Конспект внеклассного занятия Эти правила, друзья, нам не знать никак нельзя!
Эти правила, друзья, нам не знать никак нельзя!
Цель мероприятия: формировать представления школьников о безопасности дорожного движения.
Задачи: 1. Повторить правила перехода регулируемых, нерегулируемых перекрёстков.
2. Повторить и закрепить знания о светофорах и их сигналах, познакомить с видами светофоров. Довести до сознания детей важность сигналов светофора.
3. Воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения, внимание, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация, рисунки детей по правилам дорожного движения, раскраски, название мероприятия на доске, ноутбуки, мяч.Ход занятия
I. Организация детей на работу.Понапрасну не болтай,
Рассуждай и убеждай.
Здесь не нужен шум и гам,
Ты найдёшь ответы сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придёт на помощь друг.
II. Создание проблемной ситуации.
─ Прочитайте название темы занятия на доске. А теперь внимательно послушайте песенку. После прослушивания попытайтесь сообразить, о каких правилах надо всегда помнить и нельзя нарушать.
(Дети слушают песню, после ответ детей на вопрос)
− Правильно, ребята. Сегодня мы будем говорить о правилах дорожного движения.
III. Мотивация детей. Сообщение темы.
(В класс забегает мальчик)
М-к: Ой! Куда это я попал? Здравствуйте… Можно я тут у вас спрячусь? А то за мной гонятся!.. (мальчик прячется за парту)
В-й: Кто же за тобой гонится?
(Раздаётся свисток, в класс входит инспектор)
П-ий: (представляется, здоровается) Ребята, не пробегал ли здесь нарушитель?
Дети: …
П-ий: (находит мальчика) Иди, голубчик, сюда!
М-к: Отпустите! Я не виноват!
В-ий: Объясните, пожалуйста, что случилось?
П-ий: Этот мальчик нарушил правила дорожного движения: в неположенном месте переходил дорогу.
В-ий: (обращаясь к мальчику) Как же так?
М-к: Попав в большой и шумный город,
Я растерялся, я пропал…
Не зная знаков светофора –
Чуть под машину не попал!
Ребята, вы мне помогите,–
И, если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под машину не угодить!
В-ий: Поможем ему ребята? Какие же правила нужно обязательно знать?
Дети: Правила дорожного движения.
IV. Основная часть.
В-ий: − Как называется человек, который управляет машиной? Где движется на улице машина?
− Как называют того, кто идёт пешком? Где должен идти пешеход на улице?(СЛАЙД 1)
− Прежде, чем человек сядет за руль транспортного средства: автомобиля, мотоцикла, его специально обучают правилам дорожного движения. (СЛАЙД 2)
Для пешеходов нет таких специальных школ. Быть пешеходом и соблюдать правила дорожного движения человек учится с раннего возраста. Чем лучше вы усвоите эти правила, тем меньшую опасность будет представлять для вас дорога. Быть пешеходом – очень ответственно.
П-ий: (обращаясь к ведущему) А можно я задам вопрос ребятам?
− Какое место на дороге одно из самых опасных?
Дети: Перекрёсток. (СЛАЙД 3)
П-ий: Правильно. Отгадайте-ка загадку.
В-ий: Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти.
Дети: Светофор. (СЛАЙД 4)
Ученик 1:
С площадей и перекрестков
На меня глядит в упор
С виду грозный и серьезный,
Очень важный светофор.
Ученик 2:
Он и вежливый, и стройный,
Он известен на весь мир,
Он на улице широкой
Самый главный командир.
В-ий: Слово «светофор» состоит из двух слов «свет» и греч.слова «форос» - «несущий», а в буквальном переводе означает «несущий свет».
Когда вы попадаете в большой город, то можете увидеть разные светофоры. (СЛАЙД 5)
П-ий: − Именно светофор регулирует движение машин и пешеходов на перекрёстке. Такой перекрёсток называется регулируемый.
− Как быть, если вы подошли к регулируемому перекрёстку?
(Все встали, под слова ведущего шагают на месте)
В-ий: Наши ребята учиться хотят,
Наши ребята в школу спешат! (СЛАЙД 6)
П-ий: Хоть у вас терпенья нет,
Подождите – красный свет. (дети стоят)
Чтобы спокойно перешел ты,
Слушай мой совет: (СЛАЙД 7)
Жди! Увидишь скоро желтый, В середине свет.
(СЛАЙД 8)
Свет зелёный впереди –
Вот теперь переходи. (Дети маршируют на месте)
(Дети садятся на места)
М-к: А как же быть, если дорогу перейти надо, а светофора поблизости нет?
В-ий: Очень хороший вопрос, потому что в такой ситуации оказываются многие пешеходы, в том числе жители нашего города. В Спасске нет светофоров, но есть специальные места, где можно перейти дорогу. Ребята, как называется такое место?
Дети: Пешеходный переход. (СЛАЙД 9)
Ученик: По полоскам черно-белым Человек шагает смело. Знает: там, где он идет- Пешеходный переход!
В-ий: − Как по-другому называют чёрно-белые полоски на асфальте?
− А как называется знак, который устанавливается рядом с зеброй?
Дети: Пешеходный переход.
(СЛАЙД 10)
В-ий: − Правильно. Видя этот знак, можно переходить дорогу. А водителя он предупреждает о том, что надо быть внимательнее и пропустить пешехода.
− Как называется такой переход, где нет светофора, регулируемый или нерегулируемый?
− Сейчас вы поработаете в группах и сформулируете правила перехода дороги по пешеходному переходу, который не регулируется светофором. Сначала посмотрите небольшой ролик. Он без слов и ваша задача состоит в том, чтобы описать действия мальчика своими словами, то есть прокомментировать.
(Работа детей в группах)
В-ий: Давайте расскажем гостю, как правильно переходить дорогу.
(Ролик демонстрируется на большом экране, а представитель от группы озвучивает действия мальчика)
В-ий: Что ещё предусмотрено в городе для перехода проезжей части?
Дети: Подземный и надземный переход. Где устраивают подземный переход? А надземный?(СЛАЙДЫ С ДИСКА)
− На слайде вы видите все виды переходов, о которых сегодня идёт речь. Прочитайте, что написано под фото. Согласны ли вы с такими подписями?М-к: (играя в мяч) Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь!
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой!
(слайд 11)
П-ий: На проезжей части, дети,
Не играйте в игры эти!
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.
М-к: Я больше не буду, я запомнил, что играть на дороге нельзя.
В-ий: На дороге конечно нельзя играть, а нам сейчас поиграть самое время.
А теперь я вас проверю,
И игру для вас затею.
Я задам сейчас вопросы-
Отвечать на них непросто.
(Дети отвечают хором) Это я, это я , это все мои друзья.
•Кто из вас в вагоне тесном уступает старшим место?
•Кто из вас идёт на свет, говорящий: «Хода нет!»?
•Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?
•Кто из вас, идя, домой, держит путь по мостовой?
•Кто на скользкую дорогу выбегает в непогоду?
•Кто вперёд летит так скоро, что не видит светофора?
•Если жёлтый свет горит, кто идёт? А кто стоит?
V. Применение знаний.В-ий: А теперь ещё раз поработаем в группах. У каждой группе на столе лежит картинка, на которой изображена некоторая ситуация на дороге. Ответьте на вопрос, сформулированный рядом с картинкой. Время на обсуждение 2 минуты.
(СЛАЙД 12)
VI. Рефлексия.
В-ий: − О чем говорили на занятии?
− Чего не знали раньше?
− Пригодятся ли полученные знания?
П-ий: Правила движенья – важная наука!
Соблюдать должны из и бабушки, и внуки!
Правила эти помни всегда,
Чтоб с тобой не случилась беда!
А в подарок я вам принёс раскраски по правилам дорожного движения.
В-ий: Будьте внимательны на дорогах и улицах.
Дети: (встают и хором говорят) ДОБРОГО ПУТИ! (СЛАЙД 11)