Программа и тезисы выступлений участников осенней сессии ДАНЮИ 19 0ктября 2008 года

МУ «Управление образования г. Ростова-на-Дону»
Южный федеральный университет
МОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону




13 EMBED Word.Picture.8 1415



Программа и тезисы выступлений участников осенней сессии ДАНЮИ
19 октября 2008 года


ДОНСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ




г. Ростов-на-Дону
2008 г.

ПРЕЗИДИУМ:

Айдаркин Евгений Константинович – вице-президент ДАНЮИ, проректор по научно-исследовательской работе ЮФУ, кандидат биологических наук, профессор;
Абраухова Валентина Владимировна - директор МОУ ДОД ДТДиМ г. Ростова-на-Дону,
кандидат педагогических наук;
Бондарчук Зоя Игнатьевна – председатель Оргкомитета ДАНЮИ, Заслуженный работник культуры РФ;
Ситько Римма Михайловна – учёный секретарь ДАНЮИ, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методик начального образования Педагогического института ЮФУ;
Пономарева Светлана Викторовна – кандидат биологических наук, помощник проректора ЮФУ по научно-исследовательской работе, куратор ДАНЮИ;
Богучарсков Виктор Трофимович – доктор географических наук, профессор ЮФУ;
Сидоренко Юлия Андреевна – руководитель клуба «Юный медик», кандидат медицинских наук, декан факультета довузовского образования Рост ГМУ, ассистент кафедры гигиены Рост ГМУ;
Кононова Лариса Васильевна – ведущий специалист МУ «Управление образования
г. Ростова-на-Дону».

ПОРЯДОК РАБОТЫ СЕССИИ:

Представление Президиума - С.А.Красюк, зав. исследовательским отделом МОУ ДОД ДТДиМ г. Ростова-на-Дону.
Открытие сессии:
– Айдаркин Е.К., вице-президент ДАНЮИ, проректор по НИР ЮФУ, кандидат биологических наук, профессор;
- Ситько Р.М., учёный секретарь ДАНЮИ, кандидат педагогических наук, профессор педагогического института ЮФУ;
- Абраухова В.В., директор МОУ ДОД ДТДиМ г. Ростова-на-Дону, кандидат педагогических наук;
- Бондарчук З.И., Председатель Оргкомитета ДАНЮИ;
- Пономарева С.В.– кандидат биологических наук, помощник проректора ЮФУ по научно-исследовательской работе, куратор ДАНЮИ;
- Кононова Л. В. – ведущий специалист Управления образования г. Ростова-на-Дону.

Утверждение регламента работы осенней сессии – Гоголева М.Я., Карпова Е.А. методист исследовательского отдела МОУ ДОД ДТДиМ г. Ростова-на-Дону.

Выступление участников.

Закрытие работы сессии

- Красюк С.А - предоставление слова для подведения итогов работы осенней сессии ведущим ученым рабочего президиума осенней сессии ДАНЮИ 2008 г. (Ситько Р.М., Богучарсков В.Т., Сидоренко Ю.А., Пономарёва С.В.)




ПЛАН РАБОТЫ ОСЕННЕЙ СЕССИИ ДАНЮИ

Дата и время проведения: 19 октября 2008 г., 11.00
Место проведения: Б. Садовая, 55, исследовательский отдел ДТДиМ, ком. 605


п./п.
Фамилия, имя участника
Тема доклада
ОУ, класс
ФИО руководителя

1.
Черных Ирина
«Изучение целинной степной растительности в районе станицы Раздорской»
МОУ СОШ № 6 г. Таганрога,
7 кл.
Абаносимова Татьяна Борисовна, учитель биологии и экологии, рук. НОУ «Плеяды»

2.
Макаренко Дмитрий
«Выращивание растений методом гидропоники»
МОУ СОШ № 6 г. Таганрога,
11 кл.
Абаносимова Татьяна Борисовна, учитель биологии и экологии, рук. НОУ «Плеяды»

3.
Черных Екатерина
«Изучение качества воды в реке с помощью гидробионтов»
МОУ СОШ № 6 г. Таганрога,
10 кл.
Абаносимова Татьяна Борисовна, учитель биологии и экологии, рук. НОУ «Плеяды»

4.
Едуш Алёна
«Вода – уникальное вещество»
МОУ СОШ № 28 г. Таганрога, 10 кл.
Конкина Татьяна Владимировна, учитель физики

5.
Слепцова Евгения
«Комплексное исследование моющих свойств различных стиральных порошков с точки зрения сравнения их коэффициентов поверхностного натяжения»
МОУ СОШ № 28 г. Таганрога, 11 кл.
Якунина Ольга Борисовна, учитель физики

6.
Мальков Игорь
«Природоохранная деятельность и традиции в Ростовской области»
МОУ СОШ № 28 г. Таганрога, 8 кл.
Бирюкова Ольга Константиновна, учитель биологии

7.
Лупачёва Нина
«По следам таганрогской интеллигенции»
МОУ СОШ № 28 г. Таганрога, 10 кл.
Рожкова Светлана Васильевна, учитель истории и обществознания

8
Липатова Мария
«Оценка экологического состояния Миусского лимана Азовского моря»

МОУ СОШ № 30 г. Таганрога, 10 кл.
Голота Наталья Александровна, учитель химии

9.
Кузьмина Наталья
«Фольклорные мотивы в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»»
МОУ СОШ № 3 г. Таганрога, 11 кл.
Привалова Елена Сергеевна, зам.дир. по УВР, учитель русского языка и литературы

10
Гудым Анастасия
«Летний лагерь «Фокус» как средство самореализации ребёнка»
МОУ Гимназия № 12, г. Ростова-на-Дону, 7 кл.,
Гудым Горислава Викторовна, педагог дополнительного образования ЦВР «Досуг» Пролетарского р-на г. Ростова/Д

11.
Аллахвердиева Тамам
«Содержание нитратов в овощах и фруктах»
МОУ СОШ № 1 г. Ростова-на-Дону, 11 кл.
Школьная Оксана Александровна, учитель географии

12.
Пархоменко Роман
«Ветеран в твоём дворе»
МОУ СОШ № 110 г. Ростова-на-Дону, 10 кл.
Пархоменко Э.И., учитель информатики

13.
Саварина Элона,
Колибошина Виктория,
Балащова Кристина
«Календарь. Донские традиции и обряды»
МОУ СОШ № 110 г. Ростова-на-Дону, 8 кл.
Мартыненко Ирина Михайловна, учитель истории;
Экизян Лилия Юрьевна, учитель ИЗО и черчения

14.
Высочина Мария
«Итоги летней археологической практики на базе музея-заповедника «Танаис»
МОУ гимназия юных исследователей г. Ростова-на-Дону, 11 кл.
Демченко Евгения Евгеньевна, Иванов Дмитрий Николаевич, педагоги дополнительного образования МОУ ДОД ДТДиМ

15.
Полонская Лолита
«Казачий курень как часть общекультурного исторического наследия»
МОУ лицей №1 «Классический», г. Ростов-на-Дону, 8 кл.
Яковенко Валентина Ивановна, учитель истории и обществознания

16.
Кемулария Шота
«Изучение останков древней флоры и фауны мелового периода на территории Ростовской области»


МОУ СОШ №57 г. Ростов-на-Дону, 10 кл.,
Украйченко Александр Анатольевич, учитель географии

17.
Лещенко Анастасия
«О край таинственной красы»
ЦДОД
г. Зернограда,
10 кл.

Малашенко Валерий Григорьевич, педагог доп. образования

18.
Гапочкина Александра
«Занимательная экспедиция по горам Архыза»
ЦДОД г.
Зернограда,
10 кл.

Шарипов В.Т. педагог доп. образования

19.
Буян Роман
«Изучение качества питьевой воды г. Зернограда»
МОУ СОШ № 2, 9 кл., ЦДОД, г. Зерноград
Гданская Алла Васильевна, педагог доп. образования

20.
Подольская Валерия
«Растительные индикаторы»
МОУ СОШ № 2, 9 кл., ЦДОД,
г. Зерноград
Гданская Алла Васильевна, педагог доп. образования

21.
Гордеев Вадим
«Анализ биотопической приуроченности растений микрофитов низовья Дона»
ЦДОД
г. Зернограда,
9 кл.
Гданская Алла Васильевна, педагог доп. образования

22.
Хромова Анастасия
«Экологический проект «Жители нашего города и бытовые отходы»
ЦДОД
г. Зернограда,
9 кл.
Гданская Алла Васильевна, педагог доп. образования

23
Гаврилов Сергей
«Итоги летней исследовательской работы летнего экологического лагеря «ЮНЭК» - 2008 »
Городской экологический клуб «ЮНЭК» МОУ ДОД ДТДиМ г. Ростова/Д, МОУ СОШ «Источник», 9 кл., г. Ростов-на-Дону
Матецкая Анна Юрьевна, доцент естественного факультета педагогического института ЮФУ

24
Стрелкова Дарья,
Рудовская Анастасия
«Итоги экологической практики «Лето-2008»
Детское объединение «Экология города» МОУ ДОД ДТДиМ, г. Ростов/Д; МОУ СОШ № 86, 7 кл.
Морозова Евгения Васильевна, педагог доп. образования МОУ ДОД ДТДиМ

25
Филипенко Анастасия






«Компетентностный подход в практике средней школы с профильным обучением»



Большелогская МОУ СОШ Аксайского района Ростовской области, 10 кл.
Меньшикова Ю.А., учитель экономики


26
Иванова Илона


«Влияние окружающей среды на здоровье учащихся МОУ РГЭЛ»

МОУ РГЭЛ г.Ростова-на-Дону, 9 кл.
Карянова С.Ю., учитель биологии

27.
Гвоздякова Виктория
«Высшие водные растения и водоросли окрестностей летнего оздоровительного лагеря «Чайка»
МОУ ДОД ДТДиМ г. Ростова/Д, МОУ СОШ № 16, 8 кл.
Поважный Василий Васильевич, аспирант ММБИ, научный сотрудник Южного научного центра РАН

28.
Квартник Вера
«Комплексная характеристика степных экосистем окрестностей
с. Новониколаевка»
МОУ ДОД ДТДиМ г. Ростова/Д, МОУ гимназия № 45, 11 кл.
Матецкая Анна Юрьевна, доцент кафедры ботаники и зоологии ПИ ЮФУ



























Изучение останков древней флоры и фауны мелового периода на территории Ростовской области

Кемулария Шота, 10 кл., МОУ СОШ №57 г. Ростова-на-Дону
Научный руководитель: Украйченко А.А., учитель географии


Во время экспедиции, которая проходила в июле 2008 г., было собрано большое количество останков древней флоры и фауны. Большее количество останков относится к белемнитам - вершине эволюции головоногих. Эти внутреннераковинные моллюски были очень многочисленны в морях мела и юры. Белемнитов когда-то называли «громовыми стрелами», а их научное название произошло от греческого слова «копьё», «дротик». Короткие пулеобразные белемнителлы похожи на наконечник копья и стрелы. В экспедиции всё же чаще их называли «чертовы пальцы». Помимо белемнитов, встречались останки брахеопод - плеченогих моллюсков. Внешне они похожи на двустворчатых моллюсков, но раковина покрывает их тело не с боков, а со спинной и брюшной сторон. Самый необычный вид, найденный нами среди плеченогих - это пигопы. Странные кольца образовались из-за смыкания сторон вырезки в верхней части раковины, так что тело животного имело вид подковы.
За всю историю своего геологического развития наша область испытала неоднократные изменения, одним из которых является наступление моря на сушу (трансгрессия) и, наоборот, увеличение площади суши за счёт уменьшения моря (регрессия). Эти процессы происходили и в меловом периоде, который характеризовался опусканием почти всей территории Ростовской области. Особенно интенсивное погружение отмечалось в Манычских прогибах. Эти опускания привели к почти повсеместному установлению морского режима. Лишь Донецкий выступ и Ростовский свод представляли собой изолированные участки возвышенной равнины. Они обрамлялись мелководным морем, на дне которого накапливались песчаные и глинистые осадки. На юге и юго-востоке области располагались глубоководные участки моря. В середине позднего мела суша сократилась в 3-4 раза по площади в сравнении с началом эпохи. Сравнительно глубоководный морской бассейн мелел и отступал на юго-восток и на юг, к Прикаспийской впадине и Кавказской геосинклинали, которые были в дальнейшем центрами трансгрессии.
Во время экспедиции были получены необходимые знания в области геологии, палеогеографии и краеведения, которые могут понадобиться в дальнейших экспедициях. Так, летом 2009 года планируется поездка в Адыгею для изучения геологии Кавказа.


Календарь донских традиций и обычаев

Саварина Элона, Колибошина Виктория, Балашова Кристина, учащиеся 8 «В» класса МОУ СОШ № 110 г. Ростова-на-Дону
Научный руководитель: Мартыненко И.М., учитель истории, Экизян Л.Ю., учитель изобразительного искусства и черчения

Донская тематика актуальна с давних времён и по сей день. Хоровое пение, разгульные ярмарки и праздничное веселье – это достояние для любого народа.
Особое значение казаки придавали праздникам, которые обязательно сопровождались каким – либо гуляньем и имели определённый смысл в жизни народа Дона. Сегодня идёт активное восстановление донских традиций.
Цель нашей исследовательской работы создать донской календарь праздников и ритуалов, проиллюстрировав их рисунками, чтобы передать красочность и яркость народных традиций и обычаев.
Задача нашей работы: помочь современным жителям Дона узнать смысл и значение праздников.
Календарь очень прост в применении. Каждый месяц наделён событием, которое отмечалось или почиталось донскими казаками. Мы постарались проиллюстрировать и дать описание многим праздникам, которые наиболее были значимы на Дону.
Выбрав тему, помогающую понять прошлое, культуру, народный быт донского казачества, мы хотели напомнить слова: «Каждое древо сильно своими кореньями, отруби их и древо погибнет». Так и народ, и нация, не знающие своей истории и культуры, обречены на вымирание и, в конечном счёте, на исчезновение с земли вообще.

Ветеран в твоем дворе

Пархоменко Роман, МОУ СОШ №110 г. Ростова-на-Дону
Научный руководитель: Пархоменко Э. И., учитель информатики

В нашей школе стартовал проект «Ветеран в твоем дворе». Мы поставили своей целью, исследовать микрорайон «Стройгородок», в котором проживаем. Найти ветеранов Великой Отечественной войны, рассказать об их жизни, годах молодости, суровых испытаниях тех, кто спас нас от незавидной участи.
Цель и актуальность работы заключаются в том, что в истории нашей страны было немало тяжёлых и долгих войн, но только название последней - Великая Отечественная – пишется с большой буквы. Великая Отечественная война. Все дальше и дальше уходят от нас эти годы. Мы стали меньше интересоваться историей той войны, а при освещении событий и фактов иногда гоняемся за сенсацией, заменяя научность и доказательность вымыслами. Время стремительно идет вперед. С каждым годом день Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. И приходится с печалью признавать, что с ними и память о войне. Нынешнее поколение знает о подвигах своих дедов – прадедов примерно столько, сколько о войне 1812 года. Две три фамилии военачальников, пару названий битв и это в лучшем случае. Поэтому основной целью нашего исследования было оживить память людей о событиях той войны, войны, в которой одна идеология, лица, стоявшие за ней, стремились подмять под себя народы мира, уничтожить многие из них.
Оглянись! Посмотри!
Может быть, именно рядом с тобой живет человек удивительной судьбы.
Человек, который защитил наше будущее!
Именно с таких слов начинается наш проект. Материалы собранные нами, расскажут Вам об рядовых разведчиках, воздушных стрелках, пехотинцах, машинистках, о тех, кто приближал нашу Победу!
Весь собранный материал, мы представили в виде Web-страниц и разместили его, на страницах нашего школьного сайта.
Мы встречались с ветеранами, брали у них интервью. Наши собеседники рассказывали нам о себе, показывали фотографии военных лет, делились воспоминаниями о прошлом и впечатлениями, о настоящем времени.
Насколько актуальна эта тема в настоящее время? Мы думаем - актуальна. Эта наша история, история страны в которой мы живем. Нельзя забывать тех, кто приложил немало сил, мужества для того, чтобы сейчас ты мог ходить в школу, работать, смеяться, отдыхать и просто жить!
На страницах нашего сайта, мы призвали всех учащихся нашей школы принять участие в этом проекте.



Вода - уникальное вещество

Едуш Алёна, ученица 10 кл. МОУ СОШ №28 г. Таганрога
Научный руководитель: Конкина Т.В., учитель физики

Выбор темы обоснован тем, что в настоящее время истощаются запасы пресной воды и возникает необходимость применять на практике воду с примесями.
Поэтому целью данной работы были:
1. Получение мертвой воды
2. Изучение информационных свойств воды.
3. Получение и изучение серебренной воды
4. Изучение тепловых свойств дистиллированной, фильтрованной, хлорированной
В результате работы были сделаны следующие выводы:
- Время кристаллизации воды с примесями меньше чем у воды без примесей, а скорость испарения меньше всего
- Температура кипения воды с примесями достигает 101
·С.
- Вода несущая положительную информацию оказывает положительное влияние на биологические системы в частности организм человека.
- С помощью специальных приборов нам удалось изготовить серебренную воду, которая необходима нам для дальнейших экспериментов.
Таким образом, результаты исследований помогут в технологическом производстве (использование воды с примесями в радиаторах автомобилей, в сельском хозяйстве, в системах отопления), в медицине (получение и использование живой воды), в повседневной жизни (при приготовлении пищи, мытье посуды), получение с помощью специальных фильтров различных веществ необходимых для человека.


Оценка экологического состояния Миусского лимана Азовского моря

Липатова Мария, ученица 10 кл. МОУ СОШ №30 г. Таганрога
Научный руководитель: Голота Н.А., учитель химии

Цель: проведение химического анализа речной воды и биологического мониторинга для получения информации об экологическом состоянии Миусского лимана.
Задачи:
- оценка экологического состояния лимана с помощью биоиндикаторов: беспозвоночных животных и высших растений;
- налаживание диалога и конкретного взаимодействия между местным населением и природоохранными структурами для поиска возможностей улучшения экологии Миуса.
Исследования проводились с использованием методов экологического мониторинга: органолептического, колориметрического, титрометрического, а именно:
- визуальная оценка, а именно, состояние русла, гидрологические изменения, прибрежная зона, состояние берегов;
- гидрохимическая оценка (Миусской воды, системы болот - большого и малого, ручья): запах, мутность, цветность, pH, общая жёсткость, нитраты, фосфаты, хлориды, сульфаты, железо, ионы аммония;
- методы биоиндикации, с использованием донных беспозвоночных животных и высших растений
Река – это сложная экосистема, в которой происходит взаимодействие биологических, физических и химических процессов. Все эти процессы в реке строго сбалансированы. Изменение одной из характеристик или процесса имеет каскадный эффект и меняет параметры всей системы. В бассейне Миуса возникла сложная экологическая обстановка, вследствие накопленных за многие десятилетия структурных деформаций, которые вызвали антропогенную нагрузку на окружающую среду реки.
При проведении наблюдений мы обнаружили следующее: на исследуемом участке расположена система сообщающихся большого и малого болот, протоки этих болот несут воду в ручей, впадающий в Миус. По берегу расположены пахотные поля, с обеих сторон посёлки, дачи, а также постройки хозяйственного характера, изменена естественная прибрежная зона лимана. Берег засорён бытовым мусором, а также подвержен интенсивной эрозии, в результате чего прибрежная зона сильно деградирована.
Анализ экологической ситуации Миусского лимана свидетельствует о том, что состояние окружающей природной среды остаётся неблагополучным, а её загрязнение – высоким. Полученные данные исследований проб воды, грунта и биоиндикаторов показали, что Миус продолжает загрязняться веществами антропогенного происхождения. В ходе работы создан банк данных по содержанию этих веществ в водах лимана, отработаны методики анализов. Изучая данную проблему, мы хотим привлечь внимание общественности к неудовлетворительному состоянию реки, с целью её сохранения для будущего поколения.

По следам таганрогской интеллигенции

Лупачева Нина, ученица 10 кл. МОУ СОШ № 28 г. Таганрога
Научный руководитель: Рожкова С.В., учитель

Мы живем во время чрезвычайно большого интереса общественности к выдающимся людям, чей вклад в развитие общества неоспорим. Каждый человек вправе сам решать, с информацией о ком ему интересно бы было познакомиться. Современной молодежи важно знать о тех, чей вклад в историю выдержал испытание временем, тех, кто не только образован и занимается умственным трудом, а кто одарен духовно, кто всецело посвящал себя людям и даже отдавал свои жизни на служение народу – об интеллигентах.
Актуальность темы состоит в том, что в настоящее время страта интеллигенции до сих пор еще не возобновилась после репрессий, произведенных в годы советской власти, которые практически полностью уничтожили этот слой, и мы пытаемся по крупицам собрать информацию об интеллигентах прошлого века.
Цель работы состоит в том, чтобы изучить основные факты жизни представленных выдающихся людей города Таганрога, действительно подтверждающие их истинную интеллигентность.
Задачи исследования:
Исследовать понятие «интеллигенция».
Ознакомиться с жизнью и творчеством выдающихся интеллигентов города Таганрога конца IX - XX-го веков.
Проанализировать особенности таганрогской действительности, повлиявшей на формирование интеллигенции моей малой родины.
Истинно интеллигентный человек, по моему мнению, должен являться эталоном общества. Ведь действительно, к интеллигентам можно причислить не столько тех, кто лишь окончил университет, а тех, кто, завершив образование, посвятил своему народу и Отчизне прекрасные порывы души.
Комплексное понимание термина «интеллигенция» предоставило возможность выбора имен из числа многочисленной таганрогской интеллигенции, жизнь и творчество которых вызвало у нас особый интерес. В работе произведено исследование творчества знаменитых, на наш взгляд, деятелей культуры. Антон Павлович Чехов - великий писатель и безгранично талантливый человек, являющийся на сегодняшний день одним из самых читаемых авторов в мире, наш знаменитый земляк, которым мы безмерно горды. Интересным нам показалось знакомство с материалами, раскрывающими страницы жизни его сестры Марии Павловны, посвятившей себя заботам о брате. Именно благодаря ее неустанной энергии были созданы условия для плодотворной работы писателя. Именно ей принадлежит заслуга в увековечении памяти А.П.Чехова, в котором весь мир и сегодня признает истинного интеллигента. Крупнейшим бытописателем и краеведом, написавшим «Историю города Таганрога» являлся Павел Петрович Филевский. Именно его, любящего свой город святой любовью, не позволяющей ни лжи, ни обмана, ни лести, мы причисляем к истинным интеллигентам. Разве может кто-либо усомниться в высочайших достоинствах замечательной русской актрисы Фаины Раневской. Образ ее настолько впечатляет, что трудно сказать, что важнее в оценке его – ее гениальный талант актрисы или необыкновенные ее качества как человека, личности. Потрясающее чувство скромности сочетается в ней с прямолинейностью, граничащей с резкостью, доброта и неизмеримый интерес, внимание к людям с силой воли, пренебрежением к тупости, лени, бездарности, высочайшая образованность с трудолюбием. Все порывы своей страстной натуры она посвятила любимому городу, дорогой ее сердцу России.
Идя по следам таганрогской интеллигенции, проанализировав их деяния, мы пришли к выводу, что это истинные представители русской интеллигенции, беззаветно служившие своей Отчизне. Они были не только образованы и умны, но одарены духовно, талантливы. И сегодня эти люди являются живым примером для наших современников. Мы всегда будем помнить, как великий Чехов мечтал о том, чтобы в человеке было все прекрасно.

Выращивание растений методом гидропоники

Макаренко Дмитрий, ученик 11 класса МОУСОШ №6 г. Таганрога
Научный руководитель: Абаносимова Т.Б., учитель биологии и экологии

Актуальность этой темы заключается в том, что в сельском хозяйстве, промышленности и даже в быту возрастает роль гидропоники. Здесь важную роль играет знание концентраций не только макро- , но и микроэлементов, поскольку всем без исключения растениям для построения ферментных систем необходимы микроэлементы, среди которых наибольшее значение имеют железо, марганец, цинк, бор, молибден, кобальт и др. Недостаток микроэлементов не приводит к гибели растений, но является причиной снижения скорости и согласованности протекания процессов, ответственных за развитие организма. В конечном итоге растения не реализуют своих возможностей и дают низкий и не всегда качественный урожай.
В ходе работы я хотел сравнить развитие и продуктивность растений, выращенных в почве и в водном питательном растворе. Изучить влияние марганца на развитие живого растения и способы его применения при выращивании растений методом гидропоники. Найти наиболее оптимальную для жизнедеятельности растений концентрацию сульфата марганца(II) в питательном растворе. Передо мной стояли следующие задачи:
1) Освоить метод гидропоники.
2) Вырастить образцы огурца посевного (Cucumis Sativus) в питательной смеси Прянишникова и обычной почве.
3) Поставить серию лабораторных опытов по выявлению действия растворов ионов марганца (II) различной концентрации на организм растения.
4) Выявить различия в развитии и продуктивности растений, выращенных в почве и методом гидропоники с добавлением и без добавления марганца.
Для работы были взяты здоровые зрелые семена огурца посевного (Cucumis Sativus) сорта «Каскад» Когда семена проросли и корешки достигли 1-1,5 см, 50% их пересадили в пластмассовые стаканы с питательным раствором (смесь Прянишникова). Назовем эту группу «водные». В качестве растворителя была использована дистиллированная вода. «Водные» растения были разделены на 4 группы: 1 - контрольная группа, без добавления марганца, 2 – с добавлением в раствор 0,01 г\л MnSO4, 3 – 0,1 г\л MnSO4, 4 – 0,5 г\л MnSO4.
50% рассады были высажены в обычный грунт в больших цветочных горшках. Эту группу назовем «почвенные».
В течение одного месяца проводились фенологические наблюдения. Наблюдения велись в определенные, строго установленные сроки; так, например, измерение высоты растений, длины их корней, подсчет цветов и завязей производилось каждый раз в одни и те же утренние часы (10-11ч.).
При уходе за водными культурами производились:
Смена питательного раствора 1 раз в неделю, с предварительной проверкой рН раствора;
Поддержка постоянного уровня раствора в сосуде;
Аэрация раствора путем 5-минутного продувания с помощью груши (компрессора) через стеклянную трубку.
Результаты работы:
При недостатке марганца (что характерно для «контрольных водных» растений) проявляется хлороз. Слабо образуется хлорофилл, листья приобретают светло-желтую окраску, плохо завязываются и развиваются плоды. В начальной стадии развития хлороза появляются светло-желтые пятна вытянутой между жилками формы, которые постепенно охватывают весь лист. Побеги тонкие и укороченные.
Кроме того, у всех водных растений слабо выражен дефицит других микроэлементов (меди, бора, цинка): хлороз по краям листовой пластины, деформирование плодов.
Количество развитых завязей при добавлении марганца значительно выше, чем у контрольных водных. Первые завязи дали плоды массой не меньшей, а иногда и большей, чем у почвенных.
Водные опытные растения развивались не хуже почвенных. Каждое растение дало примерно равное количество завязей и плодов.
У контрольных водных, без добавления марганца развитие шло медленнее, а завязи плодов не развивались.
Оптимальной концентрацией сульфата марганца, дающей наилучший эффект развития и плодоношения огурца в водном растворе, является 0,5 г/л.


Природоохранная деятельность и традиции в Ростовской области

Мальков Игорь, ученик 8 кл. МОУ СОШ № 28 г. Таганрога
Научный руководитель: Бирюкова О.К., учитель биологии

"Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды"... Какой? Кислотно-щелочной? Газовой? Радиоактивной? Мы начинаем это понимать. Если не вмешаться в ситуацию, не принять действенных мер, то скоро не отдельные города и поселки, а вся страна станет зоной экологического бедствия, не пригодной не только для жизни, но даже для выживания. Не пора ли остановиться, оценить ситуацию и трудиться, чтобы оградить природу от человеческих дел?
Объект моего исследования - природоохранная деятельность и традиции в Ростовской области.
Задачи: 1.Поиск информации, описание и определение состояния экологии Ростовской области и природоохранных традиций на Дону. 2.Выявление экологических проблем Ростовской области в наши дни. 3.Описание путей их решения и перспектив экологической обстановки Донского края.
Экологическая обстановка является одним из факторов, оказывающих существенное влияние на социальную и демографическую ситуацию в регионе. В связи с этим администрацией Ростовской области уделяется особое внимание выполнению мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов, направленных на оздоровление экологической обстановки в области и обеспечение рационального использования её природных ресурсов.
C 2005 года эта работа активно осуществляется по нескольким направлениям:
1. Обеспечение сырьевых потребностей хозяйственного комплекса области за счет собственных ресурсов.
2. Обеспечение рационального водопользования на территории области.
3. Сохранение биологического разнообразия и природных комплексов.
4. Обеспечение экологической безопасности на территории  Ростовской области.
5. Организация системы экологического образования и информирования населения о состоянии окружающей среды.
6. Дни защиты от экологической опасности.
7. Особо охраняемые природные территории.
8. Экологические программы и проекты.
К наиболее острым экологическим проблемам в Ростовской области, от решения которых зависит состояние здоровья населения, можно отнести: загрязнение атмосферного воздуха; заиление русел малых рек; разрушение берегов в результате абразионных процессов, вызванных природными явлениями и усилением антропогенной нагрузки на водоемы; размещение и утилизация промышленных и опасных медицинских отходов; несоответствие санитарно-гигиеническим нормативам качества воды. Длительное стихийное использование природных богатств отрицательно сказалось на экологической ситуации. Всегда необходимо помнить, что мы не получили природу в наследство, а только взяли ее взаймы у будущих поколений.


Комплексное исследование моющих свойств различных стиральных порошков с точки зрения сравнения их коэффициентов поверхностного натяжения

Слепцова Евгения, ученица 11 кл. МОУ СОШ №28 г. Таганрога
Научный руководитель: Якунина О.Б., учитель физики

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с проблемой выбора стирального порошка. Поэтому я решила, используя знания, полученные на уроках физики, провести собственное исследование свойств стиральных порошков.
Отобрав несколько наиболее популярных моющих средств, я исследовала свойства их мыльных растворов при помощи особенностей строения мыльных пузырей и выявила раствор с наименьшим коэффициентом поверхностного натяжения.
В ходе работы я готовила растворы порошков одинаковой концентрации, а затем выдувала мыльные пузыри и измеряла средние значения диаметра пузырей для каждого раствора. При помощи формул для измерения коэффициента поверхностного натяжения:
· =F/l,
· =F/
·D я вычислила относительный коэффициент поверхностного натяжения данных растворов (считая, что сила F является величиной постоянной, равной некоторому числу k).
Полученные результаты я оформила в виде таблицы, на основании анализа которой смогла сделать вывод о том, какой порошок обладает лучшими моющими свойствами и, следовательно, является наиболее экономичным и эффективным. В процессе исследования я увлеклась изучением свойств мыльных пленок и мыльных пузырей, которым посвятила вторую часть своей работы. Проделанные мною опыты помогли мне опровергнуть множество широко распространенных мифов о мыльных пузырях, в том числе всеобщее заблуждение об их неэластичности, хрупкости, недолговечности и «неприкосновенности».
Кроме того, я исследовала факторы, влияющие на свойства мыльных пузырей: качество мыла, используемого для приготовления мыльного раствора, различных добавок (глицерин) и их оптимальное соотношение в растворе, а также приспособлений для выдувания пузырей (трубки, воронки и т.п.) и инвентаря для проведения опытов (каркасы, подставки и т.п.), Я сформулировала несколько советов, позволяющих увеличить прочность мыльного пузыря, сохранить его в течение долгого времени и облегчить работу с мыльными пузырями.
Таким образом, представленная работа является интегрированным учебным проектом, в которой объект исследования – мыльная пленка – рассматривается с точки зрения двух предметных областей: физики и информатики. При этом содержательная часть проекта обеспечивается сведениями из физики, а компьютер и средства информационно-коммуникационных технологий используются как источник информации и средство предъявления результатов работы.
Полученный в итоге информационный продукт представляет собой тематическую обучающую презентацию по заявленной теме.


Определение качества воды в реке с помощью гидробионтов

Черных Екатерина, ученица 10 кл. МОУСОШ №6 г. Таганрога
Научный руководитель: Абаносимова Т.Б., учитель биологии и экологии

В связи с малой изученностью видового разнообразия водных обитателей малых рек города Таганрога, мы поставили перед собой цель изучить первоначально обитателей водотоков: Валовой балки, Большой черепахи и Малой черепахи. Исследовать биоразнообразие водных объектов, степень их загрязненности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-ознакомиться с литературой, относящейся к данному вопросу;
-освоить методы сбора и обработки материала;
-провести полевые исследования на модельных водоемах;
-выявить наличие взаимосвязи между степенью загрязненности водотока и его биоразнообразием;
-составить   коллекции и гербарии, иллюстрирующие биоразнообразие водоема.
Как видно из списка видов беспозвоночных животных, встреченных нами в водотоках, они представлены тремя типами беспозвоночных: членистоногими, моллюсками и кольчатыми червями. Наиболее богатым в видовом отношении является класс наружночелюстных насекомых. К ним относятся амфибионтные насекомые из четырех отрядов: поденки, ручейники, двукрылые и веснянки.
При сравнении общего числа видов гидробионтов в разных реках оказалось, что в Большой Черепахе число видов больше, но если сравнить численность обитателей чистых вод, то их больше в Воловьей Балке. В Большой Черепахе обнаружено больше организмов средней чувствительности и обитателей загрязненных водоемов.
Имеющийся материал позволил нам сделать следующие выводы.
Наибольшее видовое богатство наблюдается в Большой Черепахе, наименьшее в Малой Черепахе.
Большая Черепаха и Воловья Балка по составу населяющих их видов и групп гидробионтов схожи между собой и существенно отличаются от Малой Черепахи. Согласно результатам анализа данных по методу Николаева и по методу Майера, наиболее чистая вода в реке Воловья Балка.
Биоразнообразие не всегда связано с органическим загрязнением водоемов отрицательно. В нашем случае, чем выше сапробность, тем больше видов.





Содержание нитратов в употребляемых овощах и фруктах

Аллахвердиева Тамам, ученик 11 кл. МОУ СОШ №1 г. Ростова-на-Дону
Научный руководитель: Школьная О.А., учитель географии

Нитраты – неотъемлемая часть всех наземных природных систем. В последнее время в связи с применением в больших масштабах азотных удобрений поступления азота в растения возрастает. Накопление нитратов может происходить и при недостатке других удобрений путем замещения недостающих ионов нитрат – ионами.
Наибольшее количество нитратов содержится в листовых овощах. Наименьшее во фруктах. Накопителями нитратов являются проводящие органы растений. Допустимые нормы нитратов составляют 5 мг. В сутки на один кг массы взрослого человека.
Для определения количества нитратов на срез овощей и фруктов я использовала по 2-3 капли раствора дифениламина в серной кислоте. Отмечалось окрашивание, интенсивность которого определялась по специальной шкале. В шкале отражена зависимость между окраской среза овощей и содержанием в них нитратов. В случае сомнения в количестве содержания нитратов на предметное стекло наносят раствор с известной концентрацией нитратов и повторяется реакция с дифениламина в серной кислоте.
Далее проводился анализ отварных овощей. Для этого овощи помещались в емкость с кипящей водой и кипятились 15 мин.
Результаты исследования: содержание нитратов в исследуемых овощах - картофель сырой 1000-3000мг. на кг., капуста 3000мг. на кг, картофель отварной 500-1000мг. на кг, капуста отварная 1000мг. на кг; черешня, вишня, яблоко500мг. на кг.
Вывод.
Содержание нитратов в овощах больше чем во фруктах. В средней части овощей содержится меньше нитратов, чем под кожурой. Отварные овощи содержат меньше нитратов, чем сырые. Содержание нитратов в овощах превышает допустимые нормы.


Компетентностный подход в практике средней школы с профильным обучением

Филипенко Анастасия, 10 кл., Большелогская МОУ СОШ Аксайского района Ростовской области
Научный руководитель: Меньшикова Ю.А., учитель экономики

Актуальность темы исследования. Динамика рынка труда, обусловленная современными трансформационными процессами в экономике России, повлияла на специфику требований, предъявляемых к высококвалифицированным специалистам в различных сферах бизнеса. В то же время, в сфере самого образования идут процессы реорганизации и модернизации производства образовательных услуг: новые участники; мощное ценовое давление на традиционных поставщиков услуг; слияния и поглощения школ; новые организационные формы реализации услуг образования; появление новых образовательных технологий, оспаривающих старые методы. Жесткая конкуренция и высокая инновационная активность на рынке услуг образования дают возможность специалистам сделать выбор в пользу тех образовательных структур, которые не только обладают современными образовательными технологиями, но и обеспечивают, высоким уровнем образования влияющее на качество профессиональной деятельности специалиста, независимо от ее специфики.
Целью исследования является изучение на основе анализа научной литературы различных моделей компетентностного подхода к планированию и организации среднего образования.
Задачи:
1.выявить сущность и содержание компетентнотного подхода;
2.дать характеристику моделям компетентностного подхода.
В результате решения поставленных задач, установлено следующее:
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
С позиции компетентностого подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход акцентирует внимание на способности использовать полученные знания в процессе обучения, где целью образования является, отражение возможностей обучаемых, рост их личностного потенциала.
С позиции компетентностого подхода основным направлением непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
Реализация компетентностного подхода осуществляется на основе моделей. В настоящее время наибольшую популярность приобрели следующие четыре модели: модель компетенций, основанная на параметрах личности (МК1); модель компетенции решения задач (МК2) развитие умений требуемых для осуществления будущей трудовой деятельности на конкретном рабочем месте; модель компетенций для производительной деятельности (МК3) подчеркивает важность достижения результатов; модель управления деятельностью (МК4).
В результате реализации моделей учащиеся получают обширные, но поверхностные знания в своей профессиональной области и обладают некоторыми очень хорошо развитыми навыками (компетенциями).
Наиболее результативной представляется комплексная модель компетентностного подхода, учитывающая учащихся, не определившихся с будущей профессией и учащихся определившихся с будущей профессией и вузом.
Комплексная модель позволит российским профессиональным школам выпускать учащихся, имеющих необходимые знания, умеющих применить их на практике и обладающих необходимой информацией для выбора и поступления в ВУЗ.

Казачий курень как часть общекультурного исторического наследия

Полонская Лолита, ученица 8 кл. МОУ лицей №1 «Классический » г. Ростова-на-Дону
Научный руководитель: Яковенко В.И., учитель истории МОУ лицей №1 «Классический» г. Ростова-на-Дону

Данная работа носит исследовательский характер и выбор данной темы обусловлен тем, что, посетив станицу Вешенская мы познакомились, с памятниками архитектуры – казачьими куренями представленными во время экскурсии по шолоховским местам. У каждого человека есть свое родное место, где он родился и вырос. Родимый дом для человека есть нечто определенное, конкретно-образное. Образ этот не абстрактен, а всегда предметен и точен и, конечно индивидуален. Разница заключалась в самой атмосфере семьи, семейных привычках, традициях и характерах. Жилища донских казаков были весьма характерны. Свои дома они называли куренями.
Входе исследовательской работы выяснилось, что название казачьему дому связано с тем, что первоначально казачьи Круги собирались или на майдане или в становой избе, а поскольку «круг»по-монгольски – курень, то и избу, где собирался Круг, казаки стали называть куренем. Это же название казаки перенесли и на свои жилища, кроме того, комнаты в курене были соединены по кругу, поэтому казачий курень называют круглым домом. Курени первоначально крылись чаканом, камышом, лубом или тесом, а позже железом. Вокруг дома шёл небольшой балкончик-балясник. Внутри куреня насчитывалось не меньше трёх комнат: стряпная, спальня, чистая или зала. Казачьи курени в XVI-XVII столетиях были, как правило, деревянными, с XVIII века казаки строили и каменные дома-курени. В низовых районах, от Калача до устья Дона, архитектурные особенности казачьего куреня получают дальнейшее развитие. Так, например, высокий фундамент (1,5-2 м) домов был вызван бурными весенними паводками Дона. На восток избегали делать окна, спасаясь от летних суховеев и резких зимних ветров. Классический казачий курень имеет два уровня и состоит из: каменных «низов», деревянных «верхов» и четырёхскатной крыши. В традиционном казачьем курене никогда не было связи между «низами» и «верхами». Каждый из них имел самостоятельные входы. Казаки стремятся сделать свои дома нарядными, красивыми. Архитектурный образ казачьего дома формируется за счёт широкого применения декоративных элементов. Традиционными мотивами декорируются элементы карниза, угловые пилястры, оконные и дверные проёмы. В XIX веке казаки начинают украшать свои дома резными наличниками, карнизами, яркой раскраской дома. Наличники окон, карниз, ограждения балкончиков белились. Казаки любили украшать свои курени портретами государей, военачальников, картинами и репродукциями с изображением битв народов, взятием крепостей. Кроме того, стены казачьих куреней украшались и оружием: саблями, шашками, пистолетами. В зале принимали самых почётных гостей, здесь служили молебны, панихиды. Представленная работа будет интересна не только краеведам, но школьникам, интересующимся своим краем и его историей.

Влияние окружающей среды на здоровье учащихся МОУ РГЭЛ

Иванова Илона, учащаяся 9 класса МОУ РГЭЛ города Ростова-на-Дону
Научный руководитель: Карянова С.Ю., учитель биологии

Нами был проведен мониторинг здоровья учащихся МОУ РГЭЛ, в ходе которого мы использовали методы анкетирования и данные состояния здоровья по медицинским картам. В ходе мониторинга мы установили, что наблюдается ухудшение состояния здоровья учащихся. Возрастает заболеваемость органов зрения (в 4 раза), опорно-двигательного аппарата (в 2 раза), органов пищеварения (в 3 раза), эндокринной системы (в 4 раза).
Мы проанализировали влияние не только известных негативных факторов, влияющих на здоровье учащихся, но и влияние окружающей среды. Так как экологическая обстановка города оставляет желать лучшего. Наш лицей расположен недалеко от ручья Безымянный, который жители города постоянно загрязняют. Поэтому мы предположили, что негативная экологическая обстановка может оказывать влияние на здоровье учащихся. Мы провели сравнительный анализ данных по здоровью нашего лицея со школами расположенными в более благоприятной экологической обстановке. Наши предположения подтвердились, действительно окружающая среда является не последним фактором, который оказывает влияние на здоровье учащихся.
Высокий уровень функциональных нарушений и хронической патологии у школьников, отрицательная динамика состояния здоровья в процессе обучения обусловливают с одной стороны высокую актуальность научных исследований в этой области, с другой - необходимость совершенствования работы образовательных учреждений в направлении сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся (с помощью здоровьесберегающих технологий).
В иерархии человеческих ценностей здоровье занимает ведущее место. Здоровье школьников - одна из приоритетных проблем страны. В России лишь 10% выпускников школ, лицеев, гимназий могут считаться здоровыми. Особенно быстрыми темпами ухудшается здоровье школьниц. Анализ литературы показал, что в последние годы число здоровых девушек - выпускниц составляет не более 6,3%. Почти треть юношей по медицинским показаниями не годятся для службы в Вооруженных Силах. Увеличивается процент детей, не способных освоить программу дневного среднего образования.
Выявлено несколько негативных факторов влияющих на здоровье школьников: неправильно организованное обучение; неблагоприятные санитарно-гигиенические условия обучения; особенности внутришкольной и внешкольной среды обитания школьника; неполноценное питание (Залманов А.С., 1993; Нагаева Т.А., Ильиных А.А., Закирова Л.М., 2007 и др.).

Итоги летней археологической практики на базе музея-заповедника «Танаис»

Высочина Мария, ученица 11 кл. ГЮИ г. Ростова-на-Дону
Научный руководители: Демченко Е.Е., педагог дополнительного образования;
Иванов Д.Н., учитель истории МОУ СОШ №88

В ходе реализации совместного образовательного проекта «Школа-ДАНЮИ-ЮФУ» «Памятники Нижнего Дона и Приазовья» была проведена археологическая практика на базе музея-заповедника Танаис.
Цель: углубленное изучение памятников Нижнего Дона и Приазовья на конкретном археологическом комплексе Танаис.
Задачи:
-закрепление теоретических знаний, полученных в течении учебного года;
-освоение навыков и умений по работе с археологическим материалом;
- участие в раскопках поселений эпохи античности.
Виды деятельности в процессе практики: топографическая съёмка; археологические раскопки; камеральная обработка материала; шифровка найденного материала; теоретические занятия; учебные экскурсии.
Археологические раскопки проводились на площади, которая составила 100 кв. м. Нами был снесен верхний культурный слой. Было обнаружено большое количество местной керамики, фрагменты обработанных костей животных, фрагменты бытовых вещей жителей Танаиса. Удалось установить, что жители занимались рыбной ловлей и ее солением. Все раскопки велись вручную, согласно общепринятой методики археологических исследований.
Данные археологических раскопок позволяют получить представление о жизнедеятельности и занятиях жителей Танаиса.

Высшие водные растения и водоросли окрестностей летнего оздоровительного лагеря «Чайка»

Гвоздякова Виктория, ученица 8 кл. МОУ СОШ № 16, МОУ ДОД ДТДиМ г. Ростова-на-Дону
Научный руководитель: Поважный В.В., аспирант ММБИ, научный сотрудник Южного научного центра РАН

Исследования проводились с 15 по 25 июля 2008 г. на базе летнего лагеря «ЮНЭК» (Ростовская область, Миллеровский район, окрестности с. Новниколаевка, ЛОД «Чайка»). Цель работы – изучить видовой состав и особенности высших водных растений и водорослей в водоёмах окрестностей лагеря.
Для этого по стандартным методикам отбирались пробы в следующих водоёмах: р. Калитва в разных местах, два стоячих водоёма в пойме реки, оз. Лебяжье. Растения собирались вручную с поверхности воды и с помощью гидробиологического сачка. Определение растений в живом состоянии проводилось по иллюстрированным атласам и с помощью определителя «Флора Нижнего Дона».
В результате исследования обнаружено 12 видов водных растений: 3 вида водорослей и 9 видов высших растений. Среди них 5 видов (водоросли амфора и энтероморфа, многокоренник обыкновенный, ряски малая и трёхдольная) являются свободно плавающими на поверхности или в толще воды, 7 видов (рдест курчавый, рдест гребенчатый, уруть и др.) укореняются в грунте. Изучены особенности внешнего строения и экологии растений. Свободно плавающие водные растения встречаются только в стоячих водоёмах, где их не может унести течением. Прикреплённые растения более обильны в реке Калитва, где солнечный свет и кислород более доступны.

Комплексная характеристика степных экосистем окрестностей
с. Новониколаевка

Квартник Вера, ученица 11 кл. Гимназия № 45, МОУ ДОД ДТДиМ г. Ростова-на-Дону
Научный руководитель: Матецкая А.Ю., доцент каф. ботаники и зоологии ПИ ЮФУ

Цель работы – комплексный анализ степной экосистемы, включающий изучение растительного и животного мира как самостоятельных единиц и в их взаимосвязи. Актуальность данной темы связана с ведущей ролью степи как зонального типа растительности Ростовской области, высоким видовым богатством и разнообразием растительного и животного мира степных экосистем. Исследования проводились в окрестностях с. Новониколаевка (Миллеровский район Ростовской области) на базе летнего лагеря «ЮНЭК» с 15 по 30 июля 2008 г.
Видовой состав растений и животных выявлялся маршрутным методом на участках плакорной песчаной степи, остепнённых склонах балок и берегах р. Калитва. Исследования энтомофауны проводились путём энтомологического кошения и ручного сбора, а позвоночных животных – с помощью биноклей и по голосам.
В результате исследования выявлены характерные виды растений степи, изучены их приспособительные особенности и характер растительного покрова степи в целом. Среди объектов животного мира наиболее детально исследовалась энтомофауна степи: установлен систематический состав, изучены трофические группы и жизненные формы насекомых, включая виды, требующие охраны (сивчук, дыбка степная, богомол обыкновенный, пчела-плотник). Охарактеризована фауна позвоночных животных степи района исследования, среди которых 1 вид пресмыкающихся и 3 вида млекопитающих; изучены типы питания встреченных птиц. Проанализированы трофические связи обитателей степи и построена связывающая их пищевая сеть.



Экологический проект «Жители нашего города и бытовые отходы»

Хромова Анастасия, ученица 9 кл. ЦДОД г. Зернограда
Научный руководитель: Гданская А.В., педагог дополнительного образования

Цель исследования: изучение проблемы загрязнения городской среды ТБО
Задачи исследования:
1. Провести анкетирование жителей исследуемых домов и дворников
2. Выявить несанкционированные свалки мусора
3. Оценить уровень экологической культуры горожан через:
- анализ причин загрязнения территории вокруг исследуемых домов;
- состояние контейнерных площадок для сбора ТБО около этих домов;
- выявление уровня осведомлённости жильцов о вреде скопления мусора для городской среды;
- выявление готовности жильцов к селективному сбору ТБО.
Предмет исследования: уровень экологической культуры жителей города в контексте их отношения к загрязнению окружающей среды ТБО
Объекты исследования:

· территория вокруг домов;

· площадки с контейнерами для сбора ТБО;

· несанкционированные свалки мусора

· жители исследуемого микрорайона;

· дворники, ответственные за уборку мусора
Человечество всегда производило отходы жизнедеятельности. Первобытных людей было очень мало, в эпоху античности, в средние века, и вплоть до новейшей истории человечество утилизировало практически всё, что производило, поэтому проблемы складирования отходов и их утилизации не возникало. Эта проблема встала очень остро, когда научно-технический прогресс привёл общество к эпохе потребления.
История человека неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. В настоящее время на Земле проживает более 6 миллиардов человек; их жизнедеятельность обеспечивается такими способами производства, которые непременно наносят определённый ущерб окружающей среде. Ведь развитие техники неизбежно влечёт за собой ухудшение экологии городов, стран, нашей планеты.
В настоящее время возникла проблема совместимости человеческой жизнедеятельности с состоянием окружающей среды. Не дойдёт ли загрязнение природы до такой степени, когда дальнейшее существование рода человеческого станет фактически невозможным? Рост городов и городского населения приводит к интенсивному накоплению ТБО, крупногабаритного мусора. Всё это является источником антропогенного загрязнения окружающей среды.
Выводы: значимость проведённых исследований и ценность полученных результатов заключается в том, что далеко не все жители понимают и осознают важность и актуальность проблемы ТБО. Мусор под окнами домов часто образуется из-за того, что молодёжь, употребляя пиво, чипсы и др. продукты (очень большое скопление магазинов, кафе, которые работают круглосуточно) не удосуживаются выбрасывать отходы в контейнера, а выбрасывают там, где придется. Иногда мусор поджигают, а это приводит к выбросу в атмосферу угарного газа, распространение зловонного запаха в квартиры жильцов. Возле мусорных свалок наблюдается большое количество бродячих и голодных собак и кошек. Большое количество быстроразлагающихся органических веществ, болезнетворные организмы воздействуют на окружающую среду. Отсюда очевидна связь проблемы ТБО с вредным воздействием на здоровье людей. Чтобы решение этой проблемы стало реальностью необходимо повышение уровня экологической культуры населения.

Анализ биотопической приуроченности растений макрофитов
низовья Дона

Гордеев Вадим, ученик 9 кл. ЦДОД г. Зернограда
Научный руководитель: Гданская А.В., педагог дополнительного образования

В рамках Всероссийского профильного эколого-биологического лагеря «Зелёная планета» с 25 июня по 15 июля проводились комплексные исследования речной экосистемы Нижнего Дона, где и была выполнена учебно-исследовательская работа, посвященная изучению разнообразия высшей водной растительности.
Цель исследования: изучение биотопической приуроченности растений макрофитов литоральной зоны низовья реки Дон.
Задачи исследования:

· изучение высшей водной растительности как индикатора качества речных вод;

· знакомство с методикой описания водной растительности;

· изучение растений макрофитов литорали низовья Дона методом закладки пробных площадей (100 кв.м) и определение видового состава водных фитоценозов.
Объект исследования: участок нижнего течения реки Дон в пределах Багаевского района Ростовской области, расположенный в окрестностях эколого-биологического лагеря. Изучение видового разнообразия растений макрофитов проводилось в литоральных зонах участка низовья Дона протяженностью около 1,5 км на 5 створах, расположенных друг от друга на расстоянии около 300 м.
В любой природной зоне можно найти разнообразные водоёмы: озёра, пруды, водохранилища, реки, ручьи. Все они, как правило, не лишены растительности. Зачастую растения играют здесь большую роль, в массе развиваясь у берегов на мелководье, образуя обширные подводные заросли на дне, а иногда – сплошной покров на поверхности воды.
Растительный мир водоёмов многообразен. Здесь можно найти не только цветковые растения, но и папоротники, хвощи, мохообразные. Богато представлены водоросли, большинство из которых различимы лишь под микроскопом.
Водные растения разнообразны и по своему положению в водоёме. Одни из них целиком находятся под водой, полностью погружены (элодея, роголистник, различные рдесты); другие погружены в воду только своей нижней частью (хвощ приречный, камыш озёрный, стрелолист, частуха подорожниковая). Есть и такие, которые свободно плавают на водной поверхности (ряски, водокрас лягушачий, сальвиния). Наконец, некоторые обитатели водоёмов имеют плавающие листья, но их корневище прикреплено ко дну (кубышка желтая, кувшинка белая, горец земноводный).
Роль высшей водной растительности в формировании качества воды водоёмов очень велика. Зелёный пояс макрофитов вдоль берегов является как бы первой «полосой обороны» водоёмов от поступающих с водосбора загрязнённых вод, обогащенными биогенными элементами.
Выводы:
1. Изучением видового разнообразия макрофитов литоральной зоны левобережья нижнего течения реки Дон определено всего 63 вида высших водных растений, относящихся к 47 родам и 18 семействам.
2. Соотношение растений двух экологических групп (гидатофиты и гигрофиты) на всех изученных пробных площадях примерно одинаково и составляет 1:1.
3. Максимальное развитие макрофитов установлено на литорали с песчаным слабо заиленным дном, то есть на ПП1, ПП2, ПП3.
4. Учитывая индикаторную значимость отдельных видов макрофитов, входящих в водные фитоценозы, по сапробности изученные участки реки можно оценить как преимущественно бета-мезасапробные зоны. Общее состояние фитоценоза оценено как относительно благополучное.

Итоги исследовательской работы
летнего экологического лагеря «ЮНЭК - 2008»

Гаврилов Сергей, ученик 9 кл. МОУ СОШ «Источник», городской экологический клуб «ЮНЭК» ДТДиМ
Научный руководитель: Матецкая А.Ю., доцент естественного факультета педагогического института ЮФУ

Городской экологический лагерь «ЮНЭК» проходил в июле этого года в Миллеровском районе Ростовской области на базе ЛОД «Чайка».
Участниками летнего научно-практического лагеря «ЮНЭК» стали старшеклассники городского экологического клуба «ЮНЭК» Дворца творчества детей и молодежи, экологических объединений городской экологической Лиги и школ города.
Природное разнообразие окрестностей лагеря: песчаные степи, выходы меловых отложений, пойменные, байрачные и насаженные аренные леса, река Калитва и озеро Лебяжье привлекли внимание для проведения учебно-исследовательских работ в течение многих лет.
В течение 18 дней мы проводили комплексные исследования степных, лесных и водных экологических систем, наблюдали и описывали флору и фауну этого района. Знакомство и изучение природных сообществ проходило по 4 направлениям: ботаника с основами экологии растений, энтомология, орнитология и гидробиология. Учебно-практическими исследованиями в лагере руководили ученые из ЮНЦ РАН и ЮФУ. В полевые наблюдения и сбор материалов входило изучение растительности, описание беспозвоночных, энтомофауны, орнитофауны и млекопитающих, отслеживались взаимосвязи всех компонентов экосистем.
Программа лагеря «ЮНЭК» включала курс школы выживания в природе, где мы изучали лекарственные и пищевые растения, способы их применения в экстремальных ситуациях, учились строить жилища из природного материала, осваивали спортивные навыки. Мы смогли применить полученные знания на практике в командных играх: «Робинзонада» и «Тропа испытаний».
После изучения всех экосистем руководители предложили нам темы индивидуальных исследований. По итогам практики проводилась научно-практическая конференция, на которую было представлено 32 доклада, с обобщением результатов исследований данного района.
Материалы летней экологической практики будут представлены на весеннюю научно-практическую конференцию ДАНЮИ.


Изучение качества питьевой воды г. Зернограда

Буян Роман, ученик 9 кл. МОУ СОШ №2, ЦДОД г. Зернограда
Научный руководитель: Гданская А.В., педагог дополнительного образования
Цель исследования: изучение проблем водопользования и качества питьевой воды Зерноградского района.
Задачи исследования:

· знакомство с методикой определения качества воды по физико-химическим свойствам;

· определение активной реакции среды, жесткости воды, минерализации;

· определение сульфатов, нитратов, хлоридов в исследуемых образцах воды.
Объект исследования: источники питьевой воды Зерноградского района
В последние годы всё чаще и чаще население нашей планеты беспокоит проблема воды. Вода являлась колыбелью жизни многих уже исчезнувших цивилизаций, да и ныне существующие во многом зависят от её наличия.
Вода – живительная влага на Земле. Без неё не могут обойтись ни растения, ни животные. Без неё беспомощен человек в быту, сельском хозяйстве, промышленности.
Вода – самое распространенное неорганическое соединение на нашей планете. Вода – основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в главном движущем процессе на Земле – фотосинтезе. Она присутствует во всей биосфере, в водоёмах, в воздухе, в почве, во всех живых существах. Последние содержат до 80-90% воды в своей биомассе, и поэтому академик В. И. Вернадский определил жизнь как живую воду.
Именно поэтому знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери посвятил воде незабываемые строки: «Водатебя невозможно описать, тобой насладиться, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь»
В естественном состоянии вода никогда не свободна от примесей. В ней растворены различные газы и соли, находятся взвешенные твердые частички. В одном литре пресной воды может содержаться до одного грамма солей.
Вода – это среда, а в большинстве случаев и участник многочисленных химических реакций, происходящих в организме, который строго регулирует её содержание в каждом органе и каждой ткани.
Хорошая, чистая вода, потребляемая человеком, это одно из основных условий его здоровья. По данным Всемирной организации здравоохранения, 80 % всех заболеваний человека – результат экологически грязной воды. И это не удивительно, если вспомнить, что человек на 80 % состоит из воды, то мы то – что мы пьём.
Оценивать качество питьевой воды люди должны везде и всегда: дома на даче, в походе, в путешествиях. Это поможет предотвратить многие неприятности в жизни.
Вывод:
учитывая результаты проведённого изучения физико-химических свойств проб воды, отобранных в разных водоисточниках на территории Зерноградского района, можно сделать вывод о постоянном ухудшении качества подземных вод, связанном с загрязнением окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека; сточные воды города, проходящие через очистные сооружения, являются недостаточно очищенными. В целом, на территории района, по качеству питьевой воды удовлетворительная обстановка, характеризующаяся соответствием воды санитарно-гигиеническим нормам со слабым превышением ПДК по двум органолептическим показателям: общей жесткости и хлоридам.

Растительные индикаторы

Подольская Валерия, ученица 9 кл. МОУ СОШ №2 г. Зернограда Ростовской области
Научный руководитель: Гданская А.В., педагог дополнительного образования

Химические индикаторы – это сложные вещества, изменяющие окраску в различных средах: нейтральной, щелочной, кислой.
Меня заинтересовал вопрос: могут ли пигменты растений быть индикаторами? Могут ли растительные индикаторы полноценно заменить химические индикаторы с целью охраны здоровья и окружающей среды?
Цель работы: формирование представления о природных индикаторах, растительных пигментах, исследование изменения пигментов растений в различных средах, их свойств.
Моей задачей было выяснить возможность применения пигментов растений в роли биоиндикаторов как экологически безопасных для здоровья человека.
Составной частью растений являются пигменты – создатели разнообразной цветовой гаммы. Удивительное многообразие волшебного цветочного ковра создаётся простыми средствами, находящимся в «химическом отделе» фабрики растительного мира – двумя видами пигментов – ксантинами, окрашивающими лепестки цветов в жёлтый, оранжевый цвета, и антоцианами, придающими лепесткам красный, голубой и фиолетовые цвета. Огромное количество тонов и оттенков получается при смешивании пигментов с солями, извлекаемыми корнями растений из почвы.
Мною было исследовано большое количество ярко окрашенных цветков и плодов растений. По окончанию эксперимента я пришла к выводам:

· пигменты растений могут быть использованы в роли индикаторов;

· преимущество растительных индикаторов в их доступности;

· растительные индикаторы не оказывают вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека;

· недостаток растительных индикаторов в том, что они изменяют окраску независимо от концентрации кислоты и щелочи. Концентрация реакционной среды лишь влияет на интенсивность окраски;

· растительные индикаторы могут найти достойное применение в школьной химической лаборатории;

· я стала обладателем коллекции индикаторов на разные случаи жизни, не заглядывая в магазин химических реактивов.








13PAGE 15


13PAGE 14615











Root EntryЎ: 15Times New Roman Центр работы с одаренными детьми Центр работы с одаренными детьми