Презентация к поэтической встрече с поэзией С.Есенина


…Родился я с песнямиВ травном одеяле с Сергеем Есениным Листая поэтический дневник… Поэтическая встреча Зори меня вешниеВ радугу свивали. С.А. Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье Константиновское земское училище С.Есенин 1913—14 год С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. «Береза» - первое напечатанное стихотворение С. Есенина. В этот период им было написано более 30 стихотворений. Рукописный сборник «Больные думы» (1912)- пытается опубликовать в Рязани. Интерьер дома-музея А сейчас, как глаза закрою, вижу только родительский дом… Родители поэта С. А. Есенин с сестрами Катей и Шурой Так забудь же про свою тревогу,Не грусти так шибко обо мне.Не ходи так часто на дорогуВ старомодном ветхом шушуне.С.Есенин «Письмо к матери»  Окрестности села Константиново Значительное место в творчестве поэта занимают библейские образы, христианские мотивы Мать поэта С августа 1912 г. живет в Москве, учится на историко-философском отделении Московского городского Народного университета им. Шанявского (не закончил). С 1914 г. публикует стихи в детских журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро». А. А. БлокФотография. 1916 Записка А. Блоку: «Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4.» С почтением С. Есенин». 9 марта 1915 г. А. А. Блок. Запись в дневнике 9 марта 1915 г.«... Днём у меня рязанский парень со стихами. ... Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык». Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта ("Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья"). Радуница В 1915-1916 гг. у гармоничного лирического героя Есенина появился мятежный двойник, «грешник», «бродяга и вор», а Россия стала уже не только страной кроткого Спаса, но и мятежников. С. А. Есенин и Н. А. Клюев 1916 г. Меняется герой есенинской лирики: он то «нежный отрок», «смиренный инок», то «разбойник с кистенем» («Наша вера не погасла» (1915), «Разбойник» (1915), «Устал я жить в родном краю» (1916). Эта же двойственность определяет и образ «нежного хулигана» в стихах Есенина периода «Москвы кабацкой» (1924). И Февральскую, и Октябрьскую революции он принял по-скифски, как крестьянские и христианские по содержанию. Есенин сближается с эсерами (сборник «Звездный бык» напечатан в поезде Троцкого, в его типографии). Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву, где выходит сборник «Голубень», вобравший в себя стихи 1916-1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918). В 1919 Есенин - один из идеологов имажинизма: вышла книга «Ключи Марии», в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918-1919 годах. Имажинисты организуют издательство «Московская Трудовая Артель Художников Слова», открывают кафе «Стойло Пегаса», свое издательство и свою книжную лавку. С. А. Есенин среди имажинистов. Фотография. 1922 г. Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г, Шершеневичем, Р. Ивневым. В начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем "Стойла Пегаса" литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу стремление очистить форму от "пыли содержания". Имажинизм Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству духовной первооснове художественного образа (трактат "Ключи Марии", 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой "шутовского кривляния ради самого кривляния" "собратьев"-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры. Женившись на американской танцовщице Айседоре Дункан, с мая 1922 до августа 1923 года Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии., Франции, Италии, США. Из заграничной поездки он привез сборник «Москва кабацкая», который был издан в 1924 году. Впечатления о путешествии по Европе и США отразились в прозаическом опыте Есенина «Железный Миргород» С. А. Есенин и А. Дункан Фотография. 1922 г. «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу, что не к февральской и не к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь». Вместе с Волошиным, Клычковым, Пильняком, А. Толстым, Мандельштамом и другими Есенин подписал письмо в отдел печати ЦК РКП(б) в защиту гонимых большевистской идеологией писателей. Поэзия С.А. Есенина последних, самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...» и др.). Шаганэ ты моя, Шаганэ «Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне». «Шаганэ ты моя, Шаганэ...»«Руки милой — пара лебедей - В золоте волос моих ныряют. Все на этом свете из людей Песнь любви поют и повторяют...» «Руки милой — пара лебедей...» В ноябре 1925 года поэт закончил автобиографическую, исповедальную поэму «Черный человек», которая оказалась последней в ряду написанных им поэм, а среди них были такие значительные, как «Пугачев» (1921), «Страна негодяев» (1922-1923), «Песнь о великом походе» (1924), «Анна Снегина» (1925). Некоторое время Есенин находился в бакинской больнице водников с подозрением на воспаление легких (окончательный диагноз - туберкулез). С. А. Есенин. Фотография Я пришел на эту землю,Чтоб скорей её покинуть.С.Есенин  Жизнь С.А. Есенина трагически оборвалась в Петрограде, в гостинице «Англетер» при невыясненных обстоятельствах. Поэта нашли повешенным. После гибели Есенина начался период официального забвения его творчества. В 1927 году появилась статья Бухарина «Злые заметки». Творчество поэта было признано мелкобуржуазным, кулацким, не соответствующим великой эпохе. Статья на много лет стала идеологической основой для литературоведческих работ и учебников. А стихи его знала, читала и пела вся Россия. У гроба С. А. Есенина в Доме Печати. Фотография. 192,5 г. Похоронная процессия у памятника Пушкину. Москва Фотография. 1925 «Со времени Кольцова земля Русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин... Вместе с тем Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовём высшим моцартовским началом, моцартовской стихией»(Б. Пастернак).«Есенин — чудо поэзии. И как о всяком чуде, о нём трудно говорить. Чудо есенинской поэзии не только убеждает, но и всегда волнует, как проявление большого человеческого сердца»(Ю. Марцинкявичюс).«Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сего дня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь вечно живой поэзии»(Н. Тихонов).«Мы потеряли великого русского поэта» (М. Горький).Надо было более по-братски помочь ему» (А.В. Луначарский). До свиданья, друг мой, до свиданья! Я думаю:  Как прекрасна   Земля     И на ней человек.С.Есенин