, и повторение необходимого конкретному ученику теоретического и практического материала, и работа над закреплением данной темы или раздела по специально составленной для ученика карточке. Например, ошибка при обособлении причастных и деепричастных оборотов (именно эти ошибки встречаются почти у каждого ученика), сначала необходимо повторить морфологию и научить узнавать эти части речи по вопросам. Затем следует тренировка и синтаксический разбор предложений, осложненных обособленными определениями и обстоятельствами и обязательно с тем, чтобы ученик был поставлен перед задачей не только найти обособление, но и построить предложение с ним: За столом рылся в книгах приехавший недавно из станицы счетовод. (Шол.) Ученик получает задание: сделать синтаксический разбор предложения, изменить его, сделав необособленное определение обособленным, составить аналогичное предложение, выполнить задание с трансформированным текстом и соответствующие задания ЕГЭ части А и В. Часто бывает, что при работе над одной темой выявляются другие пробелы. Это берется учителем на заметку, в таком случае домашнее здание, которое получает ученик, включает отработку и этих моментов.
Таким образом, в условиях открытой школы дифференциация зачастую выступает как компонент урока. Дифференцированные группы (по 2-5 человек) могут формироваться по следующим признакам:
-по уровню развития, творческого потенциала;
-по наличию базовой подготовки;
-по интересам к определенному виду деятельности.
Группы подвижны, учащиеся меняют роли: освоив тему, может выступать в группе ведущим, объяснять материал у доски или на месте тем, кто еще им не овладел.
Дифференциация на уроке (групповой консультации) предполагает 5-7 минут и может проводиться в следующих вариантах: учитель излагает материал всем, затем более сильные работают самостоятельно, а со слабыми материал разбирается вторично. Еще вариант: более сильные осваивают материал самостоятельно и закрепляют его, а остальные работают под руководством учителя. Третий вариант уместен при изучении легкого материала: можно объяснить его всему классу, дать сильным задание посложнее, а слабым – легче. В слабых классах необходимо постепенно усложнять задания: по образцу, упражнения, рассчитанные на репродуктивно- поисковую деятельность, упражнения реконструктивно-вариативного характера, творческие упражнения, Опыт показывает, что самая сложная часть – задания творческого характера, что связано с низким уровнем развития и общей культуры учащихся, их бедным словарным запасом. Тут большая подмога в уроках развития речи, уроках литературы и всевозможных лексических тренингах, призванных расширить словарный запас учеников. Учителя открытой школы часто сталкиваются с тем, что при выполнении, например, теста ЕГЭ задания А2 ученики испытывают затруднение, так как не знают лексического значения того или иного слова, не говоря уж о том, чтобы различить паронимы.
Изучив и проанализировав уровень группы, учитель заранее планирует различные виды дифференцированной помощи:
-указание типа задания, правила, на которое оно опирается, справочного материала;
-дополнение к заданию (рисунок, алгоритм размышлений, схема);
-таблица;
-указание аналогичного упражнения или работы, выполненной раньше;
-объяснение хода выполнения задания;
-расчленение сложного задания на элементарные составные части;
-постановка наводящих вопросов;
-использование правил, на основе которых выполняется задание;
-предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах, «подводных камнях»;
-учет дифференцированных факторов в самих заданиях.
Нужно помнить об условиях успешной дифференциации:
1.Рекомендуется чаще переключать учащихся с дифференцированной работы на коллективную, совместную. Весь урок не может быть дифференцированным.
2.Учитель должен, по возможности, на уроке создавать ситуацию самостоятельного выбора для учащихся разных уровней. Важно, когда ученик сам обнаруживает собственные пробелы и просит что-то ему объяснить, дать задание.
3.Дифференциация не может быть основной формой, а включается в учебный процесс для повышения его эффективности.