Прект урока математики по теме Сравнение дробей
Проект урока по теме: «Сравнение дробей»
(математика 4 класс)
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 60
Ленинского района, г. Н. Новгорода
Горюнова Анна Александровна
Квалификационная категория - первая
Проект урока
Учебный предмет - математика
УМК – «Школа 2100»
Тема урока - «Сравнение дробей»
Тип урока - изучение нового материала
Задачи урока – 1)Развитие познавательных логических УУД анализа обобщения на основе самостоятельного открытия уч-ся алгоритма сравнения дробей с одним знаменателем
2) Развитие регулятивных УУД итогового самоконтроля на основе учебной деятельности в составлении плана отдельной учебной задачи
3) Развитие коммуникативных навыков по обеспечении социальной компетенции и учёта позиции других уч-ся в общении и деятельности, работая в группах, парах
4) Развитие личностных УУД через создания условий для проявления интереса к учебной теме
Ожидаемые результаты –
Предметные:
Познакомить с алгоритмом сравнения дробей с одинаковыми знаменателями
Закреплять понятие дроби
Продолжить работу по усвоению алгоритма поиска части от числа и числа по его части
Продолжить решать уравнения, закреплять навыки счёта
Решать текстовые задачи
Работать в парах, группах
Метапредметные:
Регулятивные:
Преобразовывать информацию из одной формы в другую
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса
Прогнозирование
Самостоятельно формулировать тему, задачи урока
Определять степень успешности выполнения работы
Коммуникативные:
Умение договариваться в совместной деятельности;
Доказывать свою точку зрения
Познавательные:
Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение,
Добывать новые знания, делать выводы на основе обобщения умозаключений
Построение логической цепи рассуждения
Делать вывод на основе обобщений умозаключений
Личностные:
Проявлять заинтересованность в приобретении знаний, творческому подходу выполняемых заданий,
Установление уч-ся значения результатов своей деятельности
Оборудование – мультимедийный проектор, компьютер, карточки – модель для сравнения дробей, слайды
Исходный уровень знаний обучающихся для изучения данной темы:
Знают, что доли записываются дробью;
Дробь состоит из числителя и знаменателя;
Умеют находить часть от числа;
Находят число по его части.
Этапы урока и хронометраж:
1.Организационный момент (0,5 мин )2. Этап актуализации знаний (4 мин)
3.Постановка проблемы (8 мин)
4.Формирование нового знания (5,5мин)
5.Первичное закрепление(7 мин)
6.Повторение и закрепление изученного (14 мин)
7. Итог (5 мин)
8.Д/з (1 мин)
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяТеоритическое обоснование формируемых УУД
1.Организационный момент (0,5 мин )2. Этап актуализации знаний
(4 мин)
3.Постановка проблемы
(8 мин)
4.Формирование нового знания (5,5мин)
5.Первичное закрепление
(7 мин) - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку математики.
- Я очень надеюсь, что урок для вас будет интересным и познавательным.
-А сейчас сядут дети, сидящие на 4 партах, на (2, 3,1)
Индивидуальная работа (мин)
- Ребята, перед вами слайд (1) с заданиями, прочитайте их и выполните.
- Проверим работу по вариантам.
1.Частично-поисковый метод (мин)
Работа в парах.
- А сейчас мы поработаем в парах.
Сравните дроби:
3/8 ∎ 3/8; 5/8 ∎7/8; 3/8 ∎ 7/8
(запись на слайде)
- Смогли ли вы выполнить задание полностью?
-Расскажите, какие дроби вы смогли сравнить, а какие – нет?
- Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями? Рассуждаем в группах.
(для тех ребят, которым трудно предлагает модель для сравнения дробей/__/__/__/__/__/__/__/__/ 38/__/__/__/__/__/__/__/__/ 58/__/__/__/__/__/__/__/__/ 78Отметь на отрезке дроби, сравни их)-Ребята, как вы думаете какова тема нашего урока?
-Сравнение любых дробей или каких-то особенных?
Верно. Так что же главным сегодня будет на уроке?
- Молодцы!
Ребята, научите меня сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.
1. Составим алгоритм сравнения.
-Какая группа готова, ваш алгоритм?
-Молодцы!
2. - Откройте страницу 28 нашего учебника, прочитаем вывод авторов учебника, что скажите?
- Молодцы!
3.Хорошо, сравним дроби (2 слайд):
3 11* 711 320*52879 * 59612 * 4122. Парно-групповая работа
- Хорошо, №3 стр. 28
-Читаем текс задачи.
-На стр. 29 есть вспомогательная модель и план решения задачи.
-Обсудите в парах и представьте решение.
- Проверим. Каков ваш план решения
-Поднимите руку кто не сделал ошибку и доволен своей работой.
1 вариант: Как найти: 1) 642от числа х, 2) число, 642 которого равно х? Выбери те выражения, с помощью которых можно ответить на эти вопросы6 а) х : 42 ∙ 6; б) х : 6 ∙42
2 вариант: Как найти: 1) 526от числа а, 2) число, 526которого равно а ? Выбери те выражения, с помощью которых можно ответить на эти вопросы а) а : 5 ∙ 26; б) а : 26 ∙5
1 вариант: 1) – а; 2) – б
2 вариант: 1) – б; 2) – а
Ребята обосновывают своё решение.
Первые дроби смогли сравнить, с остальными – затруднения.
Дети рассуждают, делают выводы.
Сравнение дробей.
С одинаковыми знаменателями.
Будем учиться сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.
Дети проговаривают свои варианты.
Правильный вариант: если у двух дробей одинаковые знаменатели, но разные числители, то больше (меньше) та дробь, у которой числитель больше (меньше).
Работа в группах
Рассмотрим 2 дроби и определим одинаковы ли знаменатели, если одинаковы, то возможно сравнение
Рассмотрим числители, определим из них больший, делаем вывод, дробь с большим числителем является большей
Ставим знак (<, >,=)Выводы наши и авторов учебника сошлись
Мы будем сравнивать дроби.
Дети сравнивают дроби, приводя доказательства. (последнюю дробь исключили из сравнения, т.к. разные знаменатели)
1.Сделали рисунок как в учебнике
2. Записали под каждой точкой дробь
3.Определили, что у всех дробей одинаковый знаменатель
4.И начиная от дроби, у которой числитель наименьший указали стрелки: 115; 215; 315; 415; 5155.Ответ: пёс съел больше всех, а кот – меньше всех.
Настрой на работу. Организация рабочего места (личностные УУД)
Анализ и синтез; знаково-символические действия (познавательные УУД)
Добывать новые знания, делать выводы на основе обобщения умозаключений (Познавательные УУД)
Самостоятельно формулировать тему, задачи урока
Регулятивные УУД)
Преобразовывать информацию из одной формы в другую (регулятивные УУД)
Построение логической цепи рассуждения(познавательные УУД)
Сравнение (логические УУД)
Анализ и синтез (Логические УУД)
Преобразовывать информацию из одной формы в другую (познавательные УУД)
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса (регулятивные УУД)
Доносить свою позицию до других (коммуникативные УУД)
Собственная оценка своей деятельности (личностные УУД)6.Повторение и закрепление изученного (14 мин) Парно-групповая работа
– Прочитаем задачу №5(а) стр.29
-На экране 2 (3, 4 слайды)краткие записи:
Ц. К. С.
молоко 4902204699000?
4902201333500711201333500 21 р.
?27 от4л ?
упаковка 4 уп. Ц. К. С.
молоко 6540505080000?
21р.
? 27 от 21 р.4л 946155080000?
?
?
упаковка 4 уп. - Обсудим, какая из предложенных кратких записей подходит к нашей задаче?
-Как исправить 1 схему?
-Как исправить 2 схему?
Молодцы!
- запишем правильную краткую запись. Решаем задачу в парах.
2.Фронтальная работа.
- Читаем задание № 6
- Сравните уравнения и объясните через взаимосвязь компонентов и результата действий, какое уравнение имеет наименьший корень? (слабым детям можно подчеркнуть одинаковые части простым карандашом 1, 2 чертами)
- Сравним 1 и 2 уравнения.
- Сравниваем 1 и 3 уравнения.
Подбираем схему к каждому уравнению и делаем запись в тетрадь.
- Оцените свою работу.
Дети читают
Обе краткие записи не подходят: в первой схеме неверная запись нахождения цены упаковки, а во второй – неверно указан вопрос задачи.
В столбце, где указана цена упаковки добавить от какого числа находить долю (от 21 р.)
Убрать объединительную скобку и выделить вопрос задачи – узнать стоимость 4 литров молока.
Работа в парах
Правые части 1 и 2 уравнений равны. В левой части отличаются вторые множители. В этом случаи, когда произведении равны, то чем больше второй множитель, тем меньше первый, значит из этих двух уравнений наименьшее значение х будет в уравнении х ∙ 4 = 598 – 90
Левые части у них равны, а правые отличаются. Значение х будет меньше в 3 уравнении, т. к. в нём после знака равенства стоит меньшее число.
х ∙ 4 = 598 – 90 - а)
х ∙ 2 = 598 – 90 - в)
х ∙ 4 = 570 – 90 - б)
Анализ и синтез (логические УУД)
Делать вывод на основе обобщений умозаключений (познавательные УУД)
Сотрудничество в совместной работе (коммуникативные УУД)
Прогнозирование (регулятивные УУД)
Делать выводы на основе обобщения умозаключения (познавательные УУД)
7. Итог (5 мин) Что нового сегодня на уроке узнали?
Что особенно получалось на уроке?
- Над чем ещё надо поработать?
-Оценки за урок… Сравнивали дроби с одинаковыми знаменателями.
(В группах открыли способ сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, решали задачу с ловушкой в краткой записи, определяли из ряда дробей с одинаковыми знаменателями наибольшее и наименьшее, вспоминали как найти часть от числа и находили число по его части… )Ответы детей
Установление уч-ся значения результатов своей деятельности (личностные УУД)
8.Д/з (1 мин) - I вариант домашнего задания:
№4, №7 стр.29
II вариант домашнего задания:
№ 5(б) или № 5 (в), любое уравнение из № 6 стр.29
Самоанализ урока
Данный урок проходит в рамках учебного курса математики в 4 классе общеобразовательных школ (УМК «Школа 2100).
Место и роль данного урока в курсе математики были определены правильно, урок находится в связи с предыдущими уроками. Основным в уроке является приобретение новых знаний. На этом этапе использован проблемный метод: создание проблемной ситуации, организация поиска решения проблемы, подводящий к знанию диалог, приём сопоставления «открытого» знания с научной формулировкой учебника. Детям было предложено самим сформулировать тему урока и определить цель, к которой они будут стремиться. Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на предыдущих уроках, таким образом соответствовала логике построения урока. Учебные задания носили репродуктивный характер, они были последовательны и целеобразны.
На этапе «Актуализации знаний» использовалась разнообразные формы работы. В результате этой работы учащиеся провели умственную разминку , воспроизвели в памяти пройденное. Высокая работоспособность на данном этапе обеспечивалась сменой видов деятельности, формой организации работы. На протяжении всего урока осуществлялась взаимосвязь поставленных задач через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетая письменную работу с устной и т.д.
На уроке я использовала мультимедийную презентацию по теме урока, изготовила карточки с заданиями для работы в паре, карточки – помощницы.
Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач. Самостоятельная работа была проведена с целью закрепления и углубления знаний учащихся по теме урока, способствовала развитию логического мышления. Работа в паре и в группе способствовала развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища. Применение проблемного обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре. Урок способствовал развитию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД. Дифференцированный подход использовала на этапе добывания новых знаний (выдала карточки –помощницы). Порядок и дисциплину учащихся на уроке я поддерживала с помощью умелой организации, интересного материала и высокой степени корректности. Постоянно приветствовала проявление активности детей, поощряла самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутри коллективные отношения, позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке. Завершающим этапом было подведение итогов и самооценка учебной деятельности. Я считаю, что на данном уроке были реализованы все поставленные цели. По моему мнению, урок прошёл на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.
Оценка проекта урока
Бланк №1
№п/п Порядковый № в схеме, данной в ч. 3 Параметр оценки Балл (3,2,1)
Самооценка учителя Оценка преподавателя НИРО
1 1 Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся 3 2 2 Реализация компетентностного подхода 2 3 3 Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность 2 4 4 Развивающая направленность заданий 2 5 6 Логика построения урока 2 6 7 Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора 2 7 8 Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора 2 8 9 Характер используемой наглядности 2 9 10 Целесообразность и функциональность используемых средств обучения 2 10 12 Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей 1 11 13 Формирование мотивационного компонента учебной деятельности 2 12 14 Постановка учебных задач. Организация целеполагания 2 13 15 Формирование познавательных УУД 3 14 16 Формирование регулятивных УУД 3 15 17 Формирование коммуникативных УУД 3 Всего баллов 33 Анализ соответствия структурных частей проекта урока
Бланк №2
№п/п Структурные части проекта и параметры их оценки Балл (3,2,1)
Самооцен ка учителя Оценка преподавателя НИРО
1 Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы 3 2 Качество диагностического блока проекта 2 3 Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока 2 4 Соблюдение требований к плану урока 3 5 Качество теоретического обоснования 2 6 Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект) 2 Литература
Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требования ФГОС: Методическое пособие под редакцией Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2012. – 152с.
Деменева Н.Н., Иванова Н.В. Личностно ориентированные педагогические технологии в начальной школе, соответствующие требованиям ФГОС: учебно – методическое пособие – М,АРКТИ, 2015. – 224 с.
Деменева Н.Н., Тивикова С.К. Яшина Н.Ю. Требования к современному уроку в начальной школе в сответствии с ФГОС НОО и методические рекомендации по выполнению проекта урока. Под редакцией Н.Н.Деменевой. Нижний Новгород. НИРО, 2014. 2 – е издание, исп. И доп. -29 с.