Открытый урок по физике 11 класс Оптика
Разработка урока
Урок -по расписанию «Оптика»-11 класс
История.
Алгебра.
Геометрия.
Физика.
Литература.
ЗНАТЬ: 2 взгляда на природу света; методы измерения скорости света; принцип Гюйгенса; законы отражения и преломления света; полное отражение света и дисперсию света.
УМЕТЬ: объяснять корпускулярную и волновую теорию света; методы определения скорости света; применять законы отражения и преломление света при решении задач; при построении хода лучей.
ОФОРМЛЕНИЕ:
плакаты, изготовленные учениками по теме «Оптика».
НА ДОСКЕ:
«Физика – это наука понимать природу» Э. Роджерс.
«Душа науки – это практическое применение ее открытий».
ХОД УРОКА:
Организация класса.
Вступительное слово учителя: Мы с вами закончили теоретический материал по теме «Оптика», касающийся световых волн. На сегодняшнем уроке мы должны повторить такие вопросы, как происхождение света, методы определения скорости света, законы отражения и преломления света, которым подчиняется свет при распространении, полное отражение света и дисперсию света.
I урок – история.ЗНАТЬ: 2 теории на происхождение света; методы определения скорости света.
УМЕТЬ: Объяснять их.
ВОПРОСЫ:
Расскажите о двух теориях на природу света.
Какие способы определения скорости света вы знаете?
Расскажите о них.
II урок – алгебра.ЗНАТЬ: принцип Гюйгенса; законы отражения и преломления света.
УМЕТЬ: объяснять принцип Гюйгенса, доказывать закон отражения и преломления света.
ВОПРОСЫ:
1.Сформулировать принцип Гюйгенса и доказать закон отражения света.
2.Дать понятие преломлению света. Доказать закон преломления света.
III урок – геометрия.ЗНАТЬ: законы отражения и преломления света.
УМЕТЬ: применять при решении задач.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
1 вариант.
В индивидуальных тетрадях.
Определите на какой угол отклоняется луч от первоначального положения, если он падает на поверхность воды под углом 20 градусов к поверхности. Начертите ход лучей.
2 вариант.
Определите угол при переходе из воды в соль, если угол падения равен 45 градусам.
IV урок – физика.ЗНАТЬ: полное отражение света и дисперсию света.
УМЕТЬ: объяснять эти явления.
ВОПРОСЫ:
Дать понятие явлению полного отражения света и его применение.
В чем заключается явление дисперсии?
Дать определение дисперсии.
V урок – литература.На предыдущих уроках мы с вами разобрали все явления, касающиеся данной темы. Теперь мы должны узнать на заданиях по оптике, с использованием стихотворных текстов, узнать о каких явлениях идет речь.
И. А. Бунин «Бушует талая вода»…
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.
/ о каких явлениях идет речь? / отражение света /.
М. С. Петровых «О рыбах»
Загляни-ка в глубину
Там мелькают рыбьи тени
Пробиваются по дну
/преломление света /.
Из австрийского мифа «Дарящие жизнь».
Людям не часто удается видеть улыбающееся лицо Лойны / Солнца / и заплаканные глаза Кальи / дождя /- одновременно. Обычно, когда Калья плачет, Лойна прячет свою веселую улыбку. Но случается и так: во время дождя вдруг блеснет из-за туч Солнце. И яркие лучи Лойны отражаются в слезах Кальи, образуя огромную многоцветную Йулу-вирри-радугу. /Дисперсия света /.
Из итальянской сказки «Человек, который искал бессмертие».
«И тут Грантеста увидел что-то, что показалось ему страшнее бури. К долине приближалось чудовище, летевшее быстрее, чем луч света. У него были кожистые крылья, бородавчатый мягкий живот и огромная пасть с торчащими зубами». / Что неверно, с точки зрения физики в этом отрывке? / света – максимальна /.
Из древнегреческой легенде о Персее.
"Скорей отвернулся Персей от горгон. Боится увидеть он их грозные лица: ведь один взгляд — и в камень обратится он. Взял Персей щит Афины-Паллады — как в зеркале отразились в нем горгоны. Которая же из них Медуза?
Как падает с неба орел на намеченную жертву, так ринулся Персей к спящей Медузе. Он глядит в ясный щит, чтобы верней нанести удар".
/ Какое физическое явление использовал Персей, чтобы обезглавить Медузу? – отражение света /.
Ну и в заключении урока мне хочется прочесть стихотворение «Свет», написанное ученицей 11 класса СШ№51 г. Астрахани, в котором использован весь материал по теме «Оптика».
«Свет – волна»
У лукоморья цвет спектральный
И волны двигаются в нем
И днем, и ночью цуг ученый
Все ходит по свету кругом.
Идет направо – квантом светит
Налево – волнами горит
Там чудеса, там Максвелл бродит
И Гюйгенс на волнах стоит.
А на изведанных там в пленках
И все сторонники «волны»
Там свет и цвет ведений полныТам на заре прихлынут волны
На брег оптический пустой
И семь (цветов) сестер прекрасных
Чредой из вод выходят ясных
И с ними Ньютон их родной
Там Бартолине в турмалине
Луч света на два расщепил
Там в облаках, в цветном эфире
Через леса, через моря
Повисла радуга-дуга
В темнице там фотоны тужатА верный Планк им верно служит
Там Снелл, там Юнг и АрноГримальди, Ремер и Фуко
Там сам Эйнштейн над светом чахнет
Там кванта дух, волной там пахнет.
И там я был, загадки света изучил
У моря видел свет зеленый
Пред ним сидел народ ученый
Френель мне сказку говорил
Одну я помню, сказку эту
Поведую теперь – Свету…!
(Свет-волна!!!)
Дз: повторить п.59-68
Творческие работы:
Стихотворение «Оптика»-Айтмагамбетова Эльвира-11 класс
Есть в физике интересный раздел
Его оптикой кто-то назвать захотел
Все в нем понятно и просто, и ясно-
В физику он вошел не напрасно
Здесь есть закон об отражении,
Где зеркало всех отражает в любом положении
Луч света через него пробьется умело
Гюйгенс этот закон сформулировал смело
Закон преломления также тут есть
Он объяснит нам, почему ручка в стакане с водой
Будет казаться кривой.
И Ремер в оптике немалую играет роль –
Добрый и умный Физо.
И Ньютон сквозь призму тьму неученья рассеял,
Он семя знаний о дисперсии в мире посеял
Радугой яркой оно просияло,
Красивых цветов в ней было немало.
Если заглянешь в оптику снова,
Не забудь , что она физики основа.
Её законы будут нам нужны
Они для жизни полезны и важны.
Стихотворение «Дисперсия»- Куттыгазиева София-11 класс
Дисперсия – звучит прекрасно слово;Прекрасно и явление само.Оно нам с детства близко и знакомо,Мы наблюдали сотни раз его!Гром отгремел, стих летний ливень быстрый,И над умытой свежею землейМостом бесплотным радуга повисла,Пленяя нас своею красотой.Дисперсия здесь «руку приложила»!Обычный белый лучик световойОна как будто в призме разложилаВо встреченной им капле дождевой.
Подведение итогов:
- Спасибо за урок!