Рабочая программа по музыке 6 специальный коррекционный класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЕРЕВНИ РУЧЬИ
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании Методического совета
от________________ протокол №____
председатель_______/Надейкина М.М./
директор МОУ СОШ д. Ручьи
___________/Прокофьева Л.В./
приказ № _____от ___________
Рабочая программа
по музыке 6 специальный (коррекционный) класс VIII вида
Учитель : Пучкова И.Н.
2015-2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Музыка и пение» в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида составлена на основе программы для подготовительного, «Музыка и пение» 5 – 8 классов специальных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, автор Е.А.Евтушенко. М. Просвещение. 2015 г.
Программа рекомендована как курс по изобразительному искусству в 5 -7 классах коррекции Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2015/2016 учебный год.
Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, 34 учебных часов в учебный год, предусмотренных БУП 2004 года. В учебный комплект входят: книга для учителя, репродуктивный и литературный материал, аудиозаписи музыкальных произведений, видеозаписи.
Музыка формирует вкусы, развивает представления о прекрасном, способствует эмоциональному познанию объектов окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений. Занятия музыкой способствуют разностороннему развитию школьника, адаптации его в обществе.
Цели и задачи учебного предмета
Цель программы – овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладо
Задачи:
воспитывающие:
помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
активизировать творческие способности.
развивающие:
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Специальной задачей обучения пению является развитие чувства ритма, а т. ж. преодоление невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Особенности рабочей программы по предмету(общая характеристика)
Содержание учебного материала, соответствует Программе «Музыка и пение» автор Евтушенко в структуре программ для специальных образовательных учреждений VIII вида, под ред. В.В. Воронковой с поправками песенного репертуара, что предусмотрено авторами Программы.
Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого воздействия убеждение и внушение.
Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1-3 произведений. Наряду с известными музыкальными произведениями звучат новые музыкальные сочинения.
Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение».
Объём материала для раздела «Музыкальная грамота» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно-логическое мышление.
Программа построена с соблюдением следующих принципов: художественность и культуросообразность содержания; коррекционная направленность обучения; индивидуализация и дифференциация обучения; оптимистическая перспектива обучения и воспитания; комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.
Межпредметные связи:
Музыка – русский язык - закрепление навыков письма при выполнении письменных работ;
Музыка – литература - умение излагать грамотным литературным текстом истории и жизнеописание творческих личностей, знание литературных произведений, связанных с музыкой, знание законов жанров;
Музыка – математика - точный отсчёт ритмических рисунков, логическое мышление при изучении форм произведения;
Музыка – география - знакомство с географическим расположением мест событий в музыкальном мире;
Музыка – история -умение соотнести исторические события с жизнью музыкального мира;
Музыка – ритмика - выполнение ритмических и танцевальных движений под музыку, знание танцевальных жанров;
Музыка – изобразительное искусствознание изображений портретов композиторов, их авторов, а также умение зрительного восприятия музыки.
Музыка – биология - знакомство с влиянием музыки на работу внутренних органов и организма в целом;
Музыка – трудовое обучение - выполнение практических заданий по изготовлению простых музыкальных инструментов
Программа построена с учётом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей. Программа основана на материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние
Приоритетные формы и методы работы с обучающимися
. Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:.
наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальных инструментах, использование аудиозаписи);
зрительно-двигательный (показ игрушек, ярких картинок, раскрывающих содержание песен; показ взрослым действий, отражающих характер музыки; показ танцевальных движений);
совместные действия ребенка и взрослого;
подражание действиям взрослого;
жестовая инструкция;
собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого
В соответствии учебным планом в 5, 6, 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю
Приоритетные виды и формы контроля
Виды: контроля
Вводный
Тематический
Рубежный
Итоговый
Формы :контроля
Зачёт.
Опрос
Проверочная работа. Самостоятельная работа.
Тест.
Кроссворд.
Сочинение.
Сообщение.
Для успешного обучения и развития учащихся предусмотрены специальные упражнения:
работа по карточкам;
речевые разминки;
игровые упражнения.
Нормы и критерии оценок
Оценка по предмету «Пение и музыка» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями. Знания и умения, учащихся по музыке и пению оцениваются:
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
чисто интонирует, самостоятельно исполняет выученные песни;
легко справляется с ритмическими заданиями;
понимает дирижёрские жесты учителя;
умеет слушать музыку и верно высказывается о ней;
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при интонировании допускает неточности, затрудняется исполнять самостоятельно выученные песни;
ритмические задания выполняет только по показу учителя;
умеет слушать музыку, но не совсем верно высказывается о прослушанном;
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
не запоминает мелодию и слова песен;
слушает музыку, но не умеет высказываться о прослушанном
Оценка «2»
по методике не рекомендуется,
Требования подготовки учащихся 6 класса
По окончании 6 класса, учащиеся смогут
Узнавать
наиболее известные классические и современные музыкальные произведения из программы для слушания, самостоятельно определять и называть их, указывать автора;
жанры музыкальных инструментов: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада;
музыкальные термины: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка;
современные электронные музыкальные инструменты и их звучание.
Уметь:
исполнять вокально-хоровые упражнения;
выразительно исполнять песни различного содержания;
адекватно оценивать самостоятельное исполнение и пение других учащихся;
соотносить прослушанные произведения с определённым музыкальным жанром;
давать характеристику примерного содержания прослушанных произведений;
оценивать нравственную значимость мотивов, поступков действующих лиц музыкальных произведений;
отвечать на вопросы учителя по примерному содержанию музыки;
самостоятельно слушать рекомендованные учителем музыкальные произведения.
Содержание учебного предмета
1. «Истоки музыки» - 1час (Истоки музыки. Создание первых инструментов, песен)
2. «Народная музыка» - 2 часа (Народная инструментальная музыка. Народная вокальная музыка)
3. «М.Глинка» - 6 часов (Творчество М.Глинки. Опера «Иван СусанинОпера Иван Сусанин . Тема героев.Опера Иван Сусанин . Тема врагов.
Опера Руслан и Людмила. Положительные герои.Опера «Руслан и Людмила» Отрицательные героиСказочный мир музыки)
4. «П.И.Чайковский» - 7 часов (Творчество П,.Чайковского. Детский альбом. Времена года.Балет "Щелкунчик". Сюжет.Балет "Щелкунчик". Игрушечные образы.Балет "Лебединое озеро.
Темы добра и злаП.И.Чайковский Урок-обобшение)
5. «Н.И.Римский-Корсаков» - 10часов (Творчество Н.И.Римского-Корсакова
НИ Римский-Корсаков. Сказка о царе Салтане
Три чудаНародные темыСказка о царе Салтане. Итоговый урокОпера «Садко.Былинные образы
Образы оперы в мультфильмах и сказках
Симфоническая сюита «Шахерезада»Музыка не имеет границ "Шахерезада" Восточные мотивы)
6. «С.Прокофьев» - 8 часов (С.ПрокофьевТворчество,биография
Кантата «Александр Невский Тема войны.Тема победы
Балет «Золушка».История создания
Темы добра и зла Темы горя и счастья)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата по плану
Дата
по
факту
1. «Истоки музыки» - 1час
1
Истоки музыки
1
2. «Народная музыка» - 2 часа
2
Народная инструментальная музыка
1
3
Народная вокальная музыка
3. «М.Глинка» - 6 часов
4
Творчество М.Глинки. Опера «Иван Сусанин»
1
5
Опера Иван Сусанин. Тема героев
1
6
Опера Иван Сусанин. Тема врагов
1
7
Опера Руслан и Людмила. Положительные герои
1
8
Опера «Руслан и Людмила» Отрицательные герои
1
9
Сказочный мир музыки
1
4. «П.И.Чайковский» - 7 часов (1 час резервный)
10
Творчество П.И.Чайковского. Детский альбом
1
11
Времена года
1
12
Балет "Щелкунчик". Сюжет
1
13
Балет "Щелкунчик". Игрушечные образы
1
14
Балет "Лебединое озеро
1
15
Балет "Лебединое озеро. Темы добра и зла
1
16
Резервный урок - П.И.Чайковский Урок-обобщение
1
5. «Н.И.Римский-Корсаков» - 10часов (1час резервный)
17
Творчество Н.И.Римского-Корсакова
1
18
Н.И. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»
1
19
Н.И. Римский-Корсаков Три чуда
1
20
НИ Римский-Корсаков Народные темы
1
21
Сказка о царе Салтане. Итоговый урок
1
22
Опера «Садко
1
23
Былинные образы
1
24
Образы оперы в мультфильмах и сказках
1
25
Симфоническая сюита «Шахерезада». Музыка не имеет границ
1
26
Резервный урок - "Шахерезада" Восточные мотивы (рисунок на тему сказок Востока)
1
6. «С.Прокофьев» - 8 часов (1час резервный)
27
С.Прокофьев. Творчество, биография.
1
28
Кантата «Александр Невский»
1
29
Кантата "Александр Невский" Тема войны
1
30
Кантата "Александр Невский" Тема победы
1
31
Балет «Золушка».История создания
1
32
Балет "Золушка" Темы добра и зла, горя и счастья
1
33
Прекрасный мир музыки. Итоговый урок
1
34
Резервный урок – Музыка в природе (экскурсия)
1
Итого: 34 часа (3часа резервных)
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы
Программа для 5-9классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида /под ред.В.В. Воронковой.–М.:Гуман.изд.центр ВЛАДОС,2006 2. «Хрестоматия музыкального материала для 5 класса» (М.: Просвещение, 2010).
Фонохрестоматия музыкальных произведений для 5 класса.Пособие для учителя «Методика работы с учениками «Музыка.5-8 классы» (М.: Просвещение , 2010).
Тихомирова Л.А. Музыкальное краеведение в школе.
Учебное пособие , Тверь, 1994.
Тарасова Л.А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Автореф. дис д-ра пед.наук М., 1997.
И зазвучала музыка во мне: сб. произведений Тверских самодеятельных композиторов. Тверь, 1990.
Фольклор в воспитании детей. Зимние святки. Тверь – 1997.ТОИУУ.
Методические пособия для учителя
1.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000
2.Г.П. Сергеева «Музыка. 5-7 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.
3.Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература,
1972.
3.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 5.-7 М.: Просвещение, 2006.
4.«Музыка в 7классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина М.,Просвещение,1988г.
5.Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIIIвида: Сб.1.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.- 224 с
6.Т.С.Круньяев «25 оперных шедевров» М. «Музыка» 1999г
7.Учебник «Музыка. 6-7 класс», М., Просвещение, 2010г.
8.Учебники: Музыка: 5 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.: ил.
Музыкальные произведения.
1.М.Глинка: опера «Иван Сусанин», опера «Руслан и Людмила».
2. П.И.Чайковский: «Детский альбом», балет «Лебединое озеро».
3. Н.И. Римский-Корсаков: «Сказка о царе Салтане», опера «Садко», симфоническая сюита «Шахерезада».
4. С.Прокофьев: кантата «Александр Невский», балет «Золушка».
5.Русские народные песни, частушки.
Печатные пособия:
1.Комплект портретов композиторов.
2.Таблицы «Музыкальные инструменты», «Состав оркестра» «Основные жанры вокальной и инструментальной музыки
Средства обучения:
Набор шумовых инструментов.
Интернет-ресурсы
1.Википедия.Свободная энциклопедия- Режим доступа : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.Детские электронные книги и презентации - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.Единая коллекция - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.Классическая музыка-Режим доступа :[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.Музыкальный словарь –Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
7.Российский общеобразовательный портал - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
ТСО:
1.DVD плеер;
2.Телевизор;
3.Компьютер.
15