Поэт из страны детства специальный (коррекционный) 8 класс VIII вида
НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК
ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
В 7, 8 СПЕЦИАЛЬГОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) КЛАССЕ VIII ВИДА
«ПОЭТ ИЗ СТРАНЫ
ДЕТСТВА»
ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С. М. МИХАЛКОВА
Учитель специального (коррекционного)
класса 8 вида
КОТОВА Т. В.
«ПОЭТ ИЗ СТРАНЫ ДЕТСТВА»
ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С. В. МИХАЛКОВА.
Цели. Дать представление о жизни С. В. Михалкова, обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве С. В. Михалкова; расширять круг чтения детей; развивать речь, выразительное чтение; развивать образное мышление, любознательность, развивать творческие способности, воображение детей; воспитывать интерес к читательской деятельности, бережному отношению к книгам; воспитывать положительные качества: дружелюбие, товарищество и другое.
Оборудование. Портреты писателей: А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова. Выставка книг Михалкова; детские рисунки; карта путешествий; паровозик с фотографиями детей, костюмы к сценкам, железная дорога. Игрушки: корова, попугай, петух, собака, кот, обезьяна, чернильница, ручка с пером, книга, глобус. Картинка больного мальчика, стихи к викторине « Фамилия поэта», кроссворд «Михалков», листочки для «Розы ветров» (итог); плакаты с высказываниями, портрет – солнце «С. В. Михалков».
«Стих у Михалкова, то озорной, то насмешливый, неотразимо певуч, и в этом его главная сила».
К. И. Чуковский
Книги у С. Михалкова вот уже многие годы выступают в роли умных воспитателей для каждого нового поколения ребят. От этих книг солнечней делается в детском мире.
В. Разумневич
Пером – оружием своим,
Что я в руках держу, -
Всем честным людям трудовым
Я, как солдат, служу.
С. Михалков
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите друг на друга. Какое у вас настроение ? (ОТВЕТ). В основном мы готовы к уроку, а он у нас будет не совсем обычным. Это урок – путешествие. На чём мы будем путешествовать? (на паровозике) Посмотрите (карта). Что интересного мы там увидели ? (Мы все уже в паровозике).
(В нём фотографии детей)
2. Сообщение целей урока.
- Ребята, прочитайте тему урока на доске. Кто же это ? Что за поэт из страны детства ? Каких поэтов, которые пишут забавные стихотворения о детях, вы знаете ?
(портреты А. Барто, К. Чуковский, Маршак, С. Михалков)
А о каком писателе – поэте мы будем разговаривать, вы выясните сами. Предлагаю ВИКТОРИНУ (из начальных букв вставленных слов выложить имя и фамилию поэта.)
(магнитная доска)
(плакат – отпечатать)
Учитель читает - дети вставляют. Один пишет - другой выкладывает буквы .
1. В летний знойный полдень
Он на солнце дул.
Лошади уставшей
Выносил он стул (Про Янека)
2. Идёт медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг
На 2 ногах, на 2 руках…
Мы тоже можем …(Так)
3. Вот, у Коли, например,
Мама – милиционер,
А у Толи и у Веры
Обе мамы - инженеры (А что у Вас ?).
4. Он же ездить не умеет ! –
Удивляется народ –
Лошадь сбросит седока,
Хвастуна и чудака (ВСАДНИК).
5. Мне поставили сегодня телефон
И сказали «аппарат у вас включён!».
Я могу по телефону с этих пор
С кем хочу вести из дома разговор (Разговор).
6. Лисичкина Наташа
Имеет 5 наград,
А Гарик, твой приятель, -
Уже лауреат (НЕДОТЁПА).
7. Я выбежал на улицу,
По мостовой пошёл,
Свернул налево за угол
И кошелёк нашёл. (НАХОДКА).
8. Как же нам не загадать
Скромное желание –
На «отлично» выполнять
Школьные задания. (Под Новый Год).
9. С головою залезала
Под матрац, под одеяло,
Заглянула в вёдра, в крынки
В боты, валенки, ботинки. (Где очки?)
(Выложить буквы С. МИХАЛКОВ).
Это замечательный поэт, знаток детских сердец С. Михалков.
Портреты убрали, кроме (ПОРТРЕТ С. МИХАЛКОВА).
А совершим мы путешествие в страну детства С. В. Михалкова, узнаем новое о его жизни, услышим новые для вас басни, знакомые с раннего детства стихи. Все выступления должны быть громкими и выразительными.
3. ВЫСТАВКА КНИГ
Рассмотрите выставку книг. Какие из них вы читали? Какие книги вам больше всего запомнились?
Послушайте ШУТКУ. Отгадайте, о каких стихах идёт речь.
1 ученик. Кто на лавочке сидел
Кто на улицу глядел?
2 ученик. Кто лежит на 3 подушках
Перед столиком с едой?
З ученик. Я сегодня сбилась с ног
У меня пропал щенок.
4 ученик. Кто видел у нас в магазине Андрюшку?
Он самую лучшую выбрал игрушку.
5 ученик Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята.
Их по счёту ровно пять.
(А что у вас ? Про мимозу, Мой щенок, АНДРЮШКА, Котята). Итак, отправляемся в путь. ПЕСНЯ «Мы едем, едем, едем… «
(карта путешествия, паровоз).
4. БИОГРАФИЯ МИХАЛКОВА.
Первая остановка. Встреча с поэтом.
Ученик. 13 марта 1913 года в Москве родился мальчик. До 4 класса учился дома. С 10 лет начал сочинять стихи, выпускать рукописный журнал. В это время написана басня «Культура». Пишет стихи. В 1935 году опубликована поэма «Дядя Стёпа». В 1939 году –его наградили орденом Ленина. В начале 1942 года, когда шла война, Михалков и группа писателей приобретают танк «Беспощадный». В 1944 году написан новый Гимн СССР, слова Михалкова. Поэт организовал сатирический киножурнал «Фитиль». В 2001 году – конкурс на новый Гимн России. Победил С. Михалков.
ПАРОВОЗ ОСТАНОВИЛСЯ
Интересно было узнать о творчестве Михалкова? (да)
(У доски – стол) За столом сидит мальчик, одет просто и что – то пишет. На столе находятся чернильница, книга, тетрадь, перья, ручка, глобус.
- Ребята, пора отправляться в дорогу (паровоз едет).
Вторая остановка. Инсценировка стихотворения «Цирк».
1 ученик. – рассказывает о канатоходце и показ рисунка.
2 ученик – о жонглёре
3 ученик – о джигите
4 ученик – о фокуснике
5 ученик – о воздушных гимнастах
6 ученик – о дрессированных собачках
7 ученик – о медведях
8 ученик – о львах.
-Интересно в «Цирке» ? Что вам больше всего понравилось? Чьё выступление? А вы сами пробовали дрессировать животных? Получилось? Что при этом необходимо делать? (подкармливать, жалеть, любить животных).
Отправляемся в путь.
3-я остановка Школьная.
- Что за ученики собрались здесь? Тихо, дети, делают прививки.
ПЕСНЯ «ПРИВИВКА» (ДВА ЗАПЕВАЛЫ)
Ребята, рассмотрите рисунки на доске. Что с этим мальчиком? (Он болен).
Иллюстрация.
Послушайте стихотворение о нём.
Стихотворение «36,5».
-Что вы можете сказать о таких учениках? (Они не хотят ни учиться, ни лечиться, ссылаются на свои болезни, они трусливы).
Они не хотят ни учиться, ни лечиться. Вот послушайте об известном герое.
«Дядя Стёпа»
(отрывок о курении)
- В коридоре смех и шёпот,
В коридоре гул речей,
В кабинете – дядя Стёпа
На осмотре у врачей.
- Я ГОТОВ СЛУЖИТЬ НАРОДУ,-
Раздаётся Стёпин бас, -
Я пойду в огонь и в воду!
Посылайте хоть сейчас!
- Что вас сейчас удивило? Какие мысли у вас возникли? (Дядя Стёпа готов на всё – в огонь и в воду). Для кого он жертвует собой? (для народа, для людей).
«ДЯДЯ СТЁПА» (о курении)
- Кто у нас в классе курит?
- Ребята, с кем бы вы хотели дружить, а с кем нет?
Нам пора в путь. Я вверю, что мальчик из стихотворения «36,5» и дети из «Прививка» исправятся.
4 остановка «Фронтовая».
В годы ВОВ МИХАЛКОВ был военным корреспондентом. Ему приходилось писать очерки и заметки, тексты к листовкам.
«НЕ БЫТЬ РОССИИ ПОКОРЁННОЙ»
Нам ноги жгла зола пожарищ,
Дым пепелищ слепил глаза.
Но не от дыма мне, товарищ,
Зрачок туманила слеза.
И нам с тобой забыть едва ли, Как на асфальте площадей,
Мы жертвы с виселиц снимали
И в детских лицах узнавали
Черты родных своих детей.
Забудь сегодня слово «жалость»
И НЕНАВИСТЬ ЗАЖГИ В ГРУДИ.
Враги сильны. И их осталось
Ещё немало впереди.
Это стихотворение написано в 1942 году. Поэтому в нём говорится о ненависти.
В годы войны Михалков писал не для детей, а о детях взрослым.
ЧТЕНИЕ «БЫЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ» (ОТРЫВКИ)
Что же это за быль? На каком языке говорит наш народ?
В первые годы войны у поэта родились строчки, которые записаны на доске.
(Прочтите хором).
Но никогда такой народ,
Как русский наш народ,
Не упадёт и не умрёт
И в рабство не пойдёт!
- Оказался ли прав Михалков? Почему? ( русский народ – свободолюбивый народ, рабства не потерпит). С древних времён русское государство отражало набеги врагов, которые хотели захватить нашу землю). Пора в путь.
ФИЗМИНУТКА
( Музыкальная – танцы)
5. ОСТАНОВКА «ТЕАТРАЛЬНАЯ»
(ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ)
- Посмотрите сказку «Как старик корову продавал»
- Понравилась сказка? Удалось ли продать корову? Почему?
(ОТВЕТ)
- Имя С. Михалкова с 1938 года не сходит с афиш. Во многих театрах страны шли его пьесы, сказки и идут до сих пор.
Показ иллюстраций С. Михалкове6. СТАНЦИЯ «МУЗЫКАЛЬНАЯ» .ПЕСНЯ «Мы едем, едем, едем» (Песня друзей)
7. СТАНЦИЯ «КНИГОЛЮБЫ»
Учитель обращается к выставке книг.
- Какие жанры вы узнали из произведений Михалкова?
(Стихотворения, рассказы, сказки, повести).
Верно. Мы знаем Михалкова как талантливого сатирика, драматурга, сценариста, переводчика, баснописца.
ИНСЦЕНИРОВКА БАСЕН
«Волшебное слово»
«Заяц – симулянт».
Мы посмотрели выставки книг, рисунков, инсценировки басен, слушали чтение по ролям. А вы любите книги? Как вы проявляете свою любовь к книгам. (Мы их читаем, бережно к ним относимся. Во время ремонтируем, подклеиваем). БЕСЕДА ПО БАСНЯМ.
В чём мораль этих басен?
В каждой басне под маской зверей скрываются люди. И они предстают перед нами со всеми своими недостатками.
В первой басне какой заяц? (Он старается совершить поступок и чтобы его не наказали – быть вежливым).
Во второй басне – Заяц симулянт, притвора, лгунишка и ещё вдобавок – трусливый.
Похожи поступки зверей на поступки человека? (Да).
4. ОБОБЩЕНИЕ.
Наше путешествие подходит к концу. С книгами какого автора мы познакомились на уроке? Что нового вы узнали о нём?
КРОССВОРД «МИХАЛКОВ»
ВЕРТИКАЛЬ
1.Фамилия дяди Стёпы.
2. Для кого был грозой дядя Стёпа – милиционер?
3. Какое дерево спас сын лесника?
4. Какое животное было одомашнено первым?
5. Сижу. Дивлюсь. Не шевелюсь
И слово вымолвить боюсь.
Ведь прилетел ко мне за стол
Не Чижик – пыжик, а щегол.
6. Хотел иметь я птичку
И денег накопил,
И вот на птичьем рынке я (ЗЯБЛИКА) купил.
7. Покой и труд большой семьи
Нарушила беда.
В дыму метались муравьи
Спасаясь, кто куда.
8. Как она упала –
КЛЮВОМ В ВОДУ ТКНУЛАСЬ,
Так она лежала, не пошевельнулась.
Дети всегда хотят стать взрослыми, большими. Как часто взрослые и большие вспоминают о невозвратной поре детства. Вот почему, стихи Михалкова, написанные о детях и для детей, так им близки и ими любимы, доставляют большое наслаждение и тем читателям, которые давно вышли из детского возраста.
Ученик. Жизнь и творчество писателя неотделимы от жизни народа. Великое счастье для писателя находить отклики в сердцах читателей. Оглядываясь на пройденный свой творческий путь, С. В. Михалков сам задал себе вопрос «Ради чего я живу? Что для меня важнее всего? «. И сам себе ответил «Ощущение того, что ты нужен людям». За крупный вклад, который писатель внёс в нашу литературу, Михалкову в 1973 году присвоено звание Героя Социалистического труда.
А теперь давайте посмотрим прекрасную ВЫСТАВКУ РИСУНКОВ.
- Какие рисунки вам понравились?
- Почему?
7. ИТОГ УРОКА.
Что вы узнали нового на уроке? О чём хотите узнать больше? Что понравилось больше всего?
Оценки.
8. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ.
- Нарисуйте РОЗУ ВЕТРОВ и своё направление вектора. Если хорошо, то вектор направлен вверх и вправо.