Проект Попугаевой Евы Мезенская роспись
Творческий проект«Роспись разделочной доски в технике «Мезенская роспись» Выполнила: ученица 6 «А» классаПопугаева Ева Руководитель: учитель ИЗО Панкова Т.А.г. Ярцево,2016 г. Обоснование выбора темы:1. Я родилась в Архангельске, а Мезенская роспись из Архангельской области. Мне захотелось еще ближе узнать про свой родной край;2. Я очень люблю рисовать, а с росписью еще не сталкивалась, поэтому и выбрала этот проект, чтобы изучить и этот вид искусства;3. На мой взгляд это самая лаконичная роспись, но при этом в ней заложен внутренний смысл сюжета. Роспись выполняется с использованием двух цветов и большого количества символики, что очень интересно;4. Узнать возникновение данной росписи и чем она отличается от других росписей;5. Разнообразить круг своих знаний; Определилась с темой проекта:«Роспись разделочной доски в технике «Мезенская роспись» Цель работы: расписать разделочную доску в Мезенской технике.Для реализации данной цели были выдвинуты следующие Задачи:- познакомиться с историей народного промысла «Мезенская роспись»;- научиться техники данной росписи;привить и воспитать любовь к традициям народного искусства, дать знания по истории декоративного искусства Русского Севера;Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:анализ литературы и материалов Интернет- ресурсов по данной теме; интервьюирование. Проблема- расписать разделочную доскуПроектирование (планирование)Поиск- методы исследования, практическая частьПродукт- разделочная доскаПрезентация Подготовительный (беседа, опрос, анкетирование).Практический. 1. Ознакомление с литературой. 3. Беседа с педагогом истории. 4. Выявление основных требований к изделию. 5. Исследования. 6. Разработка идей и вариантов. 7. Анализ идей и выбор лучшего варианта. 8. Выбор материалов, инструментов, оборудования. 9. Последовательность изготовления изделия. 10. Экономическое обоснование. 11. Изготовление изделия, контроль качества.Заключительный 12. Оформление проекта. 13. Самооценка. 14. Практическая значимость. Структура проекта История развития художественного промысла Роспись - это украшение изделий с помощью кистей и красок. Применяется очень широко. Используется в народных промыслах, в архитектуре. Росписью украшают ткани, стены, посуду, элементы интерьера и быта. На Руси известны несколько видов росписи, отличающихся традиционными элементами и цветовыми сочетаниями. Мезенская роспись - одна из наиболее древнихрусских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, кото-рые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости,принося в жизнь радость и красоту.Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы- Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры. Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян. Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906 году. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба,других стихий идут ещё с наскальных рисункови являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Основные элементы росписи Для того, чтобы сделать красную краску, требовалось смешать растертый мергель, красный камень с берегов реки с тающей смолой, затем эту смесь клали в горшочек и ставили в печь, в тепле смола растягивалась, и получалась красная краска.Способ приготовления черной краски был еще более незамысловат. Принцип производства оставался тем же, только мергель заменяли на сажу. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции. Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены. Данный проект был выполнен в соответствии с планированием времени работы над ним – 14 часов.1 неделя (2 часа). Постановка цели, задачи. Выбор литературы, побор материалов, инструментов.2 неделя (2 часа).Исследование и развитие идеи. Сбор информации (библиотека, интернет). Оценка своих возможностей, знаний, умений, навыков.3 неделя (2 часа). Поиск альтернативных вариантов. Изготовление эскизов, чертежей.4 неделя (2 часа). Разработка последовательности изготовления. Составление композиции рисунка.5 неделя (2 часа) и 6 неделя (2 часа). Практическая деятельность по выполнению росписи разделочной доски 7 неделя (2 часа). Анализ и оценка изделия. Круглая доска-заготовка толщиной 6 мм.Краски – гуашь(2 цветов: красный и черный).Кисти (колонок) №1; №2; №4; Палитра (для удаления лишней краски с кисти). Лак. Оборудование Этапы практической работы В результате проделанной работы можно с уверенностью сделать вывод: цель проекта достигнута, я расписала разделочную доску в технике «Мезенская роспись»,я ознакомилась с историей декоративно-прикладного и народного творчества России, законами композиции, самостоятельно рисовала эскизы, разрабатывала и оценивала свой проект.научилась планировать нужный результат, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; систематизировать и анализировать информацию, применять методы исследования на практике. Применение:- в качестве подарка в качестве пособия Мезенского народного промысла на уроках ИЗО как декор интерьера как разделочную доску в качестве декорации к спектаклю к сказкам